Мальта, Мальта, Мальта...

 

«Арк Ройял» вернулся в Гибралтар 6 ноября после корот­кой передышки в Англии. На следующий день Соединение Н вышло в море вместе с подкреплениями для Средиземноморского флота и войсками, перебрасываемыми на Мальту. Военные корабли по пути в Александрию выгрузили войска на Мальте и благополучно прибыли к адмиралу Каннингхэму. В это же время 5 торговых судов из Александрии вошли в гавань Ла-Валеты.

После этого самолеты «Арк Роняла» нанесли очередной удар по Сардинии, и 10 ноября Соединение Н вернулось в Гибралтар. Итальянские самолеты продолжали бомбить Маль­ту, и на острове постоянно требовались истребители. Старый авианосец «Аргус», который использовался для доставки самолетов на Золотой Берег, откуда они через всю Цент­ральную Африку перелетали в Египет, был вызван для ока­зания помощи Мальте. 15 ноября Соединение Н вышло в море, прикрывая «Аргус», на борту которого находились 12 «Харрикейнов» Королевских ВВС. 2 «Скуа» должны были сопровождать их на первой половине 400-мильного переле­та, а потом их должны были встретить 2 самолета с Мальты и привести на остров. 6 «Харрикейнов» сумели встретиться с мальтийским самолетом, но в 30 милях от острова у 2 истре­бителей кончилось горючее, и они упали в море. О втором звене из 6 «Харрикейнов» и 1 «Скуа» больше никто ничего не слышал. Таким образом, только 4 из 12 «Харрикейнов» достигли острова. Это была серьезная потеря, так как на Мальте не хватало и самолетов, и опытных пилотов.

24 ноября 1940 года 3 быстроходных торговых судна про­шли через Гибралтарский пролив в Средиземное море. На следующий день к ним подошло Соединение Н, в состав которого входил и «Арк Ройял». Началась новая операция по проводке конвоя на Мальту. В ней участвовали Соедине­ние Н и Средиземноморский флот. После повреждения 3 итальянских линкоров адмирал Каннингхэм вывел один из своих линкоров из Средиземного моря через Гибралтарс­кий пролив.

На сей раз итальянский флот, возглавляемый 3 линкора­ми, попытался было перехватить Соединение Н, но успел сделать это до того, как линкор, отправленный Каннингхэмом, присоединился к Соединению Н. Количество тяжелых орудий почти сравнялось. Сначала оба флота пошли на сбли­жение, однако потом итальянцы начали быстро отходить. «Арк Ройялу» было приказано выслать торпедоносцы, чтобы за­держать быстроходные итальянские линкоры. 11 «Суордфишей», вооруженных торпедами, атаковали итальянцев. Од­нако «Суордфиши», которые и в лучших условиях с торпе­дами не могли развить скорость более 80 узлов, были вы­нуждены лететь против ветра. Так как итальянские корабли уходили со скоростью около 30 узлов, скорость сближения торпедоносцев с целями не превышала 40 узлов. Малая ско­рость и совершенно чистое небо делали «Суордфиши» хорошей мишенью для итальянских зенитных орудий, которые открыли интенсивный, но неточный огонь. 10 «Суордфишей» атаковали один линкор, и лишь одиннадцатый, проскочив мимо него, сбросил торпеду в другой. Ни одна из торпед в цель не попала.

Все «Суордфиши» благополучно сели на «Арк Ройял», и пилоты сообщили, что добились одного попадания. Тогда с авианосца взлетели еще 9 торпедоносцев, чтобы закончить работу. Теперь итальянские линкоры находились недалеко от берегов Сардинии. Чтобы атаковать их, пришлось бы проле­теть над группой итальянских крейсеров, поэтому «Суорд­фиши» атаковали их. Зенитный огонь снова был плотным и неточным. Позднее 7 «Скуа» сбросили бомбы на эти же крей­сера. Попаданий английские самолеты не добились, но все они вернулись на свой авианосец.

Последнее слово в этот день осталось за итальянцами. 10 неуклюжих трехмоторных бомбардировщиков атаковали «Арк Ройял». Авианосец избежал прямых попаданий, но одна бомба взорвалась в 10 ярдах от борта корабля. В очередной раз италь­янскому флоту помешало плохое взаимодействие с авиацией.

На обратном пути в Гибралтар «Арк Ройял» провел тре­нировку своих эскадрилий. Затем он был отправлен в Атлан­тику, так как появились слухи, будто немцы намерены зах­ватить Азорские острова. Авианосец вернулся в Средиземное море, чтобы провести новый конвой на Мальту, а Рожде­ство он встретил опять в Атлантике в бесплодных поисках немецкого крейсера. 6 января 1941 года Соединение Н опять покинуло Гибралтар вместе с направляющимся на Мальту конвоем. Но к этому времени ситуация на Средиземном море радикально изменилась.

В начале декабря 1940 года английская армия в Северной Африке перешла в наступление и полностью разгромила итальянцев в Ливии. Муссолини, который раньше отвергал немецкую помощь из опасений, что Гитлер захватит себе все плоды побед, теперь сам запросил помощи. Гитлер зая­вил: «Положение на Средиземном море со стратегической, политической и моральной точки зрения требует немецкого вмешательства. Триполитанию нужно спасти». В Африку была отправлена танковая дивизия под командованием тогда еще малоизвестного генерал-майора Эрвина Роммеля, а в Си­цилию были направлены самолеты Люфтваффе. Их задачей была нейтрализация Мальты. Они также должны были при­крыть переброску в Ливию немецких войск. Это был X авиа­корпус — единственное соединение Люфтваффе, подготов­ленное к борьбе с кораблями противника. Он уже сыграл большую роль в ходе норвежской кампании.

Под командованием генерала авиации Ганса Гейслера в составе X авиакорпуса в декабре 1940 года прибыли 226 са­молетов:

50 Не-111   — двухмоторный бомбардировщик (258 миль/час)

80 Ju-87 — одномоторный пикирующий бомбардировщик (255 миль/час)

70 Ju-88A — двухмоторный пикирующий бомбардировщик (273 мили/час)

26 Ме-110 — двухмоторный истребитель-бомбардировщик (342 мили/час)

В начале января 1941 года к ним добавились 40 одномо­торных истребителей Ме-109Е-3 (354 мили/час). Эти самоле­ты были приспособлены для действий с так и не достроен­ного авианосца «Граф Цеппелин».

Это были хорошие самолеты, и большинство из них пре­восходили по своим характеристикам английские. К тому же, ими управляли опытные пилоты. Генерал Гейслер имел подготовленный обслуживающий персонал, зенитные ба­тареи и все необходимое для обеспечения действий само­летов. X авиакорпус базировался на 1 аэродроме на носке итальянского «сапога» и 4 аэродромах на Сицилии. В этот период итальянские ВВС имели на Сицилии 75 истребите­лей и 45 бомбардировщиков, 25 истребителей и 70 бомбар­дировщиков на Сардинии. Эти самолеты уступали по своим данным немецким, но все-таки представляли серьезную уг­розу для англичан.