Начало боя

 

Начиная с 30 мая, базовые самолеты с Мидуэя проводи­ли дальний поиск, чтобы обнаружить приближение японс­кой армады. На рассвете взлетали 11 летающих лодок, кото­рые осматривали пространство на расстоянии 700 миль от Мидуэя. После полудня стартовали бомбардировщики В-17 «Летающая Крепость» с бомбами на борту. Кроме того, в утренних сумерках взлетала еще одна лодка PBY, чтобы на рассвете оказаться над наиболее вероятным маршрутом подхода японцев. Именно эта «Каталина» первой заметила япон­цев утром 3 июня. Как раз в тот момент, когда около 9.00 пилот уже собирался повернуть назад к Мидуэю, он увидел вражеские корабли на расстоянии 700 миль от атолла. Укры­ваясь в облаках, пилот следил за японцами до 11.00. Он со­общил об 11 кораблях, идущих на восток со скоростью 19 узлов. Это была часть Соединения вторжения.

Около полудня в атаку были отправлены 9 бомбарди­ровщиков В-17 «Летающая Крепость». В 16.24 они сбросили бомбы на группу транспортов в 570 милях от Мидуэя. Хотя вернувшиеся пилоты заявили, что добились попаданий в 2 линкора или тяжелых крейсера (а таких кораблей в атако­ванном соединении просто не было) и 2 транспорта, япон­ские корабли не пострадали. Затем с Мидуэя вылетели 4 вооруженные торпедами «Каталины». 4 июня в 1.15 они ата­ковали транспорты. В темноте они сбросили 3 торпеды, из которых одна попала в танкер, шедший позади транспортов. Взрывом были убиты 11 человек и ранены 17, однако танкер лишь ненадолго снизил скорость и вскоре снова за­нял свое место в строю. Ни один американский самолет не был сбит но время этих атак. Хотя эти атаки оказались не­приятным сюрпризом для японских командиров, они не были слишком огорчены тем, что их соединение обнару­жено. Японцы просто не верили, что американцы успеют перебросить в район боя достаточно сил, чтобы отразить японское вторжение на Мидуэй.

Теперь в бой вступили японские авианосцы. В предрас­светных сумерках 4 июня в 4.30 корабли Нагумо начали под­нимать самолеты. Это были 36 «Кейтов» с «Сорю» и «Хирю», вооруженные бомбами, и 36 «Вэлов» с «Акаги» и «Kara». (Один «Кейт» с «Хирю» вернулся из-за неполадок с мото­ром.) Их сопровождали 36 истребителей (по 9 с каждого авианосца). Капитан-лейтенант Ёити Томонага повел удар­ную группу, насчитывавшую 108 самолетов, к Мидуэю, до которого оставалось 240 миль. После этого с «Kara» взлетели 9 истребителей, чтобы патрулировать над соединением. Еще 9 истребителей стояли в готовности на палубе «Акаги».

Нагумо также планировал выслать 7 самолетов на поиск американских кораблей, если те все-таки окажутся где-то неподалеку. Сначала взлетели по 1 «Кейту» с «Акаги» и «Kara» и гидросамолет с линкора «Харуна». Радиус поиска состав­лял 300 миль, но гидросамолет «Харуна» мот пролететь только половину этого расстояния. Еще 4 самолета-разведчика опоз­дали со взлетом на полчаса. Неисправности самолетов и ка­тапульт привели к тому, что тяжелые крейсера «Тонэ» и «Тикума» подняли эти самолеты только в 5.00. Затем в 6.35 один из гидросамолетов «Тикума» был вынужден повернуть назад из-за проблем с мотором. Эта задержка с взлетом самолетов-разведчиков оказалась роковой для японцев.

За 15 минут до того как японские авианосцы начали под­нимать самолеты, с Мидуэя вылетела группа утренней раз­ведки из 11 летающих лодок PBY. В 5.45 од на из «Каталин» установила контакт, который адмирал Нимиц назвал «са­мым важным контактом за время боя». Пилот этого самоле­та в 150 милях от Мидуэя заметил японскую ударную авиа­группу. (Некоторые источники указывают время 5.25, од­нако 5.45 выглядит более вероятным.) В 5.52 пилот другой «Каталины» сообщил, что видит 2 японских авианосца и еще несколько кораблей в 180 милях к северо-западу от Мидуэя, то есть почти в 200 милях на запад от американс­ких авианосцев.

В 5.53 радар на Мидуэе обнаружил приближающиеся япон­ские самолеты в 93 милях к северо-западу от острова. На время атаки бомбардировщики и «Каталины» были подняты в воздух, чтобы очистить аэродром, а 20 F2A «Буффало» и 6 F4F «Уайлдкэтов» морской пехоты бросились на японцев. Схватка произошла в 30 милях от атолла. И F2A-3, и F4F-3 уступали «Зеро», который в то время был лучшим истреби­телем на Тихом океане. 15 истребителей морской пехоты были сбиты, а еще 7 получили тяжелые повреждения. Американ­цы сумели сбить только 2 «Зеро». Все японские бомбарди­ровщики дошли до цели и в 6.30 начали бомбить Мидуэй.

Японские бомбы разрушили командный пункт морской пехоты, офицерскую столовую, топливные цистерны, ангар гидросамолетов, подожгли госпиталь и несколько казарм, серьезно повредили электростанцию. В 7,ОО последний японский самолет улетел прочь. Всего в ходе атаки японцы поте­ряли 4 «Кейта», 1 «Вэл» и 2 «Зеро». Зенитный огонь амери­канцев был сильным, и капитан-лейтенант Томонага пере­дал на авианосец: «Требуется атака второй волны». Это не внушающее оптимизма сообщение расходилось с радиограм­мой одного из подчиненных Томонага: «Бомбили Сэнд Айленд и добились больших результатов».

Когда адмирал Нимиц в Пирл-Харборе получил сообще­ние, что японцы бомбят Мидуэй, он приказал базирующимся на острове самолетам немедленно атаковать японские авиа­носцы. 6 новых торпедоносцев TBF «Авенджер» и 4 армей­ских бомбардировщика В-26, кружившие возле Мидуэя, по­летели к японским авианосцам. Каждый самолет был воору­жен торпедой.

Эти 10 самолетов заметили вражеские авианосцы в 7.10, однако японцы увидели их еще раньше. Истребители «Зеро» бросились в атаку, а зенитные орудия открыли бешеный огонь. Несколько торпедоносцев были сбиты раньше, чем успели сбросить торпеды. Японские авианосцы легко уклонились от всех торпед, а одна даже была взорвана в воде пулеметной очередью. Один B-26, поврежденный зенитным огнем, сколь­знул по полетной палубе «Акаги», чуть было не врезавшись в командирский мостик, и рухнул в море. Остальные само­леты были буквально разорваны на куски вражескими сна­рядами. На Мидуэй сумели вернуться только 1 «Авенджер» с убитым стрелком и раненным радистом и 2 изрешеченных В-26. (Один В-26 на следующий день улетел на Оаху с радо­стным известием о том, что самолеты ВВС «торпедировали» японский авианосец.)

Пока корабли Нагумо уклонялись от торпед, японский адмирал находился в глубоком раздумье. Сообщение Томонага и атака торпедоносцев убедили его, что требуется вто­рой налет на Мидуэй. После взлета первой волны на палубы авианосцев были подняты еще 108 самолетов: 36 «Кейтов» с торпедами на «Акаги» и «Kara», 36 «Вэлов» на «Сорю» и «Хирю» и 36 истребителей. Эти самолеты стояли в готовнос­ти к немедленному взлету, чтобы атаковать американские корабли, как только те будут обнаружены самолетами-раз­ведчиками. В 7.15 адмирал Нагумо приказал перевооружить торпедоносцы на «Акаги» и «Kara» бомбами для повторной атаки Мидуэя. Это означало долгую утомительную работу. А если учесть, что нужно было принимать возвращающиеся самолеты первой волны, то эти 2 авианосца оказывались занятыми на целый час.

Наконец в 7.28 один из самолетов «Тонэ», взлетевших на полчаса позже срока, сообщил: «Вижу 10 кораблей, очевид­но, неприятельских. Пеленг 10°, расстояние 240 миль от Мидуэя». Эта точка находились в 200 милях от японских авиа­носцев. Так адмирал Нагумо впервые узнал о присутствии возле атолла американских кораблей. Однако он еще не знал, есть ли среди них авианосцы. На мостике «Акаги» долго об­суждали ситуацию, и наконец Нагумо распорядился уже вооруженные бомбами «Кейты» обратно перевооружить тор­педами и приготовиться к атаке американских кораблей. Он также приказал гидросамолету «Тону» поддерживать контакт с американским соединением и выяснить, входят ли в него авианосцы. Авианосец «Сорю» получил приказ поднять один из новых разведчиков D4Y «Джуди», чтобы и дальше сохра­нить контакт с противником.

В 7.58 самолет «Тонэ» сообщил об изменении курса аме­риканцами, а в 8.08 донес: «Неприятель имеет 5 крейсеров и 5 эсминцев». Штаб Нагумо облегченно вздохнул. Теперь мож­но было спокойно заняться уничтожением авиации Мидуэя и лишь потом переключиться на вражеские корабли. Однако такое намерение просуществовало недолго. В 8.20 разведчик передал: «Неприятельскую колонну замыкает корабль, по­хожий на авианосец». А еще через 10 минут он радировал: «Еще 2 вражеских крейсера в отдельной группе».

Тем временем продолжались воздушные атаки самолетов с Мидуэя. В 7.55, сразу после сообщения о том, что поблизо­сти находятся американские корабли, 16 пикирующих бом­бардировщиков SBD морской пехоты атаковали «Хирю». Пилоты были совсем неопытными, и они вместо атаки с пикирования провели малоэффективную атаку с планиро­вания. Авианосец попаданий не получил, и только 8 «Доунтлессов» спаслись от огромного роя «Зеро». 6 из 8 пикиров­щиков, вернувшихся на остров, получили тяжелые повреж­дения и восстановлению не подлежали.

После этого в дело вступили ВВС. В 8.10 помнились 15 бомбардировщиков В-17 «Летающая Крепость» и сбросили бомбы на японское соединение с высоты 20000 футов. Лет­чики уверенно заявили, что добились 4 попаданий в 2 авиа­носца, но на самом деле все бомбы легли мимо. Японские корабли никаких повреждений не получили.

Когда «Летающие Крепости» уже повернули назад, при­были 11 пикирующих бомбардировщиков морской пехоты SB2U «Виндикейтор». «Зеро» набросились на них, и те не сумели прорваться к авианосцам. Не выдержав вражеских атак, они поспешно сбросили бомбы на подвернувшийся линкор «Харуна». Некоторые пилоты заявили, что атаковали линкор «Кирисима». Ни один из японских кораблей попада­ний не получил, а 4 американских самолета были сбиты.

Как только закончился налет «Виндикейторов», один из эсминцев охранения сообщил, что видит много приближа­ющихся самолетов. Его орудия открыли было огонь, но по­чти сразу замолчали, так как это были возвращающиеся са­молеты первой волны лейтенанта Томонага. И снова адми­рал Нагумо оказался в затруднительном положении. Обна­ружены вражеские авианосцы, палубы японских авианос­цев забиты перевооружаемыми самолетами, а теперь верну­лись самолеты с почти пустыми топливными баками, кото­рые нужно было принять как можно быстрее. Нагумо не мог отправить подготовленные самолеты в атаку, так как 36 истребителей, которые должны были сопровождать вторую волну, участвовали в отражении воздушных атак самолетов с Мидуэя. Командир 2-й дивизии авианосцев контр-адми­рал Ямагути передал Нагумо: «Считаю желательным выс­лать ударную группу немедленно». Адмирал Нагумо решил, что риск отправить одни бомбардировщики без истребитель­ного прикрытия слишком велик. В этом его убедило избие­ние самолетов, которые атаковали его собственные авиа­носцы. Вскоре после 8.30 полетные палубы японских авиа­носцев были очищены, и на мачту «Акаги» взвился флаж­ный сигнал: «Начать посадку».

Один за другим садились самолеты первой волны. Часть из них имела повреждения. Один раненный пилот потерял сознание, как только его самолет остановился. Пока садились самолеты, эсминец «Араси» заметил поблизости под­водную лодку и атаковал ее глубинными бомбами.

В 9.18 все самолеты первой волны сели. Адмирал Нагумо приказал повернуть на север и дать полный ход, начав под­готовку авиагруппы для удара по американским кораблям. Он радировал адмиралу Ямамото и вице-адмиралу Кондо о своих намерениях.

Авианосцы Нагумо шли на север со скоростью 30 узлов, готовя 93 самолета ударной группы к взлету, назначенному на 10.30. В состав группы входили 45 торпедоносцев (18 с «Акаги» и 27 с «Kara»), 36 пикировщиков (по 18 с «Сорю» и «Хирю») и 12 истребителей (по 3 с каждого авианосца). Од­нако в 9.20 корабли охранения сообщили о приближении американских самолетов. «Зеро» немедленно поднялись в воз­дух с авианосцев, палубы которых были забиты вооружен­ными и заправленными самолетами. Приближающиеся са­молеты взлетели с американских авианосцев.