Глава 6
ПЕРВЫЙ ПОХОД

НА УСИЛЕНИЕ МОРСКИХ СИЛ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Поспешность, с которой укреплялись морские силы Дальнего Востока, была связана со всё более и более обострявшейся международной обстановкой. Там, на Тихоокеанском побережье азиатского материка, столкнулись захватнические интересы империалистов Англии, Германии, Франции, США, Японии и царской России. Начавшееся после Крымской войны и отмены крепостного права быстрое развитие капитализма в России сказалось и на интенсивном освоении Приамурья и Приморского края. Однако попытки русского капитала расширить свои внешние рынки путем проникновения в Корею и Манчжурию столкнулись с интересами японского империализма.

Развязанная Японией война с Китаем (1894—1895 гг.) не принесла ей желаемого результата как победителю. Вмешательство Германии и Франции и, главным образом, России, морские силы которой в Тихом океане в то время превосходили японские, принудили Японию отказаться от многих притязаний, в частности, от Ляодунского полуострова с Порт-Артуром. А вскоре южная часть этого полуострова с крепостью Порт-Артур была арендована Россией. Конфликт между Россией и Японией усиливался, чему немало способствовали другие империалистические державы, также стремившиеся усилить свои позиции в этом районе. Англо-американские империалисты хотели вытеснить русский капитализм из Манчжурии и одновременно ослабить Японию, чтобы самим закрепиться в Китае и определять политику на Дальнем Востоке.

С целью ускорить военный конфликт между Японией и Россией Великобритания в 1902 г. заключила с японским правительством договор о взаимопомощи, а США предоставили ему огромный заем. Этот заем, как и контрибуцию, полученную от Китая по Симоносекскому договору, Япония использовала для подготовки своих вооруженных сил к войне, в частности, для усиленного строительства и закупки кораблей для военно-морского флота.

К концу 1903 г. японский флот имел в своем составе 6 эскадренных броненосцев, 6 броненосных крейсеров, 12 бронепалубных крейсеров, 14 канонерских лодок, 47 миноносцев. Ожидалось прибытие двух броненосных крейсеров, переговоры о закупке которых успешно закончились в Италии. Кроме того, в состав японских морских сил входили многочисленные вспомогательные суда различного назначения.

Крейсер «Аврора» в 1903 г. перед уходом на Дальний Восток.

Русские морские силы на Тихом океане включали 7 эскадренных броненосцев («Цесаревич», «Ретвизан», «Севастополь», «Петропавловск», «Полтава», «Победа», «Пересвет»), 4 броненосных крейсера («Россия», «Громобой», «Рюрик», «Баян»), 5 бронепалубных крейсеров («Аскольд», «Богатырь», «Варяг», «Диана», «Паллада»), 3 крейсера 2 ранга («Новик», «Боярин», «Забияка»), 2 минных крейсера («Всадник» и «Гайдамак»), 34 миноносца и несколько вспомогательных судов разного назначения.

На пополнение русских морских сил Тихого океана и отправлялся очередной отряд под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса, который сосредотачивался в Средиземном море для следования на Дальний Восток. В отряд входили: эскадренный броненосец «Ослябя», крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской», крейсер 2 ранга «Алмаз», 7 миноносцев водоизмещением по 350 т («Бодрый», «Быстрый», «Бравый», «Бедовый», «Буйный», «Безупречный» и «Блестящий»), 2 миноносца водоизмещением по 186 т (№ 212, 213), 2 миноносца водоизмещением по 150 т (№ 221, 222) и 3 парохода Добровольного флота («Орел», «Саратов», «Смоленск»). В этот же отряд должен был вступить и только что закончивший испытания крейсер «Аврора».

Плавание «Авроры» началось 25 сентября 1903 г. В 12 ч 20 мин после смотра, проведенного управляющим Морским министерством вице-адмиралом Ф. К. Авеланом, белоснежный крейсер под командованием капитана 1 ранга И. В. Сухотина снялся с якоря и вышел с Большого Кронштадтского рейда на соединение с отрядом кораблей, идущих в Тихий океан. На борту корабля было 570 человек: 20 офицеров, 6 кондукторов и 543 матроса и унтер-офицера. 105

Перед выходом в поход командир крейсера получил подробную инструкцию, подписанную контр-адмиралом З. П. Рожественским. В инструкции четко регламентировался режим плавания в походе до присоединения крейсера к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, а также содержались указания по боевой подготовке экипажа:

...Непрерывно упражняйте офицеров и команду в боевых учениях по порядку, введенному ныне на судах эскадры Тихого океана, и подготовьте возможно большее число подручных для замещения на всех коренных обязанностях по всем специальностям. Обратите внимание на неуклонное исполнение офицерами всех требований службы и дисциплины и на детальное изучение всех частей своего корабля. Давайте им определенные задачи по изучению корабля и требуйте представления письменных работ по Вашему указанию. Организуйте для младших офицеров дежурство в машине и поручите старшему механику преподавание им основных правил ухода за котлами и механизмами и практических приемов управления оными. По отношению обучения штурманскому делу, Вам предлагается руководствоваться инструкцией, изданной по этому предмету, с целью укрепления н развития этих познаний, столь необходимых флотскому офицеру...

При всех судовых работах обращайте внимание на развитие в офицерах распорядительности и сметливости и отнюдь не допускайте безучастного их отношения к каким бы то ни было действиям на крейсере. Особенно требуйте от офицеров, чтобы они знали нижних чинов своего корабля и, прежде всего, нижних чинов своих отделений...

Вверенный Вам крейсер соединяет в себе много усовершенствований в деле кораблестроения и по другим специально-техническим отраслям морского дела, н дальнейшее применение их на судах флота во многом будет зависеть от результатов, достигнутых при практическом их употреблении; поэтому от Вас ожидаются возможно подробные донесения о всех замеченных недостатках, если таковые окажутся, для устранения их на вновь строящихся крейсерах. 106

На переходе Кронштадт — Портланд (Портленд, Англия) крейсер должен был держать 10-узловую скорость и прибыть в назначенный пункт точно через 153 ч. Однако этому требованию инструкции не было суждено осуществиться. Сразу же по выходе из Финского залива корабль попал в жесточайший шторм, от которого укрылись лишь в проливной зоне. Но в проливе Скагеррак и в Немецком (Северном) море опять пришлось штормовать. Только в Английском канале (пролив Ла-Манш) погода несколько улучшилась, хотя волнение моря достигало 5—6 баллов.

Несмотря на штормовые условия плавания, крейсер опоздал лишь на 2,5 ч от назначенного срока, прибыв на внешний рейд Портланда 1 октября в 23 ч 50 мин. Более чем шестисуточный переход крейсера в штормовых условиях стал тяжелой, но отличной школой для молодого экипажа «Авроры», а также хорошей проверкой надежности корабля. Этот своеобразный экзамен и корабль, и люди выдержали. Крейсер показал отличные мореходные качества. Правда, не обошлось и без замечаний. В своем рапорте управляющему морским министерством командир доносил:

В настоящем плавании от Кронштадта до Портланда вверенному мне крейсеру пришлось выдержать ряд штормов, начавшихся попутным ОНО еще в Финском заливе, но постепенно переходившем в OSO. и W, при этом н течение 29 сентября штормовой ветер был силою 11 баллов (25—29 м/с.— Л. П.). Хотя крейсер очень хорошо выдерживал свежий ветер и развившееся крупное волнение, все-таки некоторые незаконченности в работе при постройке крейсера выявились вполне.

1. Левая крышка канатного клюза сорвана волнами и унесена, вообще же крышки канатных клюзов вследствие своей слабости погнуты (канатные ящики наполнились водой).

2. Первые и вторые листы наружной обшивки от ватерлинии плохо приклепаны, а пазы вовсе не прочеканены, при качке вода имеет свободный доступ в жилую палубу. Также и по правому борту.

3. Верхняя палуба многими местами течет, как многими болтами, так и особенно местами, где приклепаны проушины для командных столов и шкафутные буксирные кнехты.

4. Все орудийные порты и иллюминаторы вследствие плохого качества резины, половина котором выкрошилась, пропускают воду каскадами.

5. Шпигаты в шпилевом отделении не имеют крышек для задраивания, и при размахах крейсера на волне через шпигаты вода бьет фонтанами в шпилевое отделение, а из верхнего шпилевого отделения через средний люк льется вниз, в шпилевое моторное отделение... 107

Шесть суток простоял в Портланде крейсер. За это время была изготовлена новая крышка для клюза левого якорного каната, исправлена и укреплена правая крышка. Усовершенствована система задрайки обоих клюзов и изготовлены крышки для шпигатов шпилевого отделения. Судовыми средствами проклепаны слабые заклепки и местами прочеканены пазы листов наружной обшивки. Пополнив запасы угля, воды и провизии, 8 октября «Аврора» вышла из Портланда в Алжир.

Океан вновь встретил корабль плохой погодой. Особенно тяжело было 9 октября. «При входе в Бискайское море (залив.— Л. П.) встретили сильный ветер от WSW до 20 м/с, с большой крупной волной от того же румба. Получился перебой винтов, особенно правой машины, что заставило уменьшить число оборотов с 90 постепенно до 70. К вечеру ветер стал отходить к W, на волне крейсер делал до 25° размах»,— было записано в вахтенном журнале. 108

Средиземное море встретило корабль хорошей погодой, но начались неисправности в машинах. 12 октября из-за того, что загорелся подшипник левой машины, ход уменьшили до малого. Придя 14 октября в Алжир, сразу же занялись устранением неисправностей машин и пополнением запасов. Однако на переходе из Алжира в Специю (Италия) с 23 по 25 октября неисправности машин вновь дали о себе знать.

Старший судовой механик Н. А. Петров докладывал 25 октября в рапорте на имя командира крейсера, что с каждым переходом бортовые машины крейсера работают все хуже, и что даже при 80—90 об/мин наблюдается нагревание и стук в подшипниках и золотниковых приводах. После каждого перехода все стучащие и греющиеся подшипники пересматривали и делали мелкий ремонт, насколько позволяло время, но улучшения в работе машин не наступало. К рапорту он приложил большой перечень срочных работ, которые могут быть выполнены судовыми средствами 109.

В Специи корабль вошел в состав отряда судов, идущих в Тихий океан. Знакомство командующего отрядом контр-адмирала А. А. Вирениуса с крейсером началось со смотра корабля и опроса претензий команды. После доклада командующему о техническом состоянии крейсера он дал двухнедельный срок на устранение дефектов в механизмах и производство самых неотложных работ по кораблю в целом. Все четырнадцать дней, проведенных в Специи, были использованы судовыми механиками и членами машинных и котельных команд на приведение машин и механизмов в порядок. Были вскрыты цилиндры обеих бортовых машин, осмотрены и приведены в порядок золотниковые приводы, рамовые и мотылевые подшипники, проверены все поршневые штоки, выщелочены холодильники и две группы котлов (носовая и средняя), осмотрены и отрегулированы все двенадцать донок, выполнен целый ряд других работ. Одновременно с устранением неисправностей в главных машинах и котлах были проведены работы по электротехнической части (с привлечением береговых мастерских): исправлена электропроводка к отличительным огням, восстановлено частично вышедшее из строя освещение верхней палубы, машинных и котельных отделений. Заменены стекла разбитых штормом иллюминаторов.

9 ноября крейсер под флагом командующего отрядом вышел из Специи и перешел в Бизерту, где сосредотачивались корабли отряда. По приходе в Бизерту контр-адмирал А. А. Вирениус со штабом перешел на крейсер «Дмитрий Донской».

Во время стоянки одновременно с боевой подготовкой проводились работы в машинах, была закончена чеканка всех пропускающих воду заклепок и пазов наружной обшивки. Здесь же были получены приказы по Морскому ведомству о зачислении вольных инженер-технологов Н. И. Капустинского и Ч. Ф. Малышевича в корпус инженер-механиков флота с присвоением им звания «младший инженер-механик» и назначением на должность младшего механика «Авроры». Кроме того, было получено сообщение и о том, что в Пирей (Греция) из Одессы на пароходе «Чихачев» доставлены долгожданные детали для рефрижераторной машины «Авроры», а также предназначенные для погрузки угля в море стрелы Тамперлея с лебедками.

21 декабря крейсер вышел из Бизерты в Пирей. Во время перехода опять обнаружились неисправности в машинах, донесение о которых в ГМШ вызвало в Петербурге целую бурю. Контр-адмирал Рожественский, и без того раздраженный всеми задержками, которые то и дело происходили на «Авроре» из-за механизмов, был даже намерен наказать старшего судового механика Н. А. Петрова. Лишь заступничество главного инспектора механической части генерал-лейтенанта Н. Г. Нозикова и командира крейсера капитана 1 ранга И. В. Сухотина предотвратило наказание. Все происходящее с механизмами «Авроры» Сухотин объяснял «общим неудовлетворительным состоянием машин», которые были отмечены как им, так и старшим судовым механиком в акте при их «приемке в казну», а нормальной работе машин «до сего времени мешало то, что на переходах машинам приходилось выдерживать толчки от перебоев винтов, которые происходили вследствие почти постоянно бывших неблагоприятных условий погоды». 110

За время стоянки в Пирее с 24 по 28 декабря были устранены повреждения в машинах, погружены на корабль детали рефрижераторной машины и стрелы Тамперлея, кстати, оказавшиеся в неисправном состоянии. Затем крейсер перешел в Порт-Саид, куда прибыл в последний день 1903 года. Здесь 1 января 1904 г. произошла встреча с будущим противником — японским броненосным крейсером «Ниссин», который спешил вслед за ушедшим отсюда накануне однотипным крейсером «Кассуга». Только что купленные в Италии новейшие корабли торопились на дальневосточный театр военных действий.

Несмотря на явную поспешность, с которой Япония наращивала боевые силы своего флота, готовясь к войне, Петербург не торопился. Там не была даже принята во внимание телеграмма. наместника и главнокомандующего вооруженными силами на Дальнем Востоке адмирала Е. И. Алексеева от 16 декабря: «...при настоящем положении скорейшее прибытие адмирала Вирениуса, не ожидая совместного следования миноносцев, нахожу весьма важным, почему необходимо поспешить отправлением из Средиземного моря и сосредоточением в Сабанге [Саруа, Индонезия] или Сингапуре. Этот отряд может служить конвоиром далее до Артура добровольцев и пароходов, идущих с военным грузом». Наоборот, Петербург приказал адмиралу Вирениусу, находящемуся в то время в Бизерте, не оставлять номерных миноносцев, которые должны непременно следовать с ним хотя бы и на буксирах. Положение адмирала Вирениуса было тяжелое. «Мои нервы, — написал он в своем дневнике 25 декабря, — были вконец расшатаны, особенно полученными телеграммами, связавшими судьбу «Осляби» и всего отряда с судьбой двух негодных миноносцев. Мне было непостижимо; либо война действительно ожидается — тогда, как же можно посылать заведомо негодные суда, если же война не на носу, то отчего же не дать время хоть настолько подкрепить слабые корпуса 212 и 213, чтобы за них не надо было дрожать». 111

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА БАЛТИКУ

Совершив переход Суэцким каналом, 8 января «Аврора» прибыла в порт Суэц, где было назначено рандеву всем кораблям отряда. Однако пароход «Смоленск», находившийся в Пи-рее с миноносцами № 212 и № 213, задерживался из-за их постоянных поломок, а крейсер 2 ранга «Алмаз» находился в алжирском доке. Было решено основным силам отряда — крейсерам «Аврора» и «Дмитрий Донской», пароходу «Орел» и шести именным миноносцам перейти в порт Джибути для ожидания оставшихся кораблей и подготовки к длительному переходу через Индийский океан.

Здесь 27 января и были получены известия о внезапном нападении Японии на Порт-Артур и героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». 31 января в Джибути пришли броненосец «Ослябя» под флагом контр-адмирала Вирениуса, пароход «Саратов», миноносец «Блестящий» и миноносцы № 212 и № 213. По приходе командующий узнал, что уже третий день, как идет война с Японией, и получил указание ГМШ «не отсылать ни одного корабля в дальний путь». В ожидании дальнейших указаний из Петербурга начали перекрашивать белые борта в оливковый цвет — боевой цвет русских кораблей. А 2 февраля был получен, приказ о возвращении отряда в Россию. Пароходы Добровольного флота «Орел», «Саратов» и «Смоленск» должны были идти в Севастополь, номерные миноносцы оставались в Средиземном море: № 212 и № 213 — в Бизерте, а № 221 и № 222 — в Пирее. Крейсер «Алмаз» до окончания доковых работ оставлялся в Алжире. Остальные корабли тремя группами возвращались на Балтику. Выйдя 5 февраля одним отрядом из Джибути, корабли прошли Красное море и Суэцкий канал и 17 февраля прибыли в Порт-Саид.

Переход через Средиземное море окончился потерей двух миноносцев. Первым погиб в шторм идущий на буксире парохода «Саратов» миноносец № 221, а через несколько дней разбился на камнях при входе в Алжир миноносец «Буйный», который был оставлен там на ремонт.

Несмотря на предписание управляющего Морским министерством контр-адмиралу А. А. Вирениусу следовать на Балтику отдельными группами, две группы кораблей (одна — броненосец «Ослябя» с миноносцами «Безупречный» и «Быстрый», вторая — крейсер «Аврора» с миноносцами «Бравый» и «Блестящий») совершенно случайно, вопреки инструкции, соединились 24 марта в Шербурге (Шербур, Франция), откуда вышли псе вместе 28 марта. Следом за ними, с отставанием на пять суток, шла последняя группа — крейсер «Дмитрий Донской» с миноносцами «Бодрый» и «Бедовый».

5 апреля 1904 г. крейсер «Аврора» отдал якорь на внешнем рейде порта в Либаве, закончив свой первый дальний поход. На всем переходе от Джибути до Либавы машины и котлы корабля работали удовлетворительно, без поломок. Личный состав механической части крейсера добился исправной работы механизмов и полностью овладел искусством управления ими.