Вашингтонская конференция

 

Когда в марте 1920 года Уоррен Дж. Гардинг стал прези­дентом Соединенных Штатов, в стране все более крепли тенденции изоляционизма и экономии. В то же время Соеди­ненные Штаты строили колоссальный флот, возглавлять который должны были 10 линкоров и 6 линейных крейсеров. Последние должны были стать самыми крупными военны­ми кораблями в мире (43500 тонн, 8 — 406-мм орудий). Эта честолюбивая программа совершенно не отвечала настрое­ниям, доминирующим в стране. Поэтому президент Гардинг разослал главам крупнейших держав приглашения на всеоб­щую конференцию по разоружению, которая должна была состояться в Вашингтоне.

Великобритания встретили приглашение с энтузиазмом. Страна только что завершила очень дорогостоящую войну, и крупная кораблестроительная программа была ей сейчас просто не по карману. Но зато Япония начала строительство флота, который не уступал ни одному флоту в омывающих ее морях. Японское правительство долго колебалось, но все-таки прислало своего представителя в Вашингтон. Франция и Италия приняли приглашение без колебаний.

Делегаты собрались 12 ноября 1921 года. Американский государственный секретарь Чарл Эванс Хьюз открыл встре­чу драматическим заявлением. Он предложил разобрать по­чти все строящиеся американские линкоры плюс еще не­сколько старых кораблей, всего 30 единиц. Английский и японский делегаты бурно аплодировали. Но их энтузиазм значительно увял, когда Хьюз зачитал список из 36 анг­лийских и японских кораблей, которые следовало исклю­чить из состава флотов. Он также предложил, чтобы соотношение сил флотов США, Великобритании и Японии после этого сокращения определялось соотношением 5:5:3. Мень­шие квоты были установлены для Италии и Франции. В то время считалось, что для успеха операции флот нападаю­щей стороны должен превосходить силы обороняющихся по крайней мере в 2 раза. Предложенные соотношения не позволяли добиться такого преимущества и должны были помочь сохранить мир. С некоторыми небольшими поправ­ками это предложение было принято. Было также подпи­сано соглашение, определившее демилитаризованные зоны на Тихом океане. Однако данные ограничения касались только постройки новых линкоров. Англия категорически отвергла любые ограничения на строительство новых крей­серов за исключением максимальных размеров и воору­жения. Франция отказалась принять любые ограничения на подводные лодки.

Детали договора были выработаны на заседаниях рабо­чих комиссий к общему удовлетворению делегатов. И хотя адмиралтейства практически всех стран остались недоволь­ны, 6 февраля 1922 года был подписан «Договор об огра­ничении морских вооружений». Соединенные Штаты и Ве­ликобритания должны были сохранить по 15 линкоров, а Япония — 9. Текстом договора линкор определялся как ко­рабль водоизмещением более 10000 тонн и с орудиями ка­либра больше 203 мм. Чтобы выполнить это условие, Со­единенным Штатам предстояло разобрать 16 доютландс­ких (1916 год) и 11 строящихся кораблей. Великобритания должна была пустить на Слом 20 доютландских и 4 строя­щихся корабля. Японии предстояло разделать на металл 10 старых линкоров, 6 строящихся и отменить постройку еще 8 заказанных линкоров.

Договором предусматривалось, что подписавшие его стра­ны будут иметь авианосцы общим водоизмещением:

 

США                             135000 тонн

Великобритания          135000 тонн

Япония                          81000 тонн

Франция                        60000 тонн

Италия                           60000 тонн

 

В договоре тонна была определена как 2240 римских фун­тов, а стандартное водоизмещение — как водоизмещение полностью законченного корабля, укомплектованного ко­мандой, оснащенного итогового к выходу в море. В стан­дартное водоизмещение входили боеприпасы и снаряже­ние, продовольствие и пресная вода для экипажа, но из него исключались топливо и пресная вода для машинных установок.

Авианосец был определен как корабль с водоизмещением, превышающим 10000 тонн, спроектированный специ­ально и исключительно для того, чтобы нести, запускать и принимать самолеты. Калибр орудий авианосца не должен был превышать 203 мм, а общее количество орудий калиб­ром более 152 мм не должно было превышать 10.

При этом предусматривалось, что водоизмещение авиа­носца не должно превышать 27000 тонн, исключая 2 авианосца, которые могли быть перестроены из заложенных ра­нее линкоров. В противном случае эти корабли должны были пойти на слом.

Но эти ограничения не касались уже существующих авианосцев (и строящихся «Гермеса» и «Лэнгли»), которые рассматривались скорее как экспериментальные корабли. Дого­ворные ограничения никак не затрагивали развития авиа­носцев. Политики были мало сведущи в военно-морских де­лах, и потому санкционировали стремительное развитие морской авиации в ближайшие десятилетия.

Таким было положение дел, когда 30 марта 1922 года в состав американского флота вошел авианосец «Лэнгли», бывший угольщик «Юпитер». Свое новое название он по­лучил в честь замечательного астронома и физика Сэмюэля Пирпонта Лэнгли, который проводил опыты с летатель­ными аппаратами в начале 1898 года. «Лэнгли» получил бор­товой номер CV-1, открыв «авианосную серию» в системе нумерации, введенной американским флотом 2 года назад.

Пока шли работы на «Лэнгли», капитан-лейтенант Год­фри де Курсель Шевалье возглавил группу из 15 морских летчиков, тренировавшихся для полетов с «Лэнгли». Они отрабатывали посадку на платформу длиной 100 футов, сооруженную на угольной барже.

В сентябре 1922 года «Лэнгли» завершил испытания и вы­шел в море. 17 октября, когда корабль стоял на якоре в Нью-Йорке на реке Гудзон, капитан 2 ранга Вирджилл К. Гриффин совершил первый взлет с его палубы на биплане VE-7SF. Через 9 дней капитан-лейтенант Шевалье совершил посадку на палубу «Лэнгли» на биплане «Аэромарин». В это время авианосец шел со скоростью 12,5 узлов. Когда самолет коснулся полетной палубы, его деревянный пропеллер оторвался, но все кончи­лось благополучно. (Шевалье погиб менее чем год спустя, раз­бившись на самолете возле Норфолка.) В то время тормозное устройство «Лэнгли» состояло из тросов, натянутых на высоте 10" вдоль полетной палубы. Эта не совсем удачная конструкция использовалась на американских авианосцах до 1929 года.

«Лэнгли» был спроектирован, чтобы нести 34 самолета. На нем должны были базироваться 12 «одноместных истребителей», 12 «двухместных корректировщиков», 4 «торпедонос­ца» и 6 «80-узловых гидросамолетов-торпедоносцев». В тече­ние 3 лет «Лэнгли» использовался как экспериментальный корабль, испытывая самолеты и авиационное оборудование, обучая пилотов и отрабатывая методы ведения операций. На борту корабля случались аварии, но не было ни одного смер­тельного исхода.

В марте 1925 года на борт «Лэнгли» была отправлена эскад­рилья истребителей ВМФ — первая эскадрилья, выделенная американскому авианосцу. Тогда же «Лэнгли» был придан Ли­нейному Флоту, что положило конец его использованию в ка­честве чисто экспериментального корабля. Весной того же года он принял участие в маневрах американского флота. Хотя са­молеты «Лэнгли» почти не оказали влияния на исход военной игры, была доказана возможность действий тихоходного авиа­носца в составе флота. В результате главнокомандующий аме­риканским ВМФ приказал ускорить ввод в строй двух следую­щих американских авианосцев — «Саратоги» и «Лексингтона».