Глава 5. "Улучшенный" "Бородино"

 

Утвердив у императора водоизмещение 16500 т, члены МТК и МГШ только 27 января, т. е. спустя неделю, собрались в кабинете председателя МТК под председательством управляющего Морским ми­нистерством П.П. Тыртова, чтобы установить ос­новные характеристики "улучшенного броненосца типа "Бородино". На совещание были приглашены Главные инспекторы МТК, члены МТК, начальники Обуховского и Балтийского заводов, а также Глав­ный Корабельный инженер Санкт-Петербургского порта. В итоге обсуждения для проекта приняли сле­дующие элементы.

Водоизмещение допускалось не свыше 16 500 т, скорость не менее 19 уз, углубление в нормальном гру­зу не более 26 футов (7,925 м).

4 305-мм 40-калиберных орудия в двух вращаю­щихся башнях защищались так же, как и на "Бороди­но", т. е. броней вращающихся частей 254 мм, а по­стоянных 229-178-102 мм. Двенадцать 203-мм 50-калиберных орудий стояли в шести башнях, кото­рые имели вращающиеся части из 178-мм брони в пе­редней половине и 152-мм в задней. Барбеты этих ба­шен, как и на "Бородино" имели толщину 152 и 104 мм. Остальную артиллерию составляли 20 75-мм по­луавтоматических орудий, так же защищенных, как и на "Бородино", 76-мм броней. Кроме них, на корабле стояли еще 20 47-мм полуавтоматических, 5 75-мм де­сантных орудий и 8 пулеметов.

Кроме всего прочего корабль обременяли пять тяжеловесных и бесполезных в бою подводных мин­ных аппаратов и 6-й надводный. О сетевом загражде­нии было записано, что оно "должно быть восстанов­лено". Бронирование бортов предусматривалось также по образцу "Бородино", но с увеличением тол­щины плит нижнего пояса до 229 мм, а верхнего — 178 мм. Допускалось, исходя из соображений повы­шения "боевой плавучести" толщину обоих поясов принять одинаковую — 203 мм.

Непостижимым образом в задание вписали: "Высота судна может быть уменьшена на одну палубу, если то скажется по Вашим расчетам безвредным для мореходности броненосца". Эти данные в виде за­дания на проектирование подписали председатель МТК вице-адмирал Ф.В. Дубасов, временно исполня­ющий должность Главного инспектора кораблестрое­ния Э.Е. Гуляев и и.д. старшего делопроизводителя Введенский. Проект на основе этих заданий и "при участии МТК" 30 января 1903 г. поручалось разрабо­тать Главному Корабельному инженеру Санкт-Петер­бургского порта Д.В. Скворцову.

По мнению Ф.В. Дубасова, высказанному 17 января, разработка проекта "с участием представителя МТК" могла занять два месяца со времени получения задания. Еще один месяц должна была занять "подроб­ная проверка вычислений" и, следовательно, уже через три месяца, считал адмирал, "можно будет приступить к разбивке чертежей броненосца на плазе и заказам ма­териала на это судно". Иначе говоря, он был вполне удовлетворен характеристиками составленного проек­та-задания и нимало не ощущал его отсталости от со­временного уровня кораблестроения.

Как истый бюрократ, утративший всякий инте­рес к прогрессу, он был озабочен лишь конкретным получением заданий на проектирование "в возможно определенной форме". Существо этих заданий, как по­казал обширный опыт МТК последних лет (заказ крей­сера "Боярин", 25-узловых миноносцев и т.п.) предсе­дателя, похоже, не волновало. В соответствии с пожеланиями, высказанными председателем МТК, Управляющий морским министерством на совещании 27 января дополнительно потребовал представить ему сопоставление эффективности разрушительного дей­ствия 152 и 203-мм орудий, для подтверждения обо­снованности замены первых вторыми.

Требовалось также гарантированно определить насколько надежными будут предполагаемые в проек­те, но ранее не выпускавшиеся 203-мм орудия с длиной ствола в 50 калибров, а также удастся ли наладить их производство до срока готовности кораблей. То же са­мое следовало выяснить и относительно возможностей предполагаемых 305-мм 50-калиберных орудий.

Но на непременных разработке и применении этих пушек — чтобы хоть в чем-то превзойти западные аналоги—Управляющий от­нюдь не настаивал. Он, также проявляя чиновничью дели­катность, предлагал лишь оп­ределить возможность своев­ременного производства испытаний и изготовления всей материальной части". Он, похоже, был готов, так это в действительности и по­лучилось, согласиться и на 305-мм 40-калиберные пушки соответствующего образца.

Поспешив утвердить у императора величину водо­измещения 16 500 т и зная о 600-тонной перегрузке броне­носцев типа "Бородино", на­чальник ГМШ демонстри­ровал теперь чиновно-перестраховочную заботу о том, чтобы применение новых более тяжеловесных устано­вок не позволило превысить утвержденного водоизме­щения 16500 т и чтобы было обеспечено сохранение всех прочих условий: хода, углубления и бронирова­ния, принятых при проектировании броненосцев типа "Бородино".

 

Нагрузка броненосца «Бородино» (по данным постройки) и проекта броненосца Кораблестроительного отдела МТК

 

«Бородино» 15280 т

Проект КО. МТК, 16620 т

1. Корпус со всеми устройствами, судовыми вспомогательными механизмами, деревянными частями и дельными вшами

6320

6776

2. Механизмы и станки башен 12-, 8- и 6-дм орудий

592

797

3. Башенная броня (вращающихся и не вращающихся частей с рубашками и бимсами крыш)

1861

1865

4. Подкрепление по корпусу башен 12-, 8- и 6-дм орудий

501

607

5. Бортовая броня нижнего ряда

Бортовая броня верхнего ряда

Броневые болты

665

484

33

799

519

35

6. Броня казематов 75-мм орудий, щиты —переборки (броневые комингсы)

272

260

7. Бронирование палуб, кроме нижней, вошедшей в корпус

862

938

8. Броня над рубкой и труба для защиты приводов

70

70

9. Машины и котлы

1620

1648

10. Уголь (нормальный запас)

835

850

11. Минное вооружение (без динамо-машин, электрического освещения и моторов, которые вошли в корпус)

122

122

12. Артиллерия с боевыми запасами

851

1116

13. Снабжение (шлюпки, мачты, провизия, команда, пресная вода, якоря, цепи, камбузы, шкиперские запасы и прочее)

692

718

Итого

15280

16620

(РТА ВМФ, ф, 42 1 , оп. 1 , д. 58 1 , л. 1 4. Подписал 25 января 1 903 г. корабельный инженер Теннисон). Итоговый результат не сходится с суммой составляющих нагрузок, по-видимому, из-за неучтенных частных корректировок отдельных составляющих нагрузки.

 

Итак, вместо первоначальных замыслов превзой­ти все строящиеся и проектируемые в мире корабли, дело явным образом сводилось к модификации типа "Бороди­но", главнейшим отличием которой от оригинала была лишь замена 152-мм пушек на 203-мм. Жестокую кару в виде поспешных непродуманных решений приходилось теперь нести за отсутствие в чертежных МТК и заводов проектов перспективных кораблей. Значит, снова пред­стояло спешить и с торопливостью в утвержденное водо­измещение безуспешно втискивать ранее не предусмот­ренные образцы вооружения. Ранее благодаря такому проектному легкомыслию на броненосце "Двенадцать Апостолов" пришлось применить укороченные 305-мм пушки и отставшие от времени барбетные установки. 8088-тонный (по проекту) "Ростислав" довели до водоиз­мещения 10880 т. Нечто подобное начинало грозить и еще не начатым постройкой броненосцам 20-летней програм­мы. До Цусимы в Корейском проливе оставалось еще два года, но казенное судостроение к своей Цусиме приблизи­лось уже вплотную.