Франция и Япония

 

Два союзника Великобритании за годы войны также до­бились большого прогресса в деле развития морской авиа­ции. Впервые французский флот проявил интерес к авиации и 1908 году. Специальная комиссия из 30 офицеров прибы­ла, чтобы проследить за полетами Уилбура Райта в районе Ле Мана. В 1910 году была создана другая комиссия под пред­седательством адмирала Ле Порда, она должна была изучить возможности использования дирижаблей для нужд флота. Ко­миссия рекомендовала флоту обратить свое внимание на са­молеты. По утверждениям офицеров, им предстояло сыграть значительную роль в будущей войне. Было сделано предло­жение создать воздушные силы ВМФ.

Командование флота согласилось с этим и сразу начало действовать. Был приобретен первый летательный аппарат фран­цузского флота — гидросамолет Мориса Фармана. Для обуче­ния полетам было выделено 7 офицеров. Так Франция опередила и Англию, и Соединенные Штаты. Именно французский флот первым в мире обзавелся собственной «авиацией».

В 1912 году старая «матка миноносцев» (как тогда говори­ли) «Фудр» (6086 тонн, 1895 год) был переоборудован для базирования на нем гидросамолетов. Обычно их кранами спускали за борт, и самолеты взлетали с воды. Потом они садились на воду возле борта корабля, и кранами их подни­мали обратно на борт. «Фудр» мог нести 2 гидросамолета. Он стал первым в мире кораблем, который участвовал в манев­рах флота вместе со своими самолетами. Это произошло в 1913 году на Средиземном море. На носу корабля была со­оружена платформа, и 8 мая 1914 года гражданский пилот и авиаконструктор Ренэ Кодрон взлетел с нее, когда «Фудр» стоял в гавани Сен-Рафаэль.

Во время Первой Мировой войны «Фудр» имел на борту до 8 гидросамолетов и действовал в Восточном Средиземно­морье. Он помогал англичанам в районе Суэца и участвовал в Дарданелльской кампании в 1915 году.

Окончание войны затормозило дальнейшее развитие авиа­носцев во Франции, хотя интерес к ним оставался серьез­ным. В 1916 году французское адмиралтейство изучило про­блему постройки авианосца с полной полетной палубой. Французы переоборудовали 3 ламаншских парохода в гид­роавианосцы примерно по той же схеме, что и Королевский Флот. Это были «Па-де-Кале», «Норд» и «Роуэн». Они могли нести по 2 гидросамолета. (Позднее было предложено модернизировать их, чтобы они могли нести уже по 4 самолета) В 1917 году к ним присоединился маленький пароходик «Дорада», бывший немецкий приз. Он нес только 1 гидросамолет и служил в Касабланке.

За годы войны численность французской береговой авиа­ции значительно выросла, и к концу 1918 года французский флот имел 1264 самолета и 34 дирижабля:. Для сравнения укажем, что весной 1918 года, когда КМВС стала частью КВВС, Королевский Флот имел более 3000 самолетов и 103 дирижабля. Сравнивая французскую морскую авиацию с авиа­цией других флотов, следует иметь в виду, что французы всегда отдавали приоритет развитию армейской авиации, а не морской. Кроме того, французская промышленность по­ставила большое количество самолетов союзникам, особен­но Соединенным Штатам.

 

Японская морская авиация родилась в 1912 году, когда 3  лейтенанта были посланы во Францию обучаться поле­там, а 2 были отправлены в летную школу Гленна Кертисса в Соединенные Штаты. Одним из них был лейтенант Ши­кую Накадзима, позднее ставший основателем и президен­том компании «Накадзима». Японский флот приобрел 3 гид­росамолета-биплана «Морис Фарман» английской построй­ки и летающую лодку-биплан Кертисса. 2 ноября японские летчики совершили первые полеты в Японии на военно-мор­ской Паю Йокосука.

В конце осени 1913 года транспорт «Вакамия-мару» (7600 тонн, 1910 год) использовался для проведения экспериментов с гидросамолетами. Потом он был перестроен в базу гидросамолетов и мог нести 2 целых и 2 разобранных гидро­самолета. Впервые он принял участие в боях во время осады Циндао (Киао-чао) под названием «Вакамия». Слово «мару», применяющееся для обозначения торговых судов, было из названия выброшено. В бухте Киао-чао «Вакамия» появился 1 сентября 1914 года. На нем базировались улучшенные гидросамолеты Фармана: трехместные машины со скоростью 60 миль/час, потолком почти 10000 футов и продолжитель­ностью полета 4,5 часа. Эти гидросамолеты проводили разведывательные полеты и имели несколько безрезультатных сты­чек с немецкими самолетами. Снарядами, спешно переде­ланными в авиабомбы, им удалось потопить минный загра­дитель. После того как «Вакамия» подорвался на мине и был поврежден, его самолеты проводили полеты с временной базы на берегу. Корабль был отремонтирован в Японии и в ноябре 1914 года вернул японскую «морскую авиацию» до­мой из Китая.

Интерес японского флота привел к тому, что из Англии и Франции начали поступать самолеты и прибывать специали­сты. Проводились эксперименты с самолетами, взлетающими с платформ, установленных на башнях главного калибра. Ко­раблестроительная программа 1918 года предусматривала по­стройку 2 авианосцев. «Хосё» (Летящий феникс) был зало­жен 19 декабря 1919 года. Он стал вторым авианосцем специ­альной постройки в мире после английского «Гермеса».

«Хосё» имел маленькую надстройку с треногой мачтой. Дым выводился через 3 небольшие трубы позади мостика, которые на время полетов откидывались в горизонтальное положение. В 1923 году остров был снят, чтобы обеспечить дополнительное пространство на палубе. «Хосё» имел водо­измещение 7470 тонн, длину 542 фута и скорость 25 узлов. По проекту его авиагруппа должна была состоять из 7 истре­бителей, 10 штурмовиков и 4 разведчиков. 2 элеватора свя­зывали ангарную и полетную палубы. «Хосё» был достроен в декабре 1922 года, и 22 февраля следующего года английс­кий пилот-испытатель фирмы «Мицубиси» совершил пер­вую посадку на его палубу. 16 марта 1923 года лейтенант Сюнити Кара совершил вторую посадку на «Хосё». Началась служба этого авианосца, которая длилась 22 года.

Японская кораблестроительная программа 1923 года дол­жна была уравнять японский флот с флотами Великобрита­нии и Соединенных Штатов. Среди прочих кораблей она предусматривала постройку 2 авианосцев водоизмещением 12500 тонн.