Против французского флота

 

Через 2 дня после гибели «Глориеса», 10 июня 1940 года Италия объявила войну Англии и Франции. А еще через не­делю Франция капитулировала.

Великобритания осталась лицом к лицу с двумя врагами — Италией и Германией. Корабли итальянского флота были одними из самых новых и быстроходных во всем мире. Одна­ко итальянский флот не имел авианосцев. Отчасти это объяс­нялось сильным влиянием ВВС, которые не желали терпеть конкуренцию со стороны контролируемой флотом морской авиации, отчасти географическим положением Италии, ко­торая доминировала в Средиземном море. Любой корабль, следующий из восточной части моря в западную и наобо­рот, должен был проходить через контролируемый итальян­ской авиацией пролив между Сицилией и Тунисом, кото­рый имел ширину всего 80 миль.

До сих пор Королевский Флот имел достаточно кораблей любого класса, чтобы противостоять сочетанию германско­го и итальянского флотов. Однако переход французского флота под контроль Оси мог в корне изменить ситуацию в пользу противника.

Большинство французских офицеров не желало, чтобы их корабли попали под контроль нацистов и могли быть ис­пользованы в войне против Англии. В самый последний мо­мент, когда французские войска еще сражались с наступаю­щими немцами, множество кораблей под трехцветным фла­гом покинули континент. Одни направились в английские порты, другие — в принадлежащие Франции порты Африки. Только что построенный линкор «Ришелье» (35000 тонн) ушел в Дакар. Однотипный с ним «Жан Бар», постройка которого еще не была завершена, отплыл в Касабланку, так как половина машинной установки была смонтирована и кое-как действовала.

Франко-германское перемирие предусматривало, что «французский флот, за исключением той его части, кото­рую будет разрешено иметь французскому правительству для защиты французских интересов в колониальной империи, будет собран в портах и разоружен под немецким или италь­янским контролем». Когда 25 июня франко-германское пе­ремирие вошло в силу, основные силы французского флота дислоцировались следующим образом:

 

В английских портах      На Мартинике

2 старых линкора           Беарн

2 лидера                         1 легкий крейсер

2 эсминца

2 подводные лодки         В Касабланке

                                       1 линкор

В Дакаре

1 линкор                          В Тулоне

                                       4 тяжелых крейсера

В Алжире

6 легких крейсеров         В Оране (Мерс-эль-Кебир)

                                        2 линейных крейсера

                                        2 старых линкора

В Александрии                6 лидеров

1 старый линкор             7 эсминцев

3 тяжелых крейсера        4 подводные лодки

1 легкий крейсер             1 гидроавианосец

3 эсминца

1 подводная лодка

 

Хотя немцы торжественно заверили, что они не будут ис­пользовать французские корабли в войне против Англии, у англичан не было никаких оснований доверять этому заявлению. Поэтому Англия предприняла меры, чтобы помешать французским кораблям вернуться во Францию, как предус­матривало франко-германское соглашение. Корабли, находя­щиеся в английских портах, были захвачены с помощью хит­рости. При этом погибли 1 француз и 3 англичанина.

Авианосец «Арк Ройял», линейный крейсер и 3 эсминца прибыли в Гибралтар, чтобы следить за французскими ко­раблями, находящимися в портах северо-западной Африки. Через 5 дней, 28 июня, в Гибралтаре было сформировано Соединение Н, состоящее из «Арк Роняла», 2 линкоров, 1 линейною крейсера, 1 легкого крейсера и 4 эсминцев. Оно должно было действовать в западной части Средиземного моря и, если потребуется, принять все меры для того, чтобы не допустить захвата странами Оси французских кораблей, находящихся в этом районе. Командиром Соединения Н был назначен вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл.

После неудачной попытки перехватить «Ришелье» во время его перехода из Бреста в Дакар Соединение Н вернулось в Гиб­ралтар, а затем снова вышло в море. Оно направилось к Орану, главной французской военно-морской базе в северо-западной Африке. Под командой адмирала Сомервилла теперь находи­лись 1 авианосец, 3 линкора, 2 легких крейсера и 11 эсминцев. Французские корабли, стоящие в Оране, имели больше тяже­лых орудий, однако у англичан имелся «Арк Ройял».

Когда утром 3 июля Соединение Н появилось перед Ораном, французские корабли стояли в гавани, пришвартован­ные борт о борт. Их палубные тенты были натянуты, а котлы были погашены. Командир «Арк Ройяла» капитан 1 ранга К.С. Холланд ранее был морским атташе в Париже и лично знал большинство французских высших морских офицеров. Поэтому именно он отправился на эсминце в порт в каче­стве парламентера. Он представил французам следующие предложения:

1). Выйти в море вместе с англичанами и продолжать сра­жаться против немцев и итальянцев до победы.

2). Отправиться с уменьшенными экипажами под анг­лийским наблюдением в английский порт. Сокращенные эки­пажи будут репатриированы при первой же представившей­ся возможности. Если будет принято какое-то из этих пред­ложений, корабли будут возвращены Франции по оконча­нии войны, либо будет выплачена их полная стоимость, если они будут повреждены за это время.

3). Если вы не желаете, чтобы ваши корабли использова­лись в войне против Германии и Италии, пока не закончится перемирие, вы можете проследовать с уменьшенными эки­пажами в любой французский порт Вест-Индии, например, на Мартинику, где корабли будут демилитаризованы, к на­шему удовлетворению. Также можно передать корабли Со­единенным Штатам, и они будут находиться в полной безо­пасности до конца войны. Экипажи будут репатриированы.

Послание завершалось предупреждением, что, если ни одно из этих предложений не будет принято, то французы должны сами затопить корабли, или англичане будут вы­нуждены применить силу, чтобы помешать кораблям попасть в руки Оси. Через несколько минут после вручения этого послания французские корабли начали готовиться к бою. Капитан 1 ранга Холланд пытался убедить французов, что это ни в коем случае не ультиматум. Никто не сомневался, что французы не желают передавать свои корабли в руки Оси, однако англичане не были уверены, что французы су­меют помешать немцам или итальянцам захватить корабли, особенно если те будут разоружены в контролируемых про­тивником портах.

Французский командующий в Оране сообщил, что будет защищаться в случае нападения англичан. Капитан 1 ранга Холланд вернулся на флагманский корабль Соединения Н, чтобы лично доложить обо всем адмиралу Сомервиллу. Фран­цузский адмирал отправил радиограмму в свое адмиралтей­ство, которое в это время переносило свою штаб-квартиру. Он сообщал, что англичане предъявили ему ультиматум, требуя затопить корабли в Оране, если они не сдадутся, и что он ответил, что ответит силой на силу. К несчастью, детали английских предложений не были переданы фран­цузскому правительству. А ведь предложение перевести ко­рабли на Мартинику могло изменить мнение французского адмиралтейства. Адмирал Жансуль также передал англича­нам, что хочет лично встретиться с парламентером, хотя раньше он отказался от этого. Капитан 1 ранга Холланд вер­нулся в порт.

В это время самолеты «Арк Ройяла» совершали разведы­вательные полеты над гаванью, а «Суордфиши» поставили два небольших заграждения из магнитных мин, чтобы поме­шать французским кораблям покинуть гавань. День уже кон­чался, и наступление темноты дало бы французским кораб­лям возможность незаметно покинуть Оран. Кроме того, по­ступило сообщение, что к французам идут подкрепления. Капитан 1 ранга Холланд радировал адмиралу Сомервиллу, что, по словам французского адмирала, «экипажи будут со­кращены, а в случае угрозы корабли уйдут на Мартинику или в США. Это не совсем соответствует нашим предложе­ниям, но ничего ближе к ним добиться нельзя». Такой вари­ант не давал англичанам достаточной уверенности, и адми­рал Сомервилл предоставил Жансулю последнюю возмож­ность принять английские предложения. Однако они были отвергнуты.

Капитан 1 ранга Холланд вернулся на эсминец и поки­нул гавань. Как только он это сделал, орудия английских линкоров открыли огонь.

Английские залпы были точными и смертоносными. Че­рез 15 минут Жансуль радировал, что его корабли не сража­ются, и адмирал Сомервилл немедленно приказал прекра­тить огонь.

Английский самолет сообщил, что один линейный крей­сер сильно поврежден и выбросился на берег, один линкор тяжело поврежден и перевернулся, другой линкор выбросился на берег и горит. Один французский лидер попытался покинуть гавань, однако попал под огонь 381-мм орудий линкоров. Снаряд оторвал ему корму, но корабль все-таки остался на плаву. Более 1000 французов погибли.

Линейный крейсер «Страсбург» и 5 лидеров сумели про­рваться в море во время этого короткого боя. Хотя они про­шли всего в 4 или 5 милях от «Арк Ройяла», они не заметили авианосец в вечерних сумерках. Адмирал Сомервилл прика­зал «Арк Ройялу» послать самолеты для атаки уходящего линейного крейсера. 6 «Суордфишей» атаковали «Страсбург» торпедами, но попаданий не добились, и он благополучно прибыл в Тулон.

Во время боя множество французских истребителей взле­тело с соседних аэродромов, однако в бой они вступили лишь в самом его конце. Один истребитель сбил «Скуа», но и сам был уничтожен. Позднее вечером несколько французских бомбардировщиков атаковали английские корабли, но по­вреждений не причинили.

Хотя французские корабли сначала отстреливались доволь­но энергично, ни один из английских кораблей попаданий не получил. 2 старых французских линкора и 1 лидер были выве­дены из строя, а линейный крейсер «Дюнкерк» был повреж­ден. Теперь французский флот «находился в состоянии вой­ны» с английским, к немалому удовольствию немцев. Они сняли требование о разоружении французских кораблей, и командование флота отдало приказ, который гласил: «Любой британский корабль, подошедший к побережью Франции менее чем на 20 миль, должен быть атакован».

На следующий день Соединение Н вернулось в Гибралтар. Прошло 125 лет с тех пор, как английские и французские корабли стреляли друг в друга. То, что настоящим врагом был кто-то третий, делало положение еще более трагичным.

Однако имелась еще одна работа, которую следовало за­кончить. Рано утром 6 июля «Арк Ройял» поднял группу вооруженных торпедами «Суордфишей» под прикрытием «Скуа». Их целью был поврежденный «Дюнкерк». Бомбы не использовались, чтобы свести к минимуму человеческие жертвы. Торпеда попала в буксир, груженный глубинными бомбами, который стоял у борта «Дюнкерка». Произошел страшный взрыв, который сделал пробоину длиной около 60 футов в борту «Дюнкерка». С соседних аэродромов взле­тели французские истребители, но не атаковали английс­кие самолеты. Ни один из самолетов «Арк Ройяла» не был поврежден слабым зенитным огнем. (Французы в конце концов кое-как залатали «Дюнкерк» и в начале 1942 года привели его в Тулон.)

Французские корабли в Александрии стояли под дулами английских орудий, и они были демилитаризованы без кро­вопролития. На западном побережье Африки авианосец «Гер­мес» с кораблями сопровождения 8 июля предложил ко­мандиру линкора «Ришелье» тот же выбор. Все английские предложения были отвергнуты. Английский моторный катер попытался повредить «Ришелье» с помощью глубинных бомб, но из-за мелководья эта попытка не удалась. Тогда 6 «Суордфишей» «Гермеса» атаковали «Ришелье» и добились одного попадания торпедой, которая повредила один из винтов и затопила 3 отсека. Однако линкор мог выйти в море в случае необходимости, и одна четырехорудийная башня главного калибра была готова к действию.

На Мартинике авианосец «Беарн» готовился вернуться во Францию со 106 истребителями американской построй­ки Брюстер «Буффало». (В американском флоте они имели обозначение F2A.) После капитуляции Франции самолеты были выгружены на берег, где в конце концов пришли в негодность. Сам авианосец простоял на Мартинике до кон­ца войны.

После того как французский флот частично был нейтра­лизован, частично примкнул к Свободной Франции, бри­танский флот на Средиземном море наконец смог начать действовать против главного врага — итальянского флота.