Разгром на Филиппинах

 

К лету 1944 г. японские базы в центральной и западной частях Каролинских островов, несмотря на постоянно оказываемое на них давление, продолжали представлять препятствие для союз­ников, двигавшихся по двум сходящимся направлениям. Для за­хвата и удержания под контролем восточных подступов к Филип­пинским островам, Формозе и побережью Китая, было необхо­димо уничтожить в этом районе многочисленные опорные пунк­ты противника, способные серьезно замедлить американское наступление. После соединения сил, действовавших в централь­ной и юго-западной частях Тихого океана, оккупации островов Палау, Яп и Улити, предполагалось создание крупной якорной стоянки флота союзников (которой не было на Марианах) и пере­довой базы тяжелой бомбардировочной авиации для обеспече­ния наступления на Филиппины.

Операция началась 31 августа ударом палубной авиации США по островам Бонин и Волкано, а с 7 по 10 сентября был атакован остров Минданао (на юге Филиппин), где по данным разведки име­лось более 200 самолетов на девяти базах. Однако, численность авиации на этом острове оказалась значительно меньшей, что в итоге привело к почти полному ее уничтожению. А 15-го числа на­чалась высадка американского десанта на о. Пелелиу в группе ос­тровов Палау, встретившая ожесточенное сопротивление японско­го гарнизона, которое удалось подавить только к концу ноября.

Японская базовая авиация на этом этапе борьбы не оказала противнику практически никакого противодействия, ограничив­шись ночными налетами G4M из состава 761-й авиагруппы на склады предметов снабжения в районе высадки.

21 сентября союзники предприняли авиационное наступление на о. Лусон — один из наиболее важных объектов за пределами Метрополии, имевший крупный комплекс аэродромов, на кото­рых базировалось до 500 самолетов и, кроме того, использовав­шийся в качестве учебной базы для подготовки японских летчи­ков. Таким образом, результатом воздушных ударов, помимо всего прочего, должно было стать ухудшение, и без того не легко­го положения в области подготовки летных кадров японской авиации. После налета американцы заявили об уничтожении бо­лее 300 самолетов противника. Противодействия со стороны бомбардировочной авиации японского флота отмечено не было.

23 сентября был захвачен без сопротивления остров Улити, ставший местом передовой якорной стоянки для сил американ­ского флота, готовившихся принять участие в предстоящей фи­липпинской кампании.

Таким образом, к осени 1944 г. Японская Империя оказалась на краю пропасти вследствие непрерывных ударов противника, не позволявших латать дыры в оборонительном периметре из-за ог­раниченности возможностей в первую очередь сил Флота. Несмо­тря на значительное количество боевых кораблей, японский над­водный флот был существенно ослаблен недостатком эскадренных миноносцев и особенно авианосцев (как следствие неразум­ной и недальновидной политики в области подготовки летчиков па­лубной авиации). Кроме того, из-за потерь японского танкерного тоннажа, сократились запасы топлива, доставляемого для авиа­носного флота, базировавшегося во Внутреннем Японском море. Поэтому выход японских авианосцев в район Филиппин планиро­вался не ранее середины ноября. Недостаток топлива сказывался и при подготовке летчиков базовой авиации, поэтому низкое каче­ство предполагалось компенсировать количеством, что сущест­венно ограничивало возможности японской авиации, поскольку превосходство в самолетах явно было на стороне Союзников.

Единственным положительным фактором в попытках преодо­леть немощь своей авиации было принятое командованием ре­шение о переподчинении армейской -авиации командованию Флота в районах о. Хайнань, Формоза и Хоккайдо, что способст­вовало улучшению их взаимодействия. К концу лета японские воздушные силы Императорского Флота имели более 200 само­летов на Филиппинах, около 500 на Формозе, островах Рюкю и в западных районах метрополии, и около 200 самолетов в районе Токио. Армейские части располагали 250 машинами на Филип­пинах, имея возможность подтягивать резервы с континенталь­ного Китая, Японии и из южных районов. Но японцы не могли чув­ствовать себя уверенно в силу упомянутых выше причин, а по­этому план отражения удара американских сил по Филиппинам сводился к необходимости удержать существующую линию обо­роны, бросив в бой все силы флота, имевшиеся в наличие ар­мейские части и силы авиации, чтобы в решительном сражении отбросить врага, нанеся ему тяжелые потери.

Разработанные планы по отражению ожидаемого наступле­ния на всех направлениях носили общее обозначение «Се». План «Се-1» предусматривал оборону Филиппин, «Се-2» — оборону района Формоза-Рюкю-юг Кюсю, «Се-3» — оборону Кюсю-Сико­ку-Хонсю, «Се-4» — оборону Хоккайдо. Во всех случаях стратеги­ческая линия была одинакова — из-за слабости авианосных сил ставка делалась на артиллерийскую мощь флота и базовую авиацию, причем последней вменялось в обязанность нанести максимальный урон американским авианосцам при первой же возможности, но при этом сохранять свои силы до момента вы­садки вражеского десанта, с тем, чтобы решительно атаковать и уничтожить как можно больше высадочных средств противника и его авианосцы, помогая наступающему флоту. Разрабатывая все эти планы японское командование склонялось к предположе­нию, что следующим объектом американского наступления ста­нут скорее всего Филиппины и поэтому приняло решение об уве­личении гарнизона на острове Лусон и создании оперативного контр-десантного соединения.

Усиление бомбардировочной авиации флота за счет армей­ских частей началось в феврале 1944 г. когда в состав 1-го Воздушного флота был передан 98-й полк (сентай) армейской бом­бардировочной авиации, приданный 762-й авиагруппе и прохо­дивший подготовку для действий по морским целям на авиабазе Каноя. В качестве тренировочных самолетов для торпедометания использовались устаревшие G3M, а начиная с мая на воору­жение этого подразделения начали поступать новейшие армей­ские торпедоносцы Ki-67. Получив к началу июля 34 машины, 98-й полк, как элемент 762-й группы, был передислоцирован в цен­тральный район Тихого Океана, а его место занял 7-й авиаполк, завершивший подготовку к октябрю 1944 г.

Собственно же 762-я авиагруппа вошла в состав так называе­мого «Штурмового отряда «Т»» или «Т»-Бутая — комбинирован­ного соединения ВВС Императорского флота, размещенных на Кюсю, Филиппинах и Тайване. Литера «Т» в названии части явля­ется начальной в слове «Тайфу» («Тайфун») и указывала на всепогодность боевого применения отряда, личный состав которо­го был подготовлен к действиям ночью и в плохих метеоуслови­ях. В состав авиагруппы входили и два отдельных отряда: 703-й, имевший на вооружении бомбардировщики G4M, 708-й, осна­щенный G4M и P1Y. В ноябре в состав авиагруппы предполага­лось передать и 7-й авиаполк, оснащавшийся Ki-67.

Начало Филиппинской кампании ознаменовалось ударом аме­риканского 38-го авианосного соединения 10 октября по острову Окинава, что вынудило японское командование последовательно ввести в действия план «Се-2» и «Се-1». 12-го числа начались массированные воздушные атаки о. Тайвань, вызвавшие неви­данно бурную ответную реакцию японской базовой авиации. Ве­чером того же дня самолеты Р1Y и G4M из 762-й авиагруппы ата­ковали корабли противника. В 13:00 18 «Бетти» из состава 703-го отряда 762-й авиагруппы, вооруженные торпедами, вылетели из Миядзаки, а спустя 30 минут 15 G4M (семь самолетов поддержки и восемь торпедоносцев) из 708-го отряда той же группы покину­ли базу в Каноя. Как ни странно первыми нанесли удар по амери­канским кораблям в 18:55 экипажи 708-го отряда, а затем в 19:20 атаковали экипажи из состава 703-го. Однако эти усилия фак­тически пропали даром, несмотря на потерю из состава 703-го отряда 10 самолетов и еще 14 из состава 708-го.

Той же ночью для атаки 38-го американского оперативного соединения с аэродромов Кюсю и Окинавы поднялись 21 Ki-67 из состава 762-й авиагруппы. Торпедоносцы вышли к цели в 23:47, но из-за дождя, шквального ветра и мощной дымзавесы не смогли прицельно сбросить торпеды, потеряв восемь машин (по другим данным — 11).

Впрочем, японцы быстро восполнили потери и уже на следу­ющий день, 13 октября, в бой вылетели 12 торпедоносцев из 703-го отряда и 12 торпедоносцев из 708-го. Последних сопро­вождали семь машин поддержки. В условиях плохой видимости экипажи атаковали американские корабли юго-западнее остро­ва Исигакидзима, сильно повредив торпедой тяжелый крейсер «Канберра». Потерявший ход корабль был взят на буксир тяже­лым крейсером «Уичита», причем скорость движения этих судов ограничивалась четырьмя узлами, что делало их лакомым кус­ком для японской авиации.

Приблизительно в это же время в вечерних сумерках подошед­шие на малой высоте четыре «Бэтти» атаковали в момент приема самолетов авианосец «Франклин». Один торпедоносец был сбит зенитной артиллерией авианосца, другой — кораблями охранения, третий сбросил торпеду, но «Франклин» сумел увернуться. Торпеда с четвертого G4M едва не попала в корму корабля, а самолет, сби­тый в последний момент огнем зенитных автоматов, врезался в па­лубу авианосца и, пронесшись огненным клубком по ней, рухнул за борт. Нанесенные им повреждения оказались незначительными и корабль продолжил взлетно-посадочные операции, в то время как 703-й отряд потерял пять машин, а 708-й — десять.

На следующий день восемь торпедоносцев 703-го отряда вместе с двумя самолетами поддержки и пятью торпедоносцами из состава 708-го нанесли удар в сумерках, сумев повредить лег­кий крейсер «Хьюстон». На этот раз попадание торпеды оказа­лось исключительно удачным — корабль потерял ход и был взят на буксир. Во время налета один из подбитых самолетов врезал­ся в легкий крейсер «Рино». Американское командование попы­талось вывести поврежденные корабли из зоны боевых действий, организовав группу прикрытия из двух легких авианосцев, двух крейсеров и четырех эсминцев, а кроме того, организовало вне­плановый удар палубной авиацией по аэродромам на Тайване.

В течении суток самолеты 2-го Воздушного флота совершили 419 вылетов, потеряв более 200 машин. Из 16 Ki-67, принявших участие в налете, 12 были сбиты, а три настолько сильно повреж­дены, что разбились при посадке. В этот день получил повреж­дения от попадания бомбы с горизонтального бомбардировщи­ка авианосец «Хэнкок».

15 октября авианалету подверглись воздушные базы на ост­рове Лусон, ответом на который стала контратака трех торпедо­носцев 761-й авиагруппы. Затем, американцы были атакованы группой из более чем 100 истребителей и бомбардировщиков, при этом один G4M, вероятно из 901-й авиагруппы, сумел про­рваться к авианосцу «Франклин», но, будучи поражен зенитным снарядом, рухнул в воду в 25 метрах от борта. Еще три «Бэтти» прорвались к буксируемому крейсеру «Хьюстон», сумев добить­ся второго торпедного попадания в этот корабль.

Практически наверняка можно предположить, что окажись в по­добной ситуации любой другой корабль, командующий 38-м опе­ративным соединением адмирал М.Митшер приказал бы зато­пить его без особых сожалений, тем более, что это никоим обра­зом не повлияло бы на потенциал флота. Однако терять второй крейсер с этим названием — первый, как вероятно помнят чита­тели, был потоплен японцами 28 февраля 1942 г. в ходе боя в Яванском море — янки явно не хотели, поскольку это было бы мо­ральной пощечиной американскому флоту. А потому аварийные партии работали как одержимые, пытаясь остановить поступле­ние воды. В конце концов корабль удалось удержать на плаву.

С 12 по 15 октября японская авиация совершила 881 вылет, потеряв в ходе боевых действий 331 машину, причем по донесе­ниям экипажей было потоплено 11 авианосцев противника, два линкора и крейсер, повреждены восемь авианосцев, два линко­ра, крейсер и 13 других кораблей. Спустя короткое время эти ил­люзии рассеялись самым драматическим образом и всеобщее ликование населения Японии сменилось унынием когда выясни­лось, что противник практически не понес потерь и продолжает решительно атаковать, а его наступательный потенциал остался практически на прежнем уровне.

Ранним утром 17 октября у входа в залив Лейте появились американские боевые корабли и началась высадка передового отряда ударного десантного батальона на островок Сулуан в устье залива. Одновременно палубная авиация атаковала район Манилы, причем вся операция, по свидетельству самих японцев, оказалась настолько неожиданной, что сухопутные части не смогли оказать первому эшелону американского десанта серь­езного сопротивления.

На следующий день начались удары авиации по самому ост­рову Лейте и японское командование ввело в действие план «Се-1», предполагавший прорыв японского 1-го диверсионного со­единения, состоявшего из линкоров, крейсеров и эсминцев в за­лив Лейте с задачей разгромить десант и транспортные средст­ва, в то время как основные силы американского флота будут от­влекаться группой авианосцев, практически не имевших самоле­тов и служивших в качестве приманки.

19-го числа началась высадка десанта у местечка Таклобан на восточном побережье острова Лейте, где в тот момент базиро­валась часть 761-й авиагруппы, которая в предшествующие дни осуществляла разведывательные полеты и налеты на корабли противника. В ходе одного из них летчики сумели повредить 250-кг бомбами эскортный авианосец «Сэнгамон» и транспорт «Присирвер» (ARS-8).

На 20 октября оперативные силы базовой бомбардировочной авиации на Филиппинах составляли 39 самолетов, из них только два принадлежало 761-й группе. В преддверии решающих сра­жений за острова, Императорская Ставка решала усилить авиа­цию на этом направлении, перебросив на Лусон развернутое на Тайване 6-е авиасоединение базовой авиации. В его состав входила 901 -я авиагруппа, оснащенная помимо летающих лодок Н8К, торпедоносцами G4M, а также палубными B6N. Уже 20-го числа эта часть получила приказ о передислокации на Филиппи­ны, а 23-го туда же был переброшен и 702-й отдельный отряд, действовавший по оперативным контролем штаба 763-й авиа­группы. К рассматриваемому моменту на его вооружении име­лось 49 G4M, правда боеготовыми из них были только 26.

Тем не менее, в ходе атак, последовавших в течении того же дня, в заливе Лейте был тяжело поврежден торпедой крейсер «Гонолулу», а японское 1-е диверсионное соединение достигло залива Бруней. 22-го, разделившись на две части, эти силы на­правилось в сторону Лейте, причем наиболее мощный отряд должен был прорываться через пролив Сан-Бернардино, а груп­па из двух линкоров, тяжелого крейсера и четырех эсминцев со­биралась форсировать южный вход в залив Лейте.

В ночь на 23 октября главные силы адмирала Куриты были об­наружены американскими подводными лодками, потопившими два крейсера и повредившими еще один. Противник теперь знал о приближении японской армады. Узнал о столкновении с аме­риканцами и командующий авианосной группой адмирал Озава, попытавшийся незакодированными радиограммами привлечь к себе внимание, но все напрасно.

24 октября три группы быстроходных авианосцев адмирала Хэлси подняли в воздух свои самолеты, атаковавшие основные силы Куриты к югу от острова Миндоро. В результате, был потоп­лен гигантский линкор «Мусаси», повреждены еще несколько ко­раблей и японское соединение начало отходить на запад. Хэлси, получив донесение о результатах боя, провел поиск необнаруженных авианосных сил японцев и около 17:00 Озаве наконец «повезло»: противник «клюнул» на его корабли.

Бросив все свои силы навстречу японцам, Хэлси оставил про­лив Сан-Бернардино без прикрытия, хотя вскоре получил сооб­щение о том, что флот Куриты на полной скорости возвращают­ся к проливу, однако не изменил приказа и к 23:00 ушел на 160 миль к северу. Новое сообщение об опасности, грозящей группе эскортных авианосцев адмирала Кинкейда да и десанту на Лей­те, не отвратило Хэлси от столь заманчивой цели как авианосцы противника, поскольку он считал наступающее японское соеди­нение ослабленным в результате дневных атак авиации и не представлявшим серьезной угрозы. При этом Кинкейд полагал, что часть сил Хэлси прикрывает пролив Сан-Бернардино и не провел воздушной разведки.

24 октября для поддержки своих надводных сил, приближаю­щихся к заливу Лейте, японское командование бросило в атаку на американские корабли более 200 самолетов базовой авиа­ции, большей частью палубных, размещенных на филиппинских аэродромах. 12 G4M из состава 702-го отряда, приписанного к 763-й авиагруппе и бомбардировщики P1Y из той же авиагруп­пы приняли участие в дневном налете, а затем поздно вечером при свете осветительных бомб, сброшенных группой поддерж­ки, экипажи 702-го отряда пытались обнаружить противника в заливе Лейте, но успеха не добились. Зато одиночный «Джуди» сумел попасть 500-кг бомбой в авианосец «Принстон», нанеся столь значительные повреждения, что команда вынуждена была оставить корабль.

Определенных успехов добились и экипажи G4M из состава 763-й авиагруппы. Так, бомбардировщики смогли повредить эс­минец «Лютц» и десантный корабль «1ST 552», а торпедоносцы всадили торпеду в танкер «Эштебэйл» (АО-51).

Ранним утром 25-го числа, беспрепятственно пройдя пролив Сан-Бернардино, флот Куриты у острова Самар неожиданно на­ткнулся на американское оперативное соединение в составе ше­сти эскортных авианосцев и семи эсминцев, занятых поддерж­кой десанта на острове Лейте. В течение нескольких часов шла смертельная игра в «кошки-мышки», в ходе которой янки сумели отделаться потерей двух авианосцев и пары эсминцев, чье само­пожертвование и атаки палубной авиации с оставшихся четырех «эскортников» предотвратили полный разгром и вынудили адми­рала Куриту отказаться от прорыва в залив. Отсутствие под­держки с воздуха и угроза атаки авиацией Хэлси, переоцененная Куритой, лишили последнего уверенности в успехе. Повернув на север, адмирал вывел свои силы из пролива около 22:00, поки­нув район боевых действий лишь с половиной первоначальных сил. Флот адмирала Озава потерял все четыре авианосца, но эта жертва оказалась бесполезной.

С 25 октября резко активизировались «специальные отряды» («токотай»), формировавшиеся для проведения самоубийствен­ных атак в условиях подавляющего превосходства противника на море и в воздухе. В тот же день около 07:40 таранными ударами были повреждены эскортные авианосцы «Санти» и «Саванна», а позднее, в 10:51, эскортный авианосец «Сент-Ло» получил фа­тальные повреждения от взрыва рухнувшего на палубу А6М и вскоре затонул. Повреждение получили также эскортные авианос­цы «Киткин-Бэй», «Калинин-Бэй», «Уайт-Плэйнз» и «Сэнгамон». Та­ким образом, этот день ознаменовался серьезным успехом отря­дов «камикадзе», что значительно укрепило веру японского коман­дования в действенность новой тактики в борьбе против кораблей противника и давало возможность компенсировать недостаточ­ную эффективность базовых бомбардировщиков точностью попа­дания человекоуправляемых средств поражения.

В тот же вечер 13 G4M из 702-го отряда вылетели в атаку, но по пути получили приказ об отмене удара, поскольку в течение про­шедшего дня произошло два инцидента, связанных с попыткой японских самолетов атаковать свои корабли. Так, в 14:00 был ата­кован палубным торпедоносцем B6N поврежденный японский крейсер «Кумано», а в 17:00 два пикировщика D3A нанесли удар по флоту адмирала Курита. Получив сообщения, командование 6-го базового авиасоединения решило не рисковать и отказалось от ведения боевых действий в условиях плохой видимости.

Надо отметить, что ранним утром 25-го октября 15 торпедо­носцев Ki-67 из состава 762-й авиагруппы безуспешно атакова­ли 77-е американское оперативное соединение юго-восточнее Окинавы, потеряв 10 машин. На следующий день пятерка «ками­кадзе» повредила эскортный авианосец «Саванна» из состава этого соединения, а 28-го 15 смертников с Лусона и Цебу суме­ли повредить крейсер «Денвер» из 38-го оперативного соедине­ния. 27 ноября экипажи 708-го отряда повредили охотник за под­лодками PCER-848. 29-го и 30-го получили повреждения авиа­носцы «Интрепид», «Франклин» и «Белло Вуд».

1 ноября, несмотря ожесточенное противодействие амери­канской палубной авиации, в залив Лейте пробился транспорт­ный караван, доставивший подкрепление японским частям, а кроме того, на остров перелетело около 80 самолетов, сразу брошенных в атаки на крупные корабли противника. Проведен­ная в тот день комбинированная атака «камикадзе» и обычных бомбардировщиков принесла успех: таранный удар смертника оказался фатальным для эсминца «Абнер Рид», который затонул, а три других — «Андерсон», «Эммен» и «Клэкстон», — испытав­ших на себе сокрушительные порывы «божественного ветра», были сильно повреждены. Еще два — «Баш» и «Кайллен» — полу­чили бомбовые попадания. Вечером 2 и 3 ноября японская авиа­ция бомбила аэродром Таклобан, потопила в заливе Лейте эс­кортный корабль и повредила транспорт. В то же время, за три дня ноября в ходе обычных атак японская авиация сумела повре­дить лишь линкор «Калифорния» и два эсминца.

С первых чисел ноября американцы начали непрерывные на­леты стратегических бомбардировщиков В-29 на Японию с за­хваченных авиабаз на Марианах. Это авиационное наступление японцы попытались приостановить с помощью ответных бомбар­дировочных ударов по базам противника на островах Сайпан, Тиниан и Гуам. При этом в качестве аэродрома подскока использо­вался остров Иводзима. Первая атака состоялась вечером 2 но­ября, когда 10 G4M из состава 703-го отряда 762-й авиагруппы в 20:50 направились к авиабазам противника. Несмотря на атаки ночных истребителей, «Бэтти» отбомбились, правда, потеряв при этом три машины.

6 ноября семь G4M 703-й эскадрильи вме­сте с Ki-67 снова бомбили авиабазы на Сай­пане и Тиниане, но на этот раз противодейст­вие ночных истребителей было гораздо бо­лее ожесточенным, и уцелевшие экипажи ни­чего конкретного о результатах налета по воз­вращению доложить не смогли. 28 ноября 12 «Бэтти» 703-го отряда, взлетев с Иводзимы для атаки Гуама, были затем перенацелены на Сайпан, который бомбили в течении почти полутора часов, с 00:20 до 02:05.

Более удачным оказался рейд, предпри­нятый 6 декабря шестеркой G4M, которая вылетела с Иводзимы в 22:45. К Сайпану экипажи вышли в 03:30, после чего на лет­ных полях в течение получаса, до 04:00, рвались японские бомбы, взрывы которых вызвали несколько пожаров зафиксирован­ных фотокамерами бомбардировщиков. За этот успех также пришлось заплатить: на базу не вернулись две машины.

Между тем, бои на Филиппинах продол­жались. 5 ноября в заливе Лейте вылетев­ший на свободную охоту трехсамолетный патруль из состава 703-го отряда «отловил» отряд американских торпедных катеров и в результате нескольких близких разрывов 250-кг фугасок на дно отправился РТ-320. 7 ноября в районе ос­трова Лусон был тяжело поврежден авианосец «Лексингтон», ко­торый был атакован в предрассветные часы «камикадзе» (веро­ятно, это был Ki-67 из штурмового отряда «Фугаку», сумевший скрытно подобраться в утренних сумерках к такой хорошо охра­няемой цели). Вместе с тем оборонявшиеся, несмотря на пери­одически получаемые подкрепления, испытывали нехватку са­молетов и чтобы возместить понесенные в ходе сражения поте­ри японское командование перебросило 9 ноября с острова Кю­сю на Тайвань 54 самолета из состава штурмового отряда «Т» (18 G4M 762-й авиагруппы, а также P1Y (708-й отряд) и Ki-67 из 98 полка той же авиагруппы.

13-го числа 24 машины перелетели на остров Лусон, где сразу же приняли участие в налетах на вражеские корабли. Вечером то­го же дня пять G4М и несколько P1Y вылетели на поиск транспор­тов противника в открытом море, но из-за плохой организации работы самолетов-осветителей только один G4M сумел сбросить торпеду прицельно. Потери атакующих составили две машины, а еще три были уничтожены на земле во время воздушного налета. Американцы совершили новый налет на Лусон 19 ноября силами палубной авиации и 15 бомбардировщиков Ki-67 Штурмового от­ряда «Т» вылетели в контратаку с Тайваня и Филиппин. Обнару­жив противника в 370 км северо-восточнее Манилы, они безус­пешно пытались нанести удар, потеряв при этом 10 машин.

С 22 ноября начался новый этап борьбы за остров Лейте, харак­терный активизацией японской авиации и успешными высадками на остров армейских частей для поддержки гарнизона. В частнос­ти, подразделения штурмового отряда «Т» совершали налеты на аэродром Таклобан, где в это время размещалось около 150 аме­риканских самолетов. 25 ноября 38-е оперативное соединение американцев подверглось нападению «камикадзе», которые суме­ли нанести повреждения авианосцам «Интрепид», «Кэбот», «Хэнкок» и «Эссекс». 27-го числа началось контрнаступление японских войск на Лейте, поддержанное армейской и флотской авиацией.

Для экипажей G4M из состава 763-й авиагруппы наиболее удачным днем стало 3 декабря, когда бомбардировщики повре­дили в заливе Ормок Бэй эсминец «Ален М.Самнер», а торпедо­носцы поставили точку в судьбе эсминца «Купер». Причем по­следние действовали настолько самоотверженно, что зенитный огонь обороняющихся кораблей вскоре стал неуправляемым, и в результате зенитные снаряды неоднократно накрывали свои же корабли, из которых наиболее пострадавшим оказался эсминец «Моале». На следующий день экипажи 708-й отряда повредили несколькими бомбовыми попаданиями эсминец «Дрейтон».

Помимо указанных выше американских боевых кораблей, к исходу дня 6 декабря были повреждены линкоры «Колорадо» и «Мэриленд», крейсеры «Сэнт Луис» и «Монпелье», эсминцы «Софли», «Олик» и «Магфорд».

К 5 декабря морская авиация на Филиппинах располагала всего 213 самолетами всех типов (боеготовых 136), из них 11 G4M (шесть боеготовых), а спустя два дня, 7 декабря, американ­цы начали высадку нового десанта на западном побережье ост­рова Лейте во фланг японским войскам и, несмотря на гибель и повреждения нескольких эсминцев и транспортов, атакованных «камикадзе» и бомбардировщиками, сумели довести числен­ность своих сил на острове до 240 тысяч человек.

15 декабря последовала высадка десанта на остров Миндоро у южного побережья острова Лусон, а за два дня до этого американ­ские корабли подверглись атаке более чем 150 самолетов с экипа­жами-смертниками, повредившими лишь крейсер «Нэшвилл» и один эсминец. В день высадки были потоплены два десантных судна, авианосец «Маркус Айленд» и два эсминца получили повреждения.

Авиагруппы, вооруженные G4M, смогли вступить в бой лишь 17-го и подняли в атаку только две машины, бомбившие амери­канский плацдарм на острове. В дальнейшем, вылеты на ночные бомбежки совершались двумя самолетами 18, 20, 21 числа, а 22-го и 24-го одним. Кроме того, 24-го один бомбардировщик но­чью атаковал аэродром Таклобан. Таким образом, в конце дека­бря базовая авиация Флота на Филиппинах представляла собой жалкое зрелище, в то время как американцы наращивали силу ударов, громили с использованием тяжелых бомбардировщиков район Манила-Кларк, где находился крупный аэродромный узел, вынуждая японскую авиацию рассредоточиваться, максимально сохраняя силы для нового решительного столкновения.

Этот момент наступил 5 января, когда армейская авиация об­наружила американскую морскую армаду, численностью около 600 кораблей, направлявшуюся к Лусону, где в заливе Лингаен планировалась высадка десанта. Морская авиация была пред­ставлена 31 самолетом (в основном А6М), которые атаковали ко­рабли противника, повредив в совместных с армейской авиаци­ей таранных атаках эскортные авианосцы «Манила Бэй» и «Саво Айленд», крейсеры «Луисвилл» и «Австралия», несколько более мелких кораблей. 6-го числа в ходе новых налетов оказались по­вреждены линкоры «Нью Мексике» и «Калифорния», крейсеры «Австралия», «Коламбия», «Луисвиль», несколько эсминцев и тральщиков, причем, два из них — «Хови» (DMS-11) и «Лонг» (DMS-12) — пополнили счет 703-го отряда. Первый из них зато­нул в результате попадания авиаторпеды, а второй после того, как в него врезался сбитый G4M, экипаж которого не успел сбро­сить торпеду. 8 января таранным ударам подверглись эскортные авианосцы «Кадашан Бэй», «Киткан Бэй» и вновь крейсер «Авст­ралия». На следующий день отличились экипажи бомбардиров­щиков из состава 708-го отряда отправившие на дно у острова Лусон тральщик «Палмер» (DMS-5).

Эти потери заставили союзников отложить нападение на Формо­зу силами авиации быстроходных авианосцев и сосредоточить уси­лия на ударах по Лусону. Американские воздушные атаки на Формо­зу также не оставались безответными: бомбовое попадание полу­чил авианосец «Лэнгли», а в «Тикондерогу» врезался смертник.

В течение всего периода битвы за Филиппины «камикадзе» было потоплено два эскортных авианосца и повреждено 24 авиа­носца различных классов, кроме того было потоплено 22 других боевых корабля и повреждено еще 110. За это же время обычные авиачасти потопили 12 и повредили 25 судов, в основном транс­портов. Однако эти потери не смогли остановить продвижения противника — слишком велика была его мощь. И хотя сопротив­ление японской армии на Филиппинах не прекращалось, острова потеряли для Японии свое стратегическое значение.