До начала сражения
27 мая 1942 года в 6:00 авианосцы, несущие самолеты 1-го воздушного флота, покинули Хасирадзиму. Впереди двигался "Акаги" - флагман вице-адмирала Чуичи Нагумо. Командовал авианосцем - капитан 1-го ранга Таидзиро Аоки. Следом шли остальные авианосцы эскадры: "Кага", "Сорю" и "Хирю". Группу прикрытия составляли скоростные линкоры "Харуна" и "Кирисима", тяжелые крейсера "Тоне" и "Чикума", легкий крейсер "Нагара", 12 эсминцев и вспомогательные суда. Состав отряда, предназначенного для взятия Мидуэя (условное название операции "Ml", а объекта - "AF"), практически не отличался от состава отряда, участвовавшего в налете на Перл-Харбор. Операция "Ml" предусматривала нанесение трех ударов по американцам. Первый удар - на Датч-Харбор (Алеутские острова) - следовало нанести 3 июня. Это был отвлекающий удар, который должен был оттянуть на себя главные силы американцев. На следующий день самолеты 1-го воздушного флота должны были совершить налет на Мидуэй. Японский штаб предполагал, что после того, как все укрепления на Мидуэе будут уничтожены, американцы бросят оставшиеся у них корабли к Перл-Харбору и на подмогу к Мидуэю. Здесь-то их поджидали бы основные силы адмирала Ямамото, которые в генеральном сражении должны были бы пустить на дно остатки американского тихоокеанского флота. Затем десантники адмирала Кондо, высадившись на Мидуэе, закрепили бы успех японцев.
Для нейтрализации скромного гарнизона на Мидуэе японцы направили столь многочисленную эскадру потому, что в верхах военного командования предполагали, что налет американских бомбардировщиков 18 апреля 1942 года на Токио был совершен с аэродрома на Мидуэе.
Американские силы: авианосцы "Энтерпрайз" и "Хорнет" ("Hornet") и корабли сопровождения, 28 мая 1942 года покинули Перл-Харбор. Спустя два дня закончил ремонт в доке и отправился к условленному месту встречи авианосец "Йорктаун". Американские корабли соединились в 200 милях к северу от Мидуэя. Адмирал Нимиц (Nimitz) знал планы японцев благодаря работе разведки.
2 июня японская эскадра вошла в зону густого тумана и соблюдая полное радиомолчание изменила курс, направившись прямо на исходную позицию, расположенную в 200 милях на северо-запад от Мидуэя. Противники обнаружили друг друга около 9:00 утра 3 июня. Американцы засекли японский конвой в 700 милях к западу от Мидуэя. Поднятые по тревоге самолеты с островного аэродрома отправили на дно японский танкер "Акебоно Мару". 3 июня в 2:50, в рамках плана "Ml", японцы нанесли отвлекающий удар по Датч-Харбору.
4 июня в 4:30 с четырех японских авианосцев поднялись самолеты и направились к Мидуэю. В состав воздушного отряда (командир - старший лейтенант Дзоичи Томонага) входили 108 самолетов. По предложению капитана 2-го ранга Фучиды, вице-адмирал Нагумо выслал воздушную разведку, которая должна была патрулировать семь секторов (1-й сектор патрулировали самолеты с "Акаги"). Японцы опасались появления американских авианосцев в районе Мидуэя. Совершив налет на Мидуэй, в 7:00 Томонага послал радиосообщение на флагманский корабль, в котором сообщал о необходимости второго налета.