Война в Арктике и Атлантике

 

С середины 1940 и до конца 1941 года Средиземное море было главным театром действий английских авианосцев. Но при этом они еще принимали участие в боях в Арктике и Атлантике. Это было вызвано опасениями, что немецкие линкоры и крейсеры могут напасть на торговые суда и кон­вои. Операции по поиску рейдеров вконец измотали «Викториес» и часто приводили в Атлантику «Арк Ройял». Обязан­ности авианосцев стали еще шире, когда летом 1941 года немцы вторглись в Советскую Россию. Великобритания сра­зу пришли ни помощь неожиданному союзнику.

Немцы организовали интенсивное судоходство в при­брежных водах Норвегии и Финляндии, так как они дос­тавляли на транспортах из Северной Норвегии железную руду, остро необходимую промышленности Германии. Та­кие действия также представляли угрозу английским кон­воям с военными материалами, которые следовали в со­ветские порты Мурманск и Архангельск. Поэтому британс­кое Адмиралтейство решило нанести удар по немецкому судоходству в этом районе.

Авианосные операции в северных водах были очень опас­ны. Полярный день не позволял кораблям укрыться в темно­те, а немцы имели в северной Норвегии множество аэро­дромов. И все-таки 23 июля авианосцы «Фьюриес» и «Викториес», 2 тяжелых крейсера и 6 эсминцев покинули Скапа-Флоу и направились на север.

Немецкий разведывательный самолет обнаружил англий­ское соединение, и важнейший элемент внезапности был утерян. Никаких немецких транспортов обнаружить не удалось, поэтому авианосцы подняли 15 истребителей «Фулмар», 29 «Альбакоров» и 9 «Суордфишей», вооруженных бомбами, для атаки портовых сооружений Петсамо и Киркенеса. Немецкие истребители и зенитные орудия оказали английским самолетам «теплую» встречу. Более половины из 22 «Альбакоров» «Викториеса» были сбиты над Киркенесом. Англичанам удалось повредить портовые сооружения, а «Фулмары» сбили 4 истребителя Ме-109. Налет обошелся слиш­ком дорого, и больше таких операций не повторяли.

В конце августа «Викториес» и старый «Аргус» приняли участие еще в одной операции по помощи русским. На сей раз это была перевозка истребителей «Харрикейн». «Аргус» принял на борт 48 «Харрикейнов», и на один из транспор­тов были погружены разобранные истребители. «Виктори­ес», 2 крейсера и 6 эсминцев сопровождали их в Баренцево море. «Харрикейны» успешно взлетели с «Аргуса» и добра­лись до Мурманска, транспорт тоже благополучно пришел в Архангельск. На обратном пути самолеты «Викториеса» ата­ковали немецкие суда, следующие вдоль норвежского побе­режья, но сумели потопить лишь одно. В начале октября «Вик­ториес» совершил еще один рейд к норвежскому побере­жью, и снова результат не оправдал затраченных усилий.

В Атлантике 6 июня 1941 года самолеты авианосца «Игл» потопили немецкий блокадопрорыватель «Эльбе», который в апреле вышел из Японии. 15 июня его самолеты помогли легкому крейсеру «Дьюнедин» захватить немецкий танкер «Лотринген», который снабжал топливом подводные лодки и рейдеры.

Но самым главным в Атлантике была борьба против не­мецких подводных лодок. Часть угроз исходила от дальних разведчиков FW-200C «Кондор», которые наводили лодки на конвои союзников и сами атаковали торговые суда. Что­бы как-то нейтрализовать «Кондоры», было предложено ка­тапультировать истребители с торговых судов. Стимулировал разработку этого проекта Уинстон Черчилль. В конце 1940 года военные согласились с этим предложением.

В качестве катапультируемых истребителей было предло­жено использовать «Харрикейны», имеющие скорость 300 миль/час и вооруженные 8 пулеметами. На 35 судах водоизмещением от 2500 до 12000 тонн начались работы по уста­новке катапульт. «Харрикейн» превратился в «Си Харрикейн» (Mk IA), а корабли были названы «торговыми судами ката­пультирования самолетов» (Catapult Aircraft Merchant), или САМ-судами. Планировалось, что каждый конвой будут со­провождать не менее 2 САМ-судов. Каждое такое судно, кроме своего обычного груза, несло готовый к взлету «Харрикейн».

Каков бы ни был исход воздушного боя, пилот истреби­теля должен был лететь к ближайшему берегу или, если бе­рег находился слишком далеко, выбрасываться с парашю­том в надежде, что какое-нибудь судно покинет строй и ос­тановится, чтобы подобрать его. Так как дальность полета «Кондора» была гораздо больше, чем у «Харрикейна», такие прыжки стали правилом, а не исключением. Сначала пило­ты истребителей были добровольцами из ВСФ, но позднее к этой операции подключились и КВВС. По мнению английс­кого морского историка С.У. Роскилла, такие полеты требо­вали от пилотов хладнокровной отваги.

27 мая 1941 года в море вышло первое САМ-судно «Ми­хаэль Е». К несчастью, оно было торпедировано подводной лодкой раньше, чем его самолет успел что-либо сделать.

Первый «Харрикейн», сбивший «Кондор», взлетел 8 ав­густа 1941 года с ЕВК «Мэплин». «Мэплин» был одним из 4 торговых судов, превращенных в «корабли катапультирова­ния истребителей» (Fighter Catapult Ship).Они должны были помогать САМ-судам. Остальными тремя были: «Аруджиани» (переоборудован в 1941 году), «Патиа» (1941), «Регистан» (1943). В 1941 году гидроавианосец «Пегасус» был тоже переоборудован так, чтобы с него можно было поднимать истребители для защиты конвоев.

К концу 1941 года «Си Харрикейны» уничтожили 6 «Кон­доров». На истребителях установили дополнительные под­весные баки, что увеличивало их шансы долететь до бере­га, но ухудшало маневренность самолета. Широкому исполь­зованию САМ-судов мешала необходимость иметь запас­ные «Си Харрикейны» во всех заморских портах для заме­ны стартовавших в море. Лучшим решением было самое очевидное — иметь авианосцы для сопровождения конвоев. Они могли обеспечить истребительное прикрытие и вести противолодочное патрулирование. Но в Королевском Фло­те авианосцев не хватало, а те, что имелись, были нужны в составе главных сил флота. Поэтому нужен был новый тип авианосцев, которые можно было бы строить в больших количествах при минимальных затратах материалов и труда. Таким кораблем стал эскортный авианосец, переоборудо­ванный из торгового судна.

Прецеденты имелись. Вспомним хотя бы английский авиа­носец «Аргус» и американский «Лэнгли». Весной 1941 года, еще до того как первое САМ-судно вышло в море, британс­кое Адмиралтейство приняло меры, чтобы получить авиано­сец специально для сопровождения конвоев.

Ирония судьбы заключается в том, что первым эскорт­ным авианосцем стало немецкое торговое судно «Ганновер». Оно было захвачено в Санто-Доминго в феврале 1941 года английским легким крейсером и канадским эсминцем. Пос­ле 4-дневной борьбы с пожаром, который устроил немец­кий экипаж, «Ганновер» был отбуксирован на Ямайку. Так как судну все равно предстояло отправиться на верфь для ремонта повреждений, причиненных пожаром, «Ганновер» и был выбран для перестройки в эскортный авианосец. Ко­рабль был переименован в «Эмпайр Одесити». Надстройки с него были срезаны, и вместо них установлена полетная па­луба длиной 475 футов по всей длине корпуса. Под ней была устроена ремонтная мастерская и установлена цистерна для бензина. Но на корабле не имелось ни ангара, ни элеватора, самолеты должны были стоять открыто на полетной палубе. Корабль был оснащен дизелями, которые позволяли ему развивать скорость 15 узлов. Он был вооружен 102-мм оруди­ем, установленным на корме, и 6 — 20-мм автоматами.

В июне 1941 года авианосец вошел в строй как ЕВК «Одесити». Самолеты, выделенные для него, были новинкой для Королевского Флота, как и сам «Одесити». Это были амери­канские истребители F4F-3 «Уайлдкэт», в Англии до января 1944 года они носили название «Мартлет». Если не считать «Си Харрикейн», «Мартлет» превосходил любой истреби­тель ВСФ.

8 пилотов проделали по несколько учебных взлетов и по­садок на «Одесити», хотя кое-кто из них раньше даже не видел авианосцев. В сентябре 1941 года первый эскортный авианосец вышел в море вместе с конвоем, направляющимся в Гибралтар.

Из-за малых размеров авианосца ему были выделены всего 6 самолетов. 2 постоянно находились в воздухе, в любое вре­мя дня. Один кружил вокруг конвоя по часовой стрелке, вто­рой — против, пытаясь обнаружить немецкие подводные лод­ки и «Кондоры». Полеты проводились с соблюдением радио­молчания. В эфир пилоты выходили, только если был заме­чен противник, или корабль имел срочное сообщение для самолета.

Пока 2 самолета находились в воздухе, еще 2 пилота си­дели в кабинах самолетов на полетной палубе в готовности к немедленному старту. Третья пара пилотов находилась в ком­нате отдыха, готовая бежать к самолетам и взлетать, если потребуется. Четвертая пара пилотов отдыхала, дожидаясь, пока первая пара сядет, чтобы уступить ей свое место. Поле­ты длились 1 час.

Всякий раз, когда садилась пара истребителей, а это про­исходило, по крайней мере, один раз в час, экипажу прихо­дилось оттаскивать самолеты в носовую часть полетной па­лубы, чтобы освободить аэрофинишеры. После этого само­леты приходилось катить на корму, чтобы очистить место для взлета. Эти операции требовали много времени и сил. Ремонт и заправка самолетов производились прямо на палу­бе, в ветер и дождь, а ночью еще и без света. Кроме того, чтобы поднять или принять самолеты, «Одесити» приходи­лось оставлять конвой и разворачиваться против ветра. Все это делалось без сопровождения кораблей эскорта. Их было слишком мало, и они были слишком тихоходны, чтобы ос­тавить торговые суда. В результате авианосец постоянно под­вергался опасности атаки вражеских подводных лодок.

Истребители «Одесити» установили первый контакт с вражеской подводной лодкой 15 сентября и обстреляли ее, когда она погружалась. Конвой предпринял маневр укло­нения. На следующую ночь подводная лодка атаковала один из кораблей эскорта, но торпеда прошла мимо цели. 20 сентября была замечена еще одна подводная лодка, и кон­вой снова изменил курс. На следующий день конвой был атакован «Кондором», который нанес роковые поврежде­ния спасательному судну. Но тут же с «Одесити» взлетели 2 «Мартлета» и сбили немецкий самолет. Днем «Мартлеты» отогнали немецкие истребители-бомбардировщики, пытавшиеся атаковать буксир, следующий вместе с кон­воем. Ночью еще 3 торговых судна были потоплены под­водными лодками. Уцелевшие суда прибыли в Гибралтар, и частично это можно объяснить действиями «Одесити» и его 6 истребителей.

Вечером 2 октября «Одесити» покинул Гибралтар вместе с конвоем, идущим в Англию. Конвой прибыл в порт 27 октября, не потеряв ни одного судна. В этом походе самоле­ты «Одесити» успехов не имели.

29 октября «Одесити» снова направился в Гибралтар. На этот раз он имел на борту 8 самолетов и 10 пилотов. Из-за плохой погоды один «Мартлет» разбился при посадке, а еще один был сбит при атаке «Кондора». Впрочем, «Кондор» тоже был сбит. 11 декабря конвой прибыл в Гибралтар, не атако­ванный подводными лодками.

Пока «Одесити» отдыхал в Гибралтаре, пришло сообще­ние, что в 25 милях к востоку от порта затонул поврежден­ный немецкой подводной лодкой «Арк Ронял». Когда 14 де­кабря «Одесити» вместе с очередным конвоем вышел в Ан­глию, у него на борту находилось много моряков «Арк Ройяла». Этот конвой насчитывал 32 торговых судна. Было изве­стно, что большое число немецких подводных лодок попы­тается перехватить его, поэтому выход был задержан, чтобы собрать сильный эскорт, который состоял из 3 эсминцев, 7 шлюпов, 2 корветов и эскортного авианосца «Одесити». Од­нако на авианосце осталось лишь 4 самолета.

В первую же ночь «Суордфиш» из Гибралтара атаковал подводную лодку, направляющуюся в сторону конвоя, и вынудил ее пропустить английские корабли. Тот же самолет позднее установил контакт с другой подводной лодкой. Ко­рабли конвоя вступили в бой на следующий день, 15 декаб­ря, когда австралийский эсминец потопил вражескую под­водную лодку.

Утром 17 декабря один из истребителей «Одесити» заме­тил в 22 милях от конвоя подводную лодку и обстрелял ее из пулеметов. Другой «Мартлет» обнаружил вторую подвод­ную лодку с другого борта конвоя. Лодка осталась на повер­хности и зенитным огнем сбила истребитель. Однако, за­державшись на поверхности, она подставилась под удар эскортных кораблей, которые немедленно устремились к ней. После короткого, но жаркого боя экипаж оставил лод­ку, которая затонула. Пленные показали, что подводная лодка провела ночь внутри конвоя, переговариваясь по ра­дио с другими лодками!

Утром 18 декабря эскортные корабли глубинными бом­бами потопили еще одну подводную лодку. Немного по­зднее истребители «Одесити» отогнали 2 немецких самоле­та. Ночью подводные лодки пытались атаковать конвой, но безуспешно.

Рано утром 19 декабря подводная лодка торпедировала и потопила один из эсминцев, однако другой корабль эс­корта протаранил и потопил ее саму. Часом позднее торпе­да с подводной лодки едва не попала в «Одесити». Торговое судно получило попадание торпедой и было добито артог­нем. Потом было еще несколько контактов с подводными лодками, п 2 «Мартлета» сбили еще один «Кондор». При этом один истребитель пошел в лобовую атаку и вырвал часть элерона немецкого самолета своим хвостовым коле­сом. Ночь прошла спокойно.

На следующее утро был замечен еще один «Кондор», однако он сумел удрать от авианосных истребителей. В тот же день впереди конвоя были замечены 2 подводные лод­ки, хотя ночь прошла спокойно. Зато день 21 декабря вы­дался бурным.

Как только один из пилотов поднялся в воздух, он сразу заметил 2 подводные лодки в 25 милях за кормой конвоя. Они стояли на поверхности борт о борт. Одна была повреж­дена, видимо, при столкновении с другой. «Мартлет» об­стрелял их, и обе лодки погрузились. Туда были направлены 4 эскортных корабля, которые потопили одну субмарину. Еще одна лодка была замечена в тот момент, когда «Одесити» в связи с наступлением темноты был вынужден прекратить полеты. (Его самолеты не имели радара, а палуба не была оснащена посадочными огнями.)