В борьбе за Голландскую Ост-Индию и Малайский барьер

 

Познакомившись с японской авиацией, союзники вынуждены были как-то отличать встречавшиеся им самолеты. Ситуация усу­гублялась тем, что все справочники того времени (включая такое авторитетное английское издание как «Jane») почти ничего не могли сообщить об имеющейся в распоряжении врага технике (единственным исключением был А6М, о котором кое-какие правдоподобные сведения все же имелись), поэтому вскоре всем истребителям были присвоены мужские имена, а всем ос­тальным самолетам — женские. В рамках этой концепции, G3M получил наименование Nell (Нелл), a G4MBetty (Бэтти). Со вре­менем, когда союзники узнали истинные названия большинства японских самолетов, они все равно предпочитали пользоваться уже привычной системой. Причина заключалась в том, что в быс­троменяющейся боевой обстановке гораздо легче было выдох­нуть в микрофон короткое имя, нежели пытаться сказать «удар­ный самолет берегового базирования тип 1». Между тем, военная обстановка зимой 1941 -1942 гг. складывалась таким образом, что от союзников требовалась невероятная быстрота принятия ре­шений и их последующих осуществлений. Как правило, малей­шее промедление приводило к колоссальным территориальным и материальным потерям. Типичным примером, этого стала проиг­ранная кампания за Голландскую Ост-Индию.

Последняя, к описываемому времени, представляла собой фактически почти унитарное государство с собственным прави­тельством и вооруженными силами, выглядевшими (во всяком случае на бумаге) весьма внушительно. В частности армейская авиация располагала 58 бомбардировщиками «Мартин»139, све­денными в две авиагруппы трехотрядного состава и 83 истреби­телями трех различных типов («Брюстеров»339/439, CW-21B и «Хаук»75А), состоявших на вооружении шести авиаотрядов.

Морская авиация была представлена «Каталинами» и Do24K, которыми были оснащены 13 отрядов (по три машины в каждом). При этом «американки» находились в четырех, а в остальных — «немки». Один отряд обслуживал эскадру крейсеров и насчиты­вал восемь катапультных «Фоккеров»С.!Х-\Л/, а другой имел 11 ус­таревших поплавковых торпедоносцев T-IV. В резерве находи­лось около 40 различных летающих лодок включая «Каталины», Do24K и такие раритеты, как «Дорнье-Валь».

Война на Тихом океане для голландцев началась также, как и для их союзников — англичан и американцев — 7 декабря, когда в Малайю (по предварительной договоренности с британским пра­вительством) была направлена 1-я авиагруппа бомбардировщи­ков «Мартин» 139. Одновременно голландское командование рас­средоточило авиацию по островам, что позволяло избежать быст­рого уничтожения самолетов в ходе внезапного удара и обеспечи­вало наблюдение за огромными пространствами Ост-Индии.

Оставшиеся защищать свои владения, голландские ВВС по­лучили почти недельную фору и когда 13 декабря экипаж Do-24K в ходе патрулирования в районе Куанта - острова Анамбас натк­нулся на тройку «Зеро», сопровождавшую шесть G3M из состава авиагруппы «Михоро», это не стало неожиданностью для авиато­ров: ответный огонь 20-мм пушки и пары пулеметов позволил от­бить атаки «Зеро», после чего по радио было передано сообще­ние о появлении противника.

Впрочем, хотя экипажам самолетов-разведчиков и удалось вскрыть район развертывания и примерный состав японских оперативных соединений, времени на сосредоточение авиации и флота для нанесения эффективного контрудара уже не остава­лось, так как уже на следующий день, 14 декабря, началась вы­садка на Борнео в районе Кучинга и Мири, не встретившая серь­езного противодействия.

Планируя эту операцию, японское командование преследова­ло несколько целей. Первостепенной из них был захват нефтя­ных месторождений Таракана, но отнюдь не последнюю роль иг­рали и оперативные соображения. В частности, возможность по­лучить базы для флота и авиации в непосредственной близости от последней линии снабжения, связывающей Сингапур с внеш­ним миром, что позволило бы фактически изолировать крепость с моря, серьезно затруднив переброску подкреплений из Авст­ралии или. Ближнего Востока (через Зондский пролив).

Уже 18 декабря японцы оккупировали порт Мири, и с этого мо­мента судьба Борнео с его нефтепромыслами была по-существу решена. В тот же день удар японских морских бомбардировщи­ков испытали и советские моряки. Находившийся на переходе из Владивостока в Сурабаю сухогруз «Перекоп» (2493 бр.т) у побе­режья острова Борнео на закате был атакован 26 G3M из соста­ва авиагруппы «Михоро». В результате бомбежки, судно получи­ло тяжелые повреждения от близких разрывов авиабомб и заго­релось. Остановить распространение огня не удалось и экипаж оставил корабль. Надо отметить, что на этот раз японские экипа­жи довольно скромно оценили свой успех, заявив о потоплении 1500-тонного судна.

Если вялые попытки сопротивления сухопутных войск против­ника у японского командования особого беспокойства не вызы­вали, то активность голландского флота адмиралов все же на­стораживала. Об этом можно судить на основании хотя бы того факта, что когда 20 декабря у северо-западного побережья Бор­нео, в районе Кучинга голландская подлодка потопила японский эсминец «Уранами», 26 бомбардировщиков G4M из состава авиагруппы «Каноя» тщетно до самой темноты патрулировали этот район в поисках субмарин. Не повезло в то день и экипажам девяти G3M из состава авиагруппы «Гензан», которые ни разу не попали в 5000-тонный транспорт.

Между тем, посчитав, что дислокация сил морской базовой авиации уже не отвечает требованиям сложившейся обстановки, японское командование 21 декабря отдало приказ о переброске на острова Палау и Пелелиу 21-й авиафлотилии (1 -я авиагруппа, «Каноя», «Такао» и «Токо»), усиленной истребителями «Зеро» из состава 3-й авиагруппы. С этой позиции данная группировка могла эффективно поддерживать операции японского флота в районе Южных морей и оказывать давление на Новою Гвинею и Северную Австралию, а также парировать возможные удары американского флота со стороны Гавайских островов.

Не задерживались на основных аэродромах и экипажи 23-й авиафлотилии. Например, на следующий день, 22 декабря, две эскадрильи (18 G3M) из состава авиагруппы «Михоро» вместе с 15 «Зеро» перебросили на захваченный аэродром Мири, откуда во второй половине дня эта группа нанесла удар по голландской авиабазе Сингкаванг II, где находились бомбардировщики «Мар­тин»! 39. В ходе налета на стоянках сгорели два самолета и были перепаханы рулежные дорожки. Затем последовал удар еще 24 самолетов из состава авиагруппы «Михоро», вылетевших с авиабазы Ту Дау Мой, в результате которого были уничтожены семь машин из десяти уцелевших. 24 декабря аэродром Сингкаванг II подвергся еще двум налетам. Сначала его атаковали 18 G4M из состава авиагруппы «Каноя», а затем семь «троек» в сопровож­дении шести «Зеро», взлетевших с Мири. После этого на нем уже не осталось ничего, представлявшего хоть какую-то ценность для обороняющихся.

26 декабря 18 бомбардировщиков G4M из состава авиагруп­пы «Такао» потопили в Макассарском проливе советский паро­ход «Майкоп» (1846 бр. т), следовавший из Сурабаи во Владиво­сток с грузом кокосового масла. По воспоминаниям уцелевших моряков, «самолеты заходили тройками на корабль, сбрасывая бомбы с малой высоты».

Но все же удача японцам сопутствовала не всегда. 26 декабря в 200 милях от острова Амбон в открытом море подвергся серии атак, продолжавшихся в течение восьми часов, американский легкий гидроавиатранспорт «Херон» (бывший эскадренный тральщик). Десять четырехмоторных летающих лодок Н6К из авиагруппы «Токо» и пять G4M из авиагруппы «Такао» сумели до­биться одного единственного попадания 60-кг бомбы, взрывом которой были убиты двое и ранено множество других членов эки­пажа. Ответным огнем зенитчики смогли повредить заходившую в торпедную атаку летающую лодку, экипажу которой пришлось приводниться вблизи американского корабля. Поскольку япон­ские самолеты продолжали атаковать, капитан «Херона» лейте­нант Билл Кэблер решил не рисковать кораблем подбирая авиа­торов, а приказал потопить гидроплан артиллерийским огнем.

Еще более серьезное испытание преподнесла команда этого корабля экипажам торпедоносцев под Новый год. 31 декабря шестерка летающих лодок Н6К (одно звено несло торпеды, а другое — бомбы) из авиагруппы «Токо» вместе с шестью G4M1 из состава авиагруппы «Такао», совершая патрульный полет, натк­нулась на «Херон» неподалеку от острова Борнео. На этот раз ко­рабль был идентифицирован японскими пилотами как легкий крейсер, и немудрено: «янки» отстреливались по всем правилам гангстерских фильмов, поливая противника даже из 11,43-мм автоматов Томпсона, оказавшихся неплохим дополнением к па­ре 76-мм орудий и квартету крупнокалиберных пулеметов. По докладам вернувшихся, «зенитный огонь был страшен...» Будучи поражен прямыми попаданиями всего двух 60-кг бомб, «крей­сер» смог нанести нападавшим куда более серьезный урон, сбив три(!) торпедоносца, в том числе машину ведущего — лейтенан­та Юсо Ота. В этой неудачной атаке еще четыре самолета полу­чили серьезные повреждения.

Впрочем, отдельные песчинки неудач, подобные этой, конеч­но не могли остановить разогнавшуюся японскую военную ма­шину. К концу декабря 1942 г. под контролем японцев находились и нефтяные месторождения Таракана с заводами по переработ­ке, и крупнейший порт острова Борнео — Бруней, через который производилась транспортировка всех видов ГСМ.

6 января 18 «троек» из состава авиагруппы «Читосе» впервые появились над Рабаулом, на аэродроме которого они уничтожили один «Хадсон» и «Уирэвэй», еще один «Хадсон» был поврежден. В тот же день 21 «четверка» из состава авиагруппы «Каноя», ведомые лейтенант-коммандером Тошио Ирисой, вместе с тройкой Н6К из состава авиагруппы «Токо» бомбили аэродром Лахе. Бомбарди­ровщики и летающие лодки несли 60-кг осколочные бомбы, причем если бомбоотсеки первых вмещали по 12 фугасок, то вторые несли на наружной подвески почти втрое больше — по 33 штуки.

7 января японцы высадились на острове Целебес в районе Менадо, где встретили достаточно упорное сопротивление, потребо­вавшее выброски воздушного десанта, насчитывавшего 324 пара­шютиста, которых доставили к месту десантирования 28 бомбар­дировщиков G3M из состава 1 -и авиагруппы. Десантники входили в состав 1 -го морского соединения сил спецназначения «Йокосука». Несмотря на великолепное планирование операций и блестя­щее взаимодействие разнородных сил и средств японского флота, экипажам бомбардировщиков доставалось и от своих. В момент выброски одиночный F1М из состава 11 -и авиафлотилии атаковал соединение и, прежде чем его пилот успел заметить свою ошибку, сбил одну «тройку» с дюжиной парашютистов на борту.

Как бы там ни было, но днем ранее был захвачен порт Савак — второй по количеству перерабатываемой и транспортируемой нефти после Брунея, однако в отличие от последнего, молние­носно начать работы по его восстановлению японцам не уда­лось. Впрочем, все это было лишь вопросом времени, поскольку остановить японцев союзникам по-прежнему не удавалось. Бла­годаря превосходно налаженной авиаразведке, агрессоры успе­вали наносить авиаудары по перебрасываемым подкреплениям, серьезно снижая их численность и боевой дух еще до вступления в соприкосновение. Так, например, только 18 января 26 бомбар­дировщиков G4M из состава авиагруппы «Каноя» потопили в бух­те Цебу три транспорта и три повредили.

20 января японцы высадились в Кендари (юго-восточная око­нечность острова Целебес), а уже 25-го туда была переброшена 21-я авиафлотилия. 23-ю авиафлотилию, с ее грозными «Зеро», также подтянули ближе к районам будущих операций, разместив в Баликпапане.

Оказавшаяся в опасной близости от линии боевого соприкос­новения, группировка японской ударной авиации была обнару­жена голландскими разведчиками и 28 января Do24K из состава GVT-6 атаковали Понтианак, где находились «тройки» авиагруп­пы «Михоро». В результате бомбежки на стоянках сгорели пять бомбардировщиков, а еще несколько были повреждены. Это за­ставило командование слегка разбавить концентрацию самоле­тов в Кендари и 30 января 22 «тройки» из состава 1-й авиагруп­пы были переброшены в Менадо.

Между тем, в первых числах февраля авиаразведка донесла о сосредоточении японских боевых кораблей и транспортов у Баликпапана. О том, в каком пункте японцы планируют осущест­вить высадку союзное командование могло только догадывать­ся. В качестве одной из наиболее вероятных целей рассматрива­лась южная оконечность острова Целебес (На самом деле эти силы готовились для высадки на остров Ява, а южная оконечность острова Целе­бес (район Макассара) была захвачена японской группировкой, сосредоточенной 6-12 февраля в районе Кендари), и для предотвраще­ния высадки в район развертывания вражеских соединений в ночь на 4 февраля направилось объединенное американо-гол­ландское ударное соединение, являвшегося частью сил адмира­ла Доормана, в составе четырех крейсеров (двух американских — «Марблхэд» и «Хьюстон» и двух голландских — «Де Рейтер» и «Тромп» — Прим, авт.) и двух дивизионов эсминцев.

На переходе к месту сосредоточения японских транспортных судов в районе Баликпапана у юго-восточного побережья остро­ва Борнео оно было обнаружено экипажами патрульных самоле­тов 23-й авиафлотилии, которые перенацелили на американские и голландские боевые корабли уже находящуюся в воздухе груп­пу бомбардировщиков, шедших бомбить Сурабаю. В общей сложности в первом налете участвовали 36 G4M из состава авиагруппы «Каноя», девять из авиагруппы «Такао» и 12 G3M из 1-й авиагруппы, сопровождаемых семью разведчиками С5М.

В 09:49 самолеты начали бомбежку, со­средоточив усилия на двух американских крейсерах. Первая пара заходов оказа­лась безрезультатной, но в третьей атаке японцам удалось положить серию бомб рядом с бортом крейсера «Марблхэд». При этом зенитчики крейсера «Хьюстон» сумели сбить G4M ведомый пилотом 3/С (3-го класса категория «С» — Прим. Авт.) Ясуо Хирата из авиагруппы «Такао».

В 10:27 подошли еще семь G3M из со­става 1-й авиагруппы, выбрав для атаки все тот же крейсер. На этот раз японцам повезло больше: одна бомба пробила верхнюю палубу и взорвалась под ней, другая угодила в корму, разбив рулевое управление и нарушив герметичность топливных цистерн, третья разорвалась у борта, повредив нос корабля. 15 моряков были убиты, а 34 серьезно ранены. Охваченный пожара­ми, осевший на нос и получивший крен на правый борт крейсер начал циркулировать с заклиненным рулем.

Между тем зенитчики «Хьюстона», также подвергшегося атаке, записали на свой счет еще два серьезно поврежденных бомбар­дировщика, которые, по словам наблюда­телей, отделились от общей группы и мед­ленно исчезли за горизонтом. Одним из этих самолетов, была машина лейтенант-коммандера Такео Озаки, которому, после пятичасового полета на одном двигателе все же удалось приземлиться на авиабазе в Кендари. «Хьюстон» также не избежал попаданий: 250-кг бомба угодила в кормо­вую башню главного калибра. И хотя про­бить броню ей не удалось, от сотрясения, вызванного мощным взрывом, артустановка вышла из строя, а смерч разящих осколков выкосил множество матросов, находившихся на открытых боевых постах (48 только убитых!). Однако вспыхнувший пожар был вскоре потушен.

Понимая, что дальнейшее выполнение боевой задачи невозможно, адмирал Доорман приказал отходить к Чилачапу (юж­ное побережье о. Ява). После возвращения бомбардировщиков на свои аэродромы их экипажи были опрошены, на основании че­го командир 21-й авиафлотилии вице-ад­мирал Тада сделал вывод о потоплении од­ного крейсера типа «Ява», серьезного по­вреждения крейсера типа «Де Рюйтер» и двух более мелких кораблей. С задания не вернулся только один G4M.

Тем временем, не дожидаясь падения Сингапура, японцы начали подготовку к захвату так называемого Малайского ба­рьера — островов Суматра и Ява с их бога­тейшими природными ресурсами. На пер­вом из них к этому времени были сконцен­трированы британские и голландские ВВС насчитывавшие в общей сложности до 350 боевых машин. Однако нехватка аэродро­мов приводила к невероятной скученности базирования на немногочисленных летных полях, а отсутствие радиолокационных станций не позволяло заранее поднимать в небо необходимое количество истреби­телей для отражения налетов.

В результате, к 13 февраля экипажи японских армейских бомбардировщиков смогли уничтожить на земле свыше 200 союзных самолетов. 14 февраля, задейст­вовав транспортную авиацию и в том числе немногочисленные G6M1-L2, агрессор выбросил в районе од­ного из двух основных аэродромов парашютный десант. На сле­дующий день в районе Палембанга — главного порта Суматры — был высажен второй воздушный десант.

15 февраля ознаменовалось падением Сингапура, и хотя в это время союзная авиация серьезно потрепала японские де­сантное соединение в проливе Банка, но защищать Суматру бы­ло фактически нечем. Основные надежды связывались с оперативным соединением адмирала Доормана, которое по-прежне­му выглядело довольно мощным.

Двумя днями ранее оно направилась к Палембангу (юг остро­ва Суматра), с целью если не сорвать, то хотя бы осложнить вы­садку японского десанта (15 февраля японское соединение было атакова­но британской авиацией в проливе Банка и вынуж­дено было отойти для устранения повреждений и перегруппировки сил). Однако в тот день противник не ре­шился начать операцию и отвел корабельные соединения к вос­току от острова для перегруппировки. В то же время объекты са­мого острова и союзные суда в его акватории подверглись но­вым ударам армейских бомбардировщиков, базовой авиацией флота, а также самолетов с авианосца «Рюдзе».

Уже на следующее утро в 08:00 отправленный для уточнения обстановки экипаж разведывательного гидроплана с крейсера «Токай» сообщил об обнаружении вражеских кораблей, а часом позже с «Рюдзе» взлетели семь бомбардировщиков B5N и через 2,5 часа полета атаковали крейсер «Эксетер». Затем 23 G3M из состава авиагруппы «Гензан» пробомбили цель с малой высоты, но попаданий не добились. При этом восемь самолетов получи­ли повреждения от огня зенитной артиллерии. Спустя примерно полчаса атаку повторили еще шесть B5N, но без всякого резуль­тата. Японские экипажи предполагали, что нанесли кораблю по­вреждения, которые в действительности заключались в разру­шении близким взрывом летающей лодки «Валрус».

К середине дня эскадра адмирала Доормана находилась в 80 милях от места высадки японцев, однако когда выяснилось, что корабли союзников находятся в пределах радиуса действия ба­зовой авиации японцев, голландский адмирал принял решение отступить. Направляясь на восток, соединение подверглось бе­зуспешной атаке 27 G3M из авиагруппы «Михоро», вылетевших из Куантана в Малайе. Ответным огнем опять была повреждена почти половина нападавших. После полудня над кораблями со­юзников дважды появлялись мелкие группы палубных бомбар­дировщиков B5N, экипажи которых также не смогли достичь ни­каких результатов.

Наконец, завершающий удар (тоже оказавшийся безрезуль­татным) перед наступлением темноты нанесли 17 G4M из соста­ва авиагруппы «Каноя». Для этого экипажам, взлетевшим с авиа­базы Ту Дау Мой под Сайгоном, потребовалось совершить пяти­часовой перелет. Причем снова почти все атакующие оказались повреждены осколками зенитных снарядов, а один самолет раз­бился при посадке. В результате, совершив в течении дня 93 самолетовылета, японцы достигли более чем скромных результа­тов: два американских эсминца — «Балмер» и «Баркер» получи­ли легкие повреждения от близких разрывов, а крейсер «Эксе­тер» отделался лишь осколочными пробоинами. Палубные «Кейты» с «Рюдзе» могли бы использоваться более эффективно, если бы вооружались торпедами, но из-за отсутствия подготовленных экипажей, вынуждены были применять малоэффективное бом­бометание с горизонтального полета. Базовые же бомбардиров­щики G3M и G4M не могли использовать тяжелое торпедное во­оружение из-за плохого состояния взлетно-посадочных полос, по причине начавшегося сезона дождей.

Впрочем, большая часть кораблей этого соединения уже была фактически обречена. 27 февраля японцы начали высадку десан­тов одновременно в нескольких пунктах острова и союзникам не имевшим в своем распоряжении ударной авиации пришлось бро­сить на перехват конвоев с войсками почти все свои надводные корабли. В результате морского сражения, получившего назва­ние «Битвы в Яванском море» эти силы были полностью разгром­лены. Не имея сухопутных и воздушных сил для защиты острова Суматра, английское командование было вынуждено отдать при­каз об эвакуации оставшихся немногочисленных сил на Яву.

Тем временем на Яве события также развивались с катастрофи­ческой для союзников быстротой. 3 февраля защитники острова пережили первый массированный налет японской авиации. В тот день 26 G4M из состава авиагруппы «Такао» (ведущий — лейтенант-коммандер Таро Нонака), 27 G4M из состава авиагруппы «Ка­ноя» (ведущий — лейтенант-коммандер Тошио Ириса) атаковали соответственно Сурабаю и Мэдайон. Эти силы поддерживали 27 А6М из состава 3-й авиагруппы. Еще 19 G3M из состава 1-й авиа­группы (ведущий — лейтенант-коммандер Такео Озаки), прикрыва­емые 17 А6М из состава авиагруппы «Тайнан» (ведущий — лейте­нант Хидеки Шинго) обрушились на Маланг. Как обычно впереди соединений шли разведчики-целеуказатели С5М, сообщавшие об­становку в воздухе и метеоусловия в районе объектов удара.

Расчеты установленных на острове двух американских РЛС смогли заранее выдать сигнал о приближении японских самоле­тов и на перехват с авиабазы Перак взмыли семь «Хауков»75, дю­жина CW-21B и последние шесть Р-40 из состава американской 17-й эскадрильи перехватчиков, встретившей войну на Филип­пинах. Беспрепятственно взлетев, голландцы и американцы вскоре вышли на рубеж перехвата. Поскольку противника в воз­духе еще не было видно, то возглавлявший группу истребителей CW-21B первый лейтенант Анимэйт бросил в эфир: «Ха-ха-ха, они опаздывают, а мы уже над городом!»

В 11:15 когда он увидел на высоте 6000 м свыше 120 вражес­ких самолетов от его веселости не осталось и следа, а спустя не­сколько мгновений он с ужасом убедился, что пилоты его «Кертисс-Райтов» почти не имеют шансов на успех в схватках с япон­скими «Зеро», 20-мм автоматические пушки которых оказывают сокрушительное воздействие на донельзя облегченную конструк­цию голландских истребителей, к тому же уступавших их япон­ским «vis-a-vis» по скороподъемности и в разгонных характерис­тиках. В результате боя было безвозвратно потеряно девять «Кертиссов», пять «Хауков»75 и два Р-40. Помимо этого японские ис­требители смогли сбить находившиеся в воздухе три голландские летающие лодки и два американских бомбардировщика В-17.

В то время как пилоты истребителей сошлись в ожесточенном поединке, экипажи бомбардировщиков подвергли бомбежке го­род и порт, почти не имевшие зенитной артиллерии, а также на­ходящуюся рядом авиабазу Перак. Точно сброшенные японски­ми асами бомбы уничтожили на земле 13 летающих лодок, четы­ре бомбардировщика В-17 и все ангары. На удивление, челове­ческих жертв было немного — 33 убитых и 141 раненый. Потери японцев, которым пришлось заплатить тремя своими истребите­лями (сбиты американскими Р-40) и одним С5М (сбит экипажем голландской «Каталины»), вновь были небольшими.

Выход в море в ночь на 4 февраля соединения адмирала Доор­мана приковал к себе внимание экипажей японских бомбардиров­щиков и день прошел на острове относительно спокойно, а 5-го вражеские самолеты вновь появились в небе над островом. 23 «Бэтти» из состава авиагруппы «Каноя» атаковали аэродром Перак, а восемь бомбардировщиков из состава авиагруппы «Такао» из­брали своей целью аэродром Денпассар на острове Бали, находя­щемся по соседству с Явой, где к этому времени находилась боль­шая часть уцелевших в боях голландских гидросамолетов. Подняв­шаяся на перехват четверка американских Р-40 попыталась отбить это нападение, но была уничтожена японскими истребителями без потерь со своей стороны, а на самом Пераке бомбовозы уничтожи­ли еще пять Р-40. В отличие от своих коллег, экипажи из состава авиагруппы «Такао» откровенно уложили все бомбы «в молоко», че­го не скажешь о пилотах «Зеро», уничтоживших ангар с тремя «Дорнье» и парой «Каталин».

Откровенно низкий уровень подготовки большинства союзных летчиков-истребителей не позволял им добиваться успеха даже в тех ситуациях, когда уничтожение противника было, казалось бы, заведомо предопределено. Типичным в этом плане является бой произошедший 6 февраля, когда 10 Р-40Е из состава 20-й эскад­рильи перехватчиков были переброшены на авиабазу Купанг (ос­тров Тимор). Вылетевшая в тот же день на патрулирование трой­ка истребителей наткнулась на одинокий разведывательный G3M (командир экипажа — уоррент-офицер Сия Ивамото), который желторотые «янки» опознали как «Мессершмитт» Bf110!

Казалось, у японского экипажа не было не единого шанса, од­нако в завязавшемся бою самолеты лейтенантов Роберта Мак-Виртира и Хуберта Иджинса были подби­ты и, с трудом дотянув до Тимора, сели на брюхо не долетев до аэродрома. Финаль­ную точку в этом поединке поставил лей­тенант Эндрю Рейнольде (В феврале 1942 г. сбил три «Зеро», а к середине года стал одним из лучших американских асов), точный огонь которого отправил разведчик в море.

Тем временем продолжалась борьба и на морских коммуникациях связывавших Яву с внешним миром и успех в ней был явно не на стороне союзников. 17 февраля, в 16:15 G3M из соста­ва авиагруппы «Гензан» потопили голландский транспорт «Слоит ван Биль» в проливе Гаспара, а спустя 40 минут отличились палуб­ные B5N с авианосца «Рюдзе», отправившие на дно два голланд­ских эсминца «Ван Гент» и «Ван Нес» (оба по 1316 т). Первый из них сел на риф в районе острова Банка и поначалу казалось, что он будет спасен подошедшим собратом. Однако девятка «Кейтов», подкравшаяся на малой высоте, сначала повредила корабль сохранявший подвижность, а затем добила обоих.

На следующий день, 18 февраля, 21 G4M из состава авиагруп­пы «Такао», прикрываемые 15 «Зеро» из состава авиагруппы «Тайнан» в сопровождении С5М, вылетев из Кендари (остров Целе­бес), атаковали гавань Сурабаи. К этому времени американцы смогли пополнить 17-ю эскадрилью перехватчиков почти до штат­ного уровня, и в результате японцев встретили 12 «Киттихауков». В завязавшемся бою японцы впервые поняли, что при встречах с со­временными истребителями G4M все же весьма уязвим: четыре бомбардировщика были сбиты, еще девять повреждены, причем, вернувшиеся на свою авиабазу машины привезли много убитых и раненых членов экипажей. Своеобразный печальный «рекорд» в тот день поставил экипаж флайт сержанта Токура Ичидо, из фюзе­ляжа изрешеченной «Бэтти» которого наземный персонал извлек двух раненых и четырех убитых авиаторов Микадо!..

Пилоты японских истребителей заявили, что были атакованы 20 Р-40 из которых сбили якобы шесть достоверно и еще трех ве­роятно, что абсолютно не подтверждают американские источни­ки. Впрочем, экипажи бомбардировщиков не зря проливали свою кровь, потопив на внутреннем рейде подлодку «К VII» (507 т) и ка­нонерку «Сурабая» (бывший броненосец береговой обороны «Де Зевен Провинсиен» 5644 т). Кроме того, летчики заявили, что до­бились попаданий в два легких крейсера и два эсминца. В целом, несмотря на усиливавшееся давление с моря и воздуха, союзни­ки не считали сражение за Яву проигранным, перебрасывая на остров маршевые пополнения и новые самолеты.