Планы

 

Японцы планировали начать операцию у Мидуэя воздуш­ными атаками с авианосцев «Дзуньё» и «Рюдзё» по укрепле­ниям Датч-Харбора на Алеутских островах. После этого 6 июня должна была последовать высадка на острова Адак и Кыска, а 12 июня — на Атту. Этой операцией японцы хотели отвлечь внимание американцев от Мидуэя. Штурм острова был на­мечен на 5 июня. В этот день удар наносили авианосные са­молеты, которые должны были разрушить оборонительные сооружения. На следующий день японцы планировали за­нять крошечный островок Куре в 60 милях к северо-западу от Мидуэя и создать там базу гидросамолетов. Высадку де­санта на Мидуэй с кораблей адмирала Кондо предполага­лось провести утром 7 июня. Численность десанта составляла 5000 человек. Эти войска должны были захватить остров и удерживать его, если потребуется, в течение 3 месяцев без новых подкреплений.

Японцы полагали, что высадка на Мидуэй заставит аме­риканский Тихоокеанский флот покинуть свою базу в Пирл-Харборе. Адмирал Ямамото приказал 12 подводным лодкам выйти в гавайские воды еще до начала операции и развер­нуться между Оаху и Мидуэем. 6 подводных лодок, вышед­шие вместе с Северным соединением, имели аналогичную задачу. Они должны были перекрыть пути подхода амери­канцев к Алеутским островам. Эти подводные лодки и авиа­носные самолеты имели приказ атаковать любое американс­кое соединение, которое окажется в радиусе их действия. После этого японские линкоры и крейсера должны были в артиллерийском бою добить уцелевшие корабли противника. Существовала возможность в случае необходимости объеди­нить оба авианосных соединения — вице-адмирала Нагумо и контр-адмирала Какуты — чтобы они могли совместно ата­ковать Тихоокеанский флот.

Адмирал Ямамото знал, что Нимиц может выделить для защиты Мидуэя всего 2 или 3 авианосца, а именно: «Энтерпрайз», «Хорнет» и возможно какой-то третий, если ока­жется, «по один из двух авианосцев, которые считались потопленными в Коралловом море, только поврежден. Треть­им мог быть «Уосп». Японцы точно знали, что «Рейнджер» действует в Атлантическом океане. Адмирал Ямамото верил, что «Лексингтон» в январе 1942 года потоплен японской подводной лодкой у Гавайских островов, а «Саратога» по­топлена в Коралловом море.

Однако адмирал Нимиц имел иное оружие, о котором Ямамото даже не подозревал. Снова американская службы радиоперехвата и дешифровки представила довольно точную картину японских намерений и планов. Нимиц поверил раз­ведке, а не офицерам своего штаба, которые утверждали, что все это — японская инсценировка, которая прикрывает какую-то другую операцию. Чтобы встретить врага, нужны были корабли, а их Нимиц имел очень мало. После рейда Хэлси-Дулитла 18 апреля 1942 года авианосцы «Энтерпрайз» и «Хорнет» вернулись в Пирл-Харбор, заправились топли­вом и немедленно двинулись на юго-запад — в Коралловое море. Эти 2 авианосца в сопровождении 4 крейсеров и 7 эс­минцев опоздали всего лишь на один день к бою в Коралловом море 8 мая. «Энтерпрайз» выгрузил истребительную эс­кадрилью морской пехоты, которую он доставил из Пирл-Харбора на Новую Каледонию, и занялся бесплодными по­исками японских авианосцев в Коралловом море. 16 мая ему было приказано возвращаться в Пирл-Харбор. На следую­щий день был получен повторный приказ: «Возвращаться немедленно». 26 мая «Энтерпрайз» и «Хорнет» вошли в Жем­чужную Гавань. Хотя «Хорнет» не имел боевого опыта, его присутствие было важным фактором. «Саратога» на Запад­ном Побережье Соединенных Штатов уже завершила ремонт, но до 1 июня не могла выйти в море из-за нехватки кораб­лей эскорта. Однако существовала вероятность, что этот авиа­носец прибудет вовремя. «Рейнджер» и «Уосп» находились в Атлантике, однако «Уосп» уже получил приказ отправлять­ся на Тихий океан и двинулся в путь. Впрочем, он не мог прибыть на Западное Побережье ранее середины июня.

19 мая Вашингтон запросил Лондон, не сможет ли один из 3 британских авианосцев в Индийском океане присое­диниться к Тихоокеанскому флоту, либо провести воздуш­ный налет на Рангун или Андаманские острова. До 22 мая Адмиралтейство даже не подозревало, что американцы име­ют сведения о подготовке противника к захвату Мидуэя. Однако англичане все равно не могли оказать никакой по­мощи. Британский Восточный флот только что закончил Мадагаскарскую операцию, и 2 из 3 его авианосцев стояли на ремонте. После этого они должны были сразу отправ­ляться на Средиземное море, чтобы в июне провести жиз­ненно важный конвой на Мальту. Впрочем, было малове­роятно, что британские авианосцы успеют появиться на Тихом океане вовремя, даже если немедленно выйдут со своих баз в Восточной Африке.

В результате у Нимица оставались только 2 авианосца, если не удастся буквально в считанные часы отремонтиро­вать поврежденный «Йорктаун». Он прибыл в Пирл-Харбор 27 мая в 14.30. Внутренние отсеки корабля были развороче­ны взрывом бомбы, корпус дал течь после нескольких близ­ких разрывов. Специалисты верфи определили, что на ре­монт в «нормальных условиях» потребуется 90 дней. Однако в тот же день «Йорктаун» был поставлен в сухой док, и более 1400 рабочих приступили к ремонту. 28 мая u 11.00 док был затоплен, и «Йорктаун» всплыл, хотя работы все еще продолжались. Впрочем, авианосец уже мог выйти в море. «Йорктаун» принял топливо и утром 30 мая покинул гавань. Он был готов принять участие в бою, хотя его авиагруппа была наспех сформирована из самолетов с 3 авианосцев. Ре­монт продолжался всего 2,5 дня, что стало беспрецедент­ным достижением.

Нимиц не имел линкоров для сопровождения авианос­цев, так как быстроходных линкоров на Тихом океане не имелось вообще, а ветераны Пирл-Харбора, базировавшие­ся на Западном Побережье, были слишком тихоходны, что­бы действовать в составе быстроходного авианосного соеди­нения. Для прикрытия авианосцев были выделены 8 крейсе­ров и 17 эсминцев. Одним из этих кораблей стал первый американский крейсер ПВО «Атланта». 127-мм универсаль­ные орудия были самыми тяжелыми зенитными орудиями американского флота. Они служили в качестве главного ка­либра на эсминцах и вспомогательного на крейсерах и лин­корах. Вооружение «Атланты» состояло из 16 — 127-мм ору­дий в спаренных установках, дополненных многочисленны­ми 40-мм и 20-мм автоматами (Ошибка. Весной 1942 года крейсер имел только старые 28-мм счетве­ренные автоматы. Бофорсы и эрликоны появились позднее. — Прим. пер.). Крейсер мог оказать замет­ную помощь в противовоздушной обороне соединения.

Но кроме кораблей Нимицу требовались и командиры. Вице-адмирал Хэлси после 6 месяцев предельного напря­жения всех сил в конце мая был отправлен в госпиталь с сильнейшей экземой. Поэтому тактическим командующим авианосцами был назначен контр-адмирал Фрэнк Джек Флетчер. Он же командовал и Оперативным Соединением 17 («Йорктаун»). Контр-адмирал Раймонд Э. Спрюэнс был назначен командиром Оперативного Соединения 16 («Энтерпрайз» и «Хорнет»). Спрюэнс ранее командовал крейсе­рами ОС 16 и не был морским авиатором, но его талант командира был хорошо известен Нимицу и Хэлси. Впоследствии Спрюэнс показал себя выдающимся командиром авиа­носных соединений.

В полдень 28 мая Спрюэнс вывел из Пирл-Харбора Опе­ративное Соединение 16, в состав которого вошла и группа танкеров (2 танкера и 2 эсминца). Адмирал Флетчер на «Йорктауне» вместе с кораблями сопровождения вышел в море утром 30 мая.

 

УДАРНОЕ АВИАНОСНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Контр-адмирал Флетчер

 

Оперативное Соединение 16        Оперативное Соединение 17

Контр-адмирал Спрюэнс              Контр-адмирал Флетчер

Энтерпрайз                                   Йорктаун

Хорнет                                           2 тяжелых крейсера

5 тяжелых крейсеров                     6 эсминцев

1  крейсер ПВО

9 эсминцев

 

Группа танкеров

2 танкера

2 эсминца

 

Когда авианосцы вышли в море, к ним на борт с берего­вых аэродромов перелетели самолеты. Первым на борт «Энтерпрайза» садился «Дивастейтор» командира эскадрильи торпедоносцев. Он сорвался с полетной палубы и упал в море. Пилот и 2 члена экипажа были спасены эсминцем. На следующий день не вернулся из разведывательного полета SBD «Хорнета». Когда 30 мая в море вышел «Йорктаун», один из его истребителей при посадке врезался в другой, убив заме­стителя командира эскадрильи. Это сократило общую чис­ленность авиагрупп американских авианосцев до 233 само­летов против 227 самолетов, стоявших на палубах 4 авианос­цев Нагумо.

 

ЧИСЛЕННОСТЬ АВИАНОСНОЙ АВИАЦИ И В БОЮ ПРИ МИДУЭЕ

                         Истребители     Пикировщики    Торпедоносцы

Акаги               18 А6М «Зеро» 18 D3A «Вэл»     18 B5N «Кейт»

Kara                 18 A6M «3еро»  18 DЗА«Вэл»      27 B5N «Кейт»

Сорю               18 А6М «Зеро» 18 D3A «Вэл»     18 B5N «Кейт»

Хирю               18 А6М «Зеро» 18 ВЗА«Вэл»      18 B5N «Кейт» 

Энтерпрайз     27 F4F                38 SBD               14 TBD

                        «Уайлдкэт»       «Доунтлесс»      «Дивастейтор»

Хорнет            27F4F                 37 SBD               15 TBD

                        «Уайлдкэт»       «Доунтлесс»      «Дивастейтор»

Йорктаун        25F4F                 37 SBD               13 TBD

                        «Уайлдкэт»       «Доунтлесс»      «Дивастейтор»

 

Кроме перечисленных выше самолетов, «Сорю» имел на борту 2 новых D4Y. Эти новые пикирующие бомбардиров­щики должны были служить дальними разведчиками и обеспечивать радиосвязь. Японцы называли их «Сусэй» — «Комета», а союзники — «Джуди». D4Y был оснащен новым мощным мотором водяного охлаждения, который позволял самолету развивать  скорость 360 миль/час, что было на 40 миль/час больше скорости F4F «Уайлдкэта». Не включе­ны в эту таблицу и истребители, которые должны были базироваться на Мидуэе после захвата острова. 6 самолетов находились на «Акаги», 9 — на «Kara», по 3 — на «Сорю» и «Хирю», всего 21 истребитель.

На американских авианосцах явно проявилась тенденция к увеличению численности истребительных эскадрилий. Все «Уайддкэты» были новой моделью -4. Они имели бронирова­ние, протектированные баки и складывающиеся крылья — все это за счет скорости и дальности.

Определенные надежды адмирал Нимиц возлагал на «не­потопляемый авианосец Мидуэй». 1 июня на аэродроме ост­рова находились 106 самолетов. ВВС принадлежали 17 четы­рехмоторных бомбардировщиков В-17 «Летающая Крепость» и 4 двухмоторных бомбардировщика В-26. Морская пехота имела 7 истребителей F4F-3 «Уайлдкэт», 21 истребитель F2A-3 «Буффало», 16 пикировщиков SBD-2 «Доунтлесс» и 17 пикиров­щиков SB2U-3 «Виндикейтор». «Буффало» и «Виндикейтор» устарели по отношению к другим самолетам. Большая часть пилотов «Уайлдкэтов» и «Доунтлессов» лишь недавно пере­сели на эти машины и плохо знали их. В результате аварии на Мидуэе был разрушен склад горючего, что помешало про­ведению тренировок.

Кроме того, на Мидуэе базировались 30 летающих лодок PBY «Каталина» и 6 новейших торпедоносцев TBF «Авенджер», принадлежавших флоту. «Авенджеры» были переданы 8-й торпедоносной эскадрилье «Хорнета», но прибыли в Пирл-Харбор слишком поздно, чтобы попасть на авианосец. Поэтому самолетам предстояло действовать с берегового аэро­дрома. Самолет TBF-1 имел скорость 271 миля/час, что на 70 миль/час превышало скорость TBD. Новый самолет был лучше вооружен, чем предшественник, и мог нести торпеду или 2000 фунтов бомб на внутренней подвеске против 1000 фунтов на внешней подвеске у TBD.

31 мая, когда Мидуэй уже был готов встретить удар япон­цев, Оперативное Соединение 16 заправилось с танкеров. Оперативное Соединение 17 провело заправку 1 июня. 2 июня оба соединения встретились в 325 милях к северо-востоку от Мидуэя. Все американские корабли благополучно прошли рай­он завесы японских подводных лодок, развернутой вокруг острова. Субмарины должны были занять свои позиции 2 июня, однако из-за того, что несколько лодок стояли на ремонте, они сделали это лишь 4 июня. Впрочем, даже если бы японцы развернули свои подводные лодки, как и было намечено, аме­риканские авианосцы уже прошли опасный район.