Затопление авианосца
(При написании этой главы использовались мемуары капитана 1-го ранга Мицуо Фучиды, опубликованные в книге "Midway", Ballantine Books, New York, 1955)
Во время атаки самолетов противника на палубе "Акаги" (как и на других японских авианосцах) шла подготовка к контратаке. Один за другим из ангаров на палубу поднимали самолеты, где их спешно заправляли и вооружали. В 10:20 вице-адмирал Нагумо приказал начать выпускать самолеты, сразу как только корабль будет готов. Самолеты на палубе уже прогревали двигатели, авианосец начал поворачивать под ветер, видимость была хорошей. Облака шли высоко и только время от времени на корабль набегали клочья тумана. В 10:24 офицер управления полетом дал добро на вылет первого самолета. Едва первый самолет - истребитель "Зеро" - успел оторваться от полетной палубы, корабль был атакован пикирующими бомбардировщиками противника. Батареи ПВО авианосца, захваченные врасплох, успели сделать всего лишь несколько залпов, но американцы уже успели сбросить бомбы. Грохот взрыва и вспышка пламени стали первыми признаками прямого попадания...
Вид повреждений, нанесенных за какую-то долю секунды, поражал воображение. На полетной палубе, у самого подъемника, зияла огромная дыра. Сам подъемник, закрученный и смятый, свисал над ангаром. Рваные листы обшивки полетной палубы торчали кверху. Задрав хвосты, горели, испуская клубы едкого дыма, разбитые самолеты.
Второе попадание авианосец получил в заднюю кромку полетной палубы у левого борта. Повторные взрывы паров бензина и боеприпасов снова и снова сотрясали корабль, осыпая экипаж смертоносным градом осколков и горящих обломков и вызывая все новые пожары. Когда огонь добрался до тесно стоявших в конце палубы самолетов, начали детонировать торпеды. Полетная палуба, где и так было жарко, превратилась в настоящее пекло. Коридоры, каюты, мостик заполнялись едким дымом, среди которого метались обожженные люди. Авианосец продолжали сотрясать взрывы, теперь они раздавались внутри корабля. Начальник штаба, контр-адмирал Кусака настаивал, чтобы Нагумо перенес флаг на борт легкого крейсера "Нагара", поскольку "Акаги" полностью потерял боеспособность и, что самое главное, лишился радиосвязи. Нагумо колебался. Ему не хотелось бросать корабль, офицеров, матросов, летчиков, с которыми он так успешно начинал войну. Но убедившись в том, что управлять эскадрой с борта авианосца невозможно, Нагумо по штормтрапу с помощью адъютанта, капитана 3-го ранга Нисибаяси, покинул обреченный авианосец. В 10:46 вице-адмирала и членов его штаба уже не было на "Акаги". Эвакуация раненных на крейсер "Нагара" завершилась к 11:30.
Экипаж корабля прикладывал все усилия, чтобы локализовать пожары, но постепенно становилось ясно, что огонь выходит из-под контроля. Вскоре пожар достиг генераторного зала, и авианосец, лишенный электроэнергии, хода и ставший полностью беспомощным, закачался на волнах, оставаясь развернутым носом к ветру. При взрывах были уничтожены огнеупорные двери ангаров. Часть экипажа корабля и летчики пытались укрыться на маневровой палубе. Аварийные команды - матросы в противогазах и с разным противопожарным оснащением - как герои сражались с огнем. Каждый новый взрыв ухудшал ситуацию, распространял огонь и выводил из строя людей. Все новые и новые аварийные команды буквально шли по телам своих предшественников, но только за тем, чтобы разделить их участь. Санитары и добровольцы едва успевали относить раненных и обожженных к медпункту.
Силовая установка авианосца не пострадала, но пожары на верхних палубах полностью прервали связь с машинным отделением. Взрывы, удары и грохот ясно говорили мотористам о том, что наверху что-то неладно. Поскольку машины были в полной исправности, мотористы продолжали выполнять последний полученный приказ -"полный вперед". Когда пожар достиг силового отделения, все находившиеся там погибли в огненной западне. Главный механик авианосца, капитан 3-го ранга К.Тампо пытался спасти своих подчиненных из огненного мешка. Ему удалось пробраться через горящие помещения корабля из силового отделения на мостик и доложить о ситуации. Поступил приказ эвакуировать моряков из силового отделения. Посыльные, отправленные вниз, до силового отделения не добрались, в результате никто из мотористов не спасся. В 18:00 капитан 1-го ранга Таидзиро Аоки, оценив число погибших и раненых и распространенность пожара, приказал команде оставить корабль. Эвакуацию экипажа проводили на шлюпках, которые перевозили людей на эсминцы сопровождения. Многие моряки добирались вплавь. Эсминцы "Араси" и "Новаки" подобрали всех, кого удалось обнаружить. Из воды вынимали и летчиков, которые потеряв базу, совершали посадку на воду.
В 19:20 капитан 1-го ранга Аоки послал вице-адмиралу Нагумо радиограмму с просьбой добить обреченный корабль. Радиограмму приняли и на борту линкора "Ямато" и адмирал Ямамото запретил топить авианосец. Получив отрицательный ответ Аоки вернулся на борт корабля и поднялся на маневровую палубу, еще свободную от огня.
Адмирал Ямамото медлил с приказом о затоплении "Акаги". Он не видел в этом необходимости, поскольку главные силы японского флота шли на восток, чтобы к ночи встретиться с противником. Когда стало ясно, что бой проигран, адмирал больше не колебался. 5 июня 1942 года в 3:50 Ямамото приказал затопить агонизирующий авианосец.
Вице-адмирал Нагумо приказал командиру 4-го дивизиона эсминцев капитану 1-го ранга Косаку Арига потопить авианосец Все четыре эсминца выпустили торпеды по беззащитному кораблю. В 4:55 "Акаги" скрылся в волнах Тихого океана в точке 30°30' с.ш. и 179°08' з.д. ("The Maru Special №2" приводит другие координаты - 30°30' с.ш. и 178°40' з.д.). В момент погружения изнутри корабля раздавались взрывы. Официально авианосец был исключен из списков флота 25 сентября 1942 года.
Капитан авианосца, капитан 1-го ранга Таидзиро Аоки после войны рассказывал капитану К.Шендсу (Shands) (ВМФ США) о том, что в том бою погибло всего шесть пилотов. Остальные совершили вынужденное приводнение и были подобраны экипажами эсминцев. Всего из 1630 членов экипажа "Акаги" погибло и пропало без вести 221 человек.