Английские, французские и японские авианосцы, перестроенные из линкоров

 

Кроме американских «Саратоги» и «Лексингтона», еще 5 линкоров были перестроены в авианосцы в соответствии с пунктами Вашингтонского договора: по 2 в Англии и Япо­нии и 1 во Франции. Кроме того, Королевский Флот занял­ся очередной перестройкой «Фьюриеса», так что этот авиа­носец принадлежал одновременно и к первому, и ко второ­му поколениям.

Проведенное в ноябре 1917 — марте 1918 года второе пе­реоборудование «Фьюриеса» оказалось неудачным. Его взлет­ную и посадочную палубы, разделенные надстройками и тру­бой, было очень трудно использовать. Кроме очевидной опас­ности размещения надстройки в конце посадочной палубы, существовала и другая. Труба извергала потоки горячего дыма прямо над посадочной палубой и сильно мешала садящемуся самолету. В 1921 году «Фьюриес» снова попал на верфь и вы­шел с нее только в 1925 году уже как гладкопалубный авиа­носец. Новая посадочная палуба располагалась на 30 футов выше старой. Ангар имел двери в передней части, открываю­щиеся на вторую полетную палубу. Она позволяла самолетам взлетать с нижнего уровня, в то время как другие самолеты садились на верхнем уровне. Однако достаточно быстро от ис­пользования нижней взлетной палубы отказались, и все по­леты стали проводить только с верхней палубы, имеющей размеры 550 х 150 футов. Маленькие дымоходы были прове­дены под полетной палубой на корму, выводя дым через зад­ний конец ангара или полетной палубы. Это привело к потере большого пространства и перегреву конструкций кормы. В передней части полетной палубы была установлена подъемная штурманская рубка. На время полетов она могла опуститься вниз, вровень с полетной палубой, если это было необходи­мо. Это устройство не пользовалось любовью ни офицеров корабля, ни летчиков, которые считали, что обычная остро­вная надстройка, как на других авианосцах, не является помехой и очень важна при определении точности захода на посадку. Подъемная рубка «Фьюриеса» в 1939 году была заме­нена маленьким мостиком на правом борту. Вооружение авиа­носца сократилось до 10 — 140-мм орудий, 4 — 102-мм зе­ниток и нескольких мелких автоматов. Как ни странно, но в 1925 году, войдя в состав флота, «Фьюриес» все еще имел 12 торпедных аппаратов. Его авиагруппа состояла из 6 звеньев: 1 истребительного, 2 корректировочных, 1 разведывательно-корректировочного, 2 торпедоносных. Обычно звено состоя­ло из 6 самолетов.

Следующие 2 авианосца, вошедшие в состав Королевско­го Флота, тоже были перестроены из линейно-легких крейсе­ров. Ранее «Корейджес» и «Глориес» имели водоизмещение 22700 тонн и были вооружены 4 орудиями калибра 381 мм.

Эти корабли имели очень слабую броню, а по сравнению с последними линейными крейсерами — и слишком слабое воо­ружение. Поэтому было решено перестроить их в авианосцы в соответствии с Вашингтонским договором. Оба корабля стали на верфи в 1924 году. С них были сняты надстройки и орудий­ные башни. «Корейджес» и «Глориес», как и ранее «Фьюриес», получили двухуровневую полетную палубу, однако верхняя палуба на этих кораблях имела размеры 570 х 110 футов. Ост­ровная надстройка, которую венчала толстая труба, позволя­ла без труда отличить эту лиру от «Фьюриеса». Корабли имели скорость 32 узла и были вооружены 16 — 120-мм зенитными орудиями. В то время этого казалось более чем достаточно. Каж­дый авианосец мог нести 48 самолетов (на 12 больше, чем «Фьюриес»), хотя обычно они имели на борту по 6 звеньев — 2  истребительных, 2 разведывательно-корректировочных, 2 торпедоносных. «Корейджес» был веден в строй как авиано­сец в 1928 году, «Фьюриес» — в 1930 году.

После перестройки 3 линейно-легких крейсеров в насто­ящие авианосцы крейсер-авианосец «Винидиктив» снова был превращен в крейсер. Работы проводились в 1923 — 25 годах. Хотя на корабле сохранились ангар и катапульта в носовой части, теперь он нес только 2 гидросамолета и был вооружен 6 орудиями калибра 190 мм.

В 1930 году Королевский Флот имел 6 авианосцев, которые несли 162 самолета.

 

Аргус                  18 самолетов

Игл                     24 самолета

Гермес               12 самолетов

Фьюриес           36 самолетов

Корейджес        36 самолетов

Глориес             36 самолетов

 

Хотя американский флот в этот период имел только 3 авиа­носца, они несли обычно 170—190 самолетов (24 на «Лэнгли», остальные поровну на «Саратоге» и «Лексингтоне»). При этом американские авианосцы имели еще одно серьезное пре­имущество — их самолеты были гораздо лучше английских.

Первый японский авианосец «Хосё» вошел в строй в 1923 году. Однотипный корабль, названный «Сёкаку», так и не был построен, но японская кораблестроительная програм­ма 1919 года предусматривала постройку 2 авианосцев водо­измещением 12500 тонн. Эта программа была очень честолю­бивой, однако строительство большей части кораблей было аннулировано по условиям Вашингтонского договора. Одна­ко пункты того же договора разрешали Японии достроить линейные крейсера «Акаги» и «Амаги» как авианосцы. Эти линейные крейсера должны были иметь водоизмещение 41200 тонн и скорость более 30 узлов. Их планировалось вооружить 10 — 406-мм орудиями. Оба корабля были заложены 6 декаб­ря 1920 года.

«Акаги» — это название вулкана в Японии, в переводе оно означает «Красный замок». Он вошел в строй в качестве авианосца в марте 1927 года. Длина корабля равнялась 856 футам, водоизмещение — 26900 тоннам. Корабль имел ско­рость 32,5 узла. Питали его ТЗА 19 котлов — на 3 больше, чем на «Саратоге» и «Лексингтоне». «Акаги» был вооружен 10 — 203-мм и 12 — 120-мм орудиями. 6 — 203-мм орудий были расположены на квартердеке в казематах по 3 орудия на борт, остальные находились в двухорудийных башнях в передней части средней полетной палубы.

Да, сначала «Акаги» представлял собой довольно стран­ное зрелище, так как имел три полетные палубы, кончаю­щиеся уступами одна за другой в носовой части авианосца; Он не имел островной надстройки, а 2 его трубы были вы­ведены через правый борт. Передняя труба (сначала она была разделена на 4 трубы) была отогнута в сторону и вниз, а вторая слегка возвышалась над верхней полетной палубой. «Акаги» имел 3 элеватора и нес 60 самолетов. В 1938 году «Акаги» прошел модернизацию, получил 1 полетную палу­бу и маленький остров на левом борту.

Однотипный с ним «Амаги» (Небесный замок) был зало­жен в конце 1922 года. Предполагалось перестроить его по тем же чертежам. Однако корпус корабля, стоящий на стапелях в Йокосуке, был тяжело поврежден во время землетрясения 1 сентября 1923 года. Японцам не оставалось ничего иного, как отправить его на слом. Вместо «Амаги» было решено пере­строить в авианосец линкор «Kara» (название одной из исто­рических провинций в Японии), заложенный 20 июля 1920 года. Он должен был иметь водоизмещение 39900 тонн, ско­рость 26,5 узлов и вооружение из 10 — 406-мм орудий. Авиа­носец «Kara» был достроен в марте 1928 года. Он имел водо­измещение 26900 тонн, длину 783 фута и развивал скорость 27,5 узлов. Дым выводился через огромные дымоходы, протя­нутые вдоль бортов и загнутые вниз на корме.

Тройная полетная палуба «Kara» сильно напоминала ана­логичную конструкцию «Акаги». Авианосец тоже был воору­жен К) — 20.1-мм и 12 — 120-мм орудиями и мог нести 60 самолетов. В 1935 году «Kara» прошел капитальную модерни­зацию. Теперь он имел только 1 полетную палубу и маленький мостик на правом борту. Скорость корабля увеличилась до 28,3 узла, его авиагруппа теперь состояла из 72 самолетов.

Последней державой, имевший в тот период авианосец, была Франция. Переоборудованные пароходы, с которых в годы Первой Мировой войны действовали гидросамолеты, были выведены из состава флота, а древний гидроавиано­сец «Фудр» окончательно и безнадежно устарел. Было предложено перестроить в гидроавианосец броненосный крейсер «Амираль Об» (10000 тонн, 1900 год), но этот проект был отвергнут. Французы решили строить настоящий авиа­носец. Какое-то время шли эксперименты с самолетами, стартующими с башенных платформ. Потом была предпринята попытка соорудить на линкоре «Лоррен» приспособ­ление из пары наклонных рельс, чтобы с них взлетали и на них садились самолеты. Но эту игрушку тоже забросили до­вольно быстро.

Первый французский авианосец был заложен в январе 1913 года как линкор «Беарн». Это был один из 5 линкоров типа «Нормандия» (25230 тонн, 12 — 340-мм орудий). Все работы на нем во время Первой Мировой войны были при­остановлены, и он был спущен на воду только в апреле 1920 года. С октября 1920 и до лета следующего года на нем про­водились испытания аэрофинишеров на специальной плат­форме 115*30 футов, сооруженной на верхней палубе. 18 апреля 1922 года французское правительство решило дост­роить «Беарн» как авианосец, и в августе 1923 работы на нем возобновились.

«Беарн» вошел в строй в январе 1927 года. Он имел остров на правом борту. В большой трубе, выведенной через ос­тров, горячий воздух из топок смешивался с холодным, чтобы уменьшить воздушные завихрения над полетной палубой. «Беарн» имел длину 599 футов, водоизмещение 21500 тонн и скорость 21,5 узел. Особенностью машинной установки яв­лялось то, что авианосец имел 2 турбины в качестве главных двигателей и 2 паровые машины для экономического хода. Малая скорость и плохая конструкция полетной палубы при­вели к тому, что «Беарн» одновременно мог использовать не более четверти из своих 40 самолетов.

Авианосец имел двухуровневый ангар, причем нижний уровень планировалось использовать как ремонтную зону и место хранения запасных частей. 3 элеватора перемещали самолеты между палубами. Они имели совершенно уникаль­ную конструкцию, так как колодцы элеваторов закрыва­лись двустворчатыми «дверями» вровень с полетной палу­бой, а не платформой подъемника, как на всех других авианосцах.

«Беарн» был вооружен 8 орудиями калибра 155 мм, а так­же многочисленными зенитками. Вдобавок он имел 4 тор­педных аппарата.

Италия оказалась единственной из 5 великих морских держав, которая в этот период не строила авианосцев.