Глава 10. Спуск и достройка

 

Спуск "Андрея Первозванного" на воду состо­ялся 7 октября 1906 г., т. е. с отставанием от планов контр-адмирала Родионова на 4 месяца. Спусковой вес составлял 6500 т, готовность 51%.

Впервые воды Невы принимали в свои объятия корабль еще невиданной для Галерного островка ве­личины. На 4 метра уступая в длине по конструктив­ной ватерлинии спущенным на воду в 1896 г. и 1899 г. гигантским крейсерам Балтийского завода, новый ко­рабль поражал внушительностью своего полного кор­пуса, бескрайней гладью лишенных иллюминаторов бортов, грозно возвышавшиеся с бойницами казема­тов центральной в два яруса надстройкой. Но как ни­когда долгий, трудный и мучительный предстоял путь от совсем, казалось, готового корпуса к состоянию полной завершенности.

Начатый проектированием почти в беззаботную для царизма пору, когда никто не предвидел грядущей войны с Японией, ни тем более ее результатов корабль достраивался в прокатившемся над всем миром громе Цусимской катастрофы, декабрьского вооруженного восстания в Москве 1905 г. и мятежей на флоте в 1905-1907 гг. Из сугубо классовых побуждений рабочий-террорист на стенке Санкт-Петербургского порта убил его командира, заслуженного тихоокеанца адмирала К.П. Кузьмича (1846-1906).

Новыми и новыми убийствами представителей власти революционные террористы отчаянно пытались толкнуть Россию к анархии и смуте. Стачки на заво­дах срывали сроки поставок для кораблей и отзыва­лись на качестве. Постепенно, с задержками и неувяз­ками, еще по ходу работ продолжая меняться, корабли, словно бы олицетворяли тот смутный период в истории России. Но их уже доисторический вид со­ставлял шаг назад в сравнении с упоминавшимися трехбашенными "Адмиралами" времен Великого кня­зя Константина Николаевича или броненосца "Геор­гий Победоносец". Особенно вызывающе выглядели архаичные цилиндрические башни с их вертикальны­ми круговыми стенками с зияющими в них, словно приглашая противника к меткому выстрелу, огром­ным провалом амбразур под крышами для орудий.

Ни пример "Георгия Победоносца", ни японс­ких или английских броненосцев с наклонной лобовой броней башен, не смогли, видимо преодолеть коммерческо-технологические соображения отечественных за­водов, привыкшим к цилиндрическим, уязвимым для противника формам. Эта уязвимость усугублялась повышением угла возвышения орудий до 35°, отчего открытая брешь амбразуры занимала еще и немалую часть крыши.

Доисторичность на эпоху отставших от дредноу­тов новых русских кораблей, с их непременными вре­мен Саламинской битвы, таранами отчасти скра­шивалась экзотическими решетчатыми мачтами, по­хожими на парижскую Эйфелеву башню. В них ви­делся некий прорыв в будущий век с его секретными приспособлениями для дальней связи и особо меткой стрельбы. Но и мачты были не более чем впечатляю­щая декорация. Л. Соболев в "Капитальном ремон­те" весьма красочно и, похоже, достоверно, расска­зал и о действительной инженерно-тактической значимости, и постигшей их с началом войны горест­ной судьбе. Остается лишь обнаружить в РГА ВМФ документы, проливающие свет на мотивы, по кото­рым решено было обратиться к американским мач­там, с объяснениями, почему в русском проекте они выродились в решетчатые недомерки. Но пока что никто не сомневался в полезности этих мачт, которыми и заменили предполагавшуюся в проекте (по образцу английских дредноутов) треногую конструкцию.

Швартовые испытания механизмов "Анд­рей Первозванный" провел в апреле 1908 г. Обы­чай сдачи корабля верфью "под ключ", практи­ковавшийся на Западе, в отсталой России был невозможен. Так башенные установки на Метал­лическом заводе приняли еще в декабре 1907 г., но и в конце апреля 1910 г, они еще не имели броневых крыш, которые доставили к кораблю только вслед за 305-мм пушками. Их только на­чали пригонять на место. Правда, без задержек продолжалась доставка 203-мм и 120-мм орудий Обуховским заводом. По графику МТК продол­жала поступать броня с Ижорского завода: 1 ап­реля 1909 г. — 22 плиты (170,7 т) бортовой над­водной брони, 6 августа 1909 г. — 6 плит (29 т) башенноподобных щитов 203-мм орудий, к нояб­рю 1905 г. — 35 плит (248 т) казематов 203-мм орудий. В январе и марте 1910 г. получили 38 плит (108 т) казематов 120-мм орудий, 19 плит (98 т) носовой боевой рубки, 35 плит (37,5 т) ма­ломагнитной стали.

Первый казематный станок 203-мм ору­дия испытали стрельбой 6 ноября 1909 г., а пос­ледний из них после такого же испытания был получен на корабле в конце марта 1910 г. Обе мачты установили только в апреле 1910 г. Рас­ходы на оборудование "Андрея Первозванно­го" под флагманский корабль и установку до­полнительного камбуза были оценены в почти 34 тыс. руб. Счесть все эти постоянно множив­шие расходы было невозможно. Подсчет их еще более осложнился с 1908 г., когда деньги пришлось делить с начатыми постройкой дред­ноутами типа "Севастополь". 25 котлов Бельвиля на корабле установили еще в 1907 г. машины в основном были смонтированы ле­том 1908 г., но корабль продолжал задерживаться из-за неготовности систем, устройств, оборудования, брони и артиллерии. Во всем повторяя неурядицы дол­гостроя, новый броненосец, ставший по классифика­ции 1907 г. линейным кораблем, неудержимо старел и подвергался износу, не успев еще оторваться от завод­ской стенки. Как и прежде виной всех задержек оста­вались переделки и прежняя академическая нетороп­ливость МТК. Давали себя знать и срывы сроков поставок контрагентами. Особую головную боль со­ставляли последствия самого, может быть, революци­онного (не считая американских мачт) решения МТК об отказе в проекте от применения бортовых иллюми­наторов в корпусе. Цепь вызванных этим решением неудобств оказались почти непреодолимой. Лишенные освещения и вентиляции бесчисленные отсеки огром­ного корабля, превратившие в темные душегубки, ухудшали условия работы и задерживали их выполне­ние. Затруднялось и освоение корабля экипажем. Жить и работать в душегубках люди не могли, а потому за­держивался переход команды на корабль и размеще­ние в своих каютах офицеров.

Но командир капитан 1 ранга А.Ф. Шванк (род. 1863 г.), не считаясь с недостатками вентиляции (ее пришлось дорабатывать еще несколько лет) с ап­реля решил начать предъявление техники, вооруже­ния и механизмов, созданной к тому времени постоян­ной "Комиссии для приема и испытаний вновь строящихся и ремонтируемых судов". Созданная в 1909 г. комиссия обеспечивала более внимательную, планомерную и скрупулезную приемку, чем прежние, временно назначавшиеся. Этому способствовало и назначение А.Н. Крылова в январе 1908 г. и. д. Глав­ного инспектора кораблестроения, а в октябре — од­новременно и временной обязанности председателя МТК. Правда, и он не мог уделять должного внима­ния достраивавшимся додредноутам.

Показательно, что и в своих воспоминаниях А.Н. Крылов о них не упоминает. Возможно, именно потому, что выдающийся ученый, став автором пере­бронирования этих кораблей, не решался взять на себя инициативу вооружения их современными 50 или 52-калиберных 305-мм орудиями, с заменой ими всей 203-мм артиллерии. Еще более от подобных замыслов был далек товарищ Морского министра (в 1909-1911), сде­лавшийся затем министром опытный царедворец И.К. Григорович (1853-1930). Его дневниковые записи про­блем дредноутов вовсе не касаются.

Увы, смелые решения упорно "не шли" к этим кораблям. Равнодушно как это видно, из письма А.Ф. Шванка А.Н. Крылову от 9 марта 1910 г., товарищ морского министра И.К. Григорович подтвердил сво­им мнением достаточность двухнедельного срока воо­руженного резерва перед переходом в Кронштадт. Ко­мандир же считал, что этот срок должен быть не менее одного месяца. Только при этом условии, переведя ко­манду на корабль к 1 июля и заранее приняв многие механизмы (котлы ждали этого уже три, а главные ма­шины 1,5 года!) можно обеспечить их охрану и подго­товить корабль к переходу. А.Н. Крылов, по-видимо­му, поддержал командира: в согласии с его договоренностью со строителем В.Я. Афонасьевым и временным начальником Адмиралтейского завода М.К. Яковлевым (род. 1851 г.) корабль вступил в во­оруженный резерв (и поднял флаг) 1 июня 1910 г. Осадка ахтерштевнем составляла 7,09 м, форштевнем — 7,24 м, а команды было 255 человек.

В строевом рапорте командира Алана Шванка значилось всего пять строевых офицеров. В чине стар­шего лейтенанта были старший офицер Михаил Алеамбаров, старший артиллерийский офицер Владимир Свиньин и минный офицер Владислав Сипайло. Мич­маны Николай Крузенштерн (1884-1945, Германия) и Владимир Огильви значились исполняющими должно­сти: один — ревизора, другой — ротного командира. Капитан Иван Дыбовский состоял в должности стар­шего судового механика, исполняющими должности трюмного механика был подпоручик Даниил Славолюбов, старшего судового врача — надворный совет­ник, участник обороны Порт-Артура Яков Кефали. 14 июля лейтенант Владимир Витгефт 2-й был записан младшим артиллерийским офицером, а мичман В. Огильви из первого состава — штурманским.