Глава 16
ЗАНОВО РОЖДЕННЫЙ
КРЕЙСЕРУ ЖИТЬ!
Великая Отечественная война еще не закончилась, но вскоре после того, как враг был отброшен от Ленинграда, встал вопрос о Краснознаменном крейсере «Аврора». Судьба этого, ставшего историческим, корабля беспокоила многих моряков, жизнь которых была так или иначе связана с крейсером. Свои предложения высказывали адмирал Л. М. Галлер, капитаны 1 ранга А. И. Матвеев и Л. А. Поленов. Обобщил их и выступил весной 1944 г. с конкретным предложением, доказав его целесообразность, заместитель Народного Комиссара ВМФ СССР адмирал флота И. С. Исаков 300. Именно по его инициативе в августе 1944 г. исполкомом Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся было принято постановление:
О КРАСНОЗНАМЕННОМ КРЕЙСЕРЕ «АВРОРА»
1. Принять предложение Народного Комиссара ВМФ СССР об установлении навечно Краснознаменного крейсера «Аврора» на Неве как памятника активного участия моряков Балтийского флота в свержении буржуазного Временного правительства в дни Великой Октябрьской социалистической революции.
2. Краснознаменный крейсер «Аврора» установить у Петроградской набережной по реке Большая Невка, против здания Ленинградского Нахимовского военно-морского училища 301.
С начала лета 1944 г. началась подготовка к подъему Краснознаменного крейсера «Аврора». Специалистами ЭПРОНа 302 были заделаны подводные пробоины, и после откачки воды 20 июля корабль всплыл. К этому моменту на крейсере было всего 14 человек, включая одного офицера — командира корабля капитана 3 ранга П. А. Доронина. 13 сентября крейсер перевели в Ленинград и поставили у южной стенки Барочного бассейна Ленинградского торгового порта. Началось детальное обследование технического состояния корабля и разработка задания на его переоборудование в плавучую (несамоходную) учебную базу для обучения морскому делу и привития морских навыков воспитанникам Ленинградского Нахимовского военно-морского училища (ЛНВМУ). Задание разрабатывал начальник цикла военно-морской подготовки ЛНВМУ капитан 1 ранга Л. А. Поленов, в прямое подчинение которого вновь поступал крейсер. Подписанное 2 декабря начальником училища капитаном 1 ранга Н. Г. Изачиком задание было утверждено командованием и передано начальнику Технического отдела Ленинградской военно-морской базы (ВМБ) для составления проекта переоборудования. Работы по проектированию были поручены Всесоюзному научному инженерно-техническому обществу судостроения (ВНИТОСС) — ныне НТО имени академика А. Н. Крылова. Проект разрабатывала бригада конструкторов в составе В. Д. Мацкевича (бригадир), Н. М. Раскина и др. Контролировал проектные работы член правления ВНИТОСС инженер-контр-адмирал А. И. Балкашин 303. Общее наблюдение за всеми ремонтно-восстановительными работами от Технического отдела Ленинградской ВМБ было поручено инженер-капитану 2 ранга И. Е. Кацнельсону.
Пока разрабатывался проект, корабль начал постепенно укомплектовываться командой. К 1 января 1945 г. на нем было уже 27 человек, вскоре был назначен еще один офицер — капитан-лейтенант Д. И. Бабурин, заместитель командира корабля по политической части. Вся зима 1944—1945 гг. ушла на работы по очистке внутренних помещений от массы ржавого железа и дерева, загромождавших палубы и помещения крейсера. Работы проводились в крайне тяжелых условиях. Авроровцы жили под полубаком, парового отопления не было — отапливались камельками. Удаленность стоянки корабля от города (в середине декабря корабль был переведен в глубь Барочного бассейна, в его более мелководную часть), отсутствие транспорта и ненадежная телефонная связь создавали помехи в работе. Все время приходилось опасаться за состояние подводной части корпуса после заделки пробоин и кингстоны. В трюмах постоянно скапливалась вода, которую периодически откачивали единственной мотопомпой. Никто, однако, не сетовал. Все исполняли свой долг, ведь еще не завершилась война.
Зима закончилась. Казалось бы, все становилось на свои места — впереди был док и начало ремонта. Но вот 3 мая после 16 ч на «Авроре» был обнаружен крен. Проверили по кренометру: крен на правый борт 1°. В 17 ч кренометр показал уже 1,5°. Находившийся на корабле заместитель командира капитан-лейтенант Бабурин приказал осмотреть отсеки. Осмотр показал, что вода поступает в район кочегарок и машинного отделения. Мотопомпа с водой не справлялась.
О случившемся доложили в Нахимовское училище Л. А. Поленову и по его распоряжению начальнику Ленинградского порта. Когда прибыла вызванная начальником порта пожарная команда (19 ч 50 мин), крен достигал 3°. Вскоре прибыли Л. А. Поленов и И. Е. Кацнельсон, по пути оповестившие о случившемся аварийно-спасательный отряд. Подошли спасательные суда. Попытки откачать воду не увенчались успехом. Корабль продолжал медленно крепиться. К 1 ч 25 мин 4 мая крен достиг 10°, и кренометр «зашкалил».
Положение стало критическим. Туго натянутые металлические швартовы звенели, деревянные береговые палы, еле сдерживая громаду крейсера, трещали. Стало очевидным, что спасти корабль от заваливания на борт может лишь посадка его на грунт. По приказу Л. А. Поленова все были удалены с корабля. Остались он, командир корабля П. А. Доронин, И. Е. Кацнельсон и старшина трюмных машинистов младший сержант А. И. Доронин. Вчетвером, в темноте, по исковерканным трапам, они спустились на броневую палубу к ключу клинкета затопления носового погреба артбоезапаса № 2 и с большим трудом открыли его. Крейсер начал медленно выпрямляться и садиться на грунт. В 5 ч 00 мин корабль встал на киль на глубине 9 м. Вода подступала к батарейной палубе 304.
После подъема крейсера (24 мая) была установлена причина аварии — неисправность кингстона левого борта среднего котельного отделения. Это происшествие подтвердило срочную необходимость в доковании корабля.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ «АВРОРЫ»
Постановка крейсера в док была назначена на середину июля, а пока на нем полным ходом шла подготовка к докованию. Все работы выполнялись силами команды с помощью выделяемого с кораблей и из частей личного состава. Собственных сил не хватало. В конце мая ВНИТОСС представил законченный проект. После рассмотрения его в Ленинграде он был направлен в Москву на утверждение начальнику Технического управления ВМФ. А 13 июля крейсер на буксирах, в сопровождении аварийно-спасательных судов, был переведен в Кронштадт для постановки в док. К этому времени на корабль прибыл назначенный командиром БЧ-V техник-лейтенант М. А. Сороченков.
За время стоянки в доке (с 14 июля по б сентября) на крейсере был произведен тщательный осмотр корпуса. С него сняли все три гребных винта, кронштейны бортовых валов и сами валы. Вал средней машины затянули в коридор среднего вала и опустили на подпоры. На дейдвудные трубы установили на болтах стальные заглушки толщиной в 30 мм. Из 21 подводного кингстона и клинкета оставили только шесть, остальные вырезали и на их места приварили 9-мм стальные листы как на основном корпусе, так и на втором дне. Заделали все пробоины в бортах, в некоторых местах исправили деревянную обшивку и восстановили утраченные листы наружной медной обшивки.
7 сентября крейсер был переведен в Ленинград и ошвартован к стенке судоремонтной мастерской у Масляного Буяна (ниже здания Горного института), где предстояло продолжить ремонтно-восстановительные работы под руководством старшего строителя А. П. Дмитриева, который был назначен в декабре того же года сразу после демобилизации из рядов Военно-Морского флота. Начались демонтаж и выгрузка оставшихся с 1936 г. котлов, обеих главных бортовых машин, вспомогательных механизмов и пр. Средняя кормовая машина сохранялась как экспонат и учебное пособие для нахимовцев. Всего было выгружено около тысячи тонн различных механизмов.
23 октября 1945 г. по решению Народного Комиссара ВМФ СССР крейсер был предоставлен для съемок кинокартины о крейсере «Варяг» съемочной группе студии им. Горького на срок до 1 июня 1946 г. Поэтому пришлось планировать работы сразу по двум направлениям: восстановление корабля и придание ему внешнего вида крейсера «Варяг». Для «гримирования» под «Варяг» необходимо было установить четвертую, фальшивую трубу, несколько 152-мм орудий, сделать носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности. Остальные же работы — восстановление носового мостика, деревянного настила верхней палубы (его делали сосновым), заделка пробоин в бортах и надстройках и их окраска — прямо относились к восстановительным работам. Так «артистическая деятельность» «Авроры» неожиданно помогла ускорить решение многих вопросов. С первых дней 1946 г. судоремонтная мастерская приступила к подготовке крейсера к киносъемкам. С апреля к работам на «Авроре» подключился Балтийский судостроительный завод. Начальнику Нахимовского училища капитану 1 ранга Н. Г. Изачику удалось привлечь балтийцев в порядке шефства над училищем к целому ряду корпусных работ. Это была большая победа, так как в то время предприятия Ленинграда испытывали недостаток в квалифицированных специалистах. Одновременно с ремонтом надстроек, палуб и бортов начались и работы по герметизации корпуса.
Поскольку корпус находился в состоянии, допускающем его дальнейшую эксплуатацию, то проектом не предусматривалось усиление набора и обшивки. Требовалось лишь обеспечить водонепроницаемость в подводной части корпуса. Эти работы по герметизации выполнялись заводом «Судобетонверфь». Проект имел то преимущество, что работы по бетонированию могли производиться на плаву, параллельно с другими работами в надводной части корпуса. Процессу бетонирования предшествовала очень большая по трудоемкости подготовка поверхностей металлоконструкций. Требовалось тщательно, «до блеска» зачистить металл, а затем протереть его раствором каустической соды. Эту тяжелую работу в тесных и холодных помещениях очень добросовестно выполнили ленинградские женщины-работницы.
После подготовки к набору приварили стальную арматуру из прутков диаметром 6—8мм, образовавшую сетку с ячейками 70X70 мм, на которую и залили бетон из цемента высокой марки (не ниже 400). В итоге получилась водонепроницаемая «рубашка» толщиной от 50 до 90 мм. Облицовка железобетоном производилась по всей внутренней поверхности наружной обшивки до отметки в 6 м от килевой линии (примерно на высоту 1 м выше ватерлинии). Требовалось уложить бетона около 450 т. 305 Эта работа началась с 5 апреля и продолжалась до 15 июля, т. е. до момента перевода крейсера на Восточный Кронштадтский рейд, где «Авроре» предстояло «сыграть роль» крейсера «Варяг». За три с половиной месяца были окончательно забетонированы носовые отсеки корабля до 35-го шпангоута и начались подготовительные работы по очистке трюма и бортов в носовом котельном отделении.
Во время стоянки «Авроры» на кронштадтском рейде работы на корабле замедлились. Почти весь личный состав участвовал в киносъемках, перевозил с берега на шлюпках людей, продукты, материалы. Съемки, и так начавшиеся с опозданием, затянулись из-за погодных условий. Погода вызывала также большие опасения за безопасность корабля, не имевшего якорей и действующих машин.
Наконец к 29 сентября были отсняты последние кадры, и 30 числа крейсер был возвращен к стенке судоремонтной мастерской у Масляного Буяна. Сразу же возобновились работы по бетонированию корабля и остальным пунктам рабочего проекта. Сооружали кубрики для нахимовцев на батарейной палубе от носа в корму до 75-го шпангоута, а для кадровой команды корабля — в жилой палубе от 103-го шпангоута до кормы, восстанавливали каюты и кают-компании для офицеров и сверхсрочнослужащих корабля и училища. В районе 75—95-го шпангоутов батарейной палубы делали помещения для шести, учебных классов. Оборудовали такелажную и модельную мастерские, кинозал и многое другое. Во втором (среднем) котельном отделении установили два огнетрубных котла «шотландского» типа для отопления и других корабельных нужд. В рубке на верхней палубе, между второй и третьей дымовыми трубами, поставили два дизель-генератора мощностью по 60 кВт. Восстановили камбуз, баню и другие санитарные помещения. Были отремонтированы и переоборудованы применительно к новым условиям осушительная и пожарная системы, шпилевые устройства на полубаке и юте. Заново оборудована система вентиляции жилых и служебных помещений. Выполнялись работы по монтажу электрических сетей: освещения, сигнальных огней, иллюминации. Устанавливались автоматическая телефонная станция, корабельная трансляция и многое другое.
Неожиданные затруднения вызвала установка корабельной артиллерии. Согласно заданию, на корабле должны были устанавливаться четырнадцать 152-мм пушек системы Канэ или 130-мм орудия. В арсенале удалось найти пушки Канэ, но 11 из них были со станками и щитами береговой установки, а три пушки на морских станках не имели щитов. Попытка изготовить для всех пушек корабельные щиты не увенчалась успехом, поскольку чертежи их отсутствовали и достать их даже в Морском архиве было невозможно (архив только начал разбирать свои фонды после войны). Тогда Л. А. Поленов обратился к старым авроровским офицерам — капитанам 1 ранга Б. Ф. Винтеру, бывшему старшему артиллеристу крейсера, А. К. Плансону и П. П. Соколову. По памяти и многим фотографиям, сохранившимся у А. Т. Буянова, бывшего инженер-механика, и Поленова, они разработали необходимый эскиз.
Однако изготовить требуемые щиты в те годы оказалось очень трудным делом. В результате было принято решение ставить все орудия с береговыми щитами. Поэтому для трех пушек с морскими станками, которые устанавливались — две по правому борту (в районе 86 и 101-го шпангоутов) и одна по левому (в районе 101-го шпангоута)—изготовили щиты по образцу остальных пушек. Кроме того, на корабле для производства салютов установили четыре 45-мм орудия, по два на среднем и кормовом мостиках. Одним словом, было сделано все, чтобы корабль стал полноценной учебной базой.
И все это делалось в очень тяжелое для страны послевоенное время — при остром дефиците материалов и недостатке рабочей силы.
6 ноября 1947 г., в канун 30-й годовщины Великого Октября, Краснознаменный крейсер «Аврора» впервые после долгого перерыва вновь занял свое историческое место на Неве, ниже моста лейтенанта Шмидта. Ленинградцы снова могли любоваться красавцем-кораблем. Приняв 7 ноября участие в военно-морском параде, крейсер после праздничных дней вновь вернулся к стенке Масляного Буяна. Предстояло еще много работ. Л на следующий, 1948 год, после участия в ноябрьском военно-морском параде корабль стал готовиться к переходу вверх по Неве. Днем 17 ноября на виду у всего Ленинграда Краснознаменный крейсер «Аврора» был переведен к месту своей вечной стоянки у Петроградской набережной Большой Невки напротив Нахимовского училища. На следующий же день корабль принял на свой борт нахимовцев выпускной роты (классов), которым впредь предстояло на нем жить и учиться.
НА ВЕЧНОЙ СТОЯНКЕ (ЭПИЛОГ)
Первые годы на вечной стоянке корабль выполнял свою основную задачу — служил учебной базой для воспитанников Ленинградского Нахимовского училища. Будущие офицеры флота получали на крейсере основные морские навыки. Они участвовали во всех судовых работах (покрасках, погрузках угля, приборках), несли службу корабельных нарядов, приучались к выполнению корабельных правил, обусловленных Корабельным уставом ВМФ. В 1950 г. на крейсере начал создаваться корабельный музей, который в 1956 г. решено было расширить и сделать филиалом Центрального военно-морского музея. Первым начальником этого музея стал заслуженный офицер флота капитан 2 ранга в отставке Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.
С осени 1957 г. до весны 1958 г. корабль проходил доковый ремонт и осмотр подводной части в Кронштадте. Возвратившись в Ленинград, крейсер продолжал выполнение своей задачи. В 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа № 1327 корабль Революции был включен в число памятников, охраняемых государством. В 1961 г., в связи с расширением экспозиции музея и организационными изменениями в Нахимовском училище, «Аврора» перестала быть учебной базой нахимовцев. В бывших кубриках воспитанников училища разместилась большая экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. С введением свободного доступа корабль и музей стал одним из самых посещаемых ленинградцами и гостями города местом. В период 1966—1968 гг. на корабле специалистами Ленинградского Канонерского судостроительного завода выполнен большой объем ремонтных работ. Были отремонтированы арматура котлов и систем, сами котлы переведены на жидкое топливо. Полностью заменен бывший до этого сосновым настил верхней палубы на тиковый, какой был на крейсере со времен его постройки.
1968 г. ознаменовался важным событием в истории корабля. 22 февраля Указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознаменный крейсер «Аврора» был награжден вторым орденом. В Указе правительства было сказано:
За выдающиеся заслуги военных моряков крейсера «Аврора» в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде революционных и боевых традиций и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морскрго Флота наградить Краснознаменный крейсер «Аврора» орденом Октябрьской Революции. 306
После спуска дважды орденоносного Военно-морского флага, 1968 г.
В приветствии от имени Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР по поводу награждения говорилось: «Глубокий смысл заключается в том, что всемирно известный корабль награжден именно орденом Октябрьской Революции, на котором изображен крейсер «Аврора» как символ революции, наступления утренней зари в истории человечества — зари социализма и коммунизма...» 307
С этого дня над крейсером «Аврора» развевается дважды орденоносный Военно-морской флаг. Посетители музея с глубоким волнением рассматривают сами ордена, помещенные в экспозиции музея. За те годы, которые прошли с того времени, как «Аврора» стала кораблем-музеем, ее посетили более 10 миллионов экскурсантов. Книга отзывов посетителей, начатая в 1924 г., продолжается. Уже исписан не один ее том, и конца книге не будет. В ней есть записи советских и зарубежных государственных и политических деятелей, представителей трудящихся всех стран мира, ученых, космонавтов, воинов вооруженных сил и учащихся.
18 августа 1984 г. тысячи ленинградцев и гостей города Ленина были свидетелями перевода крейсера «Аврора» вниз по Неве от гранитной стенки у Нахимовского училища к Ленинградскому судостроительному заводу им. А. А. Жданова. По решению правительства крейсер «Аврора» поставлен на долгосрочный капитальный ремонт и переоборудование. В день 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции на месте вечной стоянки легендарного крейсера на Большой Невке будет стоять обновленный корабль. 308
А как же сложилась судьба однотипных с «Авророй» крейсеров «Паллада» и «Диана»?
Окончив в 1902 г. испытания, оба крейсера перешли на Дальний Восток, где они вошли в состав отряда крейсеров Порт-Артурской эскадры. Здесь они и встретили начало русско-японской войны. Крейсер «Паллада», стоявший на внешнем рейде Порт-Артура, оказался в числе поврежденных кораблей во время вероломной минной атаки японских миноносцев в ночь с 26 на 27 января 1904 г. После исправления повреждений крейсер вступил в строй и принял вместе с «Дианой» участие в бою с японским флотом 28 июля при попытке прорыва Порт-Артурской эскадры во Владивосток. После неудавшегося прорыва «Паллада», с большей частью кораблей эскадры, возвратилась в Порт-Артур, а «Диана», отстав от эскадры, ушла в порт Сайгон, где и была интернирована до окончания войны. «Палладу» же ждала более трагическая участь — она была потоплена японской артиллерией при обстреле внутренней гавани 7 декабря 1904 г. После окончания войны крейсер был поднят японцами, отремонтирован и до 1923 г. входил в состав японского флота в качестве учебного корабля под именем «Тсугару».
«Диана» в 1906 г. возвратилась на Балтику и вошла в состав Учебно-артиллерийского отряда. С началом первой мировой войны крейсер — во второй бригаде крейсеров Балтийского моря. В 1915 г. корабль был перевооружен: вместо десяти 152-мм орудий на нем были установлены новые 130-мм пушки. В годы революции команда крейсера, входившего в состав действующего флота, активно поддерживала большевиков. В 1918 г. «Диана», как и «Аврора», была передана на долговременное хранение, разоружена, и ее орудия были установлены на кораблях речных и озерных флотилий. А спустя четыре года ее восстановление было признано нецелесообразным, и она была разобрана на металл.
Ленинград — Поленово — Ленинград
1981
— 1986 гг.