Падение Уэйка

 

Исключая короткий обстрел 7 декабря 2 японскими эс­минцами Мидуэя, атолл больше атакам не подвергался. Од­нако остров Уэйк находился в пределах досягаемости япон­ских самолетов с баз на Кваджеллейне, поэтому его бомби­ли 36 двухмоторных бомбардировщиков. 4 из 12 «Уайддкэтов», доставленных «Энтерпрайзом», находились в воздухе, когда появились японцы. Бомбами были уничтожены 7 сто­ящих на земле истребителей и поврежден восьмой. Ни один из японских самолетов не был сбит.

Ежедневно, как по расписанию, японские бомбардиров­щики возвращались, чтобы бомбить маленький остров. 9 и 10 декабря истребители морской пехоты F4F «Уайддкэт» взле­тали, чтобы встретить японские самолеты. Рано утром 11 декабря перед Уэйком появились японские силы вторжения. Это были 2 старых и 1 новый легкие крейсера, 8 старых эсминцев (2 из них переоборудованные в войсковые транс­порты), 2 небольших войсковых транспорта и 2 подводные лодки. Около 450 солдат специальных десантных сил (япон­ской морской пехоты) должны были высадиться на Уэйк, который обороняли 523 военных. Кроме них, на Уэйке нахо­дились 1200 гражданских строителей, но лишь 449 морских пехотинцев были вооружены.

На рассвете — около 5.00 — японские легкие крейсера подошли к берегу и открыли огонь, подготавливая высадку десанта. Американские артиллеристы не стреляли, пока крей­сера не подошли, что называется, на пистолетный выстрел. Один легкий крейсер был поврежден и ушел, окутавшись дымом. Эсминец, накрытый тремя двухорудийными залпа­ми, взорвался и затонул, переломившись надвое. Другой эс­минец, попавший под обстрел, получил повреждения. Прежде чем японские корабли вышли из радиуса действия берего­вых 76-мм и 127-мм орудий, еще один легкий крейсер, тре­тий эсминец и один транспорт получили попадания.

Затем 4 «Уайлдкэта», находившиеся в воздухе во время артиллерийской дуэли, атаковали противника, хотя были вооружены всего лишь 100-фн бомбами, пулеметами и отва­гой. Стремительные «Уайддкэты» повредили 2 крейсера, транспорт и эсминец-транспорт. Глубинные бомбы, нахо­дившиеся на палубе одного из эсминцев, взорвались, и ко­рабль затонул.

Во время этой атаки 2 истребителя были повреждены, но сумели сесть на Уэйк. После ремонта и замены ряда деталей 3 «Уайлдкэта» из 4 снова могли подниматься в воздух.

Ежедневные налеты бомбардировщиков с Кваджеллейна продолжались, но теперь истребители морской пехоты и зе­нитные орудия взяли свою плату. Во время боев за Уэйк по крайней мере 21 японский самолет был сбит, а 11 серьезно повреждены.

Вечером 11 декабря один из истребителей в 25 милях от Уэйка заметил находящуюся на поверхности японскую под­водную лодку. Близкими разрывами двух 100-фн бомб она была потоплена. Хотя гибель подводной лодки после войны не подтвердилась, японцы допрашивали пленных с Уэйка о японской лодке, не вернувшейся из похода.

12, 14, 15, 16, 17 и 19 декабря самолеты с Кваджеллейна бомбили Уэйк. Механики морской пехоты чинили и латали «Уайлдкэты», и к 17 декабря из обломков снова были собра­ны 4 «летающих» истребителя.

Утро 20 декабря выдалось мрачным: низкие тучи, сильный ветер, плохая видимость. Японские самолеты в этот день над Уэйком не появлялись, и у защитников острова затеплилась надежда. Из Пирл-Харбора прилетела PBY «Каталина» и при­несла сообщение о выходе эскадры на помощь острову. 9 де­кабря штаб адмирала Киммела разработал план переброски подкреплений на Уэйк. Соединение планировалось сформи­ровать вокруг базы гидросамолетов «Танжер», которая долж­на была доставить на Уэйк солдат морской пехоты, орудия, боеприпасы и так нужный радиолокатор. Прикрывать «Тан­жер» должен был авианосец «Саратога». Сам авианосец дол­жен был перебросить на Уэйк 18 истребителей морской пехо­ты F2A «Буффало». Авианосец сопровождали 3 тяжелых крей­сера и 5 эсминцев. Кроме того, в состав соединения, которым командовал контр-адмирал Фрэнк Джек Флетчер, был вклю­чен танкер. Хотя Флетчер и был выдающимся офицером, к сожалению, он никогда не командовал авианосцами. На ко­раблях соединения имелся еще один адмирал. Контр-адмирал Обри У. Фитч поднял флаг на «Саратоге». Фитч, хотя и был младше Флетчера, был одним из ветеранов морской авиации и командовал поочередно 3 авианосцами, прежде чем стать командиром дивизии авианосцев. Операция целиком строи­лась на возможностях авианосца.

Два других американских авианосца должны были поддер­жать эту операцию. Оперативное Соединение 11 («Лексинг­тон») вице-адмирала Уилсона Брауна должно было провести отвлекающую атаку против Маршалловых островов, находя­щихся южнее Уэйка. Оперативное Соединение 8 («Энтерпрайз») вице-адмирала Хэлси должно было находиться возле Мидуэя в готовности оказать помощь другим соединениям.

«Саратога» прибыла к Пирл-Харбору 14 декабря, но из-за опасности атак подводных лодок авианосец вошел в га­вань только на следующее утро. Уже в полдень 15 декабря большой авианосец покинул порт и направился к Уэйку. Танкер и несколько эсминцев вышли днем ранее. Несмотря на исключительную важность операции, соединение равня­лось на малую скорость танкера (12 узлов) и двигалось зиг­загом. Когда корабли уже находились в море, произошла еще одна задержка. 21 декабря (по времени Уэйка) адмирал Флетчер приказал произвести заправку эсминцев. За этот приказ его потом много критиковали. Крейсера сообщили, что име­ют 75% топлива, а эсминцы — даже 90%. Лишь один эсми­нец имел 82%. Флетчер должен был оставить эсминцы с наи­меньшим количеством топлива вместе с тихоходным танке­ром. (Самым тихоходным кораблем соединения, не считая танкера, был «Танжер» — 16,5 узлов.) Пока эсминцы зап­равлялись, скорость соединения в течение 10 часов упала до 6—8 узлов, так как сильное волнение сделало заправку очень сложной.

Единственная «Каталина», прилетевшая на остров 20 де­кабря, вселила в защитников уверенность, что вскоре они получат помощь. Но 21 декабря примерно в 7.00 гидросамо­лет улетел, а через 2 часа над островом появились авианос­ные самолеты со знаками Восходящего Солнца на крыльях. Это были 18 истребителей «Зеро», 29 пикирующих бомбар­дировщиков «Вэл» и 2 бомбардировщика «Кейт», которые взлетели с авианосцев «Сорю» и «Хирю». Авианосцы нахо­дились в 200 милях севернее Уэйка. Встретив неожиданное сопротивление, японский командующий силами вторжения вызвал помощь. 16 декабря вице-адмирал Нагумо выделил из состава авианосного соединения, возвращающегося в Японию, 2 авианосца, 2 тяжелых крейсера и 2 эсминца, чтобы «размягчить» Уэйк.

Через 3 часа после налета авианосных самолетов Уэйк ата­ковали 33 базовых бомбардировщика с Кваджеллейна. На сле­дующий день только 2 потрепанных «Уайлдкэта» смогли взле­теть, чтобы встретить атакующих. Но они были просто смяты 6 «Зеро» и 33 «Кейтами», взлетевшими с авианосцев. 22 де­кабря остров атаковали 20 «Зеро», 12 «Вэлов» и 27 «Кейтов».

Истребители и бомбардировщики 2 японских авианосцев решили судьбу острова. Японцы не имели истребителей, спо­собных долететь до Уэйка с Кваджеллейна (600 миль). Авианосные истребители уничтожили самое надежное оружие защитников Уэйка — «Уайлдкэты». Более важным было то, что появление авианосных самолетов над Уэйком сделало ясным для американских штабов в Пирл-Харборе, что часть или даже все авианосцы Нагумо находятся неподалеку от Уэйка. В этом случае соединение, идущее на помощь остро­ву, могло попасть под сокрушительный удар.

В Пирл-Харборе вице-адмирал Уильям С. Пай сменил адмирала Киммела на посту командующего Тихоокеанским флотом. В штаб адмирала Пая пришло сообщение о концен­трации японской авиации на Гильбертовых островах, кото­рые находятся чуть южнее Маршалловых островов, куда шла группа «Лексингтона». Также пришло сообщение о появле­нии на Маршалловых островах большой группы японских подводных лодок. Поэтому 20 декабря адмирал Пай отменил намеченный удар по Маршалловым островам и приказал группе «Лексингтона» повернуть на север, на помощь груп­пе «Саратоги». Затем Вашингтон известил адмирала Пая, что он может эвакуировать Уэйк, если считает нужным, а не усиливать его гарнизон. После этого адмирал Пай приказал адмиралу Флетчеру не подходить к Уэйку ближе чем на 200 миль и послать самолеты «Саратоги» на поиск японских ко­раблей. Этот приказ был быстро отменен. Затем Пай приказал Флетчеру направить к Уэйку «Танжер» без сопровождения, чтобы снять войска и гражданских лиц. Этот приказ тоже был отменен. Американская разведка определила, что возле Уэйка находятся 2 японских авианосца, 2 быстроход­ных линкора и 2 тяжелых крейсера. Неопределенность закон­чилась утром 22 декабря (23 декабря на Уэйке), когда в Пирл-Харбор пришла радиограмма с осажденного острова: «Вы­садка началась». В 8.11 адмирал Пай приказал «Саратоге» и «Лексингтону» возвращаться в Пирл-Харбор. Через 2 часа Уэйк пал.

После поражения, которым завершилась первая попытка высадить десант, 23 декабря под прикрытием самолетов «Сорю» и «Хирю» японцы высадили на Уэйке примерно 1000 солдат с 2 эсминцев-транспортов и нескольких десантных барж, которые выбросились на берег, чтобы высадить солдат. У берега стояли еще 4 транспорта, 3 легких крейсера и несколько эсминцев из состава соединения, которое уже появлялось возле Уэйка 11 декабря. Восточнее Уэйка, как раз на пути «Саратоги», находилось японское соединение поддержки из 4 тяжелых крейсеров. Японцы не подозревали, что рядом находятся американские авианосцы, и что крей­сера могут попасть под удар.

Но американские авианосные группы уже повернули в Пирл-Харбор. 23 декабря группа «Саратоги» находилась в 425 милях от Уэйка. Даже после того как остров пал, стреми­тельный бросок на запад давал американцам хорошие шан­сы на уничтожение относительно слабо защищенных японс­ких кораблей и транспортов возле Уэйка. Японские авианос­цы находились в 200—250 милях к западу от острова и не могли атаковать американский авианосец, который находился бы на таком же расстоянии, но к востоку. 23 декабря «Лек­сингтон» был в 724 милях от острова, а «Энтерпрайз» — в 1080 милях. Еще один день — и 3 американских авианосца могли бы направить к Уэйку примерно 230 самолетов, вдвое больше, чем имели «Сорю» и «Хирю».

Уэйк и его храбрые защитники были потеряны. Адмирал Киммел, посылая помощь, совершил грубую ошибку, раз­делив, а не сконцентрировав авианосцы. Вице-адмирал Пай, опасаясь нового поражения, оказался слишком робким и нерешительным. (Он готовил план военных действий, ко­мандуя Линейными Силами, но 7 декабря японцы уничто­жили и его план, и его силы.) Контр-адмирал Флетчер, зная отчаянное положение защитников Уэйка, не должен был терять время на заправку эсминцев, ему следовало мчать­ся вперед.

Когда американские корабли повернули назад, моряки отреагировали на это по-разному. Чувства изменялись от удив­ления до стыда и гнева. Кое-кто из штабных офицеров сове­товал Флетчеру отменить приказ и совершить бросок к Уэй­ку. Но корабли продолжали следовать в Пирл-Харбор, и япон­ский флаг взвился над Уэйком. Он развевался там до 7 сен­тября 1945 года.

После атаки Пирл-Харбора сменилось командование аме­риканского флота. 30 декабря главнокомандующим флотом стал адмирал Эрнест Дж. Кинг, а вскоре после этого он был назначен одновременно и начальником штаба ВМФ. Кинг был старым морским авиатором. Он командовал «Лексинг­тоном», а потом и всеми американскими авианосцами в ка­честве командующего Боевым Авианосным Соединением. Позднее он служил на посту начальника Бюро аэронавтики и до 7 декабря командовал Атлантическим флотом, сража­ясь с немецкими подводными лодками на этом театре.

31 декабря командующим Тихоокеанским флотом был назначен адмирал Честер У. Нимиц. Он получил 4 звезды полного адмирала. Наконец-то во главе Тихоокеанского флота стал энергичный человек.