Триумф в Таранто

 

Когда в сентябре 1940 года авианосец «Илластриес» при­соединился к Средиземноморскому флоту, на нем поднял флаг контр-адмирал Артур Ламли Сент-Джордж Листер. В годы Первой Мировой войны контр-адмирал Листер служил в составе английский эскадрильи, которая базировалась в Та­ранто — главной якорной стоянке итальянского флота. В 1938 году он командовал находившимся в Средиземном море авиа­носцем «Глориес» и в этот период изучал возможность авиа­носной атаки Таранто. Идея возникла еще за 3 года до этого, когда Италия вторглась в Эфиопию. Используя свое знание гавани Таранто, капитан 1 ранга Листер (тогда он имел это звание) отработал план операции и обучил своих летчиков ночным торпедным и бомбовым атакам. После начала войны между Германией и Англией «Глориес» был отправлен в Норвегию, но Листер сдал командование кораблем незадолго до его гибели. Затем, уже в звании контр-адмирала, он на­чал руководить действиями авианосцев в Восточном Среди­земноморье. На борту «Илластриеса» оказалось много пило­тов, с которыми Листер еще на «Глориесе» отрабатывал атаку Таранто.

Существовали еще два фактора, которые облегчали заду­манное. На борту «Илластриеса» имелись подвесные баки, которые значительно увеличивали радиус действия «Суордфишей», что давало дополнительную гарантию внезапности атаки. Также примерно в это время на Мальту прибыли 3 новых разведывательных самолета Королевских ВВС Мартин «Мэриленд». Эти построенные в Соединенных Штатах двух­моторные самолеты были заказаны компании «Гленн-Мар­тин» еще французами, но получили их уже Королевские ВВС. «Мэриленд» имел дальность полета 1300 миль, потолок 25000 футов и скорость 278 миль/час, поэтому он значительно пре­восходил летающие лодки «Сандерленд», использовавшие­ся для наблюдения за итальянским портами. Базируясь на Мальте, «Мэриленды» стали лучшим за всю войну приме­ром сотрудничества авиации и флота.

Адмирал Листер предложил адмиралу Каннингхэму ата­ковать Таранто. Каннингхэм сразу понял, что такая атака может вернуть англичанам превосходство в силах, которое они утратили после усиления итальянского флота. В июне 1940 года у итальянцев имелись в строю только 2 линкора, но к октябрю в состав флота вошли 2 линкора новой пост­ройки и 2 старых линкора, завершившие модернизацию. Те­перь итальянцы имели 6 линкоров против 4, которые имел Каннингхэм.

Налет на Таранто сначала был назначен на 21 октября — годовщину битвы при Трафальгаре, в которой принимали участие линейные корабли «Игл» и «Илластриес». Их совре­менные тезки должны были поднять 18 «Суордфишей», воо­руженных торпедами, и 12 «Суордфишей» с бомбами, что­бы нанести удар по итальянским линкорам.

Пока «Мэриленды» вели наблюдение за якорной стоян­кой в Таранто, эскадрильи «Игла» и «Илластриеса» наноси­ли регулярные удары по итальянским портам в Северной Африке. Намеченная дата атаки приближалась, а с подго­товкой не клеилось. Когда экипажи «Суордфишей» подве­шивали баки в ангаре «Илластриеса», произошло короткое замыкание. От вспышки загорелся бензин в плохо осушен­ном баке, и через несколько секунд огонь охватил весь ан­гар. 2 «Суордфиша» были уничтожены, а еще 2 повреждены огнем и соленой водой, которой тушили пожар. Атака была отложена на 10 дней.

Средиземноморский флот снова вышел в море, а «Игл» с «Илластриесом» отправили свои самолеты для атаки италь­янских укреплений на острове Лерос.

28 октября итальянские войска вторглись в Грецию. Мус­солини не уведомил о своих планах немцев и совершил круп­ную ошибку. Эти солдаты, артиллерия и техника с большей пользой могли быть использованы для наступления на Еги­пет. Вторжение итальянцев в Грецию (которое сначала было отбито) возложило новый груз на плечи Средиземноморс­кого флота, так как нужно было перебрасывать войска и технику из Египта в Грецию. Атака Таранто стала еще более необходима, но ее снова пришлось отложить, так как 31 октября было новолуние, а летчики имели слишком мало опыта в использовании осветительных ракет. Налет был на­значен на 11 ноября и был приурочен к проводке Средиземноморским флотом конвоев в Грецию на Мальту и Крит. Одновременно самолеты «Арк Ройяла» должны были нанес­ти удар по Сардинии. Атаке Таранто было дано кодовое на­звание «Джаджмент».

Однако неудачи продолжали преследовать англичан. За 2 дня до выхода из Александрии топливная система «Игла», поврежденная близкими разрывами вражеских бомб, дала течь, и корабль не смог покинуть гавань. 5 «Суордфишей* «Игла» перелетели на «Илластриес».

6 ноября Средиземноморский флот снялся с якорей. Че­рез 2 дня 7 итальянских трехмоторных бомбардировщиков атаковали его. С «Илластриеса» на перехват были подняты 2 «Фулмара». Они сбили 2 атакующих и отогнали осталь­ных. Возникло некоторое напряжение. На следующий день был сбит преследовавший флот трехмоторный гидросамо­лет. А неудачи сыпались на англичан одна за другой. 3 «Суордфиша», взлетевших с авианосца, чтобы вести противоло­дочное патрулирование, были вынуждены сесть на воду, так как моторы отказали из-за загрязненного бензина.

Утром 11 ноября с «Илластриеса» взлетел «Фулмар», что­бы забрать с Мальты фотоснимки Таранто, сделанные са­молетами-разведчиками. Па фотографиях были ясно видны 5 линкоров. В тот же день в 18.00 «Илластриес» в сопровожде­нии 4 крейсеров и 4 эсминцев отделился от главных сил флота и пошел к Таранто. Через час было получено сообще­ние летающей лодки, что в гавань пришел и шестой италь­янский линкор. Все птички слетелись в свое гнездышко. Но сможет ли один авианосец, имеющий устаревшие самоле­ты, нанести им серьезный урон?

В 20.40 «Илластриес» находился в 170 милях от Таранто. Были включены тусклые палубные огни, и один за другим 12 «Суордфишей» взлетели в ночное небо. 6 были вооруже­ны торпедами, 4 — бомбами и 2 — бомбами и осветитель­ными ракетами.

Через 50 минут стартовала вторая волна из 9 «Суордфи­шей». 5 из них несли торпеды, 2 бомбы и 2 бомбы и освети­тельные ракеты. Один из самолетов второй волны на полет­ной палубе получил повреждение обшивки крыла и был спущен в ангар. Расстроенный пилот упросил механиков отремонтировать самолет и добился от адмирала Листера раз­решения на вылет. Он взлетел через 30 минут после своих товарищей. Еще один самолет второй волны через 40 минут после взлета потерял подвесной бак и был вынужден вер­нуться на авианосец. Две группы самолетов — всего 20 ма­шин — под командованием капитан-лейтенантов Кеннета Уильямсона и Дж.У. Хейла собирались дать бой 6 линкорам и множеству крейсеров и эсминцев.

Итальянский флот стоял в Таранто в полной безопасно­сти под прикрытием множества зенитных батарей, аэроста­тов заграждения и противоторпедных сетей. По крайней мере, так считали сами итальянцы. Но хотя противоторпедные сети были заказаны, промышленность не успела выполнить заказ полностью. Впрочем, итальянское адмиралтейство не слиш­ком настаивало на их использовании, так как они мешали передвижениям кораблей. Недавний шторм повредил мно­гие аэростаты заграждения, и газа для заполнения новых аэростатов не было. Итальянские ВВС полностью провалили попытки выследить английские корабли. 11 ноября итальян­ские самолеты-разведчики вообще не имели контактов со Средиземноморским флотом.

«Суордфиши» появились над Таранто совершенно вне­запно. Однако итальянцы быстро проснулись и открыли плот­ный заградительный огонь. Но английские пилоты бесстрашно устремились на свои цели. Когда настало утро, то выясни­лось, что новый линкор «Литторио» (35000 тонн), подорван­ный 3 торпедами, выбросился на берег. Линкор «Конте ди Кавур» (23622 тонны) затонул, получив попадание одной торпедой. Линкор «Кайо Дуилио» тоже получил попадание торпедой, но успел выброситься на берег, чтобы не зато­нуть. «Литторио» простоял в ремонте 4 месяца, а «Кайо Ду­илио» — 6 месяцев. Хотя «Конте ди Кавур» и был поднят, до конца войны отремонтировать его не удалось. Попаданиями бомб были повреждены крейсер и эсминец, пострадали со­оружения порта. Англичане потеряли 2 самолета, экипаж одного из них погиб. Командир первой волны Уильямсон со своим экипажем попал в плен.

Ночью 12 ноября в 1.12 радар «Илластриеса» поймал пер­вый из возвращающихся «Суордфишей». Один за другим 18 самолетов сели на палубу авианосца. Итальянские самолеты впервые обнаружили англичан лишь днем 12 ноября, одна­ко 3 самолета-разведчика были сбиты раньше, чем успели сообщить о контакте. В следующий раз авианосец был обна­ружен днем 13 ноября, когда находился юго-западнее Крита. Единственный итальянский бомбардировщик, приблизив­шийся к соединению, поспешно сбросил бомбы и удрал. Английские конвои в Грецию и на Мальту добрались до цели" благополучно.

(В тот же день, когда «Илластриес» проскользнул мимо итальянских дозоров, итальянские самолеты по настоянию Муссолини приняли участие в налете на Англию совместно с Люфтваффе. Итальянцы понесли тяжелые потери от анг­лийских перехватчиков. Уинстон Черчилль заметил, что ита­льянские самолеты «могли найти себе лучшее применение, защищая свой флот в Таранто».)

Налет на Таранто стал крупным успехом англичан. Поло­вина итальянских линкоров была выведена из строя ценой 2 самолетов. Но результаты атаки не ограничились материаль­ными потерями. По моральному духу итальянского народа был нанесен страшный удар, тогда как дух англичан полу­чил поддержку в очень тяжелый момент. Уцелевшие италь­янские корабли были отведены на север в Неаполь, откуда было гораздо труднее противодействовать английским опе­рациям.

Атака Таранто стала первым боем самолета против лин­кора. Опыты Митчелла и американского флота, проведен­ные в 20-х годах, были слишком далеки от реальности. По­пытка атаки французских кораблей в середине 1940 года про­водилась без энтузиазма и подготовки. Зато атака Таранто стала подлинным испытанием возможностей авианосной авиации.