Глава 25. Поиск и реальность

 

Единственным существенным боевым манев­ром "Андрея Первозванного" в 1916 г. остался пере­ход совместно с "Императором Павлом I" к Пипшеру, где они должны были обеспечить прикрытие набега крейсеров на немецкий конвой 16 июня у шведских берегов. Теперь же к исходу 1916 г. "Анд­рею" предстояло стать свидетелем очередного акта возмездия, которое судьба, словно соблюдая некую таинственность закономерности, посылала русскому флоту за отказ от использования очередного шанса на удачу. Это акт возмездия мог быть вызван и очеред­ной бюрократической интригой (И.К. Григорович не скрывал в ней своей инициативы, с. 189), в итоге ко­торой совершенно неожиданно, в излюбленной импе­раторской манере действовать исподтишка, 6 сентяб­ря 1916 г. — В.А. Канин был смещен со своей должности и заменен прежним начальником службы связи, тут же произведенным в вице-адмиралы А.И. Непениным (1871-1917, убит) — И.К. Григорович свою интригу оправдывал будто бы проявленной В. А. Каниным бездеятельностью, отчего на флоте "чувствовался упадок".

И судьба, явно не соглашаясь с выбором "по­мазанника", нашла нужным тут же указать на оши­бочность назначения нового командующего флотом. Решив, как это превыше всего ценится в бюрократии, проявить "непреклонность", А.И. Непенин, даже не предупредив начальника дивизии траления (чтоб под­готовить тральщики для проводки), отдал приказ начальникам 2-й линейной бригады и 1-й бригады крей­серов о немедленной отправке из Гельсингфорса в I Кронштадт для докования отряда кораблей в составе "Андрея Первозванного" и крейсеров "Рюрик" и "Баян". Спешка мотивировалась необходимостью I успеть после работ вернуть корабли в Гельсингфорс до ледостава в Финском заливе.

В это же самое время произошел фантастичес­кий по нелепости прорыв 28-29 октября флотилии немецких миноносцев через передовое заграждение. Прорыв и бесцельный обстрел не имевшего военного значения Балтийского порта стоил немцам гибели 7 новейших турбинных эсминцев водоизмещением 905-956 т. Возможно, что для демонстрации особо несокрушимой мощи тевтонского духа и всепроникающей силы германского оружия, прорыв был согласован с впервые совершившимся в тыловые русские воды рей­дом германского подводного заградителя UC 27. И хотя было очевидно, что какие-то один или два под­водных заградителя по всему заливу занимались смертоносными посевами редких банок или даже оди­ночных мин (подтвердилось впоследствии и такое об­стоятельство), в штабе нового командующего пред­почли обратиться к более успокоительной и удобной версии. Мины де подбрасывают с лайб в залив оди­ночные германо-финские диверсанты (Киреев И. А. с. 227). Очень уж не хотелось верить в "бабушкины сказ­ки" о немецких заградителях. Не могло быть и речи о задержке выхода кораблей хотя бы на одни сутки, как это предлагал, начальник дивизии траления П.П. Киткин (1876-1954). Не имея ни времени, ни права выз­вать тральщики, работавшие в западных районах, П.П. Киткин был вынужден, вопреки обыкновению, проводить корабли только за одной парой тральщи­ков. К тому же их трал был частично поврежден взры­вом мины вблизи южного Гогландского маяка. Курсы кораблей каким-то чудом оказались проложенными между банками, выставленными UC 27.

Именно так прошел головной "Андрей Перво­званный", благополучно срезавший ближнюю банку. Но следовавший за ним "Рюрик", запоздав с поворо­том на несколько секунд, вышел из кильватерной струи "Андрея Первозванного" и скулой у 15 шпанго­ута "наехал" на крайнюю в банке мину. Контактный взрыв заряда весом 150 кг вырвал в подводной части корабля с правого борта огромную сквозную брешь от 0 до 20 шпангоута с уничтожением всех днищевых конструкций. Воды в носовые отсеки было принято около 500 т. Борьба за живучесть была проведена об­разцово, но лазарет не смог вместить всех пострадав­ших, отравленных ядовитым газом, составлявшим продукт разложения тротила. Долго пришлось меди­кам бороться за жизнь 52 моряков "Рюрика", которых сумела отравить германская подводная лодка.

Волшебным случаем судьба отвела беду от "Анд­рея Первозванного" и он, передав все четыре охраняв­шие его миноносцы для сопровождения "Рюрика", после ночной стоянки продолжал плавание во главе отряда. Теперь к нему присоединились заградитель "Констан­тин", затем ледоколы "Силач", "Могучий" и "Петр Ве­ликий". Таковы были последствия произошедшей, по выражению И.А. Киреева, "неблагоприятной случайно­сти", большая вероятность которой была предопределе­на предшествующими действиями командования. Под­рыв "Рюрика" вывел его из строя на два месяца, заставив А.И. Непенина уже не сомневаться в появлении германских заградителей. Переброшенные, наконец, в опасное место тральщики, обнаружили 19 мин, поставленных, как позднее выяснилось, заградителями UC 25 и UC 27. "Поработали" они и в других районах русских внутренних вод (Киреев И.А. с. 371).

Возвращение "Андрея Первозванного" вместе с крейсером "Богатырь" 22 ноября/5 декабря 1916 г. из Кронштадта после докования происходило уже в сопро­вождении целой свиты тральщиков. Путь избрали обход­ной — от о. Лавенсаари южнее Тютерсов в обход о. Гогланд. Отчаянно борясь со штормом, миноносцы-тральщики "Резвый" и "Подвижный" благополучно при­вели корабли в Гельсингфорс. И опять судьба хранила "Андрея Первозванного": на следующий день после при­хода стало известно, что тральщики, работавшие у Ла­венсаари, в непосредственной близости от пути, пройден­ного "Андреем Первозванным", в широте около 60°8' и долготе 28°16' тралами первой пары подсекли мину. Она взорвалась в трале. Другую — в трале второй пары —пришлось на ночь оставить нетронутой. На борьбу со столь неожиданно давшей знать о себе новой подводной опасности, флот мобилизовал свои лучшие тральные силы. Отныне вместе с надзором и очисткой своих погра­ничных вод немногочисленные, постоянно изнемогав­шие от непосильных заданий корабли дивизии траления должны были взять под контроль и считавшиеся прежде совершенно безопасными тыловые районы.

Оказавшийся в центре почти неразрешимой кол­лизии войны "Андрей Первозванный" избежал подры­ва на германских минах. Судьба отметила его как од­ного из удачливых кораблей, но все ближе было вре­мя, когда надо было ответить на вопрос — ради каких великих свершений волею Провидения и начальства оберегался этот корабль, который, как, впрочем, и дредноуты, на исходе третьего года войны не успел сделать по врагу не одного боевого выстрела.

Но уже недолго оставалось ждать. И приближа­лось время, когда ответ на этот вопрос должен был прозвучать с такой же неожиданностью, какой для ко­мандования флота оказалось появление немецких мин у о. Лавенсаари.