Глава 6. АКТИВНАЯ ОБОРОНА

 

План военных действий американского флота предусмат­ривал захват принадлежащих японцам островов, изгнание их из Ост-Индии и переброску подкреплений на Филиппи­ны. Уничтожение линейного флота в Пирл-Харборе вдребез­ги разнесло этот план, и теперь вся тяжесть боевых действий легла на авианосцы.

После провала операции по спасению Уэйка было реше­но перебросить на Тихий океан находившийся 7 декабря на Восточном Побережье «Йорктаун». Он прибыл в Сан-Диего 30 декабря 1941 года, и теперь у американцев на Тихом оке­ане имелись 4 авианосца: «Энтерпрайз», «Лексингтон», «Саратога», «Йорктаун». В Атлантике оставались 3 авианосца: новый «Хорнет» — потому что еще не обрел полной боеспо­собности, «Рейнджер» — потому что был тихоходным и по ряду характеристик просто не подходил для Тихоокеанского театра, «Уосп» — потому что в это время действовал в евро­пейских водах.

Но прежде чем «Йорктаун» начал действовать в составе Тихоокеанского флота, количество авианосцев, находящих­ся в боевой готовности, снова сократилось до 3. 11 января в 500 милях к юго-западу от Оаху торпедой с японской под­водной лодки был поврежден авианосец «Саратога». При взрыве погибли 6 человек, 3 кочегарки из 16 были затопле­ны. Корабль своим ходом добрался до Пирл-Харбора, а от­туда ушел в Бремертон для ремонта и модернизации, по­этому в самые критические 5 месяцев 1942 года он в боях не участвовал.

Теперь перед американскими авианосцами была постав­лена иная задача: охранять конвои из Соединенных Штатов на Гавайи и Самоа, так как этот остров являлся важнейшим звеном коммуникаций, ведущих в Австралию и Новую Зе­ландию. Но когда переброска войск и техники завершилась, авианосцы освободились для действий против японских баз на Маршалловых островах и Уэйке.

Целью для первого удара был выбран Уэйк. «Лексингтон» под флагом вице-адмирала Уилсона Брауна вышел из Пирл-Харбора в сопровождении крейсеров и эсминцев, но его поход завершился в 135 милях от Оаху, когда ночью 23 янва­ря японская подводная лодка торпедировала и потопила тан­кер «Нечес». Так как группа «Лексингтона» не могла дойти до Уэйка без дозаправки, а другого танкера не имелось, опе­рацию пришлось отменить.

Следующий рейд должны были совершить «Энтерпрайз» и «Йорктаун», уже закончившие проводку конвоев на Са­моа. В сопровождении крейсеров и эсминцев авианосцы бы­стро добрались до группы низких, почти бесплодных корал­ловых атоллов, образующих Маршалловы острова. Каждый атолл состоял из рифа, соединяющего несколько маленьких островков и окружающего лагуну. На карте такой атолл по­ходил на огромную баранку.

Оперативное Соединение 8 вице-адмирала Хэлси прибы­ло к цели первым. «Энтерпрайз», оставшись в сопровожде­нии 3 эсминцев, должен был выслать самолеты для атаки атоллов Вотье, Малоэлап и Кваджеллейн. 3 тяжелых крейсе­ра и 3 эсминца должны были обстрелять атоллы во время налета авиации.

После перехода на большой скорости во вражеских во­дах, 1 февраля в 4.43, еще в темноте, первая группа самоле­тов взлетела с полетной палубы «Энтерпрайза». Она состоя­ла из 37 пикировщиков SBD «Доунтлесс» и 9 торпедоносцев TBD «Дивастейтор», вооруженных бомбами. Пикировщики должны были нанести удар по острову Рой на северной кром­ке атолла Кваджеллейн, а «Дивастейторы» должны были ата­ковать корабли в лагуне. В качестве воздушного патруля в воздух были подняты 6 истребителей F4F «Уайлдкэт». Ос­тальные оставались на борту авианосца в полной боевой готовности, чтобы треть имеющихся истребителей могла по­стоянно патрулировать в воздухе.

Туман окутывал Рой, но прежде чем пикирующие бом­бардировщики достигли цели, они были обнаружены. Япон­ские истребители и зенитные орудия сбили 4 «Доунтлесса», однако и 3 японских истребителя А5М «Клод» тоже были сбиты. Аэродрому были причинены некоторые повреждения, но в целом результаты налета на Рой разочаровали.

А в это время в лагуне Кваджеллейна, примерно в 44 милях от Роя, торпедоносцы разыскали целое скопище ко­раблей. Там стояли на якорях легкий крейсер, несколько эс­минцев, подводные лодки, охотники за подводными лодка­ми, транспорты и танкеры. «Дивастейторы» были встречены плотным зенитным огнем, но в воздухе не оказалось ни од­ного японского истребителя, хотя все это происходило не­далеко от аэродромов противника. TBD отбомбились по ко­раблям и вызвали помощь. В 7.31 с «Энтерпрайза» взлетели еще 9 TBD, которые были вооружены торпедами, а 10 пи­кирующих бомбардировщиков вместо удара по Рою сверну­ли в лагуну. Самолеты потопили транспорт водоизмещением 6500 тонн и охотник за подводными лодками, а также по­вредили полдюжины других кораблей.

Пока пикировщики вели бой, с «Энтерпрайза» взлетел резерв — 11 «Уайлдкэтов», каждый из которых нес по две 100-фн бомбы. Они должны были атаковать Малоэлап и Вотье. На взлетной полосе Малоэлапа были обнаружены 30 или 40 двухмоторных бомбардировщиков, а находившиеся в воз­духе истребители атаковали американцев. В последовавшем бою выяснилось, что американские самолеты имеют ряд недостатков. Пулеметы «Уайлдкэтов» часто заклинивало, а в боекомплекте было слишком мало зажигательных пуль.

Когда на «Энтерпрайз» сообщили о находящихся на Малоэлапе бомбардировщиках, в воздух были подняты 9 «Доунтлессов», вернувшихся после неудачной атаки Роя. Один из них сбил из хвостового 7,62-мм пулемета японский ис­требитель, но другой пикировщик был сбит тройкой японс­ких истребителей. Американские самолеты уничтожили не­сколько японских бомбардировщиков, стоящих на земле, но точно их число установить не удалось.

Интенсивные воздушные атаки были поддержаны крей­серами и эсминцами, обстрелявшими Малоэлап и Вотье из своих 203-мм и 127-мм орудий. 8 японских бомбардировщи­ков взлетели с Малоэлапа во время обстрела и атаковали американские корабли. Один крейсер получил попадание бомбой, которая убила 8 и ранила 11 человек, но причини­ла совсем незначительные повреждения.

Было уже 13.00. В течение 8 часов «Энтерпрайз» крейсиро­вал в прямоугольнике 5 х 20 миль, принимая и поднимая самолеты. Часть времени он находился в прямой видимости от занятых неприятелем островов. Адмирал Хэлси решил, что достаточно испытывал свое счастье, и приказал отхо­дить. В 13.40, когда корабли уже повернули, 5 двухмоторных бомбардировщиков G4M «Бетти» сбросили бомбы на «Эн­терпрайз». Близкий разрыв причинил авианосцу незначитель­ные повреждения, 1 человек был убит.

Зенитные орудия обстреляли налетчиков, а «Уайлдкэты» атаковали их. Один из «Бетти», поврежденный истребите­лем, развернулся и спикировал на авианосец. «Энтерпрайз» резко положил руль вправо, чтобы уклониться от удара са­моубийцы. В это время авиамеханик 2-го класса Бруно Гэйдо перебежал полетную палубу и прыгнул в заднее сиденье сто­ящего на полетной палубе «Доунтлесса». Подняв спаренный хвостовой пулемет вверх, он открыл огонь. Самоубийца стре­мительно приближался, а огромный корабль мучительно медленно пытался повернуть. Наконец «Бетти» врезался в край полетной палубы, и его крыло отсекло хвост SBD, где сидел Гэйдо, в 3 футах от него. Японский бомбардировщик врезал­ся в край полетной палубы, не нанеся «Энтерпрайзу» по­вреждений, и с шумом рухнул в море.

Американские корабли уходили на восток. Через 2 часа после первой атаки еще 2 японских бомбардировщика по­пытались атаковать «Энтерпрайз», но были сбиты.

«Энтерпрайз» возвращался из первого набега на японс­кую территорию, предпринятого американцами во Второй Мировой войне. Его потери составили 5 пикировщиков SBD, но американцы уничтожили в 4 раза больше вражеских са­молетов, потопили 2 вражеских корабля и еще несколько повредили.

Пока Хэлси атаковал северные Маршалловы острова, контр-адмирал Фрэнк Джек Флетчер с Оперативным Со­единением 17 — авианосец «Йорктаун», 2 тяжелых крейсе­ра, 4 эсминца — атаковал южные острова этого же архипе­лага. Его атака была согласована по времени с действиями «Энтерпрайза», поэтому 1 февраля в 5.00 «Йорктаун» под­нял 17 пикировщиков SBD и 11 торпедоносцев TBD. Их це­лью был атолл Джалуит, находившийся в 140 милях к севе­ро-западу от авианосца. Через несколько минут взлетели еще 9 SBD и направились на юг, чтобы атаковать остров Макин, находившийся в 127 милях от корабля. В 6.00 взлетели еще 5 SBD, чтобы нанести удар по находящемуся совсем рядом атоллу Мили. Самолеты взлетели так, чтобы атаковать обе цели одновременно.

Над Джалуитом 28 бомбардировщиков были встречены грозой, которая скрыла все цели. 2 японских судна, которые удалось обнаружить, были только повреждены, а береговые сооружения пострадали совсем незначительно. 6 самолетов не вернулись на авианосец, по крайней мере, 2 из них стол­кнулись в воздухе, попав в грозу.

Плохая погода помешала и атаке Макина. Все, что уда­лось сделать американцам, — повредить минный загради­тель. Один из бомбардировщиков сел на воду, когда возвра­щался на авианосец. Эсминец спас его экипаж. Самолеты, атаковавшие Мили, тоже встретили тучи и дождь, а потому причинили лишь незначительные повреждения японским со­оружениям.

Так как было уже слишком поздно, чтобы проводить по­вторную атаку, Флетчер решил возвращаться в Пирл-Хар­бор. Операция стоила «Йорктауну» потери 7 самолетов. Япон­ская четырехмоторная летающая лодка, показавшаяся над ОС 17 на обратном пути, была сбита «Уайлдкэтами», но в целом противник понес ничтожные потери.

«Энтерпрайз» вернулся в Пирл-Харбор 6 февраля, а «Йор­ктаун» — на следующий день. Эти первые набеги оказались не слишком удачными, однако они послужили хорошей тре­нировкой американским авианосным соединениям и под­няли пошатнувшийся дух американцев.