Окраска авианосца "Акаги"

 

Окраска корпуса

 

Окраску корпуса авианосца "Акаги" проводили по следующей схеме: подводная часть корпуса (ниже ватерлинии) - красная (кирпично-красная), гребные валы - темно-серые, трехлопастные винты - латунные, не окрашенные. Перо руля было выкрашено в тот же цвет, что и остальная подводная часть корабля.

Выше ватерлинии корпус до высоты верхней полетной палубы был выкрашен в серый цвет. В тот же цвет были выкрашены конструктивные элементы корпуса: опоры палубы, балки, барбеты, шлюпбалки и др.

В межвоенный период на корабле использовали брезент белого цвета, разве­шенный на релингах. После начала боевых действий белый брезент заменили на се­ребристо-серый. Серебристый оттенок объяснялся нехваткой пигмента черного цвета.

 

Дымовая труба

 

Дымовая труба была серого цвета, за исключением каймы на вершине, которую делали краской черного цвета. Ширина этой каймы регламентировалась приказом и составляла 1/8 от суммы длины и ширины трубы. На всем протяжении службы корабля окраска дымовой трубы оставалась без изменений.

 

Полетная палуба

 

Главная полетная палуба была целиком покрыта тиковым деревом. По диамет­ральной плоскости корабля по палубе проходила широкая белая линия. По бокам осе­вой линии шли две штриховые линии также белого цвета. Эти линии помогали летчи­кам ориентироваться при взлете и посадке. На корме, примерно на расстоянии 1/4 длины палубы, находился круг, обозначавший рекомендуемую точку касания. Задняя кромка полетной палубы несла бело-красные полосы, облегчавшие пилотам заход на посадку. Подъемники были выкрашены в серый цвет с продольными белыми линиями.

"Акаги", как и большинство японских авианосцев имел неофициальное обозна­чение - первый иероглиф фонетического написания имени корабля. Иероглиф (азбука катакана) был нанесен на главной полетной палубе в районе кормы, сразу за черно-белыми предостерегающими полосами.

 

Носовая и маневровые палубы

 

Носовая палуба служила для размещения якорного оборудования. Палубу по­крывали стальные листы с шероховатой поверхностью, выкрашенные в светло-серый цвет. Приспособления на палубе (кабестаны, кнехты, якорные цепи, главный якорь и запасной якорь, размещенный на левом борту в специальной люльке) - темно-серого цвета. Якорная лебедка с цепными барабанами, якорный клюз, барабаны со швартовочными концами - серого цвета.

 

Кормовая палуба

 

Кормовая палуба была покрыта линолеумом грязно-желтого цвета. Листы ли­нолеума размером около 2x4 м покрывали палубу от ангара до опор ГПП. Линолеум защищал палубу от воздействия воды. Швы между линолеумными листами закрыва­лись латунными полосами.

 

Ангарная палуба

 

Внутренние палубы авианосца были выкрашены в светло-серый цвет с голубо­ватым оттенком. Часть ангарной палубы имела антибуксовочное покрытие. На поверх­ности палубы наносили белые коммуникативные линии, а также белые и желтые пре­дупреждающие линии (вокруг подъемника).

 

Шлюпки

 

Корабельные шлюпки были собраны в две группы. На правом и левом бортах примерно в середине корпуса и на корме под полетной палубой. Цвет шлюпок - свет­ло-серый. Изнутри шлюпки покрывали бесцветным лаком, поэтому они сохраняли ес­тественный цвет дерева. На носу и корме 11-метровых шлюпок наносили белой крас­кой название корабля и помещали флаг.

 

Ватерлиния

 

Ватерлиния на японских кораблях представляла собой кривую, проходящую че­рез три точки, а не прямую линию, обозначающую поверхность воды. Точки определя­лись следующим образом:

•  1-я точка в середине корпуса, обозначает 1/100 ширины;

•  2-я точка на баке, на расстоянии 1/300 общей длины корабля, расположена несколько выше 1-й точки;

•  3-я точка кормовая расположена по высоте между двумя первыми точками (1/600).

Ватерлинию на авианосце проводили темно-серой краской.

 

Название корабля

 

Название корабля выполнялось на носу желтой краской. Иероглифы хираганы писали справа на лево. Цвет и стиль не изменялись на протяжении всей службы авиа­носца.

 

Корабельный герб (Гомонсё)

 

По японской традиции авианосец получил герб - цветок хризантемы (16 лепест­ков, диаметр 1200 мм), нарисованный желтой краской на носу.

 

Знак государственной принадлежности

 

Знак государственной принадлежности - восходящее солнце (Хиномару) был нанесен на полетной палубе на расстоянии 1/4 от носа на белом фоне. По приказу ад­мирала Ямамото, отданном в мае 1941 года японские боевые корабли не должны бы­ли нести каких-либо государственных символов. Лишь в мае 1942 года хиномару снова появился на палубе авианосца, чтобы облегчить быстрое определение с воздуха.

 

Артиллерия

 

Орудия главного калибра, расположенные в казематах, а также 120-мм зенит­ные орудия были закрыты водонепроницаемыми чехлами, закрывающими башни и концы стволов. Во время войны цвет чехлов сменили с белого на серый. Башни и ши­ты были выкрашены светло-серой краской. 25-мм автоматы не окрашивались а были цвета вороненого метала - черного.

Во время боевых действий авианосец получил дополнительную противоосколочную защиту. Надстройку с левого борта обвешали мешками с песком, особенно тщательно укрыли боевой мостик. Кроме того, мешками защищали радиорубку и цен­тральный пост управления огнем. Дальномеры защищали от осколков развешенными канатами. Между 120-мм пушками по левому борту для защиты от осколков также рас­тягивали канаты от основания барбета до полетной палубы.