Авианосцы американского флота

 

После Мидуэя американский флот имел 5 эскадренных авианосцев. «Энтерпрайз», «Хорист», «Саратога» и «Уосп» находились на Тихом океане, а «Рейнджер» — в Атлантике. Кроме них, американцы имели эскортные авианосцы «Лонг Айленд» и «Чарджер». Последний предназначался для пере­дачи Англии и вошел в строй 3 марта 1942 года под обозна­чением AVG/CVE-30.

Однако американская судостроительная промышленность круглосуточно работала над выполнением гигантской про­граммы строительства авианосцев. В день атаки Пирл-Харбо­ра в постройке находились 5 авианосцев типа «Эссекс» (27100 тонн) и еще 6 таких же авианосцев были заказаны. 15 декаб­ря были заказаны еще 2 авианосца типа «Эссекс». Всего за декабрь 1941 года американский флот разместил заказы на строительство 298 кораблей, хотя большинство из них было эсминцами и эскортными миноносцами, предназначенны­ми для войны в Атлантике.

13 новых эскадренных авианосцев были грозной силой. Однако было ясно, что даже если работы будут идти круглые сутки, то пройдет 3 года, прежде чем заказанный авиа­носец войдет в строй. Чтобы сократить этот срок, было ре­шено использовать уже готовые корпуса легких крейсеров для достройки в качестве авианосцев.

Такое превращение обсуждалось очень долго. Генераль­ный совет ВМФ обсуждал проблему перестройки легких крей­серов в авианосцы еще в 20-х годах и отверг эту идею. Более 10 лет американский флот гордо игнорировал малые авиа­носцы. В конце 1939 года командир «Рейнджера» капитан 1 ранга Джон С. МакКейн рекомендовал создать соединение по крайней мере из 8 «карманных авианосцев» с полетной палубой 500 или 600 футов и скоростью 34 узла. Эти корабли должны были действовать вместе с линейным флотом. Каж­дый из них должен был нести по 24—30 самолетов. 3 элева­тора позволяли поднимать из ангара по 4 самолета в минуту, а на палубе предлагалось установить 2 катапульты. Корабли МакКейна должны были иметь бронированную полетную палубу, которой в то время не имел ни один американский авианосец. Но лишь война подтолкнула флот начать работу над подобными кораблями.

11 января 1942 года Нью-Йоркская судостроительная кор­порация в Кэмдене получила заказ на перестройку легкого крейсера «Амстердам» в авианосец. Корабль был заложен 1 мая 1941 года и должен был войти в строй как крейсер (10000 тонн, длина 610 футов, 12 — 152-мм орудий) 15 ноября 1943 года.

За 8 месяцев «Амстердам» был достроен до уровня глав­ной палубы, и теперь следовало удалить большую часть внут­ренних переборок. Так как полетная палуба значительно увеличивала верхний вес, то было решено увеличить ши­рину корпуса с 63 до 71,5 фута путем установки внешних булей. В були левого борта был залит цемент, чтобы уравно­весить небольшую островную надстройку на правом краю полетной палубы. Сам остров имел минимальные размеры и был оснащен внешними трапами и мостиками. Дым котлов удалялся через 4 квадратные трубы, выведенные через пра­вый борт. Так как корабль имел узкий крейсерский нос, по­летная палуба заканчивалась в 50 футах от форштевня. Авиа­носец имел 2 элеватора, 1 катапульту и нес 30 самолетов.

ПВО корабля обеспечивали 26 — 40-мм и множество 20-мм автоматов. Сначала планировалось установить 4 — 127-мм ору­дия, однако от них отказались. Корабль имел скорость 31,5 узла, что было вполне достаточно для действий вместе с эскадренными авианосцами.

16 февраля верфь в Кэмдене получила новый заказ — пе­реоборудовать крейсера «Талахасси» и «Нью Хейвен». В сере­дине марта было решено переделать еще 3 строящихся в Кэмдене крейсера: «Хантингтон», «Фарго» и «Дейтон». Заказ на переделку «Фарго» пришел в день закладки его киля, что очень облегчило постройку. Уроки Мидуэя и Кораллового моря были учтены, и 11 июня 1942 года морское министер­ство приказало достроить в качестве авианосца крейсер «Уил­мингтон», а еще 2 заказанных, но еще не заложенных крей­сера «Буффало» и «Ньюарк» сразу строить как авианосцы. Таким образом, 9 легких крейсеров должны были превра­титься в авианосцы.

 

Номер     Название       Дата заказа  Название авианосца

CV-22

Амстердам

11.01.42

Индепенденс

CV-23

Талахасси

16.02.42

Принстон

CV-24

Нью-Хейвен

16.02.42

Белло Вуд

CV-25

Хантингтон

18.03.42

Каупенс

CV-26

Дейтон

21.03.42

Монтерей

CV-27

Фарго

21.03.42

Лэнгли

CV-28

Уилмингтон

11.07.42

Кэбот

CV-29

Буффало

11.07.42

Батаан

CV-30

Ньюарк

11.07.42

Сан Хасинто

 

Сначала эти авианосцы имели индекс CV, но поскольку они являлись «легкими авианосцами», то в июне 1943 года он был изменен на CVL.

Последние 3 крейсера-авианосца стали первыми авианос­цами, заказанными в Соединенных Штатах после авианос­ных сражений в Коралловом море и у Мидуэя. Уроки этих боев были учтены, и в августе 1942 года флот заказал 9 до­полнительных авианосцев типа «Эссекс», а также один «боль­шой» авианосец (45000 тонн), который был предварительно назван CVB-41 «Мидуэй». Этот авианосец длиной 948 футов стал самым крупным американским военным кораблем, построенным в годы войны. Впервые в американской прак­тике на нем была установлена бронированная полетная па­луба. Корабль был вооружен 18 дальнобойными 127-мм ору­диями, 84 — 40-мм и 82 — 20-мм зенитными автоматами, то есть всего он имел 184 зенитных ствола. Авианосец имел 3 элеватора, 2 катапульты и нес 137 самолетов. «Мидуэй» имел скорость 33 узла — на 6 узлов больше, чем его ровесник «Синано».

В кораблестроительной программе значились 4 типа эс­кортных авианосцев. 30 июля 1941 года в строй вошел AVG-1 «Лонг Айленд». BAVG-1 «Арчер» был передан Королевско­му Флоту 17 ноября 1941 года. Во второй половине 1941 года корпуса еще 4 транспортов серии С-3 были отправлены на переоборудование в эскортные авианосцы: BAVG-2 «Авенджер», BAVG-3 «Байтер», BAVG-4 «Чарджер» и BAVG-5 «Дэшер». Они вошли в строй весной и летом 1942 года.

После атаки Пирл-Харбора флоту было разрешено купить еще 24 корпуса транспортов серии С-3 для перестройки в авиа­носцы. Еще один корабль строился для англичан — BAVG-6 «Трэккер». Так как дизельные установки «Лонг Айленда» и «Арчера» были слишком слабы и не позволяли кораблям раз­вивать более 17 узлов, то новые авианосцы должны были по­лучить турбины. Их скорость повышалась до 19 узлов. Размеры полетной палубы составляли 442 х 81 фут. Они имели 2 элева­тора, 1 катапульту и могли нести до 30 самолетов.

Однако выяснилось, что немедленно поставить на пере­оборудование можно лишь 21 корпус серии С-3. Поэтому для аналогичной перестройки были выделены 4 эскадрен­ных танкера, что доводило общее количество заказанных эскортных авианосцев до 25. Этими танкерами были «Сэнгамон», «Сэнти», «Суони» и «Шенанго» (7192 тонны, длина 553 фута, 19 узлов). Все они вошли в строй в 1939 — 40 годах и были приобретены военно-морским флотом. Кроме про­чих преимуществ (размеры, скорость), эти корабли имели 2-вальную машинную установку и брали в 2 раза больше топлива, чем транспорты серии С-3. Однако и перестроен­ные танкеры, и перестроенные транспорты были слишком уязвимы. Одно торпедное попадание могло вывести их из строя, так как машины располагались в одном отсеке. Бывшие танкеры имели 2 элеватора и 1 катапульту и могли не­сти более крупные самолеты, чем транспорты С-3, хотя об­щая численность авиагруппы не увеличилась.

Из этих 25 кораблей 10 были переданы англичанам, не считая 4 авианосцев, заказанных ими еще до 7 декабря. Пя­тый авианосец — «Чарджер» — был реквизирован амери­канским флотом и вошел в строй 3 марта 1942 года в каче­стве второго американского эскортного авианосца. Таким об­разом, весной 1942 года американский флот имел 2 эскорт­ных авианосца — «Лонг Айленд» и «Чарджер» — в строю и еще 13 в постройке.

В течение лета 1942 года флот заказал еще 74 эскортных авианосца. Первые 24 имели корпуса серии С-3 с турбинны­ми установками. Их возглавлял CVE-31 «Принс Уильям». Однако все эти корабли, кроме самого CVE-31, были пере­даны Королевскому Флоту, когда были достроены в 1942— 44 годах. Вторая группа из 50 кораблей была построена ком­панией Кайзера в Ванкувере (штат Вашингтон) по проекту, отвергнутому американским флотом.

Промышленник Генри Дж. Кайзер обсуждал проблему эскортных авианосцев с Франклином Д. Рузвельтом и сумел заинтересовать президента проектом авианосца, подготов­ленным конструкторами фирмы «Гиббс и Кокс». Этот ко­рабль был пригоден к массовой постройке, однако флот от­клонил его. Но президент поддержал Кайзера. Авианосец должен был иметь водоизмещение 6780 тонн и длину 499 футов. Паровые машины обеспечивали ему скорость 18 узлов. Первый корабль мог войти в строй в феврале 1943 года. Хотя в действительности первый авианосец этого типа CVE-55 «Касабланка» был построен к 8 июля 1943 года, и фирма Кайзера с треском сорвала все намеченные сроки, пятиде­сятый корабль вошел в строй 8 июля 1944 года, ровно через год после первого. Это было замечательное достижение аме­риканской промышленности и методов массового производ­ства. Как и остальные эскортные авианосцы, корабли Кай­зера имели 1 катапульту и 2 элеватора и несли около 30 са­молетов. В качестве авиатранспортов они могли брать на борт до 90 разобранных самолетов.

Таким образом, через месяц после сражения у Мидуэя американцы имели 131 авианосец на разных стадиях пост­ройки и переоборудования.

 

1 большой авианосец                (CVB)

22 эскадренных авианосца         (CVE)

9 легких авианосцев                  (CVL)

99 эскортных авианосцев           (CVE)

 

Из них 34 эскортных авианосца были переданы Великоб­ритании.

Мало того, что американская программа строительства авианосцев была гораздо обширней японской, она была зна­чительно эффективней. Соединенные Штаты имели все сы­рье, необходимое для постройки кораблей, тогда как Япо­ния почти полностью зависела от ввоза сырья из-за границы. Верфи Соединенных Штатов были неуязвимы для вражес­ких атак. Американские программы подготовки летчиков и строительства самолетов были такими же масштабными, как и программа строительства авианосцев. Однако прошел по­чти целый год, прежде чем эта армада авианосцев была го­това к бою. А до тех пор флоту приходилось использовать те корабли, которые у него имелись в день боя у Мидуэя.