Первый бой авианосцев

 

Бой в Коралловом море стал первым боем в истории мор­ской войны, во время которого корабли противника не ви­дели друг друга и не сделали ни одного выстрела друг в друга. Это был первый бой, целиком проведенный авианосными самолетами, и он стал первой неудачей японцев во Второй Мировой войне.

После успешного рейда авианосного соединения Нагумо в Индийский океан японское верховное командование ре­шило привлечь его к наступлению на принадлежащих анг­личанам Соломоновых островах и в юго-западной части Но­вой Гвинеи. Первым пунктом этого плана, названного «Опе­рация МО», был захват Порт-Морсби. Оккупация этого рай­она положила бы конец воздушным атакам союзников про­тив японских баз в Рабауле и Капнете, зато северо-восточ­ное побережье Австралии оказалось бы открытым для нале­тов японской авиации. Планом операции МО предусматри­валось создание баз гидросамолетов в Тулаги на Соломоно­вых островах и на островах Луизиады вблизи юго-восточной оконечности Новой Гвинеи.

Для выполнения операции МО японцы создали 5 отдель­ных соединений. Непосредственный захват Порт-Морсби должно было осуществить Соединение вторжения, состоя­щее из 11 транспортов, различных вспомогательных судов, тральщиков, 1 легкого крейсера и 6 эсминцев. Группа захва­та Тулаги состояла из 1 транспорта, 2 минных заградителей, нескольких патрульных катеров, тральщиков и 2 эсминцев. Группа поддержки — гидроавиатранспорт, 2 легких крейсе­ра и 5 канонерок — должна была создать базу гидросамоле­тов на Луизиадах. Группа прикрытия, состоящая из легкого авианосца «Сёхо», 4 тяжелых крейсеров и 1 эсминца должна была прикрывать силы вторжения. Так как разведка донесла, что в юго-западной части Тихого океана находится по край­ней мере 1 американский авианосец, то тяжелым авианосцам «Сёкаку» и «Дзуйкаку», вернувшимся из Индийского океана, было приказано участвовать в операции. Соедине­ние из 2 эскадренных авианосцев, 2 тяжелых крейсеров и 6 эсминцев должно было уничтожить любые корабли союзни­ков, которые попытаются помешать высадке, а также атако­вать аэродромы Австралии. «Сёкаку» и «Дзуйкаку» имели 126 самолетов, к которым можно было добавить 21 самолет «Сёхо», а в случае необходимости — примерно 120 базовых самолетов из Рабаула.

Всего японцы для операции МО выделили 2 эскадренных и 1 легкий авианосец, 6 тяжелых и 3 легких крейсера, 15 эсминцев и большое число канонерок, патрульных судов, тральщиков, различных вспомогательных судов — всего 70 единиц. Но командование всеми этими кораблями и самоле­тами осуществлялось по слишком сложной цепи. Вдобавок, оба командующих авианосными соединениями — контр-ад­мирал Гото и вице-адмирал Такаги — находились на крей­серах, а не на авианосцах, откуда было удобнее руководить воздушными операциями.

 

ОПЕРАТИВНОЕ СОЕДИНЕНИЕ МО

Вице-адмирал Сигеёси Иноуэ (в Рабауле)

                |

                |------------------------------------------|-----------------------------|

Соединение вторжения.                 25-я воздушная флотилия     Авианосное ударное соединение.

Контр-адмирал Аритомо Гото       (в Рабауле)                               Вице-адмирал Такео Такаги

                |                                                                                                           |

                |                                                                                                           |

       Группа прикрытия                                                                                     |

       Группа захвата Тулаги                                                                               |

       Группа захвата Порт-Морсби                                                                   |

       Группа поддержки                                                                                     |

             |                                                                                                              |

4 тяжелых крейсера                                                                      2 тяжелых крейсера

1 эсминец                                                                                      5-я дивизия авианосцев контр-адмирала Хара

                                                                                                          Сёкаку

                                                                                                         Дзуйкаку

                                                                                                       6 эсминцев

                                                                                                       1 танкер

 

Все подробности японских приготовлений были прекрасно известны в американском лагере. Когда началась война, аме­риканцы разгадали японский военно-морской шифр (дипло­матический шифр, названный «Магией», был разгадан еще до войны). Уже в середине апреля военно-морская разведка сооб­щила адмиралу Нимицу, что в первых числах мая японцы по­явятся в Коралловом море. Нимиц правильно решил, что их целью будет Порт-Морсби, имеющий важнейшее значения для обороны Австралии. Встретить японскую угрозу могли лишь авианосцы «Лексингтон» и «Йорктаун». Оба авианосца бездей­ствовали после мартовских атак Лаэ и Саламауа. «Лексингтон» 3 недели простоял в доке в Пирл-Харборе на ремонте ( с него сняли башни с 203-мм орудиями), а «Йорктаун» отдыхал на островах Тонга. Адмирал Нимиц мог послать вместе с авианос­цами несколько крейсеров и эсминцев, но не мог найти тре­тий авианосец. «Саратога» все еще ремонтировалась на Запад­ном Побережье, а соединение Хэлси — «Энтерпрайз» и «Хорнет» — еще не прибыло в Пирл-Харбор после рейда на Токио. Было крайне сомнительно, что эти корабли успеют прибыть в Коралловое море, удаленное от Пирл-Харбора на 3500 миль, к началу мая. Линкоры Тихоокеанского флота с их парадным ходом 21 узел все еще торчали в Сан-Франциско. Они, вероят­но, могли прибыть в Коралловое море вовремя, однако Ни­миц не имел танкеров, с которых можно было заправлять эти линкоры в пути. Вдобавок, они были слишком тихоходны, чтобы действовать вместе с авианосцами.

1 мая в 6.15 оперативное соединение «Лексингтона» встре­тилось с группой «Йорктауна» в западной части Кораллово­го моря. Общее командование принял на себя контр-адми­рал Фрэнк Джек Флетчер, державший флаг на «Йорктауне». Всего в состав Оперативного Соединения 17 вошли 2 эскад­ренных авианосца, 6 тяжелых крейсеров, 12 эсминцев и 2 танкера. Австралийские тяжелый и легкий крейсера и аме­риканский эсминец присоединились к нему 4 мая. Контр-­адмирал Обри У. Фитч, один из самых опытных авиаторов американского флота, находился на «Лексингтоне». Он был назначен командующим воздушными силами соединения. Всего на палубах американских авианосцев стояли 143 само­лета, противник имел примерно столько же — 147 машин.

 

АВИАГРУППЫ АВИАНОСЦЕВ В БОЮ В КОРАЛЛОВОМ МОРЕ

Сёхо

Сёкаку

Дзуйкаку

 

Лексингтон Йорктаун

Истребители

 

12 А6М «Зеро»

21 А6М «Зеро»

21 А6М «Зеро»

 

23 F4F «Уайлдкэт»

21 F4F «Уайлдкэт»

Пикировщики

 

 

21 D3Y «Вэл»

21 D3Y «Вэл»

 

36 SBD «Доунтлесс»

38 SBD «Доунтлесс»

Торпедоносцы

 

9 B5N «Кейт»

21 B5N «Кейт»

21 B5N «Кейт»

 

12 TBD «Дивастейтор»

13 TBD «Дивастейтор»

 

После встречи соединений контр-адмирал Флетчер при­казал своим кораблям принять топливо с танкеров. Это была долгая процедура. Лишь 2 мая в 18.00 «Йорктаун» и его эскорт завершили заправку. Адмирал Флетчер повел их на запад, что­бы осмотреть Коралловое море. Он приказал адмиралу Фитчу заправить свои корабли и соединиться с ним 4 мая.

Рано утром 3 мая японцы высадились в Тулаги. Малень­кий австралийский гарнизон этого острова был эвакуиро­ван два дня назад. Чтобы поддержать эту высадку, Группа прикрытия адмирала Гото пошла на юг от Нью Джорджии, тогда как 2 авианосца вице-адмирала Такаги держались к северу от Соломоновых островов, за пределами досягаемос­ти самолетов союзников. Флетчер узнал о захвате Тулаги ве­чером 3 мая от австралийского патрульного самолета. Пола­гая, что корабли адмирала Фитча все еще принимают топ­ливо, Флетчер повел свое соединение со скоростью 27 узлов на север, чтобы атаковать Тулаги. В действительности «Лек­сингтон» закончил заправку на сутки раньше намеченного срока, но соблюдал радиомолчание.

Незадолго до рассвета 4 мая в 6.30 «Йорктаун» поднял ударную группу из 28 пикирующих бомбардировщиков «До­унтлесс» и 12 торпедоносцев «Дивастейтор». 18 исправных истребителей были разделены на 3 группы и патрулировали в воздухе над соединением. В 8.15 первые бомбы упали на японские корабли, стоящие в гавани Тулаги. Но там находи­лись только 1 транспорт, несколько катеров-тральщиков и корабли сопровождения. Один из эсминцев получил попада­ние и позднее затонул, были потоплены 3 тральщика, а не­сколько кораблей получили повреждения. Как только само­леты вернулись на «Йорктаун», они были заправлены и пе­ревооружены для повторной атаки. 27 SBD и 11 TBD взлете­ли во второй раз. Авиагруппа потеряла 1 торпедоносец, но сумела лишь повредить патрульный катер и уничтожить 2 гидросамолета. Тем временем «Йорктаун» поднял 4 «Уайлдкэта», так как пришло сообщение, что вблизи появились 3 японских гидросамолета. Возвращаясь на авианосец, истре­бители заметили японский эсминец. Они обстреляли его из пулеметов, но большого вреда причинить не смогли, так как не имели бомб. В результате этой стычки были потеряны 2 «Уайлдкэта», которые разбились при аварийной посадке на Гуадалканале. Оба пилота этой же ночью были спасены аме­риканским эсминцем.

В 14.00 адмирал Флетчер отправил 21 пикировщик в тре­тью и последнюю атаку. Они потопили 4 десантные баржи. Всего самолеты «Йорктауна» совершили 103 вылета, израс­ходовали 76 бомб весом 1000 фунтов, 22 торпеды и несколь­ко тысяч пулеметных патронов, однако нанесли противнику совсем небольшой урон. Это был крайне неудачный бой, хотя в то время летчики «Йорктауна» верили, что потопили 2 эсминца, 4 канонерки, транспорт и повредили остальные корабли.

В 16.32, когда был принят последний самолет, Флетчер повернул «Йорктаун» на юг, чтобы на следующее утро со­единиться с кораблями Фитча.

Во время налета самолетов «Йорктауна» японский коман­дир в Тулаги вызвал помощь, однако японские авианосцы находились слишком далеко на севере, чтобы принять учас­тие в бою. Здесь Флетчеру повезло, так как «Лексингтон» находился слишком далеко на юге и не смог бы поддержать «Йорктаун» в случае столкновения.

Три атаки Тулаги стоили «Йорктауну» 3 самолетов — 2 истребителей и 1 торпедоносца. Пилоты «Уайлдкэтов», раз­бившихся на Гуадалканале, быстро вернулись на авианосец, но возвращение двух летчиков сбитого торпедоносца к сво­им обязанностям сильно затянулось. Когда самолет атаковал японские корабли в гавани Тулаги, у него отказал механизм сброса торпеды. Пилот сделал еще один заход и избавился от «рыбки» с помощью системы аварийного сброса, но при этом промахнулся. В это время остальные самолеты его эс­кадрильи уже скрылись из вида. Пилот повел «Дивастейтор» обратно на авианосец, однако у него отказал мотор, и само­лет упал в море. В течение 4 дней пилот и радист плавали на спасательном плотике. На третий день их обнаружил япон­ский эсминец. Он подошел совсем близко, но тут же скрыл­ся, так ничего и не сделав. Летчики добрались до одного из островов, где провели следующие 2,5 месяца, вместе с мис­сионерами скрываясь от японцев. Потом вместе с 6 китайца­ми обе летчика бежали с острова на сампане и направились в Австралию. Шел уже июль 1942 года. После 10 дней плава­ния их обнаружил американский патрульный самолет, и вскоре их подобрал американский патрульный катер, вер­нувший летчиков к благам цивилизации через 3 месяца пос­ле налета на Тулаги.

Утром 5 мая американские авианосцы соединились. В тот же день «Уайлдкэты» сбили японскую четырехмоторную ле­тающую лодку, которая, возможно, и не успела заметить американское соединение.

Этой же ночью японские авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» вошли в Коралловое море. Утром 6 мая они взяли курс на юг, тогда как американские авианосцы по-прежнему дви­гались на север, пока оба соединения не оказались на рас­стоянии всего 70 миль, так и не заподозрив об этом. Такаги повернул свои корабли на север, чтобы пополнить запасы топлива и подойти поближе к Соединению вторжения. Через 2 часа он снова повернул назад. В это утро разведывательный самолет из Рабаула сообщил, что американское соединение «по крайней мере из 1 авианосца и 9 других кораблей» нахо­дится в 600 милях на юг от Тулаги. Однако Такаги получил это сообщение только 7 мая. Ни японское, ни американское соединения 6 мая разведывательные полеты не проводили, целиком полагаясь на базовые разведчики. 4 бомбардиров­щика В-17 «Летающая Крепость» из Порт-Морсби обнару­жили легкий авианосец «Сёхо» в 60 милях южнее Бугенвилля. Тяжелые бомбардировщики атаковали авианосец, но повреждений не причинили, и истребители «Сёхо» отогнали их. Эти «Летающие Крепости» и еще несколько двухмотор­ных армейских бомбардировщиков были переброшены из Австралии в Порт-Морсби. В течение нескольких дней они проводили разведывательные полеты, а 4 и 5 мая видели японские авианосцы. Однако их донесения моряки не полу­чили по причине плохой связи между флотом и авиацией. Несколько атак, предпринятых этими самолетами, не при­чинили японцам никакого вреда.

Вечером 6 мая адмирал Флетчер отделил от соединения танкер «Неошо» и эсминец «Симе», приказав присоединиться к нему на следующее утро. Однако рано утром 7 мая японцы начали усиленные поиски кораблей союзников. Самолеты с 3 авианосцев, гидросамолеты с крейсеров и гидроавиатранспортов, базовые самолёты — все приняли участие в охоте. И результат не заставил себя ждать.

Внезапно в приемниках японских авианосцев защелкала морзянка. Один из разведывательных самолетов — торпедо­носец «Кейт» — сообщил, что обнаружил американский авиа­носец и крейсер в 200 милях к югу от «Сёкаку». Адмирал Такт и прикачал немедленно атаковать. В 6.10, через полчаса после сообщения разведчика, с «Сёкаку» и «Дзуйкаку» взле­тела ударная группа в составе 18 истребителей «Зеро», 26 пикировщиков «Вэл» и 24 торпедоносцев «Кейт». Когда эти 78 самолетов уже находились в пути к цели, гидросамолет одного из крейсеров сообщил о большом авианосце и 10 других кораблях в 280 милях от соединения Такаги. Японс­кий адмирал решил придержать оставшиеся самолеты для защиты своих кораблей и отложил атаку этого соединения до возвращения ударной группы.

Когда японские самолеты прибыли в указанный район, то в «авианосце» они опознали танкер «Неошо», а в «крей­сере» — эсминец «Симс». После недолгого поиска таинствен­ного авианосца, о котором сообщал разведчик, японские самолеты снова собрались над танкером и эсминцем и нача­ли атаку. «Симе» быстро получил попадания 3 бомбами, не­смотря на то что маневрировал на полном ходу. Его 127-мм орудия уничтожили один японский самолет. Через несколь­ко минут после третьего попадания эсминец затонул кормой вперед. Затем настал черед «Неошо». В течение 18 минут танкер получил 7 прямых попаданий 550-фн бомбами, и еще столько же разорвались у самого борта. Танкер загорелся в нескольких местах и получил крен 30°, все средства связи вышли из строя, машины были уничтожены. Один из японских бомбардировщиков, подбитый огнем корабельных зе­ниток, врезался в «Неошо». Японские летчики возвращались на авианосцы, считая «Неошо» потопленным. Однако капи­тан 1 ранга Джон С. Филлипс сумел удержать танкер на пла­ву, хотя из команды в 258 человек в строю остались только 64 моряка. Он подготовил спасательный катер, чтобы снять уцелевших людей. Вечером появился эсминец и забрал всех уцелевших — 14 человек из команды эсминца и 109 человек с танкера. 2 торпеды избавили искалеченный корабль от даль­нейших мучений. Еще 4 человека из команды «Неошо» были сняты со спасательного плотика через 10 дней.

Утром 7 мая, пока японские самолеты разыскивали аме­риканские корабли, адмирал Флетчер приказал 3 крейсе­рам и 3 эсминцам атаковать Соединение вторжения. Эта эс­кадра союзников вскоре сама была атакована бомбардиров­щиками из Рабаула. Корабли уклонились от всех бомб и тор­пед и сумели сбить несколько самолетов противника. Хотя японские летчики не сумели добиться решительно ничего, они заявили, что потопили линкор и крейсер и добились попадания торпедой еще в один линкор. Последнюю атаку по крейсерам союзников в этот день выполнили 3 средних армейские бомбардировщика В-26, базирующиеся в Авст­ралии. Они приняли собственные крейсера за корабли про­тивника. Все эти события привели к тому, что крейсера не сумели перехватить японские транспорты.

В то же утро Флетчер также выслал на поиски противника разведывательные самолеты. В 8.15 самолет «Йорктауна» сооб­щил о соединении из 2 авианосцев и 4 тяжелых крейсеров, находящемся в 225 милях на северо-запад от американских авианосцев. Американские авианосцы приблизились к про­тивнику на расстояние 200 миль, и в 9.36 с «Лексингтона» взлетели 10 «Уайлдкэтов», 28 «Доунтлессов» и 12 «Дивастейторов». Через полчаса с «Йорктауна» стартовали 8 «Уайлдкэ­тов», 25 «Доунтлессов» и 10 «Дивастейторов». В 10.30 все 93 американских самолета находились в воздухе и направлялись туда, где, по мнению адмирала Флетчера, находились глав­ные силы японцев. В действительности разведчик обнаружил Группу поддержки, состоящую из 2 старых легких крейсеров, гидроавиатранспорта и 3 канонерок. Из-за ошибки при шиф­ровании радиограммы вместо «2 тяжелых крейсера и 2 эсмин­ца» появились «2 авианосца и 4 тяжелых крейсера».

Пока самолеты Флетчера летели к этой не стоящей внима­ния цели, разведчик из Рабаула обнаружил американские авиа­носцы. Соединению вторжения было приказано уходить на се­вер, пока не будут уничтожены американские авианосцы.

Первыми кораблями, которые заметила ударная авиагруп­па «Лексингтона» и «Йорктауна», оказалась Группа прикры­тия: легкий авианосец «Сёхо» и его сопровождение. Авиано­сец и корабли прикрытия начали беспорядочно маневриро­вать, в воздух взвились несколько истребителей «Зеро», что­бы встретить самолеты противника. 93 американских самоле­та обрушились на «Сёхо», сметя в сторону японские истре­бители. Этим утром один из американских пилотов лейте­нант Джон Пауэрс заявил: «Я намерен добиться попадания, даже если для этого мне придется сесть ему на полетную палубу». Один за другим «Доунтлессы» пикировали на «Сёхо». Через несколько минут авианосец затонул, буквально ра­зорванный на куски попаданиями 13 бомб и 7 торпед. Счи­тается, что лейтенант Пауэрс добился прямого попадания. Он пережил эту атаку, однако погиб на следующий день. Когда «Сёхо» затонул, капитан-лейтенант Роберт Диксон с «Лексингтона» радировал: «Развалили один сарай». Вероят­но, так впервые появился еще один синоним слова «авиано­сец». Из 800 человек экипажа «Сёхо» спаслись только 200.

Американские самолеты вернулись на свои авианосцы в 13.38. В ходе атаки были потеряны 3 самолета, но, по амери­канским оценкам, были сбиты и 9 истребителей «Сёхо». Вер­нувшиеся самолеты сразу были заправлены и перевооруже­ны, но адмирал Флетчер решил не посылать их в атаку про­тив сопровождавших «Сёхо» крейсеров, так как «Сёкаку» и «Дзуйкаку» все еще не были обнаружены.

После того как «Сёкаку» и «Дзуйкаку» приняли самолеты, потопившие «Неошо» и «Симе», адмирал Такаги решил выслать вечернюю разведку на поиски американских авианосцев. В 16.30 с двух японских авианосцев взлетели 12 пикировщи­ков и 15 торпедоносцев. Плохая погода помешала японским пилотам обнаружить корабли союзников. Когда топливо нача­ло подходить к концу, они сбросили свои бомбы и торпеды и повернули назад свои на авианосцы. На обратном пути япон­цы были перехвачены «Уайлдкэтами» «Лексингтона» и. «Йорктауна». В последовавшем воздушном бою были сбиты 8 тор­педоносцев «Кейт», 1 пикировщик «Вэл» и 2 американских истребителя. Схватка закончилась в 19.00, уже после захода солнца. Часть японских самолетов, пролетая в темноте над «Йорктауном», приняла по ошибке его за собственный авиа­носец. Просигналив бортовыми огнями и получив «ответ» с авианосца, они выпустили шасси и тормозные крюки и при­готовились к посадке. Уже зашедший на посадку пилот голов­ного самолета в самый последний момент обнаружил свою ошибку, дал полный газ и взмыл вверх, прорвавшись сквозь стену заградительного огня. Едва не совершив фантастичес­кую посадку на вражеский авианосец, потрясенные японс­кие пилоты полетели дальше. Контр-адмирал Тюити Хара при­казал своим кораблям включить все огни, чтобы помочь са­молетам сесть, однако еще 11 машин упали в море. Вечерний вылет обошелся японцам в 20 самолетов. Приняв 7 уцелевших самолетов, японские авианосцы повернули на север, чтобы удержать расстояние 40 — 60 миль до противника. Но в это же время адмирал Флетчер повернул на юг.

Утром 8 мая американское и японское авианосные со­единения находились в Коралловом море, полностью гото­вые к бою. Американцы имели больше самолетов. Оба адми­рала бросили в схватку лучшие самолеты и лучших пилотов. На японских авианосцах не было радара, который имели «Лексингтон» и «Йорктаун», однако «Сёкаку» и «Дзуйкаку» постоянно действовали вместе с конца 1941 года, тогда как американские авианосцы провели только одну совместную операцию — короткий рейд против Лаэ и Саламауа. Адми­рал Флетчер впервые в жизни командовал соединением из 2 авианосцев.

8 мая адмирал Такаги поднял разведывательные самоле­ты еще до рассвета. Через час, примерно в 7.00, он начал поднимать ударную группу из 18 истребителей, 33 пикировщиков и 18 торпедоносцев. Через несколько минут после тот, как эти самолеты завершили взлет, один из разведчиков со­общил, что видит американские авианосцы в 200 милях к югу от японского соединения. В сообщении говорилось, что противник имеет 2 авианосца и 10 других кораблей. Это до­несение было передано ударной группе.

Обнаружив американские корабли, «Кейт» продолжал поддерживать контакт с ними и навел на них ударную груп­пу. Но, сделав это, пилот торпедоносца израсходовал топли­во, которое было ему нужно, чтобы вернуться на авианосец.