Техническое описание
Корпус
Проектные работы, связанные с переделкой готового корпуса линейного крейсера в авианосец были очень трудны и сложны. Строительство корпуса шло как бы в три этапа: на первом этапе корпус строили для линейного крейсера, прежде чем законсервировали на стапеле согласно условиям Вашингтонского договора.
Если бы строительство "Акаги" как линейного крейсера было доведено до конца, то это был бы первый японский корабль, вооруженный 410-мм орудиями ГК, водоизмещением более 41000 тонн и скоростью 30 узлов. Это был бы самый мощный корабль Императорского ВМФ, по своим тактико-техническим данным превосходящий многие линкоры. Вашингтонский договор поставил крест на этом проекте, но японцам удалось отстоять корпус и не давать его на слом.
На второй стадии строительства конструкторы решили отказаться от мощной броневой защиты и поставить на корпус легкую полетную палубу (палуба должна была быть легкой из-за своей большой метацентрической высоты, чтобы не пострадала остойчивость корабля). В результате на глубоко сидящей в воде защищенной броней цитадели надстроили небронированные борта, палубы и ангары, вместе с венчающей все сооружение полетной палубой. Следует заметить, что вся переделка проходила в период, когда теория строительства авианосцев еще только начинала складываться, хотя ее развитие и шло значительными темпами. Поэтому неизбежно возникли трудности. Труднее всего оказалось найти подходящее место для дымовой трубы и артиллерии. Переделка корпуса позволила устранить из его конструкции недостатки, оставшиеся еще от того периода, когда "Акаги" был линейным крейсером. После того, как появились новые типы палубных самолетов, авианосец подвергся новой переделке, которая кардинально изменила силуэт корабля.
Схема бронирования (ниже ватерлинии)
Бронирование корпуса должно было защитить от снарядов, торпед и мин силовое отделение, артиллерийские погреба и баки с авиационным бензином, размещенные внутри цитадели. Цитадель простиралась на 2/3 длины корпуса и была защищена с бортов противоторпедными булями и броней из стали НТ, отличавшейся большой прочностью на разрыв. Край бронепояса был изготовлен из листов стали VC толщиной 152.4 мм, наклоненных наружу под углом 14°. Этот пояс проходил ниже конструктивной ватерлинии (3.5 м ниже ватерлинии и выступал всего на 0.5 м над поверхностью воды) внутри противоторпедного буля. Обшивку корпуса изготовили из листов стали НТ толщиной 14.3 мм. Нижний край цитадели также изготовили из стали НТ толщиной 25.4 мм, обшитой листами стали DS толщиной 22.2 мм. Верхний слой горизонтальной брони изготовили из листов стали Vickers толщиной 31.7-57.15 мм (тип стали NVNC или NC). Боковые скосы были сделаны из листов стали НТ толщиной 38.1 мм. Толщина горизонтальной брони варьировалась в зависимости от того, какой отсек защищал данный бронелист.
Тактико-технические данные авианосца "Акаги"
|
До переделки |
После переделки |
Начало работ Завершение работ Стандартное водоизмещение Боевое водоизмещение Полная длина Длина по ватерлинии Длина между перпендикулярами Полная ширина Ширина по КВЛ Осадка Число ангаров Число подъемников Машины Мощность Скорость Топливо Запас хода Вооружение
Самолеты: истребители торпедоносцы пикировщики разведчики |
19.11.1923
26900 тонн 34364 тонн 261.214м 248.956 м 233.019м 31.326м 28.956 м 8.076 м 3 2 4 турбины Тихон", 19 котлов "Кампон Б" 131200 л.с. 31 узел 3900 т мазута/2100 т угля 8000 миль/14 узлов 10x200 мм (2x2,6x1) 12х120мм(6х11)
16 Тип3 (A1N2) 28 Тип 13 (2МТ1, 3МТ2 - В1М1, В1МЗ) - 16 Тип 10 (2MR1, 2MR4 - С1М2) |
24.10.1935 31.08.1939 36500 тонн 41300 тонн 260.675 м 250.362 м 234.692 м 31.716м 28.956 м 8.17м 3 3 4 турбины Тихон", 19 котлов "Кампон Б" 133000 л.с. 31.25 уз 5775 т мазута 8200 миль/16 узлов 6x200 мм (6x1) 12x120 мм (6х2) 28x25 мм (14x11)
12(+4) Тип 96 (А5М2) 38(+16) Тип 96 (B4Y1) 19(+5) Тип 96 (D1A2) - |
Схема бронирования вдоль ватерлинии
Выше ватерлинии у авианосца не было брони вообще. Некоторую защиту внутренним надводным помещениям корабля составляла обшивка бортов, изготовленная из стальных листов толщиной 14.3 мм. Большинство прочих конструктивных элементов корпуса было изготовлено из стали DU-COL толщиной от 6.35 до 12.7 мм. Очень хорошо расположение бронирования (точнее его отсутствия) иллюстрируют рисунки поперечного сечения корабля и схемы бронирования при шпангоутах №198 и №174.
Бронелистами были защищены транспортеры боеприпасов, торпед и фрагменты ангара. Этим и ограничивалась надводная бронезащита "Акаги".
Химический состав сталей, использованных при постройке "Акаги"
Содержание, % |
Mild Steel (MS) |
Ducol Steel (DS) |
High Tensile Steel (HTS) |
HHTS ННТ |
Углерод (С) |
0.25 |
0.25-0.3 |
0.35 |
0.4 |
Никель (Ni) |
— |
0-0.2 |
0-0.2 |
0-0.2 |
Хром (Cr) |
следы |
следы (0.02) |
следы |
следы |
Медь (Cu) |
0.2 |
0.2 |
следы |
следы |
Кремний (Si) |
<0.2 |
<0.2 |
0.15 |
<0.2 |
Марганец (Mn) |
0.3-0.6 |
1.2-1.5 |
0.8-1.2 |
0.8-1.2 |
Фосфор (Р) |
<0.05 |
<0.05 |
<0.05 |
<0.05 |
Сера (S) |
О.05 |
<0.05 |
<0.05 |
<0.05 |
Химический состав брони
|
КС |
VC |
VH |
NVNC |
MNC |
CNC |
CNC1 |
CNC2 |
С |
0.34 |
0.43-0.53 |
0.43-0.53 |
0.43-0.53 |
0.3-0.38 |
0.38-0.46 |
0.36-0.44 |
0.36-0.44 |
Ni |
3.78 |
3.7-4.2 |
3.7-4.2 |
3.7-4.2 |
3.3-3.8 |
2.5-3.0 |
1.8-2.3 |
1.3-1.8 |
Cr |
2.06 |
1.8-2.2 |
1.8-2.2 |
1.8-2.2 |
3.3-3.8 |
0.8-1.3 |
1.4-1.8 |
1.4-1.8 |
Си |
- |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.25 |
0.9-1.3 |
0.6-1.0 |
0.6-1.0 |
Мо |
- |
- |
- |
- |
0.25-0.4 |
- |
0.1-0.25 |
0.1-0.25 |
Si |
- |
0.05 |
0.05 |
0.05 |
0.35 |
0.05 |
0.35 |
0.35 |
Mn |
0.31 |
0.3-0.45 |
0.3-0.45 |
0.3-0.45 |
0.3-0.45 |
0.3-0.45 |
0.3-0.45 |
0.3-0.45 |
Р |
- |
0.035 |
0.035 |
0.035 |
0.035 |
0.035 |
0.035 |
0.035 |
S |
- |
0.035 |
0.035 |
0.035 |
0.4 |
0.03 |
0.045 |
0.045 |
КС - Krupp Cemented
VC - Vickers Cemented
VH - Vickers Hardened
NVNC - New Vickers Non Cemented
MNC - Molybden Non Cemented
CNC - Copper Non Cemented
CNC1 - Copper Non Cemented 1
CNC2 - Copper Non Cemented 2
Полетная палуба
При вступлении на службу, "Акаги" был оборудован характерной трехуровневой полетной палубой. Верхняя полетная палуба (длина -190.2 м, максимальная ширина -30.48 м) предназначалась для взлета и посадки самолетов. В кормовой части палуба имела наклон 60%, который улучшал аэродинамические характеристики при посадке. Угол наклона кормовой части полетной палубы составлял 1.5° (в отношении ватерлинии). Передняя часть полетной палубы также имела наклон, но в противоположную сторону. Высота корпуса от киля до полетной палубы составляла 29 м в центре корабля и уменьшалась к оконечностям.
Средняя палуба начиналась в районе мостика и была длиной всего 15 м. С этой палубы мог стартовать только малый истребитель Тип 3 - "Накадзима A1N1". Многочисленные эксперименты показали, что этот самолет успешно может стартовать с подобного "пятачка", но опытные пилоты всеми способами избегали повторять подобные опыты. Больше всего пилотов смущала не длина, а ширина палубы, ограниченная с обеих бортов башнями артиллерии ГК.
Нижняя полетная палуба (длина - 55.02 м, максимальная ширина - 22.86 м) предназначалась для старта торпедоносцев. Не смотря на свою скромную длину, для взлета "Палубных штурмовых самолетов Тип 13 - Мицубиси 2МТ1 и ЗМТ2 (В1М1 -
В1МЗ)" этого было вполне достаточно. Подобное экспериментальное расположение полетных палуб в три уровня, по мысли конструкторов, должно было облегчить экипажу обслуживание самолетов и обеспечить старт максимально возможного количества самолетов за ограниченное время. Кроме того, отпадала необходимость поднимать самолеты на верхнюю палубу, если они могли взлетать с двух нижних. Таким образом,
"Акаги" был авианосцем, способным одновременно выпускать и принимать самолеты. Более того, подобное расположение полетных палуб позволяло организовать непрерывный цикл. После старта и выполнения задания самолет приземлялся на главную полетную палубу, его опускали в ангар, заправляли, вооружали и самолет снова отправлялся в бой с передней палубы.
Подъемники
Первоначально авианосец имел два подъемника самолетов: носовой (длина 11.8 м, ширина 13 м), расположенный по правому борту, и кормовой (длина 12.8 м, ширина 8.4 м), расположенный симметрично по диаметральной плоскости. При помощи носового подъемника перемещали большие самолеты между ангаром и полетной палубой. Кормовой подъемник служил для перемещения самолетов меньшего размера.
Аэрофинишер
Первое время авианосец был оборудован аэрофинишером экспериментальной конструкции. Экспериментальный аэрофинишер представлял собой вариант английской конструкции. Поперек верхней полетной палубы было натянуто 60 стальных тросов диаметром 12 мм. Тросы располагались на кормовой половине палубы на протяжении примерно 100 метров. Самолеты палубной авиации оборудовались специальным гаком, который при посадке цеплялся за натянутые тросы. Кроме того, при посадке самолеты выпускали закрылки и сочетание этих двух тормозов эффективно сокращали длину пробега. Тем не менее часто случались аварии, поэтому было принято решение оснастить авианосец новым аэрофинишером. В 1931 году на авианосце появился аэрофинишер конструкции инженера Сиро Кабая. Конструктивно, новый аэрофинишер представлял собой натянутые поперек полетной палубы тросы, концы которых фиксировались на вращающихся барабанах. Вращение барабанов контролировалось с помощью гидравлической системы, которая по мере оттягивания троса увеличивала сопротивление. Этот аэрофинишер со временем получил официальное обозначение Куре Сики 4 Гата (4-й тип арсенала в Куре). Всего в состав аэрофинишера входило 12 тросов. Точно такой же аэрофинишер установили и на "Кага".
Ангары
Главные ангары на авианосце вмещали 60 самолетов и располагались в три этажа на корме и в два этажа на носу.
Под главными ангарами авианосца находились склады авиационного вооружения, откуда при помощью транспортеров подавались боеприпасы, вооружение, торпеды. Авиационный бензин хранили на самом нижнем уровне над двойным дном. Специальная система подавала топливо на полетную палубу и в ангары. Все работы, связанные с подготовкой самолетов к вылету и послеполетным обслуживанием (ремонт поломок, дозаправка, пополнение боезапаса, перевооружение и т.д.), проводили в ангарах. Из ангаров на полетную палубу самолеты доставлялись с помощью подъемников. После того, как самолет поднимали на верх, его откатывали на стартовую позицию.
Оба ангара - верхний и нижний - были разделены на три отсека. Первый отсек простирался от кормовых дверей ангара до среднего подъемника. В этом отсеке стояли торпедоносцы. Второй отсек простирался от среднего подъемника до подъемника, расположенного на носу, и предназначался для пикирующих бомбардировщиков. Третий отсек находился на носу авианосца и предназначался для истребителей. Такое разделение позволяло лучше организовать площадь ангаров, а также отвечало типам палубной авиации. Кроме того, торпедоносцы обычно требовали большой площади для паркования, а также им требовалось много места для пробега. Расположение торпедоносцев в другом месте на авианосце затруднило бы пуск и прием самолетов.
Подъемники на палубе и в ангарах имели защитный бортик, предотвращающий несчастные случаи и аварии. Противопожарную безопасность ангаров обеспечивала специальная система тушения огня, работающая на углекислом газе. Кроме того, в ангарах находились пожарные помпы и углекислые огнетушители. В случае необходимости пожар можно было бы затушить забортной водой.
Вооружение
Главный калибр
Первоначально, "Акаги" был вооружен 10 пушками калибра 200 мм. Располагались пушки следующим образом: четыре пушки находились по две в башнях, установленных по бортам в районе средней полетной палубы перед боевым мостиком. Остальные шесть пушек находились по одной в казематах по обоим бортам в кормовой части авианосца. Первоначально в казематах планировали установить пушки калибра 120 мм, но затем их заменили на 200-мм орудия. Японские конструкторы рассчитывали, что в непосредственном бою "Акаги" с американскими авианосцами "Саратога" и "Лексингтон" преимущество останется за японским кораблем, поскольку американские авианосцы несли только 8 орудий калибра 203 мм. Однако расположение орудий на японском авианосце оказалось очень невыгодным. Если американцы могли сосредоточить на каждом борту огонь всех восьми орудий, то японский авианосец мог дать бортовой залп только из пяти орудий.
Вооружение авианосцев 200-мм орудиями ГК - довольно редкий случай в мировом кораблестроении (одно время подобным образом также были вооружены американские авианосцы). 200-мм пушка, установленная на "Акаги" представляла собой вариант пушки 50 кал.ая 3 Кендо Сики 20 см 1 Гата, которую также устанавливали на тяжелые крейсера. Таким образом, по мощности вооружения "Акаги" не уступал ударным крейсерам. Пушку сконструировал инженер К.Хада в конце 1916 года в арсенале ВМФ в Куре. В 1924 году пушку модернизировали и присвоили обозначение 50 кал. 3 Нендо Сики 20 см, а с 1931 года пушку называли 50 кал. 3 Нендо Сики 1 Го 20 см.
Тяжелые орудия установили на верхней палубе, чтобы повысить эффективность огня. Замена 120-мм орудий на 200-мм привела к тому, что предел водоизмещения, указанный в Вашингтонском договоре оказался превышен на 2500 тонн. Характеристика орудий главного калибра приведена в таблице.
Во время модернизации, проведенной в 1934/38 годах с авианосца сняли обе башни ГК, оставив только шесть пушек в казематах.
Тяжелая зенитная артиллерия
Между двумя Мировыми войнами развитие зенитной артиллерии шло в направлении увеличения калибра. Следуя общей моде Императорский ВМФ принял на вооружение новую модификацию пушки 40 кал. 3 Нендо Сики 8 см. Необходимость модернизации зенитки объяснялась ее неудовлетворительными ТТХ. Модернизированная пушка получила новый замок и более тяжелые боеприпасы. Новое орудие стало называться 45 кал. 10 Нендо Сики 12 см. Конструктором пушки был инженер К.Хада. Выпуск зениток наладили в арсенале ВМФ в Куре (ответственный за выпуск - капитан 2-го ранга М.Оямада). Всего было изготовлено 2125 таких пушек. Характеристики 120-мм орудия приведены в таблице.
Зенитные орудия разместили в барбетах по обоим бортам корабля. Во время перестройки пушки не заменили на новые. Только 6 пушек, расположенных по правому борту получили после перестройки башни. Нехватка денег, нависавшая дамокловым мечом над Императорскими ВМФ, не обошла стороной и "Акаги". Именно отсутствием финансирования объясняется то, что на авианосце оставили старые пушки и не установили башен.
Зенитные автоматы калибра 25 мм
В процессе перестройки противовоздушная оборона авианосца была значительно усилена двадцатью восемью зенитными пушками калибра 25 мм. Данная автоматическая пушка была разработана Гочкисом в 1930 году. Японцы закупили во Франции несколько таких пушек и провели испытания в Йокосуке. Эта модель получила обозначение 94 Сики или 95 Сики (19 июня 1935 года). После незначительной модификации, 6 августа 1936 года пушку приняли на вооружение как 96 Сики 25 мм Кидзю 1 Гата. Характеристики 25-мм зенитных автоматов приведены в таблице.
Расчет 25-мм зенитного автомата состоял из 7 номеров.
Характеристика артиллерии авианосца "Акаги"
|
200-мм пушка (50 кал. 3 Нендо Сики 200 мм 1 Гата) |
120-мм зенитка (45 кал. 10 Нендо Сики 12 см) |
25-мм зенитка (96 Сики 25 мм Кидзю 1 Гата) |
Калибр |
200 мм (7.9 дюйма) |
120 мм (4.72 дюйма) |
25 мм |
Замок |
поршневой |
клиновидный |
автоматический (использует энергию пороховых газов) |
Общая длина Длина зарядной камеры |
10000 мм (50 кал.) |
5400 мм (45 кал.) 655 |
2400 мм (60 кал.) |
Число нарезов |
48 |
34 |
12 |
Масса (с замком) |
17900кг |
2950 кг |
115 кг, замок 43 кг |
Начальная скорость снаряда |
870 м/с |
825 м/с |
900 м/с |
Давление газа в стволе |
30 кг/мм2 |
26.4-26.5 кг/мм2 |
27 кг/мм2 |
Живучесть ствола |
около 300 выстрелов |
900 выстрелов |
3000-15000 выстрелов |
Теоретическая скорострельность |
5 выстрелов в мин |
11 выстрелов в мин |
260-100 выстрелов в мин, средняя - 220-240 выстрелов в мин, практическая - 110-120 выстрелов в мин |
Масса снаряда |
110кг |
- |
Зависит от типа |
Масса метательного заряда |
в среднем 32.63 кг (в шелковых картузах) |
|
• |
Дальность огня |
20000 м (казематы) 28000 м (башни) |
по горизонтали -15600м по вертикали -10400м |
при угле возвышения 50° - 7500 м, 80° - 5200 м |
Угол возвышения/склонения |
-5°.. .+25° (казематы) -5°. ..+70° (башни) |
-10°.. .+73° |
-10°. ..+80° |
Масса башни Полная башня |
|
18. 5 тонн 22.3 тонны |
1100 кг |
Система управления огнем
Система управления огнем артиллерии среднего калибра
Управление огнем артиллерии среднего калибра (тяжелой зенитной артиллерии) осуществлялось при помощи двух постов управления огнем, размещенных по обоим бортам корабля. Первый пост находился перед главной дымовой трубой на выступающем спонсоне по правому борту. С этого поста управления руководили огнем зенитной артиллерии правого борта. Второй пост управления находился с левого борта под главной надстройкой (в спонсоне). С этого поста управляли артиллерией. С постов управления информация передавалась к каждому орудию при помощи сельсинов.
ТТХ прибора управления артиллерийским огнем Тип 91:
• рабочий диапазон 2000 -15000 м
• диапазон углов возвышения: 0°...90°
• диапазон углов поворота ±180°
• диапазон бортовых колебаний ±15°С
• диапазон продольных колебаний ±15°С
Устройство позволяло вносить горизонтальную и вертикальную поправку в пределах ±100 метров. Вся информация при помощи сельсинов направлялась в систему управления орудиями. Предусматривалась возможность вносить поправки на ветер (0-20 м/с), скорость корабля (0-40 уз), атмосферное давление, влажность и т.п. Скорость обработки горизонтальных углов составляла 5.5 °/с, а вертикальных - 2.5 °/с.
Для оптического управления огнем зенитной артиллерии "Акаги" был оборудован тремя стереоскопическими дальномерами базой 4.5 м. Дальномер правого борта находился непосредственно перед центром управления огнем правого борта. Дальномер левого борта стоял перед надстройкой на главной палубе. Третий дальномер был установлен на крыше надстройки. Дальномеры имели проблесковые объективы диаметром 48 мм.
Система управления огнем мелкокалиберной зенитной артиллерии
Управление огнем зенитной артиллерии калибра 25 мм осуществлялось при помощи 1.5-метровых дальномеров, расположенных на правом и левом бортах. Еще один 1.5-метровый дальномер находился на мостике и использовался для проведения точных измерений.
Радиооборудование
Авианосец "Акаги" был оборудован приемниками и передатчиками, работающими в диапазонах длинных и коротких волн. Антенны находились на двух мачтах по обоим бортам корабля. Во время приема и выпуска самолетов эти антенны откидывались в стороны так, что располагались параллельно поверхности воды.
Силовая установка
Силовая установка авианосца "Акаги" состояла из 4 турбинных групп (так называемого "разветвленного" типа - Бунрю Сики) с передачами. Авианосец унаследовал силовую установку линейного крейсера практически без изменений. Конструктивная мощность машин - 131000 л.с., что позволяло кораблю развивать скорость до 30 уз. На корабле было два силовых отделения. Носовое силовое отделение работало на два внешних гребных винта, в то время как кормовое отделение работало на два внутренних винта. Кроме бронепояса, защиту силовых отделений обеспечивал ряд помещений, расположенных вдоль борта.
Каждая турбинная группа состояла из турбин типа "Гидзюцу Хомбу" или короче Тихон", работающих на общую передачу. Масса турбинной группы (без передачи) -311 тонн, а масса передачи - 272 тонны.
Конструкция турбин была целиком разработана японскими инженерами, которые использовали довольно редко применяемую на практике схему циркуляции пара. Подобные турбины устанавливали на большинстве японских кораблей, построенных после 1-й Мировой войны. Благодаря своей конструкции турбины можно было устанавливать попарно, что и делалось на крупных кораблях. Каждая турбинная группа состояла из двух турбин высокого давления и двух турбин давления низкого. Турбины высокого давления также могли работать на задний ход. Подобная схема силовой установки отличалась отсутствием маршевой турбины, обеспечивающей экономический ход корабля. Отсутствие маршевой турбины японцы компенсировали системой распределения пара. Когда корабль шел экономическим ходом то пар сначала подавался на лопатки турбин высокого давления, а затем на турбины низкого давления. Если же корабль шел полным ходом, то пар подавался прямо (!) на турбины низкого и высокого давления. Это решение приводило к перерасходу топлива на максимальных скоростях, но авторы конструкции рассудили, что максимальную скорость корабль развивает сравнительно редко, поэтому перерасходом топлива можно пренебречь.
Отработанный пар направлялся в конденсаторные камеры, охлаждаемые забортной водой. При движении полным ходом в камеры поступал еще довольно горячий пар и камеры едва справлялись со своей функцией.
Пар генерировался в 11 больших котлах типа Кампон (сокращение от Кансей Хомбу - Технический департамент ВМФ, где и были сконструированы эти котлы). Котлы типа В (Ро) работали на мазуте и находились в центральной части корабля ближе к баку. Каждый большой котел размещался в отдельном водонепроницаемом отсеке. 8 малых котлов, работающих как на мазуте, так и на угле, размещались в двух отсеках сразу за большими котлами. Котлы вырабатывали пар с рабочим давлением 20 кг/см2. Конструкция котлов походила на конструкцию английских котлов Yarrow, самых распространенных в то время. Котлы на "Акаги" были водотрубного трехбарабанного типа с двумя водными барабанами внизу и одним паровым барабаном сверху, соединенными между собой слегка изогнутыми трубками. Эта кривизна позволяла компенсировать температурное расширение.
Отвод дыма
Большой проблемой для создателей корабля было сконструировать систему отвода дыма. Использованная на "Хосё" система с вращающимися дымовыми трубами не удовлетворяла требованиям моряков и летчиков. Дым из труб клубился над полетной палубой и затруднял посадку самолетов. Поэтому во время постройки "Акаги" была создана его модель в масштабе 1:48, на которой отрабатывалась система отвода дыма. Модель обдували в аэродинамической трубе Исследовательского института в Касумигауре (Гидзицу Кенкё Сё). Во время аэродинамических испытаний пришлось многократно изменить размеры и форму главной дымовой трубы. Наконец, было решено остановиться на большой трубе на правом борту. Труба была наклонена под углом 120° так, что вершина трубы смотрела вниз. За главной трубой находилась дополнительная дымовая труба, направленная вертикально вверх и слегка возвышавшаяся над уровнем полетной палубы. Вспомогательная труба предназначалась для отвода дыма при раскочегаривании котлов. В целом, эта система не удовлетворяла даже своих создателей, поскольку главная дымовая труба слишком низко нависала над поверхностью воды и ее могло залить или повредить при поперечной качки или сильном волнении.
Все эти опасения в полной мере подтвердились на протяжении первых нескольких месяцев службы. За это время трубу не раз заливало водой. Система охлаждения трубы, которая по мысли создателей, должна была понижать температуру дыма и уменьшать его турбулентность, также не выдержала испытание. Более того, смешивание дыма с холодным забортным воздухом приводило к усилению турбулентности потока. Во время перестройки в 1934/38 годах главная дымовая труба подверглась полной реконструкции, а вспомогательную трубу вовсе убрали. Но новая система отведения дыма также была весьма далека от совершенства. Кстати, подобные проблемы встречались и на других авианосцах Императорских ВМФ.