Отход и споры

 

К 13.00 японские авианосцы приняли последний из вер­нувшихся самолетов. Согласно плану адмирал Нагумо повер­нул свои корабли на обратный курс, по направлению к Япо­нии. Отказ от проведения повторной атаки подвергся жесткой критике. Вице-адмирал Сигеру Фукудомэ, который в начале войны был напильником штаба адмирала Ямамото, писал:

 

«Тот факт, что в гавани не оказалось авианосцев, озна­чал, что самолеты вражеских авианосцев могут внезапно по­явиться и атаковать наше соединение, пока его самолеты ата­куют Пирл-Харбор. Так как наше соединение в ходе первой атаки добилось гораздо больших результатов, чем ожидалось, пожалуй, решение Нагумо отказаться от новых атак выгляде­ло предпочтительней, чем если бы он зарвался, атакуя».

 

Когда японское соединение уходило от Пирл-Харбора, был получен приказ нанести удар по Мидуэю. Но плохая погода помешала этой атаке.

Так завершился самый крупный авианосный рейд. В свете тогдашней стратегии атака Пирл-Харбора была ошеломля­ющим успехом. Удар достиг своей цели — линейные силы Тихоокеанского флота были уничтожены, однако в действи­тельности эта атака была грубейшей стратегической ошиб­кой японцев.

Налет на Пирл-Харбор дал американскому народу вескую причину вступить в войну. «Помни Пирл-Харбор!» — стало боевым кличем 40-х годов, так же, как «Помни «Мэн»!» — в 1898 году. Застигнув 8 американских линкоров в гавани Пирл-Харбора, японцы, вне всякого сомнения, спасли тысячи жизней американцев. Планом «Рейнбоу-5» предусматрива­лось, что Тихоокеанский флот пересечет океан и захватит принадлежащие Японии Каролинские и Маршалловы ост­рова, а затем двинется к Филиппинам. Совершенно ясно, что возглавляемое линкорами соединение пало бы жертвой превосходящих сил японской авиации. Эти же 8 линкоров погибли бы с большей частью 12000 офицеров и матросов их экипажей, вместо сокращенных команд в воскресное утро. Спасение моряков в открытом море было бы крайне труд­ным, если вообще возможным.

Когда последние японские самолеты улетели из Пирл-Харбора, 1 американский линкор выбросился на берег, 4 затонули или тонули, а 3 остальных были повреждены. К концу войны все они, кроме «Аризоны» и «Оклахомы», вер­нулись в строй.

Кое-кто говорит, что находись линкоры в море с расче­тами у орудий и двигайся они на полном ходу, то результат был бы иным. Но гибель через 3 дня английских линкоров «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» развеяла все сомнения в уяз­вимости линкоров даже в море. Потопив в Пирл-Харборе линкоры, японцы сами вынудили американцев выбрать авиа­носцы и подводные лодки в качестве главного оружия.

Нанеся удар по Пирл-Харбору, японцы не смогли унич­тожить базу подводных лодок и находящиеся в гавани лодки «Кэшелот», «Нарвал», «Гаджон», «Долфин», «Тотог». Эта ошибка ударила по противнику уже во время атаки, когда пулеметчики «Тотог» сбили японский самолет, а потом вме­сте с зенитчиками «Нарвала» помогли эсминцам сбить дру­гой. Сама лодка «Тотог» в эту войну потопила больше япон­ских кораблей, чем любая другая американская подводная лодка — всего 26 единиц (72606 тонн). «Гаджон» потопила 12 кораблей, «Нарвал» — 7.

Сосредоточив все усилия на линкорах, японцы забыли про электростанцию порта, большое нефтехранилище и многочисленные ремонтные мастерские. По мнению адмирала Томаса К. Харта, командующего Азиатским флотом, потеря нефтехранилища сказалась бы сильнее, чем потеря линкоров. А уничтожение верфей вынудило бы флот отойти на Запад­ное Побережье, так как в Пирл-Харборе уже нельзя было бы ремонтировать корабли, поврежденные 7 декабря. В действи­тельности все они после временного ремонта своим ходом ушли в Соединенные Штаты для ремонта капитального. По­зднее сотни кораблей, поврежденных в боях, были отремон­тированы в Пирл-Харборе. Это экономило время, деньги, а иногда и просто спасало корабли. Именно в Пирл-Харборе после боя в Коралловом море был отремонтирован авиано­сец «Йорктаун», что позволило ему участвовать в бою у Мидуэя и помогло уничтожить 4 японских авианосца, как раз те, что 7 декабря атаковали Пирл-Харбор.