Норвежская кампания и гибель второго авианосца

 

Так называемая «странная война», тянувшаяся в Европе с конца 1939 года, когда ни одна из сторон не предприни­мала активных действий, завершилась 8 апреля 1940 года, когда немецкие войска вторглись в Данию и Норвегию. Воз­душную поддержку вторжения, включая высадку воздушных десантов, осуществлял X авиакорпус. Флот Метрополии не­медленно вышел в море, чтобы атаковать немецкие корабли и поддержать высадку англо-французских десантов. Авиано­сец «Фьюриес» в это время имел на борту 18 бипланов «Суордфиш», сведенных в 2 эскадрильи. Его авиагруппа сократилась вдвое во время модернизации 1938 года. (Были сняты старые 140-мм орудия, установлены 12 — 114-мм универ­сальных орудий и многоствольные пом-помы, а также но­вые системы управления огнем. Это заняло нижнюю взлет­ную палубу и сократило объем ангара. Вот поэтому «Фьюриес» вышел в море без истребителей.)

Флот Метрополии направился к берегам Норвегии. Авиа­носцы «Арк Ройял» и «Глориес», проводившие в это время учения в Средиземном море, тоже взяли курс на новый рай­он боевых действий. Потребность в этих авианосцах была бе­зотлагательной, так как вся Норвегия, за исключением юж­ной части, была недосягаема для истребителей Королевских ВВС, базирующихся в Англии.

Частью немецкого вторжения в Норвегию стала высадка десанта в Берген-фиорде на юге Норвегии. Операция нача­лась 8 апреля. Десант поддерживали 2 легких крейсера и фло­тилия эсминцев. Норвежские береговые батареи повредили легкий крейсер «Кенигсберг» (6000 тонн), и после захвата порта немецкие корабли той же ночью отошли. Лишь поврежденный легкий крейсер остался стоять, пришвартован­ный к молу.

Авианосец «Фьюриес» получил приказ уничтожить не­мецкий крейсер. Однако днем 9 апреля английские корабли у берегов Норвегии были атакованы немецкими самолетами. Около 90 Не-111 и Ju-88 X авиакорпуса потопили эсминец и повредили еще несколько кораблей. После этого командую­щий Флотом Метрополии спешно отозвал «Фьюриес», опа­саясь, что он станет жертвой немецкой авиации.

Самолеты Королевских ВВС не могли атаковать Берген, и эта задача легла на 2 эскадрильи «Скуа», находящиеся на авиабазе ВМФ в Скапа-Флоу. 16 истребителей-бомбардиров­щиков эскадрилий, обычно действующих с «Арк Ройяла», должны были пролететь туда и обратно 660 миль, что почти равнялось их предельной дальности полета. Рано утром 10 апреля «Скуа» взлетели с полными топливными баками. Каж­дый самолет нес 500-фн бомбу. «Скуа» были замечены, ког­да приближались к норвежским берегам, однако немцы все-таки были застигнуты врасплох, так как полагали, что од­номоторные самолеты в этом районе не могут быть вражескими. Они просто не верили, что английские одномоторные самолеты могут иметь дальность полета, достаточную, что­бы выполнить подобную атаку.

Один за другим 16 «Скуа» спикировали на «Кенигсберг». Зенитные орудия открыли огонь по самолетам, когда первая бомба уже упала в воду у борта крейсера. Итог атаки был просто блестящим: 3 прямых попадания, 2 бомбы разорва­лись прямо под бортом «Кенигсберга», разворотив днище крейсера, и 11 близких разрывов, причем ни одна бомба не упала дальше чем в 50 ярдах от цели. «Кенигсберг» выбросил столб пламени, перевернулся, переломился надвое и зато­нул. Так погиб первый крупный военный корабль, ставший жертвой воздушной атаки, во Второй Мировой войне. (Япон­ские пикирующие бомбардировщики в декабре 1937 года потопили американскую канонерскую лодку «Панай», но это был речной корабль водоизмещением всего 450 тонн.)

Один «Скуа» был сбит, а 15 остальных вернулись на свою базу, пробыв в воздухе 4,5 часа. Англичане назвали этот на­лет «блестяще проведенным» и «образцовым во всех отно­шениях».

Утром 12 апреля «Фьюриес» отправил свои 18 «Суордфишей» для атаки немецких кораблей в гавани Тронхейма. В пор­ту находились всего 3 эсминца, и поскольку глубины были крайне малыми, ни одна из торпед в цель не попала. Впро­чем, все 18 торпедоносцев благополучно вернулись на свой корабль. Первая атака авианосной авиации против вражес­ких кораблей завершилась неудачей.

Флот Метрополии продолжал двигаться на север, и в конце дня «Фьюриес» снова поднял в воздух 18 «Суордфишей». Теперь каждый самолет нес по 4 — 250-фн и 4 — 20-фн бомбы. На сей раз нормально провести атаку самолетам по­мешали низкие тучи и снег. Одна эскадрилья вернулась на авианосец, а вторая бомбила немецкие корабли в Нарвике, но не добилась никакого успеха. 2 «Суордфиша» упали в море, однако их экипажи были спасены английскими кораблями. Третий самолет разбился при посадке на авианосец, а ос­тальные были серьезно повреждены зенитным огнем. В ре­зультате на «Фьюриесе» остались только 12 исправных «Суордфишей».

После этого командующий Флотом Метрополии адми­рал сэр Чарльз М. Форбс принял смелое решение послать линкор и 9 эсминцев в Уфут-фиорд в районе Нарвика, что­бы уничтожить находящиеся там немецкие корабли. В ожес­точенном бою английское соединение потопило 8 больших немецких эсминцев, а самолет-корректировщик с «Уорспайта» потопил вражескую подводную лодку. Одновременно с атакой кораблей, по противнику нанесли удар 10 «Суордфишей» «Фьюриеса», но с минимальными результатами. При этом были потеряны очередные 2 самолета.

После этого самолеты «Фьюриеса» занимались в основ­ном патрулированием и разведкой. Тучи и снег мешали по­летам. 18 апреля немецкие бомбардировщики, пролетев вне досягаемости корабельных зенитных орудий, сбросили 2 бом­бы, которые разорвались недалеко от борта «Фьюриеса», повредив его машины. Скорость авианосца уменьшилась до 20 узлов. Но все-таки «Фьюриес» продолжал действовать у берегов Норвегии до 26 апреля, и лишь когда на нем оста­лось 6 исправных «Суордфишей», он получил приказ воз­вращаться в порт.

Немецкая операция в Норвегии развивалась очень успешно с самого начала, так как союзники не сумели нанести кон­трудар в первые, критические часы вторжения. «Арк Ройял» и «Глориес» в сопровождении 2 крейсеров и 5 эсминцев при­были к берегам Норвегии 24 апреля... через 16 дней после высадки первого десанта.

Находясь в 120 милях от побережья, «Арк Ройял» поднял 6 «Скуа», чтобы помочь войскам союзников удержать один из последних плацдармов на берегу, который обстреливали не­мецкие истребители-бомбардировщики. «Скуа» были слишком тихоходны, чтобы сбивать немецкие самолеты, однако они сумели на несколько часов отогнать немцев. Когда все 6 «Скуа» вернулись на корабль, в их баках не оставалось ни капли бен­зина. «Арк Ройял» развернулся против ветра и приготовился принимать самолеты, но 3 «Скуа» упали в море. Первая же операция стоила «Арк Ройялу» 3 самолетов, тогда как у нем­цев был поврежден один. Однако войска союзников получили некоторую передышку от немецких воздушных атак.

В тот же день с «Арк Ройяла» взлетели 10 «Скуа» и 26 «Суордфишей» для атаки немецких позиций в Тронхейме. Эти самолеты повредили 2 немецких транспорта и танкер, унич­тожили 3 самолета и повредили портовые сооружения. 4 ан­глийских самолета погибли в бою, а у 7 кончилось топливо, и они разбились на обратном пути.

25 апреля «Арк Ройял» отправил уцелевшие «Скуа» для атаки немецких позиций. Они уничтожили 2 немецких само­лета, но при этом один «Скуа» был сбит, а еще 2 разбились от нехватки топлива. На следующий день «Скуа» перехвати­ли немецкие истребители-бомбардировщики, пытавшиеся атаковать английский конвой. Хотя английские истребители уступали противнику в численности, они сбили 2 вражеских самолета, потеряв один свой.

Когда на борту «Арк Ройяла» остались только 2 исправ­ных «Скуа», он покинул район боев и вернулся в Скапа Флоу за дополнительными истребителями. Его эскадрильи понес­ли тяжелые потери прежде всего из-за плохих характеристик самолетов ВСФ, а также потому, что эти самолеты исполь­зовались не по назначению.

«Глориес», прибывший из Средиземного моря вместе с «Арк Ройялом», перед отплытием в Норвегию принял на борт 18 истребителей-бипланов «Гладиатор» Королевских ВВС. 24 апреля 2 «Скуа» взлетели с авианосца и повели «Гладиаторы», стартовавшие следом за ними, сквозь снеж­ную бурю вглубь Норвегии к замерзшему озеру, которое должно было служить аэродромом. Действиям истребителей Королевских ВВС мешала нехватка обслуживающего пер­сонала, запасных частей, необходимого оборудования. На­пример, заправлять «Гладиаторы» приходилось из 4-галлон-ных канистр, подвозимых на санях. В подобных условиях можно было держать в воздухе одновременно лишь несколь­ко истребителей. Немецкие налеты на «аэродром», несчас­тные случаи и воздушные бои уничтожили самолет за са­молетом. Уже через 2 дня целым остался лишь один «Глади­атор» из 18. За свое недолгое существование эскадрилья уничтожила 14 немецких самолетов. Эта плохо подготовлен­ная операция и несколько аналогичных, проведенных по­зднее, показали, что единственным инструментом непосредственной воздушной поддержки в подобных условиях может быть только авианосный самолет.

В конце мая «Фьюриес» вернулся к берегам Норвегии с новой эскадрильей Королевских ВВС из 18 «Гладиаторов», а «Глориес» доставил 18 новейших истребителей Королевских ВВС «Харрикейн». Авианосные самолеты повели эти истре­бители на подготовленные базы в Норвегии. Один «Суордфиш» «Фьюриеса» и 2 его ведомых истребителя КВВС разби­лись в горах, но остальные самолеты сели благополучно. Впервые с начала Норвежской операции союзники имели превосходство в воздухе, и не на несколько часов.

Но эти самолеты опоздали. «Харрикейны» прибыли в Норвегию 26 апреля, в то самое воскресенье, когда анг­лийские и французские войска начали грузиться на кораб­ли, эвакуируясь из Дюнкерка. Битва за спасение Франции была проиграна.

После эвакуации из Франции британская армия оказа­лась практически безоружной, и относительно хорошо ос­нащенные войска, отправленные в Норвегию, были нужны в Англии, чтобы защитить ее от ожидавшегося немецкого вторжения. Авианосцы «Арк Ройял» и «Глориес» вместе с 2 эскадрильями истребителей Королевских ВВС прикрывали эвакуацию.

Истребители «Гладиатор» имели такую же низкую поса­дочную скорость, как и «Си Гладиатор», и потому могли сесть на борт авианосцев. Однако все считали невозможным посадить на авианосец более скоростные «Харрикейны», поэтому было приказано их уничтожить. Но командир эскад­рильи Кеннет Б.Б. Кросс запросил разрешение произвести пробную посадку «Харрикейна» на корабль. В конце концов, такое разрешение он получил, так как у англичан на счету был буквально каждый современный истребитель. Кросс ото­брал самых опытных пилотов для этого рискованного пред­приятия.

«Глориес» имел большие элеваторы, на которых мог по­меститься «Харрикейн» с его не складывающимися крылья­ми, однако его полетная палуба была на 200 футов короче палубы «Арк Роняла». Но элеваторы «Арк Ройяла» были слиш­ком малы и не позволяли убрать «Харрикейны» в ангар, с забитой полетной палубой авианосец терял возможность использовать собственные самолеты. Нужно было постарать­ся посадить истребители на «Глориес», потому что, посадив их на «Арк Ройял», пришлось бы отрезать «Харрикейнам» консоли крыльев, чтобы спустить их в ангар.

Вечером 7 июня «Арк Ронял» и «Глориес» развернулись против ветра и развили скорость 26 узлов. Свежий бриз до­вел скорость воздушного потока над палубами авианосцев почти до 40 узлов. 2 эсминца шли сзади, чтобы подбирать пилотов, чьи самолеты разобьются при посадке.

3 «Харрикейна» пролетели над авианосцами. После не­скольких заходов на «Глориес», чтобы лучше оценить ситуа­цию, один из истребителей выпустил шасси и совершил аккуратную посадку. 2 других быстро последовали за ним. На следующее утро на «Глориес» сели еще 22 самолета: 8 «Гла­диаторов», 4 летающие лодки «Валросс» и 10 «Харрикейнов». При посадке разбился только один самолет, у которого вне­запно лопнула шина. Казалось, что большое количество цен­ных самолетов будет спасено. (Остальные самолеты сели на «Арк Ройял».) Посадка «Харрикейнов» показала, что и обыч­ные самолеты в случае крайней необходимости могут дей­ствовать с авианосцев. Но для этого требовалось снизить дав­ление воздуха в шинах, чтобы улучшить сцепление с палу­бой. Это открыло дорогу к переоборудованию «Спитфайров» и «Харрикейнов» в авианосные истребители.

В тот же день 8 июня «Арк Ройял» и «Глориес» вместе с кораблями сопровождения взяли курс на юг. Из-за нехват­ки топлива «Глориес» и 2 эсминца отделились от главных сил, выбрав короткий путь в Англию. «Арк Ройял», 2 крей­сера, 8 эсминцев и 9 торговых судов пошли более длинным маршрутом.

«Глориес» был совершенно не готов защищать себя. Опе­рации у берегов Норвегии ослабили его эскадрильи. Пилоты «Суордфишей» совершили огромное количество вылетов и крайне устали. В это время дули северные ветры, поэтому для взлета и посадки самолетов авианосцу пришлось бы ложить­ся на обратный курс. В результате воздушная разведка не про­водилась. 8 июня примерно в 15.45 на юге показались мачты двух больших кораблей. Вскоре стало ясно, что это корабли противника. «Глориес» развернулся и попытался уйти, одна­ко с целью экономии топлива пар поддерживался не во всех котлах, и авианосец не смог немедленно дать полный ход. Вражеские корабли быстро приближались.

Механики на авианосце отчаянно пытались подготовить самолеты к взлету. В этот момент на «Глориесе» находились 6 «Суордфишей» и 8 «Си Гладиаторов», не считая самолетов Королевских ВВС. Немецкие линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», используя радар для управления стрельбой, в 16.30 открыли огонь с расстояния 28000 ярдов. Немецкие ко­рабли могли дать 27 узлов. Они были вооружены 9 — 280-мм орудиями. 120-мм орудия «Глориеса» и сопровождавших его эсминцев «Акаста» и «Ардент» на такой дистанции были просто бесполезны.

Залп за залпом обрушивался на «Глориес». Авианосец так и не смог поднять ни одного самолета. В 17.20 был отдан приказ команде покинуть корабль. 2 маленьких эсминца от­чаянно сражались, пытаясь прикрыть авианосец дымовыми завесами и атаковать немецкие корабли торпедами. Когда экипаж оставил «Глориес», «Ардент», получив несколько попаданий, взорвался и затонул. Спустя несколько минут «Глориес» перевернулся вверх килем и пошел на дно. Эсми­нец «Акаста» остался один под орудиями 2 немецких линей­ных крейсеров.

Корабль еще имел шансы спастись, но его экипаж не дрогнул и продолжил бой. Эсминец даже сумел попасть тор­педой в «Шарнхорст». На линейном крейсере были выведе­ны из строя 2 машинных отделения из 3. Однако в 18.20 эс­минец «Акаста» тоже был потоплен.

После того как один из немецких кораблей получил тя­желые повреждения, командир эскадры приказал отходить. Гибель 3 английских кораблей спасла от уничтожения кон­вой, шедший немного севернее. Единственный матрос, спас­шийся с «Акасты», был подобран немецкими кораблями, когда они повернули на юг. 38 человек с «Ардента» и «Гло­риеса», в том числе и командир эскадрильи Кросс, были подобраны 3 дня спустя норвежским судном. Немецкий гид­росамолет спас еще 7 человек. Всего в этом бою погибли 1515 английских моряков и летчиков.

Первым же попаданием в «Глориес» была уничтожена радиостанция, поэтому авианосец успел послать только одно сообщение с маломощного вспомогательного передатчика, которое было принято английским тяжелым крейсером «Де­воншир», находившимся примерно в 100 милях к западу. Однако на борту «Девоншира» находились король Норвегии и около 400 других пассажиров. Если бы он нарушил радио­молчание и передал радиограмму «Глориеса» дальше, то немецкие линейные крейсера могли броситься в погоню за ним. Адмирал, находившийся на «Девоншире», решил не нарушать радиомолчание, считая, что «Глориес» спасти все равно не удастся.

Командир «Глориеса» капитан 1 ранга Дж. Д'Ойли-Хьюз прославился в годы Первой Мировой войны, когда служил старшим помощником на подводной лодке Е-11. Но как ко­мандир авианосца он показал себя с наихудшей стороны, так как его корабль не находился в состоянии боевой готов­ности в районе боевых действий. Д'Ойли-Хьюз даже не счел нужным держать самолеты готовыми к немедленному взле­ту, хотя существовала вероятность встречи с кораблями про­тивника. Грубейшей ошибкой был отказ от ведения воздуш­ной разведки, несмотря на усталость пилотов. И окончатель­но погубила корабль глупая попытка экономить топливо, погасив несколько котлов.

Англия не могла позволить себе потерять 1500 обученных моряков, 3 ценных корабля и 36 самолетов в качестве платы за глупость одного человека.

Уничтожив «Глориес», немецкие линейные крейсера раз­делились. Поврежденный «Шарнхорст» нашел убежище в Тронхейме. Разведывательные самолеты Королевских ВВС обнаружили его, и «Арк Ройялу» было приказано атаковать «Шарнхорст». Немецкий корабль стоял на якоре в глубине фиорда в 50 милях от моря, следовательно, шансов на вне­запную атаку было очень мало. Учитывая множество немец­ких аэродромов и зенитных батарей, окружавших фиорд, дневная атака стала бы настоящим самоубийством для тор­педоносцев «Суордфиш». Поэтому в полночь 12/13 июня «Арк Ройял» поднял 15 истребителей-бомбардировщиков «Скуа», вооруженных 500-фн бомбами.

Даже ветераны-пилоты «Арк Ройяла» раньше не встреча­ли такого плотного зенитного огня, как над этим фиордом. Вдобавок их уже ждали немецкие истребители, кружившие в чистом, прозрачном небе. 8 «Скуа» были сбиты или погиб­ли при возвращении на авианосец. Лишь одна бомба попала в «Шарнхорст», однако и она не взорвалась.

Неделей позже английская подводная лодка повредила «Гнейзенау», положив конец Норвежской операции.

Пока «Арк Ройял» и «Глориес» участвовали в эвакуации войск из Норвегии, «Фьюриес» получил задание иного рода. В июне он пересек Атлантику с грузом золотых слитков на сумму 20 миллионов фунтов стерлингов. Если бы немецкий блицкриг сокрушил и Англию, золотой запас, находящийся в Канаде, позволил бы продолжать борьбу. «Фьюриес» про­делал этот путь в одиночку, положившись в качестве защи­ты на свою высокую скорость и половину эскадрильи «Суордфишей». На обратном пути в Англию авианосец взял на борт 49 самолетов, приобретенных в Соединенных Штатах, запасные части и бомбы.