Глава 7. МИДУЭЙ

 

Вторжение японцев на Новую Гвинею и Соломоновы острова было только частью широкого стратегического на­ступления. Захват Мидуэя и оккупация западных Алеутских островов были второй фазой операции, в ходе которой япон­цы планировали расширить свой оборонительный периметр и вынудить американский Тихоокеанский флот вступить в гибельную для него схватку с Объединенным Флотом.

Расширенная линия японской обороны должна была про­ходим, мере i острова Киска, Мидуэй, Уэйк, Маршалловы и Гильбертовы острова, западнее Порт-Морсби и завершить­ся и Ост-Индии. Захват Мидуэя обещал покончить со стра­хом, порожденным рейдом Дулитла. Он не только расши­рял имперскую систему оповещения, но и лишал амери­канцев передовой базы. Вдобавок японцы получали исход­ный пункт для наступления на Оаху в конце 1942 года. Ад­мирал Ямамото, правильно оценивая возможности усиле­ния американского флота, считал, что японцы обязаны в 1942 году уничтожить Тихоокеанский флот, или они про­играют войну. Он правильно решил, что вторжение на Ми­дуэй вынудит адмирала Нимица бросить в бой се имеющи­еся силы, чтобы отстоять остров, чрезвычайно важный для защиты Пирл-Харбора.

Сначала Морской Генеральный Штаб возражал против захвата Мидуэя. Штаб предлагал большую часть флота бро­сить на юг, чтобы перерезать коммуникации союзников, ведущие в Австралию. Однако адмирал Ямамото, команду­ющий Объединенным Флотом, упорно настаивал на захвате Мидуэя, так как эта операция могла привести к гене­ральному сражению с американским флотом, которого он жаждал.

Главные силы флота начали возвращаться в Японию после успешного рейда в Индийский океан в начале апреля 1942 года. Были проведены большие наборы, чтобы восполнить потери в личном составе: погибших (в основном от несчаст­ных случаев), раненых и больных. Обучение новобранцев и отдых, совершенно необходимый ветеранам после 5 меся­цев боев, требовали времени. Боеспособность Объединенно­го Флота, особенно авианосных эскадрилий, снизилась. Тре­бовались по крайней мере 3 или 4 месяца тренировок и от­дыха, чтобы вернуть флоту боеспособность, которую он имел в начале войны. Эти тренировки могли начаться только 22— 23 апреля, когда авианосцы собрались в отечественных во­дах, но завершить их пришлось 27 мая, когда Объединен­ный Флот вышел в морс из Хасирадзимы. То есть, они ока­зались слишком недолгими. Авианосные эскадрильи были ра­зосланы по разным аэродромам и не имели возможности готовиться вместе. Требовалось подготовить много новых пилотов, и это помешало отработке совместных действий. Авианосцам был необходим заход в доки для текущего ре­монта, и лишь один — «Kara» — мог выйти в море, чтобы учить молодых пилотов взлетам и посадкам на корабль. По­леты проводились с раннего утра до позднего вечера, но все равно один авианосец не смог обеспечить подготовку требу­емого числа летчиков. Вот цитата из японского «Отчета об операции у Мидуэя»:

 

«Хотя обучение летного состава проходило без особых происшествий, в качестве подготовки летчиков произошли серьезные изменения, слишком большое число летчиков получило лишь самую основную подготовку. Неопытные пи­лоты с трудом могли совершить дневную посадку на авиа­носец. Было замечено, что даже опытные пилоты потеряли часть своего умения. Не имелось никакой возможности про­водить совместные тренировки, что сделало невозможным отработку взаимодействия между различными эскадрилья­ми: разведчиков, ударными, осветительными. Поэтому вероятность добиться сколь-нибудь удовлетворительных резуль­татов в ходе ночных атак практически равнялась нулю».

 

Кроме вопросов подготовки личного состава, японцы столкнулись и с вопросами материальной подготовки операции у Мидуэя. Прежде всего, это была серьезная нехватка самолетов для пополнения потрепанных авиагрупп. Штат­ным расписанием предусматривалось, что каждая эскадри­лья должна иметь самолетный резерв, равный 1/3 своей чис­ленности. Но резервов не было, и многие эскадрильи вооб­ще имели неполный состав.

Еще одной серьезной проблемой при подготовке опера­ции стало расстояние от острова до японских баз. Американ­ский флот располагал аэродромом на Мидуэе, на который можно было перебрасывать подкрепления с Оаху, тогда как японские базы на Маршалловых островах и Уэйке находи­лись слишком далеко. Поэтому, даже если бы японцы и зах­ватили Мидуэй, он стал бы мишенью американских воз­душных налетов, так как поблизости не имелось островов, которые могли бы его защитить.

Опираясь на эти аргументы, Морской Генеральный Штаб хотел отменить или хотя бы отсрочить захват Мидуэя. Но штаб адмирала Ямамото наметил сроком проведения опера­ции по захвату Мидуэя июнь 1942 года, чтобы успеть прове­сти атаку Оаху до наступления зимы, ведь зимняя погода в центре Тихого океана сделала бы высадку десанта на Гавайи слишком трудной. Задержка с захватом Оаху в свою очередь означала задержку вторжения на Цейлон, назначенного на весну 1943 года. Эту операцию из-за тех же погодных усло­вий было сложно проводить летом. Таким образом, задержка операции у Мидуэя на 3—4 месяца означала бы задержку на полгода операции по захвату Оаху и на целый год отсрочила бы вторжение на Цейлон. Несмотря на возражения ряда соб­ственных офицеров, Ямамото твердо стоял на своем. Он заявил: «Строится слишком много американских кораблей, решающие битвы на Тихом океане должны закончиться в I'M 2 году». Как ни странно, но во время дебатов в Токио отсутствовали два высших морских офицера, которым пред­стояло сыграть решающую роль в операции у Мидуэя. Вице-адмирал Тюити Нагумо — командующий Ударным авианос­ным соединением — и вице-адмирал Нобутакэ Кондо — ко­мандующий силами вторжения на Мидуэй — все еще нахо­дились в море. Ямамото не желал отвлекать их от текущих операций для планирования новых. В результате возражения и соображения этих двух опытных командиров не были ус­лышаны.

Сопротивление Морского Генерального Штаба делалось все слабее и слабее, и 18 апреля 1942 года прекратилось. Рейд Хэлси-Дулитла разбил все возражения против опера­ции у Мидуэя. Даже не считая тех, кто действительно верил, что самолеты взлетели с Мидуэя, все дружно согласились, что захват острова расширит систему оповещения и сделает невозможным повторение подобного набега. Крайне важным соображением здесь считалось то, что все это было напря­мую связано с личной безопасностью императора. 5 мая на­чальник Морского Генерального Штаба, действуя от имени императора, приказал командующему Объединенным Фло­том: «Во взаимодействии с армией оккупировать Мидуэй и ключевые пункты на западных Алеутских островах».

Чтобы обеспечить победу, Ямамото бросил в бой почти все японские военные корабли. В операции МИ должны были участвовать 4 соединения.

 

ОБЪЕДИНЕННЫЙ ФЛОТ

Адмирал Ямамото

 

Главные силы                         Ударное авианосное соединение

Адмирал Ямамото                  Вице-адмирал Нагумо

Хосё                                        1-я дивизия авианосцев

7 линкоров                              вице-адмирал Нагумо

3 легких крейсера                   Акаги

22 эсминца                              Кага

4 танкера                                 2-я дивизия авианосцев

2 гидроавианосца                   контр-адмирал Ямагути

                                                Сорю

Соединение вторжения          Хирю

Вице-адмирал Кондо              2 линкора

Дзуйхо                                    2 тяжелых крейсера

2 линкора                                1 легкий крейсер

8 тяжелых крейсеров              12 эсминцев

2 легких крейсера                    5 танкеров

21 эсминец

1 гидроавианосец

1 база гидросамолетов

6 танкеров

3 охотника за подводными лодками

4 тральщика

1 ремонтное судно

16 транспортов

3 грузовых судна

 

Северное соединение

Контр-адмирал Хосогая

5-я дивизия авианосцев

контр-адмирал Какута

Дзуньё

Рюдзё

3 тяжелых крейсера

3 легких крейсера

1 вспомогательный крейсер

13 эсминцев

6 подводных лодок

2 тральщика

1 минный заградитель

3 транспорта

3 грузовых судна

 

Организация Объединенного Флота отражала мнение Ямамото, что не авианосцы, а линкоры все еще являются решающей силой. Однако некоторые офицеры уже осознали истинное значение авианосцев, например, командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Ямагути и начальник оперативного отдела штаба Ударного авианосного соедине­ния капитан 2 ранга Гэнда. Они утверждали, что следует ре­организовать флот в оперативные соединения, имеющие по 3—4 авианосца с эскортом из линкоров, крейсеров и эсмин­цев. Необходимость такой реорганизации была очевидна, но никаких перемен не последовало.

Линкоры и легкий авианосец Главных сил находились в 300 милях позади Ударного авианосного соединения, то есть слишком далеко, чтобы оказать какую-либо помощь, если это потребуется. (4 линкора из состава Главных сил и соот­ветствующее число малых кораблей были выделены, чтобы прикрывать Северное соединение. Флагманским кораблем адмирала Ямамото стал суперлинкор «Ямато», он же являл­ся и флагманским кораблем Главных сил.)

На палубах 8 авианосцев, выделенных для операции у Мидуэя, стояли 400 самолетов. Гидросамолеты линкоров, крейсеров и 2 гидроавианосцев, входивших в состав Объе­диненного флота, доводили суммарную воздушную мощь японского флота до 525 самолетов.

В армаде Ямамото отсутствовали лишь 2 из 10 японских авианосцев. «Сёкаку» на верфи в Йокосуке ремонтировал повреждения, полученные в Коралловом море, а «Дзуйкаку» в Куре доукомплектовывал свою авиагруппу, потрепан­ную в том же бою. Одновременно он являлся последним ре­зервом японцев в операции у Мидуэя.