Уничтожение «Бисмарка»
На этот раз Соединение Н было вызвано в Атлантику по другой причине. 23 мая 1941 года немецкий линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» прошли Датский пролив и оказались на оживленных морских путях в Северной Атлантике. «Бисмарк» (8 — 381-мм орудий) и «Принц Ойген» (8 — 203-мм орудий) были самыми мощными и современными кораблями германского флота.
Англичане знали, что немецкие корабли прибудут в Норвегию 20 мая, однако они не знали, когда именно те попытаются прорваться в Атлантику. Плохая погода приковала к земле разведывательные самолеты Берегового Командования КВВС. Однако морские летчики-добровольцы вылетели ни невооруженном «Мэриленде», который обычно использовался для буксировки мишеней. Это самолет обнаружил немецкие корабли в момент их выхода в море.
Когда «Бисмарк» и «Принц Ойген» вышли в Атлантику, 2 английских тяжелых крейсера уже были готовы преследовать их, пока не подойдут линкоры, чтобы дать бой немцам. Плохая погода и относительно примитивный радар сделали преследование очень трудным. Однако английские крейсера упорно гнались за немецкими кораблями, идущими со скоростью 28 узлов. Однажды им даже пришлось уклоняться от залпа 381-мм орудий «Бисмарка».
Первыми английскими линкорами, которые должны были встретиться с немецкими рейдерами, были новый линкор «Принс оф Уэлс» (10 — 356-мм орудий) и старый линейный крейсер «Худ» (8 — 381-мм орудий). На линкоре еще шли работы, и он испытывал трудности с механизмами управления башен главного калибра, а «Худ» имел слабое бронирование.
Крейсера, следовавшие за немцами, как тень, навели свои линкоры на них. И рано утром 24 мая «Принс оф Уэлс» и «Худ» вступили в бой с «Бисмарком» и «Принцем Ойгеном». Через 3 минуты после того, как был открыт огонь, «Худ» получил попадание и загорелся. Еще через минуту он взорвался и затонул. Из команды общей численностью 1419 офицеров и матросов спаслись только трое. Немцы сразу перенесли огонь на «Принс оф Уэлс». Линкор получил несколько попаданий, был поврежден и вышел из боя.
Хотя немецкие корабли выглядели неповрежденными, на самом деле «Бисмарк» получил 2 снаряда калибром 356 мм с «Принс оф Уэлса». Одно из котельных отделений «Бисмарка» было частично затоплено, что уменьшило скорость корабля с 30 до 28 узлов. Но гораздо серьезнее оказалось другое — также была повреждена топливная система, что вызвало загрязнение нефти и ее утечку. «Принц Ойген» остался совершенно цел.
Теперь со всех сторон на перехват немецких рейдеров устремились английские корабли — линкоры, линейные крейсера, крейсера, эсминцы и авианосцы. Это были «Арк Ройял» и «Викториес». Последний вошел в строй только неделю назад и сразу вышел в море, чтобы помочь потопить «Бисмарк». На борту авианосца находились всего 9 «Суордфишей» и 6 «Фулмаров». Во второй половине дня 24 мая командующий Флотом Метрополии приказал торпедоносцам «Викториеса» атаковать «Бисмарк», чтобы уменьшить его скорость.
«Викториес» в сопровождении 4 легких крейсеров увеличил скорость и к 22.00 оказался в 120 милях от немецких кораблей. 6 «Суордфишей» под командованием капитан-лейтенанта Ю. Эсмонда отважно взлетели с авианосца, несмотря на темноту и сильное волнение. (Капитан-лейтенант Эсмонд позднее погиб, возглавляя атаку торпедоносцев против немецких линейных крейсеров в Ла-Манше.) Вслед за «Суордфишами» взлетели «Фулмары», чтобы поддерживать контакт с «Бисмарком».
Преследующие «Бисмарк» английские корабли навели торпедоносцы на вражеский линкор, и вскоре после полуночи началась атака. Одна из торпед попала в корабль, но она ударилась в толстый броневой пояс и практически не причинила повреждений. Все «Суордфиши», несмотря на сильный зенитный огонь и плохую погоду, вернулись на авианосец, однако 2 «Фулмара» были потеряны.
На следующее утро «Бисмарк» и «Принц Ойген» оторвались от английских кораблей. Неверная тактика преследования и ошибки Адмиралтейства при обработке данных радиопеленгации позволили немецким кораблям уйти. На следующее утро они разделились. «Принц Ойген» пошел на юго-запад, а «Бисмарк» на юго-восток, к берегам Франции.
26 мая в 10.30 летающая лодка Королевских ВВС PBY «Каталина» восстановила контакт с неуловимым «Бисмарком». Теперь линкор находился всего в 690 милях, или полутора днях пути от Бреста. Вскоре он мог войти в зону действия самолетов Люфтваффе, которые прикрыли бы линкор с воздуха. Английские линкоры находились слишком далеко и имели слишком мало топлива, чтобы настичь «Бисмарк», если его скорость не снизится. Перехватить немецкий линкор могло лишь Соединение Н, вышедшее из Гибралтара. Но ни линейный крейсер «Ринаун» (6 — 381-мм орудий), ни легкий крейсер «Шеффилд» не могли вступить в дуэль с немецким гигантом. Задача снизить скорость «Бисмарка» была возложена на «Суордфиши» «Арк Ройяла».
Сначала авианосец отправил на поиски противника 10 самолетов, а затем подошел «Шеффилд», который установил с «Бисмарком» радиолокационный контакт. В 14.50 с «Арк Ройяла» взлетели 14 торпедоносцев «Суордфиш». Это было совсем не легким делом, так как огромные зеленые волны заливали полетную палубу авианосца, которая обычно возвышалась на 82 фута над водой, а порывы ветра достигали скорости 50 узлов! «Фулмары», например, в таких условиях действовать не могли.
После часа полета в ужасных погодных условиях «Суордфиши» начали атаку, используя показания радара. Самолеты развернулись веером и пошли в атаку, скользя над гребнями волн. И лишь после того как были сброшены 11 торпед, выяснилось, что они атаковали «Шеффилд»!
Радиограмма, что «Шеффилд» находится ряжом с «Бисмарком», была расшифрована на «Арк Ройяле» лишь после того, как ударная группа взлетела. Командир «Шеффилда» капитан 1 ранга К.Э.Э. Ларком понял, что происходит, уже после того, как «Суордфиши» сбросили торпеды. Они приказал не открывать огня и выполнил маневр уклонения. Все торпеды прошли за кормой крейсера, а 3 из них взорвались в его кильватерной струе.
Потрясенные пилоты «Суордфишей» вернулись на «Арк Ройял». Каким-то чудом все самолеты благополучно сели на авианосец. В 19.30 взлетела вторая группа из 15 «Суордфишей» под командованием капитан-лейтенанта Т.П. Куда.
На этот раз самолеты специально летели к «Шеффилду», который навел их на «Бисмарк», находившийся в 12 милях от крейсера. (В это время «Арк Ройял» прошел прямо перед торпедными аппаратами немецкой подводной лодки U-566, но, к счастью для англичан, лодка возвращалась из боевого похода, израсходовав все торпеды.)
Тучи прикрывали «Бисмарк». Нижняя кромка облачности находилась на высоте всего 700 футов. Управляемый с помощью радара зенитный огонь встретил приближающиеся «Суордфиши». Атака началась в 20.47.
Ни один из самолетов не был сбит зенитками, хотя позднее в одной из машин насчитали 175 пробоин, и все вернулись на «Арк Ройял». Однако на этот раз 3 «Суордфиша» разбились при посадке. Летчики дали весьма пессимистическую оценку результатов своей атаки. Да, «Бисмарк» получил попадание, по крайней мере, они так думают. Но огромный линкор (42000 тонн) других повреждений не получил. На «Арк Ройяле» оставались только 6 исправных «Суордфишей». Их подготовили к взлету. Еще 2 самолета находились в воздухе, преследуя «Бисмарк».
В действительности в немецкий линкор попали 2 торпеды. Одна врезалась в толстый броневой пояс корабля и нанесла ничтожные повреждения. Зато другая повредила винты «Бисмарка», разбила рулевую машину и заклинила рули. «Торпедное попадание в корму стало роковым ударом. Лишившись управления, корабль больше не мог держаться на курсе к нашим базам», — говорил официальный немецкий отчет.
«Суордфиши» «Арк Ройяла» резко снизили скорость «Бисмарка», и вскоре он был потоплен артиллерийским огнем и торпедами английских кораблей, которые настигли немецкий линкор утром 27 мая. В этот день «Арк Ройял» на всякий случай поднял в воздух 12 залатанных «Суордфишей». Когда позднее они сели на авианосец, появились немецкие самолеты, вылетевшие с французских аэродромов. Они сбросили бомбы на авианосец, но повреждений не причинили.
«Арк Ройял» доказал, что авианосец может остановить линкор в открытом море. Даже если бы английские линкоры не появились вовремя, вполне возможно, что самолеты «Арк Ройяла» смогли бы потопить «Бисмарк».