Глава 17. Осваивая уроки "Пантелеймона"

 

После ухода со своим отрядом "Мольтке", от покупки которого русский император отказался, "Ан­дрей Первозванный" смог, наконец, приступить к все­сторонней боевой учебе в составе бригады. Надо было немедля догнать по подготовке обладавшие уже об­ширным опытом ''Рюрик" и "Цесаревич". Всем вмес­те кораблям предстояло освоить те еще незнакомые флоту новые методы стрельбы, которые в Черном море были практически осуществлены отрядом во гла­ве с линейным кораблем "Пантелеймон" (бывший "Князь Потемкин-Таврический"). Теперь флот должен был на новом этапе развития дальномерной техники в полной мере овладеть этим искусством ведения эскад­ренного боя. Заново должны были учиться и команди­ры кораблей, и артиллерийские офицеры, и комендо­ры. Командир корабля должен быть отрешиться от прежде господствовавшего взгляда на стрельбу, как на второстепенный элемент боя. "Маневрирование" никогда не связывалось со стрельбой, и, еще будучи мичманом, мне приходилось слышать такие фразы: "Что же думаете -— як вам буду приноравливаться? Я буду ходить, как мне надо, а вы стреляйте! — говорил на своих лекциях в офицерском классе лейтенант Н.И. Игнатьев (1880-1939). Руководя обучением в классе а 1908-1912 г., организационно-тактической частью МГШ в 1912-1915 г., а в 1915-1917 г. состоя флагманским артиллерийским офицером штаба Ко­мандующего флотом Балтийского моря. Н.И. Игнать­ев по справедливости должен быть назван создателем курсов тактики артиллерии и новой артиллерийской культуры послецусимского флота.

В числе лучших его учеников был и первый старший артиллерист "Андрея Первозванного" стар­ший лейтенант Владимир Александрович Свиньин (1881-1915), ставший уже в октябре 1911 г. флагманс­ким артиллерийским офицером штаба начальника бригады линейных кораблей, а с мая 1913г. — штаба морских сил Балтийского моря. (Погиб от нелепо удачного попадания шрапнели на линейном корабле "Слава" во время инспекции). От офицеров Н.И. Иг­натьев требовал непременно (независимо от специали­зации) знания тактики артиллерии, принципы руковод­ства стрельбой и ее организацию в той же мере, что и старший артиллерийский офицер.

Неизмеримо возрастала и роль хорошо подго­товленных и сознательно действующих комендоров. В полной мере осуществлялся и главный принцип обуче­ния: стрельба должна быть только эскадренная, а не одиночная как было, на смотрах в Тихоокеанской эс­кадре: свое место занимал теперь и один из главных, до войны вовсе отсутствовавших, показателей боевой подготовки — скорострельность. На этот счет в лекци­ях лейтенанта Н.И. Игнатьева прямо говорилось, что "незнание требований в наикратчайший срок нанести наибольший вред, привело нас к медленной стрельбе". Японцы же, как оказалось, эти требования положили в основу своей стрельбы. Теперь флот всецело стремил­ся восполнить упущенное.Прохождением этой науки вместе со всей бригадой и был занят "Андрей Перво­званный". Корабль наконец-то укомплектовали пол­ностью. В его списках было 26 офицеров, 12 гардема­рин, 12 кондукторов, 833 матроса.

Многократно в течение года корабль выходил в море в составе бригады линейных кораблей, иногда соединявшейся с бригадой крейсеров, 1-й и 2-й минны­ми дивизиями и заградителями "Амур" и "Енисей". Он побывал во многих портах Балтики, много и успешно стрелял, участвовал с флотом в торжествах закладки 29 июня на ревельском рейде морской крепости импе­ратора Петра Великого и каким-то образом сумел оказаться не зараженным антиправительственной про­пагандой. Эта пропаганда готовила мятеж на кораб­лях и, видимо, из-за ее последствий запланированный на 14-20 июля поход в Травемюнде — в глубине Мекленбургской бухты — пришлось отложить. Плавание состоялось только 8-17 сентября, в значительно более широком составе, включавшем почти всю эскадру, и в другой порт — Копенгаген.

"Андрей Первозванный" 8 сентября вышел из Ревеля с бригадой линейных кораблей и тремя "добро­вольцами": "Пограничник", "Охотник" и "Генерал Кондратенко". В полном составе шла и бригада крей­серов. В 10 часов утра 7 сентября в назначенном ран­деву у о. Борнхольм к флоту присоединились еще 11 эсминцев из состава 1-го и 2-го дивизионов и Бельтом пошли в Копенгаген. Всего в плавании участвовало 5 кораблей линейной бригады (считая "Рюрика"), 5 крейсеров, 15 эскадренных миноносцев (включая при­командированный временно к крейсерской бригаде "Новик") и учебный транспорт машинной школы "Океан".В море провели плавание без огней и занима­лись общим маневрированием. На рейд Копенгагена 12 сентября вошли двумя кильватерными колонами. Вместе с салютом нации 31 выстрелом салютовали штандарту вдовствующей императрицы Марии Федо­ровне на "Полярной Звезде". На "Новике" императ­рица обошла корабли крейсерской бригады. 13 сен­тября в день рождения датского короля, вышедшего на рейд на яхте "Даннеброг", корабли расцветились фла­гами, салютовали 27 выстрелами.

Вообще, 1912 год, как никогда был богат тор­жественными событиями. Памятен был флоту выдаю­щийся, хотя и фатально запоздалый законодательный акт принятия 6 июня Государственной Думой "про­граммы спешного усиления Балтийского флота", то есть ассигнование на флот тех самых 500 млн руб., о которых красочно, хотя и не совсем верно вспоминал А.Н. Крылов (Воспоминания, 1956). Знаком возрожде­ния флота стало торжество 29 июня закладки порта Императора Петра Великого на о. Карлос в Ревеле. Со всей страной отмечал флот и широко праздновав­шееся 26 сентября 100-летие Бородинской битвы. Рос­сия, казалось, уверенно развивала свою мощь и патри­отическое самосознание. Подстать этой обстановке были и как никогда частые визиты и плавания наших кораблей заграницу. Кроме эскадры, ходившей в Ко­пенгаген, здесь же побывали (с вдовствующей импе­ратрицей) яхты "Полярная Звезда" и "Царевна".

В Стокгольм на торжества открытия пятых Олимпийских игр ходили яхта морского министра "Нева" и яхта "Стрела", которая на время игр была представлена в распоряжение Главного Уполномочен­ного России на играх свитского генерал-майора Воей­кова. Четыре раза за навигацию 1912 г. в России при­нимали отряды шведских кораблей (из них один — в Биорке во главе с королем), четыре раза — корабли из Германии (включая отряд во главе с императором) и один раз особенно мощный отряд британских крейсе­ров ("Индомитебл", "Кохрейн", "Ахиллес", "Уорриор", "Натал"), находившихся в Ревеле с 22 по 26 сен­тября. С 27 июля по 3 августа в Кронштадте находился французский крейсер "Конде", доставив­ший президента Р. Пуанкаре (1860-1934). Но во всех этих встречах (кроме визита Вильгельма II) "Андрей Первозванный" и вся бригада, занятые напряженной боевой подготовкой, не участвовали. Тревога в мире, вызванная двумя балканскими войнами, заставляла пренебречь правилами этикета и поручить встречу го­стей эсминцам и крейсерам.

Итоги боевой учебы были оптимистичны. Но­вые корабли, получили, наконец, долгожданную сис­тему продувания орудий, быстро подтягивались к уровню подготовки ветеранов "Цесаревича" и "Сла­вы". Офицерский состав, принеся с собой опыт соб­ственных плаваний, уже вполне владел кораблем. В 1912 г. "Андрей Первозванный" получил и нового ко­мандира. Им стал бывший в 1910-1912 г. флаг-капи­таном штаба начальника Балтийского отряда, а затем бригады линейных кораблей капитан 2 ранга А.П. Зе­леной (1872-1922). Он имел внушительный опыт служ­бы в 1906-1908 г. в должности старшего офицера на минном крейсере "Доброволец", крейсере "Алмаз", линкоре "Цесаревич" и командования в 1908-1910 гг. миноносцами "Боевой" и "Доброволец".

Наверное, это было не совсем правильно, — смещать командира, претерпевшего почти титаничес­кий труд достроечной страды и только-только в пол­ной мере изучившего свой корабль. Его опыт был бы для корабля, наверное, более полезен, чем чисто стро­евое продвижение того, кто был назначен взамен его. Но зигзаги прохождения службы бывают столь при­чудливы и полны многих загадочных обстоятельств и факторов, что объяснять карьеру того или иного офи­цера как правило, не удается. Еще более странными были и предшествующие почти фиктивные назначения на должность командира "Андрея Первозванного" — П.И. Новицкого в 1906-1907 г. и М.В. Бубнова в 1908-1909 г.Сейчас приходится лишь гадать, что именно — преждевременная смерть, какой-то надлом в карьере или иные обстоятельства привели к тому, что командиром "Андрея Первозванного" перестал быть капитан 1 ранга Шванк и его имя из списков офицеров флота исчезло навсегда.

Между тем корабль в 1912 г. все еще не мог полностью избавиться от тянувшегося за ним "хвос­та" недоделок. 2 июля морской министр И.К. Григо­рович на рапорте командира на очередном списке невыполненных работ положил резолюцию: "Тов. морского министр, неужели до сих Адмиралтейский завод не может покончить с "Андреем Первозван­ным"? Возмутительно. Кто виноват? Что касается ил­люминаторов, то их необходимо сделать. Прикажите составить смету и делать их постепенно, начав для "Павла" с кормы, для "Андрея" — с носа. Работу производить не снимая брони". Работы по установке этих бортовых иллюминаторов теперь предлагалось внести в смету 1913-1914 гг.

Но иллюминаторы не могли быть установлены в скором времени, и при обилии других невыполненных работ со временем перешли в разряд неосуществимых пожеланий. Ведь даже к ликвидации доцусимского "гриба" крыши боевой рубки на "Славе" сумели под­ступиться только к 1916 году. Затянулось и усовер­шенствование конструкции момеринцев башен 305 и 203-мм орудий. Они, как выяснилось при стрельбе на "Андрее Первозванном", повреждались даже "выстре­лами из соседних башен". Окончательной доработки ожидала и система погрузки угля. Опыт кампании 1912 г. выявил существенные преимущества устрой­ства, разработанного строителем "Андрея Первозванного" поручиком В.А. фон Озаровским. Четыре стре­лы в углах каземата, подававшие уголь через желоба в его крыше в погрузочные трубы на навесной палубе, позволяли принимать до 160 т угля в час. Это было чуть ли не в 8 раз больше, чем удавалось на "Павле I". Конструкцию Озаровского Адмиралтейский завод и предлагал применить для обоих кораблей.

Таким вступал "Андрей Первозванный" в пос­ледний предвоенный 1913 г., и не было уверенности, что и в этом году с оставшимися недоделками можно будет справиться.