Французские усилия

 

Из «большой пятерки» наций после Первой Мировой войны только Италия совершенно игнорировала авианосцы. Франция пыталась сделать что-то, но далеко отстала от Ан­глии, Японии и Соединенных Штатов.

Первый французский авианосец «Беарн» был построен в 1927 году. Интерес французского ВМФ к авиации был серь­езным, но ничего не предпринималось. В 1935 году Морской Генеральный Штаб рассмотрел предложение переоборудо­вать в легкие авианосцы тяжелые крейсера «Дюкен» и «Турвиль» (10000 тонн). Это были превосходные корабли, каж­дый был вооружен 8 орудиями калибра 203 мм и имел высо­кую скорость. («Дюкен» на испытаниях показал 35,3 узлов, а «Турвиль» даже 36,15 узла.) Генеральный Штаб рассмотрел 4 различных проекта переоборудования с сохранением 4 ору­дий главного калибра. В качестве авианосцев корабли могли нести по 12—14 самолетов. После долгих споров проект пе­реоборудования был отвергнут в пользу постройки 2 новых авианосцев, которые могли нести больше самолетов. Проект перестройки «Дюкена» и «Турвиля» снова всплыл в 1945 году, когда Франция готовилась вступить в войну против Японии.

Кораблестроительная программа 1938 года предусматри­вала постройку 2 эскадренных авианосцев «Жоффр» и «Пенлеве». Они получили названия в честь маршала и известного государственного деятеля эпохи Первой Мировой войны. Новые авианосцы имели водоизмещение 18000 тонн, длину 777 футов и скорость 33 узла. Но их полетная палуба имела длину всего 657 футов и была смещена на левый борт, что­бы уравновесить островную надстройку на правом борту. Корабли должны были иметь двухуровневый ангар и 2 эле­ватора. Авиагруппа должна была состоять из 40 самолетов (25 торпедоносцев, 15 истребителей). На авианосцах планирова­лось установить 8 орудий калибра 135 мм, 8 зенитных авто­матов 37 мм, 24 пулемета 13,2 мм.

К несчастью для французов, «Жоффр» и «Пенлеве» не были достроены. Заложенный в ноябре 1938 года «Жоффр» должен был войти в строй в 1942 году. Но его постройка затянулась, и он даже не был спущен на воду, когда 20 июня 1940 года Франция подписала «перемирие» с Германией. Корпус корабля был разобран на стапеле, а машинная уста­новка была использована на электростанции Брестского порта. «Пенлеве» даже не был заложен.

 

31 августа 1939 года, в последний день мира в Европе, авианосные силы главных морских держав составляли:

 

                                      Встрою       В постройке

Великобритания                7                     6

Япония                               6                     2

США                                   5                     2

Франция                             1                     1