Ударное соединение

 

В середине ноября японское ударное соединение начало собираться в бухте Хитокаппу на мрачных Курильских ост­ровах в обстановке максимальной секретности. Чтобы избе­жать обнаружения, японцы постарались сделать соединение как можно меньше, но в то же время оно должно было иметь возможность нанести максимально сильный удар с воздуха. Этого удалось добиться, сведя в одно ударное соединение все 6 эскадренных авианосцев и усилив их авиагруппы эки­пажами с «Дзуйхо» и «Таё», а также летчиками и самолета­ми из учебных групп флота и испытательных подразделений. Для сопровождения авианосцев отбирались корабли, имею­щие максимальную огневую мощь и дальность плавания. Поэтому были выделены 2 линкора, 2 тяжелых и 1 легкий крейсер, 9 эсминцев. Хотя линкоры были построены 25 лет назад, после проведенной модернизации они могли развить скорость более 30 узлов, то есть на 9 узлов больше, чем са­мый быстроходный американский линкор. Японские тяже­лые крейсера и эсминцы были построены совсем недавно и почти по всем характеристикам превосходили американские корабли.

 

УДАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Вице-адмирал Нагумо

Ударное авианосное                Соединение поддержки

соединение                               Контр-адмирал Гунити Микава

Вице-адмирал Нагумо             2 линкора

Акаги                                         2 тяжелых крейсера

Kara

Сорю                                       Соединение прикрытия

Хирю                                       Контр-адмирал Сентаро Омори

Сёкаку                                     1 легкий крейсер

Дзуйкзку                                 9 эсминцев

Патрульное соединение        Соединение снабжения

Капитан 1 ранга                      8 танкеров

К. Имаидзуми

3 подводные лодки

 

Для снабжения топливом соединения во время перехода к Гавайям были выделены 8 танкеров, но на обратном пути дозаправка в море не предусматривалась. Поэтому, чтобы сохранить нормальные запасы топлива, на корабли были погружены цистерны с нефтью. Кроме того, топливо было залито в отсеки двойного дна авианосцев, что обычно не позволялось.

Поиск впереди по курсу производили 3 подводные лодки. Вокруг Оаху были развернуты 27 подводных лодок. Они дол­жны были атаковать любой американский корабль, который избежит удара с воздуха. 5 лодок несли двухместные сверх­малые лодки, которые должны были постараться проник­нуть в Пирл-Харбор перед ударом с воздуха, чтобы увели­чить хаос и разрушения.

Наконец, в то время как авианосные самолеты и под­водные лодки атакуют Оаху, 2 эсминца должны были об­стрелять сооружения на атолле Мидуэй. Авианосцы на об­ратном пути в Японию тоже должны были нанести удар по этому атоллу. (Эсминцы вышли из Токийского залива 1 де­кабря, в ночь 7/8 декабря обстреляли Мидуэй и вернулись в Японию.)

Приказ о выходе ударного соединения в море поступил 25 ноября.

 

«Оперативное соединение, храня свои передвижения в строгом секрете и избегая контактов с подводными лодка­ми и самолетами, прибудет в гавайские воды к самому на­чалу военных действий, атакует главные силы американс­кого флота на Гавайских островах и нанесет им смертель­ный удар. Первый воздушный налет будет проведен на рас­свете (точная дата будет определена новым приказом).

Завершив воздушные атаки, оперативное соединение быстро покидает вражеские воды и возвращается в Японию.

Если переговоры с Соединенными Штатами окажутся успешными, то оперативное соединение должно быть гото­во немедленно вернуться и рассредоточиться».

 

26 ноября в 6.00 ударное соединение покинуло бухту Хитокаппу и пошло на восток. Командующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Нагумо командовал самым сильным в мире авианосным соединением.

Для похода японского соединения был выбран так назы­ваемый северный маршрут, идущий примерно вдоль 43-й параллели. Главным недостатком этого варианта были не­благоприятные погодные условия, которые осложняли зап­равку в море. Но это с лихвой окупалось уменьшением шан­сов встретить торговые суда, а кроме того, курс был проло­жен вне зоны действия американских патрульных самолетов с Уэйка и Мидуэя, что тоже увеличивало шансы на внезап­ность атаки. Если бы патрульные подводные лодки встрети­ли американское, английское или голландское торговое судно впереди соединения, то японские авианосцы должны были изменить курс. Но единственное судно, встреченное на пути к Гавайям, оказалось японским.

Японцы тщательно прослушивали гавайские радиостан­ции, пытаясь уловить малейшие признаки того, что план атаки раскрыт. Но все шло нормально. Яростные бури, высо­кие волны и плотный туман, который поднимался до самых флагов на мачтах, создавая опасность столкновения, надеж­но укрыли атакующих.

Адмирал Ямамото приказал ударному соединению воз­вращаться, если оно будет обнаружено до дня X — 2 (5 де­кабря). В случае обнаружения до дня X — 1, адмирал Нагумо должен был принять решение самостоятельно. Б случае обна­ружения вдень X — 1 или в день атаки, соединение должно было атаковать, несмотря ни на что.

Но приказа возвращаться не последовало. 1 декабря япон­ский кабинет принял решение начать войну против союзни­ков 8 декабря (по токийскому времени). 2 декабря флагман­ский корабль адмирала Ямамото, стоящий во Внутреннем море, передал по радио приказ атаковать: «Ниитакаяма ноборо» (Начинайте восхождение на гору Ниитака).

На следующий день ударное соединение заправилось с танкеров и повернуло на юго-запад. Этот курс должен был вывести японцев к точке взлета самолетов, находящейся севернее Оаху.

Вечером накануне атаки соединение находилось в 500 ми­лях к северу от Оаху. Всем морякам, не занятым на вахте, было приказано построиться на палубе. С большой помпой на мачте флагманского авианосца «Акаги» был поднят флаг, который развевался на мачте флагманского броненосца ад­мирала Того в Цусимской битве в 1905 году. При Цусиме во время Русско-японской войны адмирал Того уничтожил рус­ский флот. Именно тогда началось восхождение Японии в ряды мировых держав. Когда флаг дошел до топа мачты, авианос­цы повернули на юг и увеличили скорость до 24 узлов.

Для атаки Пирл-Харбора пилотам выдали карты подхо­дов к острову Оаху, карты с отмеченными целями, деталь­ные планы гавани и острова Форд, показывающие располо­жение американских кораблей. Эти планы дважды исправля­лись перед атакой, в них вносили самую свежую информа­цию. В утро атаки на авианосцах было получено последнее сообщение японской разведки. Оно было послано японским морским офицером, шпионившим на Оаху. В донесении, полученном министерством иностранных дел в Токио и немедленно переправленном на флагманский корабль Ямамо­то, а оттуда по радио — на ударное соединение, говорилось:

«6 декабря, гавайское время. Корабли, пришвартован­ные в гавани: 9 линкоров, 3 крейсера класса В, 3 базы гид­росамолетов, 17 эсминцев. Входят в гавань 4 крейсера класса В, 3 эсминца. Все авианосцы и тяжелые крейсера покинули гавань. Нет никаких указаний на перемены в американском флоте или что-нибудь необычное».

 

АМЕРИКАНСКИЙ ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 7 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА

Адмирал Х.Э Киммел

                               A      B       C        D        E         F        G        H       I

3 авианосца                      Энтерпрайз  Лексингтон   Саратога

9 линкоров        8                                                   1

12 тяж. кр-в       2                  1        3      1         3         2

9 легк. кр-в        6                                                   1       2

58 эсминцев     29        1       5         9                  5              9

1 мин. заг.         1

8 эм. -мин. заг.   8  

9 эм.- ТЩ         4                    5

8 ТЩ              6         2

1 кан. лодка      1

25 вспомогат.   24        1

23 подводных лодки : 5 — в Пирл-Харборе,  1 — к югу от Оаху, 3 — в 200 милях к северо-востоку от Оаху, 2 — возле Уэйка, 2 — возле Мидуэя,  9 — на западном побережья США, 1 — у берегов Мексики

 

Сообщение агента было довольно точным. В действитель­ности, в утро атаки в Пирл-Харборе находились 8 линкоров, 8 легких крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок и много других кораблей — всего 94 единицы. Нескольким со­единениям флота все-таки удалось избегнуть разгрома. Прежде всего это были корабли оперативных соединений «Энтерпрайза» и «Лексингтона», возвращавшиеся из походов к Уэйку и Мидуэю соответственно. 2 тяжелых крейсера находи­лись на острове Джонстон, 2 тяжелых крейсера проводили манеры недалеко от Оаху. Линкор «Колорадо» и авианосец «Саратога» вообще стояли на Западном Побережье Соеди­ненных Штатов. Еще несколько подводных лодок и крейсе­ров находились в море. Авианосцы американского Тихооке­анского флота — главная цель японцев — избежали уничто­жения в Пирл-Харборе.

Когда японское оперативное соединение повернуло на юг вдоль 158-го меридиана, 2 тяжелых крейсера ушли впе­ред и подняли по одному гидросамолету на разведку. Эти самолеты должны были осмотреть Пирл-Харбор и соседнюю якорную стоянку Лахаина, чтобы отследить последние пере­движения американских кораблей. На случай, если гавань окажется пуста, японцы планировали провести поиск в ра­диусе 300 миль от Оаху и атаковать противника, если тот будет обнаружен. Но, несмотря на то что утром 7 декабря 2 японские сверхмалые подводные лодки были атакованы на входе в гавань Пирл-Харбора, Тихоокеанский флот безмя­тежно спал.

В 6.00 японские авианосцы находились в 230 милях прямо на север от Оаху. Япония начала военные действия на Тихом океане.