Поиски

 

Когда бомбы еще сыпались на Пирл-Харбор, по радио были передний короткое сообщение: «Воздушный налет на Пирл-Харбор не учебный».

«Энтерпрайз» получил это предупреждение, находясь в 200 милях к западу от порта. Может быть, артиллеристы на Оаху по ошибке приняли «Доунтлессы» «Энтерпрайза» за японские самолеты? Но сомнения были рассеяны очень бы­стро. После того как были получены следующие радиограм­мы, прозвучала боевая тревога. Без своей разведывательной эскадрильи «Энтерпрайз» частично ослеп. Ожидая каких-либо сообщений о противнике, адмирал Хэлси приказал подго­товить к атаке бомбардировщики «Энтерпрайза». Истребите­ли патрулировали в воздухе, прикрывая оперативное соеди­нение. В это же время противника разыскивали 11 гидроса­молетов PBY с аэродромов Форд и Канэохе, а также не­сколько наблюдательных самолетов ВВС. Во время атаки и после нее в воздух были подняты несколько бомбардиров­щиков — но все безрезультатно.

«Лексингтон» находился в 700 милях к западу от Оаху и в 220 милях юго-восточнее Мидуэя. В полдень 7 декабря он должен был отправить 18 разведывательных бомбардиров­щиков на Мидуэй. Хотя самолеты морской пехоты уже мог­ли долететь до острова, когда было получено известие об атаке, адмирал Ньютон оставил их на борту и повернул на­зад к Пирл-Харбору, чтобы встретиться с соединением «Энтерпрайза».

Крейсера и эсминцы, находившиеся в море во время ата­ки, а также другие корабли, вышедшие из гавани после на­чала атаки, встретились с соединением «Энтерпрайза». Все искали японцев, но напрасно. Было получено сообщение о вражеских авианосцах южнее Оаху, но это была ошибка. В радиограмме вместо «Не вижу авианосцев» появилось «Вижу 2 авианосца». Эта ошибка при шифровании заставила аме­риканцев упорно искать противника к югу от Оаху, тогда как он уходил на северо-запад.

Ложное сообщение вынудило «Энтерпрайз» развернуться против ветра и поднять в воздух 21 торпедоносец TBD, 6 пикировщиков SBD и 6 истребителей F4F. Враг так и не был найден, и бомбардировщики вернулись на свой авианосец, чтобы совершить редкую в то время ночную посадку с под­вешенными торпедами. Когда один из «Дивастейторов» кос­нулся палубы, его торпеда оторвалась и заскользила по по­летной палубе с вращающимися винтами. Капитан-лейте­нант Уильям Таунсенд вспрыгнул на торпеду и заставил ее остановиться.

Если бомбардировщики вернулись на «Энтерпрайз», ис­требители F4F «Уайлдкэт» из-за своей малой дальности поле­та были вынуждены лететь на остров Форд. Им дали разреше­ние на посадку. Когда истребители подошли к аэродрому, они включили бортовые огни. Внезапно ночь взорвалась шквалом огня. Десятки зенитных орудий открыли огонь по «Уайлдкэтам». Один истребитель взорвался в воздухе, другой врезался в землю и сгорел. Оба пилота погибли. Мотор третьего «Уайлдкэта» отказал, возможно поврежденный огнем зениток. Пи­лот выпрыгнул с парашютом и спасся. Три остальных истре­бителя благополучно сели, хотя и получили повреждения.

Еще до того как кончилась японская атака, уцелевшие разведывательные бомбардировщики SBD с «Энтерпрай­за», которые сумели приземлиться на острове Форд, были заправлены и посланы на поиск японских авианосцев. Все­го взлетели 9 SBD, причем некоторые были тут же обстре­ляны американскими кораблями. «Доунтлессы» провели поиск в северо-западном секторе, но не нашли ничего. Часть самолетов вернулась на Оаху, села, заправилась и совер­шила еще один вылет. Некоторые самолеты вернулись толь­ко после наступления темноты. Два пилота решили, что лучше сесть на Канэохе, чем лететь над головами перевоз­бужденных солдат и моряков в Пирл-Харборе. Бесстраш­ные пилоты сумели посадить свои самолеты на этот аэро­дром, хотя его посадочные полосы были перекрыты авто­мобилями и самолетами, чтобы помешать японским пла­нерам с десантом!

Потери «Энтерпрайза» за день составили 5 истребителей и 5 разведчиков-бомбардировщиков. Несколько самолетов были повреждены собственным зенитным огнем.

Когда наступила ночь, японское соединение было уже слишком далеко, чтобы американские корабли, уцелевшие в Пирл-Харборе, могли настичь его. «Энтерпрайз» и «Лек­сингтон» искали боя с врагом, но любое столкновение 6 японских авианосцев с 2 американскими дало бы в резуль­тате лишь понос поражение американцев. Японцы имели боль­ше самолетов, их самолеты были лучше, но что гораздо важ­нее — американским летчикам не хватало боевого опыта, который японцы получили над Китаем.

Утром 7 декабря Соединенные Штаты имели 3 «системы оружия», которые могли противостоять японцам: линейные силы Тихоокеанского флота, подводные лодки Тихоокеан­ского флота и 35 стратегических бомбардировщиков В-17 «Ле­тающая Крепость» на Филиппинах. К концу первого дня вой­ны линейные силы существовали только на бумаге. В тот же день японские самолеты с Формозы уничтожили 12 бомбар­дировщиков В-17 и тяжело повредили еще 5, пока те стояли на земле. Оставшиеся «Летающие Крепости» были уничто­жены в ближайшие несколько дней. Действиям подводных лодок сильно мешало плохое качество торпед. Эта проблема стояла перед американским флотом до второй половины 1943 года. В результате ко второму дню войны в качестве главного наступательного оружия у Соединенных Штатов на Тихом океане остались только 3 авианосца: «Саратога», «Лексинг­тон» и «Энтерпрайз».

«Саратога» вышла из Сан-Диего утром 8 декабря и на­правилась в Пирл-Харбор. Кроме своих 80 самолетов, она несла эскадрилью морской пехоты из 20 истребителей F2A «Буффало».

«Лексингтон» со своим сопровождением (Оперативное Соединение 12) продолжал гоняться за несуществующими, но «замеченными» японскими авианосцами. Естественно, без малейшего результата.

К понедельнику на кораблях Оперативного Соединения 8 («Энтерпрайз») осталось очень мало топлива, и оно пошло в Пирл-Харбор. Днем 8 декабря истребители «Уайлдкэт» пе­релетели с авианосца на Оаху, чтобы пополнить поредев­шие ряды защитников острова. Вечером того же дня авиано­сец вошел в гавань Пирл-Харбора. Вода была покрыта не­фтью с потопленных линкоров. На некоторых из них еще пылали пожары, и моряки пробивали дыры в днищах пере­вернувшихся кораблей, чтобы спасти попавших в ловушку товарищей. Высокий столб дыма стоял над разрушенной «Аризоной». В воздухе витал запах смерти. На мостике «Энтерпрайза» услышали, как адмирал Хэлси проворчал: «Ког­да мы покончим с ними, по-японски будут разговаривать только в аду».

В темноте «Энтерпрайз» и его сопровождение заправились, приняли запасы продовольствия и боеприпасов. Авианосец был готов к выходу в море через 8 часов, и когда на востоке пока­зались первые лучи солнца, он уже снова был в море.

Следующие 5 дней самолеты «Энтерпрайза» патрулиро­вали в воздухе, пытаясь обнаружить японские подводные лодки, которые, как было точно известно, действуют возле Оаху. Эти полеты принесли множество сообщений о неизве­стных перископах и следах торпед. Наконец адмирал Хэлси сказал: «Если все сообщения о торпедах верны, то японские подводные лодки скоро будут вынуждены вернуться в базы за новыми, и нам нечего бояться. Вдобавок мы израсходова­ли слишком много глубинных бомб впустую».

Но 10 декабря, когда «Энтерпрайз» находился в 200 ми­лях к северо-востоку от Оаху, «Доунтлесс» действительно заметил подводную лодку. Застигнутая на поверхности жерт­ва была большой лодкой I-170 (1400 тонн). «Доунтлесс» серь­езно повредил лодку, и она больше не могла погружаться. Поэтому немного позднее другой «Доунтлесс» отправил 1-170 на дно. Она стала первым японским кораблем, потоплен­ным американцами во Второй Мировой войне.

В тот же день другая японская лодка атаковала «Энтерпрайз», a 11 декабря — еще одна. В свое время англичане в первые же дни войны получили жестокий урок — эскадрен­ные авианосцы слишком уязвимы, чтобы гоняться за под­водными лодками. 15 декабря соединение «Энтерпрайза» не­надолго зашло в Пирл-Харбор, чтобы пополнить запасы. Еще 13 декабря точно так же в Пирл-Харбор зашел «Лексингтон». 10 декабря на аэродром Форд прилетели пикирующие бом­бардировщики морской пехоты SB2U, которые он должен был 7 декабря доставить на Мидуэй. Через неделю они снова поднялись в воздух и, следуя за флотской «Каталиной», про­летели 1137 миль от Оаху до Мидуэя. Этот полет длился 9 часов 45 минут и был самым продолжительным, который когда либо совершали над морем одномоторные самолеты. Вес 17 бомбардировщиков морской пехоты благополучно прибыли на Мидуэй.