Глава 1. Проект Великого Князя

 

В январе 1900 г. Главный Корабельный инженер Санкт-Петербургского порта Д.В. Скворцов предста­вил в МТК проект броненосца, во многом опрокиды­вавший прежние представления об этом классе боевых кораблей. По водоизмещению —14 000 т — новый ко­рабль существенно превосходил строившиеся тогда эс­кадренные броненосцы типа "Бородино", выше (на 1 узел) была и 19-узловая скорость, и совсем иное (16 203-мм пушек в восьми башнях) предлагалось воору­жение. Проект был составлен по заданию великого князя Александра Михайловича. В чине капитана 2 ранга он командовал на Черном море броненосцем "Ростислав" и по своему великокняжескому положе­нию мог позволить себе любую, даже экстравагантную инициативу.

Проект воплощал общепризнанный, хотя и слишком поспешный вывод из опыта японо-китайской войны 1894-1895 гг. о преимуществе скорострельной артиллерии. Теперь вместо 152-мм патронных орудий предусматривались более эффективные и уже не столь разительно, как прежде, уступавшие им в скорост­рельности (2,54 выстрела в минуту против 3,97 для 152-мм) 203-мм пушки. Составлявшие для корабля единый и главный калибр (еще предусматривалось 4 152-мм, 16 75-мм, 14 47-мм пушки и 4 пулемета), эти орудия напоминали о прежних опытах и применении единого калибра. Так было в осуществленных проек­тах русских трехбашенных фрегатов типа "Адмирал Лазарев" (1867 г.), трехбашенных эскадренных броне­носцев семейства "Екатерина П" (1882 г.), германс­ких трехбашенных эскадренных броненосцев типа "Бранденбург" (1891 г.).

Существовали еще два, оставшиеся неосуще­ствленными, отечественных проектов четырехбашенных эскадренных броненосцев. В 1883 г. лейтенант Л.А. Рассказов безуспешно убеждал Управляющего И. А. Шестакова добавить в проект броненосца "Ека­терина П" четвертую парную установку 305-мм ору­дий и превратить корабль в четырехбашенный (с дву­мя установками на каждом борту). Адмирал отложил проект лейтенанта. Еще более смелое решение — уже вполне дредноутную схему расположения по диамет­ральной плоскости четырех парных 305-мм барбетных установок в своем проекте 1884 г. —предложил лейтенант В.А. Степанов (1858-1904).

Такова предыстория первых кораблей условно дредноутного класса, о которой, казалось бы, не мог­ли не знать русские офицеры и корабельные инженеры. Но то, что сегодня так просто и ясно, совсем иначе выглядело в глазах людей того времени. О похоронен­ных в архивах предложениях Л.А. Рассказова и В.А. Степанова люди просто могли и не знать. В лучшем случае названия оригинальных проектов должны были казаться лишь одиночными, давно забытыми проявле­ниями экзотики в кораблестроении. Именно к такому образцу мышления приучали корабельных инженеров повсеместно царившие в тогдашнем кораблестроении рутина и косность. И неспроста, видимо, смелые про­екты предлагали тогда не корабельные инженеры, при­выкшие к подчиненному и подручному положению, а более творчески раскованные флотские офицеры.

И хотя время заряжания 305-мм пушки, состав­лявшее в 80-е гг. до 15-20 мин, к началу XX в. умень­шилось почти до 1 мин, мировая рутина — и отече­ственная, и зарубежная — продолжала 305-мм пушки считать чуть ли не вспомогательным калибром, при­званным лишь довершить успех, достигаемый во мно­жестве устанавливавшихся на броненосцах скорост­рельных 152-мм орудий.

Этой концепции следовало подавляющее боль­шинство эскадренных броненосцев мира, и, хотя не­которые из них уже несли на себе печать "реабилита­ции" орудий крупного калибра (к 4 305-343-мм орудиям добавляли по два-четыре 234-274-мм), в не­прикосновенности оставался самый модный калибр — 150-164-мм пушек. Шагом вперед в этом направ­лении был проект броненосцев типа "Витторио Эма­нуэле", в котором выдающийся корабельный инженер В. Куниберти (1854-1913) предусмотрел 12 203-мм орудий в шести бортовых башнях. В оконечностях устанавливались две одноорудийных (305-мм) баш­ни. Орудия этих башен должны были завершить успех победы, достигнутой массированным огнем 203-мм орудий. Эти броненосцы-крейсеры типа "Витторио Эмануэле" были заложены в сентябре 1901 г.

Иной оказалась судьба проекта Д.В. Скворцова. Его обсуждения в МТК в январе и апреле 1900 г. выя­вили удручающий разнобой взглядов ведущих адмира­лов. Так, председатель МТК вице-адмирал Ф.В. Дубасов признал, что однородная артиллерия в боевом отношении лучше разнородной, принятой на современ­ных эскадренных броненосцах. Начальник ГУКиС вице-адмирал В.П. Верховский настаивал на преиму­щественном применении 152-мм орудий. По мнению адмирала главное — достижение высокого процента попаданий, а по этому показателю 152-мм орудия на­много превзойдут традиционные четыре 305-мм ору­дия. Различия в мощи разрыва между 305-мм и 152-мм снарядами адмирал почему-то не сравнивал.

Находясь во власти моды на скорострельные орудия, В.П. Верховский, видимо, не был знаком с из­речением адмирала А.А. Попова: "Корабли строятся для пушек". И пушки эти предполагались возможно наибольшего калибра. Запамятовал он и признание другого известного адмирала Г.И. Бутакова, сделан­ное еще в 1855 г. на страницах "Морского сборника"

(№ 10): "Трудно попасть с большого расстояния, но попавши можно нанести огромный вред". При голосо­вании за единый 203-мм калибр по проекту высказа­лись великий князь Алексей Михайлович, вице-адми­ралы В.П. Верховский, И.М. Диков, К.К. Де Ливрон, Н.И. Скрыдлов.

За 305-мм и 152-мм пушки высказались контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам и артиллерийский отдел МТК, вице-адмиралы Ф.В. Дубасов, И.Н. Ломен, контр-адмирал Ф.И. Амосов. Контр-адмиралы Н.Н. Ломен, К.С. Остецкий, капитан 1 ранга А.А. Вирениус полагали более полезным вооружение из 305-мм кон­цевых и 203-мм бортовых орудий. Сторонников едино­го 305-мм калибра среди собравшихся не оказалось. Сомнение вызывала и целесообразность постройки по предлагаемому проекту только одного корабля, хотя для эскадренного боя один лучший ходок не имеет зна­чения, так как эскадренный ход зависит от худшего ходока. Согласия не оказалось даже в сравнении весо­вых характеристик корабельных котлов.

Таков был мыслительный интеллектуальный по­тенциал русского адмиралитета в преддверии войны с Японией. Никто из собравшихся не сумел проявить того просветления сознания и чувства предвидения, которые в проекте великого князя могли бы заставить увидеть идеи дредноута. А потому и судьбу проекта решили с обезору­живающей простотой. Для этого оказалось достаточно сообщения ГУКиС в МТК о том, что финансовые сред­ства Морского министерства весьма ограничены и броне­носец водоизмещением 14000 т может быть построен вза­мен одного из броненосцев типа "Бородино", заказанных Балтийскому заводу. Между тем, вся артиллерия для этих броненосцев, в том числе и башни 12-дм. и 6-дм. орудий уже заказаны. В случае осуществления нового проекта все эти заказы пришлось бы отменить.

Понятно, что ущерб для казны, вызванный из­менением заказов, не мог идти ни в какое сравнение с тем огромным преимуществом, которые давал флоту проект (случись такое чудо) корабля с вооружением только из 305-мм орудий. Более того, заводам такая перемена была бы даже выгоднее. Ведь трудоемкость работ по изготовлению ограниченного числа 305-мм орудий и их башен в сравнении с множеством 152-мм или 203-мм башен существенно уменьшалась. Но и заводы не были готовы к столь большому подвигу, как перепроектирование нескольких уже строив­шихся и предполагаемых к постройке броненосцев типа "Бородино" под три или четыре башни 305-мм орудий. Не исключалось и кардинальное изменение проекта для броненосцев № 7 и 8, для чего очень кстати был накопленный Балтийским заводом ог­ромный опыт проектирования крейсеров семейства "Рюрик", броненосцев типа "Ослябя" и только не­давно одобренный императором инициативный про­ект башенного крейсера. Надо было лишь продолжить путь инициативы и творчества. Это был бы великий инженерный подвиг.

Но косное ведомство оказалось к нему совсем не готово. Постройка броненосцев типа "Бородино" продолжалась по первоначальному проекту. Великий князь Алексей Александрович оказался далеко не столь решительным, чем его предшественник великий князь Константин Николаевич. Он в свое время для улучшения характеристик башенных фрегатов типа "Адмирал Лазарев" был готов удлинить их с примене­нием вставки корпуса. В 1900 г. невозможно было представить подобное. Шанс смелого, опережавшего свое время решения, которое весомо могло проявить себя в предстоящей войне, было упущено. Это было похоже на приговор истории.