Планы союзников

 

Война между Соединенными Штатами и Японией ста­новилась все более и более вероятной, потому что амери­канская политика столкнулась с японской в китайском воп­росе. В апреле 1940 года Тихоокеанский флот завершил ма­невры в гавайских водах «Задачи флота ХХI». Корабли уже собирались вернуться на свои базы Западного Побережья, когда президент Франклин Д. Рузвельт по настоянию госу­дарственного департамента приказал флоту оставаться в Пирл-Харборе. Начальник штаба военно-морского флота адмирал Гарольд Старк сообщил командующему Тихооке­анским флотом адмиралу Джеймсу Ричардсону:

 

«Вы остаетесь там из-за сдерживающего эффекта, кото­рый, как полагают, может оказать ваше присутствие на про­движение японцев в Ост-Индию. В предыдущих письмах я связывал это со вступлением Италии в войну. Связь заклю­чается в том, что в сложившейся ситуации японцы могут ощутить себя гораздо более свободными и предпринять са­мостоятельные действия».

 

Адмирал Ричардсон протестовал, так как флот не мог нормально действовать, опираясь на Пирл-Харбор, и даже ушел в знак протеста со своего поста. 1 февраля 1941 года контр-адмирал Хазбенд Э. Киммел принял командование базирующимися в Пирл-Харборе кораблями, которые полу­чили название американского Тихоокеанского флота.

Японцы планировали мощный удар в направлении вож­деленной Ост-Индии. Там находились нефть, каучук и дру­гие стратегические материалы, которые были нужны Япон­ской империи. Контролируемые Соединенными Штатами Филиппины тоже следовало захватить, чтобы защитить тор­говые пути в Ост-Индию и отдать в распоряжение империи богатое сельское хозяйство архипелага.

Помешать захвату Японией Ост-Индии и Филиппин могли только англичане и американцы. Однако англичане теперь в одиночку сражались против итало-немецких легионов. Со­единенные Штаты имели собственное мнение о происходящем в Европе, и пока еще не были так сильны, чтобы вести войну на двух океанах.

Поражения, которые союзники терпели в Европе, ока­зали решающее воздействие на американское правитель­ство. В июне 1940 года конгресс принял так называемый «Билль об И-процентном увеличении флота», который пре­дусматривал постройку 61 корабля — линкоров, крейсе­ров, эсминцев и 3 авианосцев по 27100 тонн. Через 6 меся­цев, когда немецкие войска уже закрепились на берегу Ла-Манша, встревоженный конгресс утвердил билль о строи­тельстве «Флота двух океанов», который разрешал пост­ройку еще 210 кораблей всех классов, в том числе 8 авиа­носцев по 27100 тонн.

Первым из этих кораблей должен был стать «Эссекс» (CV-9). Корабль имел водоизмещение 27100 тонн и длину 876 футов. Это был самый крупный американский авиано­сец, исключая «Саратогу» и «Лексингтон». На новом авиа­носце, благодаря его размерам и удачной конструкции, могли базироваться почти 100 самолетов. После заверше­ния строительств «Эссекс» и 10 однотипных кораблей дали бы Соединенным Штатам самое сильное в мире авианос­ное соединение. По скоро ли будут закончены эти корабли? Киль «Эссекса» был заложен 28 апреля 1941 года, а еще 2 таких же корабля были заложены 1 декабря. Самое малое время, прошедшее с момента закладки киля до ввода в строй у существующих американских авианосцев равнялось 25 месяцам. Однажды на строительство авианосца потребова­лось более 4 лет. В среднем авианосец был готов через 3 года после закладки. Крупная кораблестроительная программа усложняла задачу верфей.

В Соединенных Штатах, как в Англии и Японии, нача­лось изучение вопроса о переоборудовании торговых судов в малые авианосцы. Бюро кораблестроения и ремонта ВМФ изучило возможности переоборудования 10 пассажирских лайнеров (20—21 узел) и подготовило чертежи на случай, если потребуется немедленная перестройка торговых судов во вспомогательные авианосцы. Однако морской министр осенью 1940 года отверг все эти предложения, заявив пред­седателю комиссии по судоходству: «Характеристики самолетов изменились. Теперь они предъявляют более жесткие требования к авианосцам. Эти требования таковы, что пере­оборудованные торговые суда больше не будут удовлетвори­тельны в качестве авианосцев, как это было, когда состав­лялись эти чертежи».

Но, пока морской министр писал это письмо, президент Рузвельт заставил своего помощника по морским вопросам подготовить меморандум, который был отправлен началь­нику штаба ВМФ. В документе говорилось:

 

«Учитывая необходимость противолодочного прикрытия конвоев, президент предлагает покупку и переоборудова­ние для целей эксперимента:

a. Торговое судно водоизмещением 6000 — 8000 тонн со скоростью не менее 15 узлов.

b. Соорудить на нем полетную палубу.

c.  Вооружить его 10 вертолетами... или 10 самолетами с очень низкой посадочной скоростью».

 

С 31 декабря 1940 по 23 января 1941 года начальник шта­ба ВМФ проводил совещания, чтобы решить, как лучше реализовать предложение Рузвельта.

Рузвельт находился в тесном контакте с британским пре­мьер-министром Черчиллем, и интерес последнего к малым авианосцам для сопровождения конвоев оказал большое влияние на американского президента. С самого начала ра­бот над данной проблемой существовало требование, чтобы судно, выбранное для переоборудования, имело систершип, который тоже будет перестроен в авианосец и передан анг­личанам.

Задачей этих малых авианосцев было «быстрое обслужи­вание нескольких маленьких самолетов, которые будут ле­теть впереди конвоя, разыскивая подводные лодки и сбра­сывая дымовые шашки, чтобы указать их место атакующим эскортным кораблям. Также полагают, что эти самолеты могут нести небольшое количество малых или средних глу­бинных бомб».

7 января комиссия по судоходству рекомендовала флоту приобрести 2 торговых судна типа С-3 — «Мормакмейл» и «Мормаклэнд», чтобы переоборудовать их в авианосцы. Эти корабли имели вместимость 9000 GRT, длину 492 фута и дизеля, обеспечивавшие скорость 16,5 узлов. В тот же день начальник штаба ВМФ обсудил со своими офицерами реко­мендации по переоборудованию, которое могло занять 18 месяцев. Рузвельт требовал, чтобы все работы заняли не бо­лее 3 месяцев.

Во время обсуждения состава авиагруппы были исключе­ны автожиры «Питкэрн» и самолеты Белланка YO-50. Первый проект предусматривал полетную палубу длиной 305 футов, но Бюро Аэронавтики потребовало увеличить ее до 350 фу­тов, чтобы обеспечить безопасность полетов поплавкового биплана SOC. Чертежи были изменены, и теперь полетная палуба имела длину 362 фута, но после испытаний ее увели­чили до 439 футов. Корабль должен был нести 20 самолетов. Один элеватор связывал полетную и ангарную палубы.

Американский корабль после переоборудования должен был иметь вооружение из 1 — 127-мм орудия на корме, 2 — 76-мм орудий на носу и нескольких пулеметов.

6 марта11941 года «Мормакмейл» и «Мормаклэнд» были приобретены американским правительством. Первый был переоборудован менее чем за 3 месяца и вошел в строй 2 июня 1941 года как корабль флота США «Лонг Айленд», опередив первый английский и первый японский эскорт­ные авианосцы. Сначала «Лонг Айленд» имел обозначение AVG-1 — эскортный авиационный корабль (Aircraft Escort Vessel), но в августе 1942 года это обозначение было измене­но на AVC — вспомогательный авианосец (Auxiliary Aircraft Carrier). Лишь в июле 1943 года появился окончательный ва­риант: CVE — эскортный авианосец (Escort Aircraft Carrier). Работы на «Мормаклэнде» были закончены 8 ноября 1941 года. Он был передан Королевскому Флоту как ЕВ Корабль «Арчер» (BAVG-1). По соглашению о Ленд-лизе еще 5 судов типа С-3 следовало переоборудовать в авианосцы по улуч­шенным чертежам «Лонг Айленда».

Кроме великолепного сотрудничества флотов Соединен­ных Штатов и Великобритании на оперативном уровне, су­ществовало и полное взаимопонимание на уровне стратегического планирования. Пока Англия одна дралась не tea жизнь, а на смерть в Европе, на Средиземном море и в Атлантике, противник предпринимал лихорадочные попытки подтолкнуть к активным действиями азиатского партне­ра оси Берлин-Рим-Токио. В феврале и марте 1941 года в Вашингтоне произошла серия встреч представителей шта­бов армии и флота Соединенных Штатов и Великобрита­нии. Результатом этих встреч стало соглашение АВС-1, в котором говорилось, что в случае вступления в войну Со­единенных Штатов их главные усилия будут направлены на разгром Германии. Войны с Японией следовало избегать как только можно. Если же эта война начнется, то она будет «оборонительной», пока не будет разгромлена Германия. Главная стратегическая цель — разгром Германии — была подчеркнута президентом Рузвельтом и премьер-министром Черчиллем, которые заявили, что «Атлантика и Европа ста­нут решающим театром». Однако эта стратегия не означала только сдерживающих действий на Тихом океане. Амери­канский флот должен был помогать союзникам держать оборону на Малайском барьере и отвлекать силы японце в, проводя атаки против Маршалловых островов и японских морских коммуникаций. Кроме того, флот должен был за­щищать владения союзников и их коммуникации на Тихом океане и готовить вторжение на принадлежащие японцам Маршалловы и Каролинские острова. То есть, Тихоокеанс­кий флот имел более чем достаточно работы даже для бо­лее сильного и современного флота.

Но сам он в конце 1941 года не был ни современными, ни очень сильным. По мере того как Соединенные Штаты сползали к вступлению в войну, бушевавшую в Атланти­ке, туда с Тихого океана переводились все новые корабли. К авианосцам «Рейнджер» и «Уосп», находившимся в Ат­лантике, в начале 1941 года добавились «Йорктаун», 3 линкора, 4 легких крейсера и 2 эскадры эсминцев. Эта пере­броска кораблей с Тихого океана дала японцам перевес в силах над американским Тихоокеанским флотом. С учетом всех английских и голландских кораблей осенью 1941 года силы союзников были почти равны японским во всех клас­сах кораблей, за исключением авианосцев.

В воздухе японцы превосходили союзников еще больше. И это неравенство усугублялось тем, что большинство само­летов союзников были устаревшими.

20 октября 1941 года на «Хорнете» был поднят испыта­тельный вымпел. Это был последний американский авиано­сец, вошедший в состав флота до начала войны. Итак, к мо­менту начала войны на Тихом океане в составе американско­го флота имелись 7 эскадренных и 1 эскортный авианосцы.

 

МОРСКИЕ СИЛЫ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ, ОСЕНЬ 1941 ГОДА

                                           A            B            C          D           E

Авианосцы                        3                           1                        10

Линкоры                            9                           1                        10

Тяжелые крейсера          12             1            4          —          18

Легкие крейсера               9             2          15          3            17

Эсминцы                          71           13           9          7          100

Подводные лодки            22           29                     12            64

*A – Тихоокеанский флот США

B – Азиатский флот США

C – Английский флот

D – Голландский флот

E – Японский флот

 

ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ, ОСЕНЬ 1941 ГОДА

Японская армия   Малайская кампания                            550

                               Филиппинская кампания                     175

                               Китай                                                      150

                               Манчжурия (резерв)                              450

                               Япония                                                     50

Японский флот    Малайская кампания                            150

                              Филиппинская кампания                     300

                              Операция «Гавайи»                              400

                              Маршалловы острова                              50

                              Гидросамолеты на кораблях                  75

                             Япония                                                    275

                             ВСЕГО                                                  2675

 

Американские ВМФ и ВВС     Филиппины                       182

                                                    Уэйк                                      12

                                                    Мидуэй                                 12

                                                    Гавайи                                367

Голландия                                 Ост-Индия                          200

Королевские ВВС                     Малайя                               332

Австралия                                 Австралия и др.                  162

                                                   ВСЕГО                              1290

 

АМЕРИКАНСКИЕ АВИАНОСЦЫ, ДЕКАБРЬ 1941

 

Истребители

Пикировщики

Торпедоносцы

Энтерпрайз

 

18F4F

«Уайлдкэт»

36SBD

«Доунтлесс»

18TBD

«Дивастейтор»

Хорнет

 

 

18F4F

«Уайлдкэт»

 

36SBC

 

 

8TBD

«Дивастейтор»

7SBN

Лексингтон

 

18F2A

«Буффало»

36SBD

«Доунтлесс»

18TBD

«Дивастейтор»

Рейнджер

 

18F4F

«Уайлдкэт»

38 SB2U

«Виндикейтор»

 

Саратога

 

18F4F

«Уайлдкэт»

36SBD

«Доунтлесс»

18TBD

«Дивастейтор»

Уосп

 

18F4F

«Уайлдкэт»

38 SB2U

«Виндикейтор»

 

Йорктаун

 

18F4F

«Уайлдкэт»

36SBD

«Доунтлесс»

18TBD

«Дивастейтор»

Лонг Айленд

7F2A

«Буффало»

13SOC

«Си Галл»

.

 

ДИСЛОКАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ АВИАНОСЦЕВ, ДЕКАБРЬ 1941 ГОДА

Атлантика                              Тихий океан

Хорнет                                     Энтерпрайз

Рейнджер                                 Лексингтон

Уосп                                         Саратога

Йорктаун

Лонг Айленд

 

На палубах этих авианосцев стояли самые разные самолеты. Как раз именно в это время на флот начали поступать новые истребители, пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. Истребители и пикирующие бомбардировщики появились сразу 2 моделей, поэтому можно было выбрать лучшую.

Истребителями были F4F «Уайлдкэт» и F2A «Буффало». Первый был удачным самолетом, англичане его уже испы­тали под названием «Мартлет». Зато «Буффало» оказался да­леко не таким хорошим самолетом. (Флот также испытал истребители-монопланы XF7B, XF13C, XFN, XFT, но ни один из них не был принят на вооружение.)

Первый F2A «Буффало» взлетел в декабре 1937 года, а в июне 1938 года началось серийное производство этого ис­требителя с бочкообразным фюзеляжем. Большинство пер­вых партий «Буффало» было отправлено в Финляндию, пос­ледующие попали в Англию, Бельгию, Голландию (эти от­правились в Ост-Индию). Всего из 503 самолетов 340 были отправлены за границу, и только 163 попали на флот и в корпус морской пехоты.

К счастью, одновременно с «Буффало» был создан F4F «Уайлдкэт». 23 декабря 1938 года в воздух поднялся первый F4F-2, а в августе 1938 года началось серийное производ­ство истребителя F4F-3. (F4F-1 был спроектирован как бип­лан и никогда не строился.) Хотя «Уайлдкэт» оказался ти­хоходным по сравнению с «Зеро», американский самолет мог выдержать больше попаданий, чем его противник, и в руках хорошо обученного пилота «Уайлдкэт» был грозным истребителем.

К концу 1941 года «Буффало» остались на борту только одного американского авианосца («Лексингтона»). Истре­бительные эскадрильи остальных кораблей были укомплек­тованы «Уайлдкэтами».

SBD «Доунтлесс» был основным пикирующим бомбар­дировщиком и разведывательным самолетом американского флота в течение первых 2,5 лет Второй Мировой войны. Этот выдающийся самолет под обозначением ХВТ-1 был спроек­тирован авиаконструктором Джоном К. Нортропом. Эд Хенеманн, который позднее создаст еще несколько выдающихся самолетов, был ведущим инженером «Доунтлесса». Когда Нортроп закончил сотрудничество с фирмой «Дуглас», са­молет получил обозначение SBD.

ХВТ-1 впервые взлетел 19 августа 1935 года, и вскоре 54 самолета ВТ-1 были приняты флотом. SBD-1 (первоначально ВТ-2) поступили на вооружение корпуса морской пехоты, а осенью 1940 года флот начал получать пикировщики SBD-2. Эти самолеты служили в разведывательных и бомбардировоч­ных эскадрильях, и единственная разница заключалась в том, что одни несли подвесные топливные баки, а другие — бомбы.

В марте 1941 года начался выпуск улучшенной модели SBD-3. (В американской армии эти самолеты служили под обозначением А-24.)

В 1941 году несколько разведывательных и бомбардировоч­ных эскадрилий летали на SB2U «Виндикейторах» и SBC. (Все эскадрильи должны были в 1942 году получить «Доунтлессы».) «Виндикейтор» впервые взлетел в январе 1936 года и по всем показателям уступал «Доунтлессу». SBC, созданный в 1934 году, был последним бипланом американского флота, числящимся в авианосных эскадрильях. Ни SB2U, ни SBC не использова­лись с авианосцев в бою, хотя морская пехота и применила «Виндикейторы» в битве у Мидуэя в июне 1942 года.

Трехместный TBD «Дивастейтор» служил на авианосцах в качестве торпедоносца. Самолет впервые поднялся в воздух в апреле 1935 года, и к концу 1941 года им были вооружены все торпедоносные эскадрильи американского флота. Он мог нести 1000 фунтов бомб или 1 торпеду. Штурман-бомбардир сидел между пилотом и стрелком. Когда самолет заходил на цель, ему приходилось лежать на полу и глядеть в окошко позади мотора.

TBD был немного старше и значительно менее эффекти­вен, чем японский B5N «Кейт». Он был плохим товарищем «Уайлдкэту» и «Доунтлессу» в ангарах американских авиа­носцев в первый год войны.