Глава 15. В строю

 

В то время как "Цесаревич", "Слава" и "Рю­рик", продолжая боевую учебу, с 30 августа по 2 сентября участвовали в соединенном маневрирова­нии флота и готовились снова принять в свои ряды недостающую часть бригады, на кораблях принимали все усилия чтобы в продолжении осени покончить с еще значительными недоделками. Их в перечне ко­мандира Шванка от 22 сентября 1911 г. хватало еще на 87 пунктов. Одну из неопределенностей решили 7 сентября, когда минный отдел МТК по согласованию со штабом начальника Действующего флота выбрал, наконец, на "Андрее Первозванном" место для доба­вочного радиотелеграфа. Его назначили на нижней броневой палубе на 50 шпангоуте. По мнению Мин­ного отдела это место между мачтами и трубами и не слишком низко опущенное внутрь корпуса, было оп­тимальным. Фирма Гейслера завершила установку электрического управления рулем.

15 сентября снова вытребованный к бригаде "Андрей Первозванный" принял участие в первой для Балтийского флота бригадной стрельбе. Отсутствовал только "Император Павел I". С 18 по 20 сентября "Слава", "Цесаревич" и "Рюрик" с бригадой крейсе­ров и отрядом заградителей совершили поход в Киеге — бухту у берегов Дании. "Андрею Первозванному" было позволено провести время в Кронштадте, и 30 сентября Шванку напоминали, чтобы он, пользуясь временем стоянки, энергично развернул работы по оборудованию корабля пневматической ремонтной техникой. 3 октября согласие на это поступило и из штаба Командующего морскими силами — после сбо­ра в Кронштадте все корабли приступили к дефект­ным работам. Отпущен был и "Андрей Первозван­ный", вступивший 7 октября в вооруженный резерв. Он продолжал свои все еще не иссякавшие работы. Наряд на установку 75 палубных иллюминаторов Ад­миралтейский завод принял только 14 октября.

Продолжались работы по сооружению дополни­тельной радиорубки. Особую работу составило не пе­рестававшее угнетать экипаж почти полное отсутствие вентиляции. Чтобы как-то выжить в созданных проек­тантами невыносимых условиях, матросы принорови­лись тайно пользоваться электрическими вентилятора­ми. Чтобы шум их двигателей не привлекал бдительности офицеров, электродвигатели выводили на бесшумный режим: пусковые реостаты включали только наполовину и в таком положении застопорива­ли. Еще 17 августа во время стоянки в Ревеле коман­дир Шванк ходатайствовал о заказе 106 запираемых офицерами защитных шкафчиков для пусковых реос­татов местных вентиляторов, но только через два ме­сяца — 8 октября 1911 г. —штаб поддержал ходатай­ство командира, ссылаясь на уже осуществленный на "Императоре Павле I" опыт подобной защиты реостатов. Расход был не велик — по 1 рублю на шкафчик, но дело решалось до следующего года.

Другую, еще более широкую проблему отече­ственной техники поднимал новоназначенный предсе­датель приемной комиссии капитан 1 ранга В.П. Римский-Корсаков (род. в 1861 г.). Сдав командование "Императором Павлом I" 23 сентября (капитану 1 ран­га А.К. Небольсину, (1865-1917) он, накопив огромный опыт, должен был, как полагало начальство, ускорить и завершить сдачу обоих кораблей. Первая же проведен­ная им на "Андрее Первозванном" очередная приемка заставила вспомнить хорошо знакомую неблаговидную практику как центральных учреждений флота (раздроб­ленность заказов среди мелких поставщиков) так и оте­чественных фирм и предпринимателей. Не было еще в практике многих проводить всестороннюю или хотя бы элементарную проверку технической готовности по­ставляемых ими приборов и механизмов.

Недобросовестное отношение рабочих и пред­принимателей к своему делу ("авось сойдет"), то и дело заставляло останавливать испытания, так как об­наруживалось, что "гайки не довернуты до места, пру­жины не закреплены, прибор не урегулирован". Слу­чалось, что электродвигатели под нагрузкой не испытывали и это впервые приходилось делать комис­сии. Часто представителей фирм не оказывалось на ис­пытаниях. Так вышло и на "Андрее Первозванном" при инвентаризации вентиляторов от фирмы Дюфлона. Все это создавало постоянные задержки в приеме техники, писал 13 октября 1911 г. морскому министру новый председатель комиссии. Чтобы избежать таких задержек, он просил дать комиссии право при срыве испытаний по вине заводчиков, не подготовивших тех­нику к сдаче, относить за их счет все командировоч­ные и пассажирские расходы их представителей.

Письмо П.В. Римского-Корсакова давало ключ к объяснению многих неурядиц казенного судострое­ния, на них, особенно на "выгодную" для казны систе­му дробления заказов через торги, объявлявшиеся ГУКиС, обращали внимание и некоторые корабель­ные инженеры. Но вряд ли предложения П.В. Римско­го-Корсакова могли вызвать энтузиазм в бюрократи­ческой корпорации, которая продолжала сохранять прежний порядок, как верный источник "гешефтов" со стороны "дружеских" фирм. Недоброкачественность и опоздание поставок, удлинявшие сроки сдачи кораб­лей, продолжались и впоследствии. И не странно ли, что уделяя много внимания министерским интригам и подозрительному ("играет на бирже") поведению свое­го товарища по должности контр-адмирала М.В. Буб­нова, морской министр И.К. Григорович инициативу П.В. Римского-Корсакова в своем дневнике обошел молчанием. Показательна и судьба не в меру инициа­тивного председателя. Получив после изнурительного достроечного командирства не менее хлопот­ную должность председателя комиссии, П.В. Римский-Корсаков, несмотря на огромный приобретенный опыт и строевую квалифика­цию (артиллерийский класс, курс военно-мор­ских наук), был в 1913г. удален на вовсе не требующую этого опыта чиновную должность командира Владивостокского порта.

Прежним порядком продолжались на "Андрее Первозванном" и достроечные рабо­ты. Так, только по механизмам на 24 октября насчитывалось до 57 разных незаконченных работ. Сюрпризы продолжал преподносить ко­варный настил казематов. Как значилось в за­писке по артиллерии среднее 120-мм орудие из-за недостаточного подкрепления фундамента обнаружило вредную наклонность "подпрыги­вать" при стрельбе. Незамеченное проектанта­ми обнаружилось тогда же — в начале октября — неудобство конструкции фок-мачты. Про­ход сквозь нее с навесной палубы к походной рубке заставлял "сгибаться настолько, что че­ловек пролезает скорее ползком, чем прохо­дит". Между тем этим маршрутом проходят люди с койками, "и вообще движение боль­шое". Работа же требовалась небольшая -стрингерам мачты придать аркообразную фор­му. Эти и подобные работы, перечислявшие в десятках периодически составлявшихся переч­нях, являлись по разным частям корпуса, уст­ройств, механизмов, приборов и оборудования.

Каждый вопрос возбуждал пререкания с заводом, который не хотел бесплатно переде­лывать то, что было сделано по утвержден­ным чертежам. В предупреждение подобных неувязок еще в 1909 г. делались попытки со­гласования принципиальных проектных черте­жей с командирами. Но не было еще упорядо­ченной системы чертежного хозяйства., правил составления проектов и номенклатуры чертежей в со­ставе проектов. Только 29 ноября 1910 г. была введе­на в действие "Инструкция для корабельных инжене­ров, наблюдающих за постройкой судов на казенных и частных заводах" (взамен прежней от 1864 г). В апре­ле было утверждено составленное МГШ и МТК "По­ложение о порядке составления и утверждения проек­тов кораблей и о выполнении этих проектов'' и, только в 1915 г. — "Порядок утверждения чертежей строя­щихся судов". Понятно, что достройка "Андрея Пер­возванного", как и его собрата на Балтийском заводе, в основном происходила на основе прежних норм и обычаев, Всех незаконченных и новых работ с избыт­ков хватало на зиму и весну 1912 г. Ту же пневмати­ку, начатую в сентябре, к ноябрю все еще не могли ус­троить на корабле из-за нерешенности вопроса о том, под какой палубой должны пройти трассы.

Для окончательного решения потребовалась но­вая реформа управления Морского министерства, в результате которой прежние МТК и ГУКиС были сли­ты воедино с образованием Главного управления ко­раблестроения (ГУК). По настоянию штаба КМС, под­державшего инициативу командира "Императора Павла I", контр-адмирал М.В. Бубнов распорядился к 1 апреля 1912 г. установить на обоих кораблях в до­полнение к ранее установленным рулевые указатели Н.К. Гейлера в дальномерных рубках и шпилевых от­делениях обоих кораблей. Они, вопреки возражениям комиссии МТК, были признаны нужными для управле­ния кораблем в бою и особенно — при аварийном уп­равлении рулем с помощью кормового шпиля. Наряд на эту работу 1 ноября принял Балтийский завод.

Новый 1912 год выводил достроечные работы на финишную прямую. За зиму приемка корабля эки­пажами была в основном завершена по всем частям. Люди на всех постах деятельно и упорно осваивали свои заведования. 8 февраля 1912 г. после всесторон­них испытаний и всех предшествовавших переделок окончательно были приняты системы водоотливная. осушительная и затопления. 9 февраля, проверив в действии, приняли оборудование корабельной прачеч­ной, установленное фирмой "О. М. Гарфельд" и К°", а также два водоопреснительных аппарата фирмы "Р, Круг" и камбузы. В январе проверили и 1 февраля приняли устроенное фирмой "Бейер" паровое отопле­ние в башнях. Решено было впредь такую систему де­лать автономной.

К 1 марта испытали и приняли установленные Франко-русским заводом оборудование кузнечно-литейной мастерской. 3 пуда чугуна расплавили в про­должении 5 часов, 3 пуда меди в продолжении 1 часа

40 мин. 1 марта в состав­ленном уже в корабле­строительном отделе ГУК перечне из 30 ожидающих завершения работ, значи­лась установка ПУАО (за­вод Гейслера). муфт Дженни (Путиловский за­вод), труб продувания орудий (Обуховский и Пу­тиловский заводы) в баш­нях, рулевой привод Ижорского завода, доба­вочные устройства подачи в желобах 203-мм снаря­дов системы строителя В.А. фон Озаровского.

Почему-то, из-за не­решенных конструкторс­ких проблем, то ли из-за трудностей финансирова­ния, все еще не был выдан наряд Путиловскому за­воду на систему продувания каналов орудий в баш­нях. Не выдержав столь затянувшейся неурядицы Н.О. Эссен телеграфировал в ГУК 20 февраля 1912 г., что из-за этого задерживается готовность крейсе­ров "Адмирал Макаров", "Паллада" и "Баян", ли­нейных кораблей "Андрей Первозванный" и "'Импе­ратор Павел Г*.

Приход весны, а с ней — и начало навигации в балтийских водах — властно отодвигал в сторону все оставшиеся неоконченными работы. Все хорошо помнили вырвавшиеся у Н.О. Эссена заявление о том, что "если ждать окончания всех переделок, то корабли состарятся, не успев начать плавать".