Последняя ставка

 

А теперь имеет смысл вернуться к событиям лета 1944 года и рассказать об одной из самых малоизвестных авиагрупп — 721 -и, чья трагическая история неразрывно связана с историей со­здания и применения планирующей бомбы «Ока».

К весне 1944-го ситуация на фронте оставляла желать лучше­го. Противник захватывал все новые и новые территории Импе­рии, в то время как армия и флот бессильны были ему в этом по­мешать. В ходе боевых действий сухопутные войска очень часто бросались в по существу самоубийственные атаки на превосхо­дящие силы союзников в отчаянных попытках переломить ход сражения в свою пользу. В авиации так же встречались случаи сознательного самопожертвования при выполнении боевой за­дачи, которые всячески превозносились командованием как об­разцы высокого духа. Все больше влиятельных чинов в штабах склонялось к мысли об организованном использовании атак смертников-добровольцев, что, по сути, противоречило основ­ным принципам военной стратегии, согласно которым надо уничтожать живую силу врага, максимально сохраняя свою. Од­нако, ситуация подталкивала к принятию абсурдного решения, составной частью которого было желание начать производство нового вида оружия, управляемого человеком и рассчитанным на однократное применение. Но на начальном этапе предпола­галась разработка лишь управляемой торпеды для флота, в ко­торой предусматривалась система экстренного покидания, по­сле того как, экипаж точно направит ее на цель. Для авиации по­добные методы были не применимы и поэтому всерьез не рас­сматривались.

За радикальное изменение взгляда на этот вопрос выступали некоторые офицеры в авиационных частях, и, в частности, ко­мандир 341 -и авиагруппы с базы Татеяма капитан Мотохару Окамура — весьма авторитетный летчик с большим послужным спи­ском. 19 июня, во время посещения этой авиагруппы Командую­щим Вторым Воздушным флотом вице-адмиралом Сигеру Фукудоме, Окамура обратился к нему с просьбой об организации специальных атак. Предложение пошло по инстанциям и нашло поддержку, в частности, у небезызвестного Минору Генда, -офицера Главного штаба авиации флота, одного из разработчи­ков плана нападения на Перл Харбор. Но противники идеи таран­ных ударов были еще сильны и инициатива на время заглохла. Однако после падения Сайпана и начала непрерывных налетов американских «Суперкрепостей» на Японские острова таранная тактика борьбы с превосходящими силами союзников начала всерьез занимать умы высшего военного руководства, получив реальное воплощение в плане «Се», где предусматривалось ис­пользование авиации в самоубийственных атаках.

Тем временем над идеей создания специального самолета для подобных целей уже работал неизвестный никому младший лейтенант Ота, служивший в 1081 -и транспортной авиагруппе на базе в Ацуги. Придя в авиацию флота в 1928 г. штурманом, он принимал участие в боях и составил для себя определенное мне­ние о перспективах дальнейшей борьбы на море и в воздухе. Бы­ло очевидно, что японские ВВС испытывают острую нужду в опытных пилотах, при том что подготовка новых кадров ведется из рук вон плохо, а следовательно, при использовании обычной авиации поправить дела на фронте практически невозможно. Если же применить таранную тактику (идея которой витала в воз­духе), то в этом случае хорошей подготовки от летчиков не тре­буется. В тоже время, зная, что для специальных атак будут ис­пользоваться обычные самолеты с бомбами, Ота задумал разра­ботать доставляемый в район пуска самолетом-носителем осо­бый малоразмерный летательный аппарат с реактивной тягой, скорость пикирования которого бы значительно превосходила скорость обычных самолетов, что давало возможность избежать перехвата истребителями противника.

Узнав о разработках управляемых ракет «воздух-земля», «эн­тузиаст» сумел получить необходимую документацию, изучив ко­торую, он обратился за помощью в проектировании в научно-ис­следовательский отдел воздухоплавания при Токийском импера­торском университете. Была создана модель, прошедшая испы­тания в аэродинамической трубе, после чего полученные данные и эскизы передали в авиационный отдел научно-исследователь­ской лаборатории Флота в Йокосука, где ими начал заниматься капитан 3 ранга Ито, анализировавший по роду своей деятельно­сти поступавшую из Германии информацию о разработке реак­тивных самолетов и ракет.

Резюме по данному вопросу было направлено в Главный штаб Императорского флота, где оно попало в руки Минору Генда, су­мевшему заинтересовать высшее руководство и добиться разре­шения на осуществление проекта постройки крылатой ракеты. Эта машина представляла собой низкоплан с конструкцией фюзе­ляжа и обшивкой крыла, выполненными из алюминиевых сплавов. Само крыло и оперение были деревянными. Боевая часть имела вес 1190 кг и устанавливалась в носовом отсеке фюзеляжа на бол­тах. В качестве силовой установки использовалась связка из трех твердотопливных ракетных двигателей Тип 4 модель 20 общей тя­гой 800 кг и временем работы не более 10 сек, что позволяло раз­вивать скорость до 1000 км/час в пикировании. Пилот располагал­ся в закрытой кабине и пользуясь минимумом приборов и обычной самолетной рукояткой, мог управлять крылатой ракетой, причем имелась бронезащита летчика сзади и снизу, а также запас кисло­рода для полета на больших высотах. Длина самолета-снаряда со­ставляла 6 м, а размах крыла 5 м, общий вес 2140 кг.

16 августа 1944 года был издан приказ о начале опытного производства самолета, получившего кодовое наименование «Мару Дай».Сам проект имел название MXY-7 и в ходе начально­го этапа его осуществления в нем принял участие автор идеи Ота. Одним словом, колеса закрутились и теперь перед идеоло­гами новых методов ведения войны встал щекотливый вопрос -где найти добровольцев в количестве, достаточном для вопло­щения тактики в жизнь. Во все учебные подразделения авиации Флота были разосланы секретные запросы, содержащие требо­вания найти таких летчиков, причем последние не должны были быть информированы о типе самолета, в котором им предстояло совершить последний вылет, а кроме того, кандидаты в смертники не могли быть старшими или единственными детьми в семье. Опасения командования по поводу количества добровольцев оказались напрасными — их набралось более чем достаточно, что давало возможность провести более тщательный отбор.

Фирма Мицубиси получила заказ на создание носителя и в ка­честве базового варианта предполагалось использовать G4M2A модель 24а или b как наиболее отвечающий выдвигаемым тре­бованиям. Крылатая ракета подвешивалась на специальных ско­бах к силовым балкам бомбоотсека, створки которого снима­лись, так, что ракета размещалась в фюзеляже в полуутопленном положении. Отстыковка в полете осуществлялась с помощью пи­ротехнических замков или вручную.

С самого начала идея использования G4M в качестве носите­ля подвергалась сомнению некоторыми специалистами, утверж­давшими , что самолет окажется слишком медлительным и непо­воротливым из-за значительного веса и аэродинамического со­противления «Мару Дай», становясь чрезвычайно уязвимым в районе пуска. Эти опасения нашли подтверждение в ходе битвы за Окинаву. Однако альтернативы такому выбору не было.

Между тем, в начале сентября закончили сборку двух опытных образцов «Мару Дай», которым предстояло пройти всесторон­ние испытания под новым названием «Ока» или «Цветок вишни». Не дожидаясь окончания испытаний, отдел авиации Флота издал приказ о постройке к концу ноября 100 самолетов-снарядов.

15 сентября командиром подразделения, занимающимся формированием авиагруппы «Ока», был назначен капитан Мохотара Окамура, в помощь ему был привлечен командир эскадри­льи 341-й авиагруппы лейтенант-командер Кунихиро Иваки, вплотную занявшийся разработкой программы подготовки пило­тов, которым предстояло отрабатывать пикирование на цель в самолетах А6М «Зеро».

2-й Военно-морской арсенал авиации в Кисарацу и 22-й Ар­сенал в Каноя, занятые производством носителя, получили при­каз увеличить темпы выпуска, а фирма Мицубиси предприняла ряд мер по улучшению живучести самолета и, в частности, раз­работала автоматический углекислотный огнетушитель для внутрифюзеляжного топливного бака, который, кроме того, защи­щался стальными пластинами. Стальной лист устанавливался и за сидением пилота.

Первый же пробный полет G4M с подвешенной «Ока» выявил увеличение на 500-600 м длины разбега. Для компенсации воз­росшего веса полезной нагрузки пришлось сократить запас топлива, это привело к уменьшению дальности на 30%, однако крейсерская скорость все равно снизилась на 10%. Такие ре­зультаты разочаровывающе подействовали на участников про­граммы, поскольку стала очевидна неспособность обеспечить боевую эффективность нового оружия без сильного истреби­тельного прикрытия в районе пуска самолета-снаряда.

Расчеты показывали, что на каждый G4M2e потребуется не ме­нее четырех машин сопровождения, а поскольку вначале планиро­валось отправлять на задание по 18 носителей с «Ока», то, следо­вательно, с ними должны вылетать 72 «Зеро». Вся необходимая информация была передана Минору Генда, обещавшему выде­лить требуемое количество истребителей. В существующих усло­виях для Окамура стало очевидно, что эскадрилья самолетов-но­сителей будет нести серьезные потери, и, поэтому ей требуется опытный командир. На этот пост рекомендовали лейтенант-коммандера Горо Нонаку, имевшего на своем счету 350 вылетов и при этом отличавшегося строптивым нравом и дерзким поведением.

Официальной датой создания 721-й авиагруппы, получившей название «Дзинрай Бугай» или «Отряд Богов-громовержцев» яв­ляется 1 октября 1944 года. Ее командиром стал капитан Окаму­ра, лейтенант-командер Иваки занял пост командира эскадри­льи истребителей, а Нонака — командира подразделения само­летов-носителей. Первоначально подготовка должна была про­ходить на базе Хиакуригахара в префектуре Ибараги, пока шли поиски специального места дислокации. В то же время во все учебно-тренировочные подразделения авиации Флота был ра­зослан приказ отправить отобранных добровольцев к месту но­вой службы. Прибыл на базу и автор идеи «Ока» младший лейте­нант Ота, в обязанности которого вменялось анализировать ре­зультаты боевого применения самолетов-снарядов.

К концу октября начались тренировки будущих пилотов-смертников с использованием истребителей, а 31-го состоялся первый испытательный полет «Ока» с летчиком на борту, кото­рый прошел вполне успешно.

8 ноября 721 -я группа передислоцировалась на базу в Каноике, куда уже прибыли командиры подразделений и в середине ноября стали приходить контейнеры с разобранными учебными «Ока», к сборке которых приступила специальная группа. Учеб­ная крылатая ракета имела выдвижную посадочную лыжу, а вме­сто боевой части в носовом и хвостовом отсеках фюзеляжа уста­навливались две емкости, заполняемые перед вылетом водой. При этом летные характеристики учебной машины не отличались от боевой. После выполнения тренировочной программы пилот сливал воду и облегченная «Ока» шла на посадку.

15 ноября «Дзинрай Бугай» вошел в состав авиации Объеди­ненного флота. Командиром эскадрильи самолетов-снарядов был назначен лейтенант-командер Хасиро Янасигава, эскадри­лья самолетов-носителей получила название 711-й ударный от­ряде лейтенант-коммандером Нонака во главе. Истребители при­крытия были сведены в 306-й отряд под командой лейтенанта Кунио Кандзаки. Тем временем продолжались учебно-трениро­вочные полеты на «Ока», результатом которых стало серьезное разочарование пилотов в боевых возможностях их машин, глав­ным образом из-за малой дальности полета и отсутствия реаль­ной перспективы на улучшение этого параметра. Твердотоплив­ные ускорители не могли обеспечить пуск ракеты за пределами зоны патрулирования американских истребителей, простирав­шейся на 80 миль от авианосного соединения, а следовательно, сильно возрастала вероятность перехвата неповоротливого и медлительного носителя с подвешенной крылатой ракетой.

В то же время разработка жидкостного реактивного двигате­ля, способного обеспечить желаемую скорость и дальность, за­тягивалась, и, потому, приходилось рассчитывать на то, что име­лось. 25 ноября началась подготовка к переброске 721-й авиа­группы на Филиппины, при этом прикладывались неимоверные усилия, чтобы изготовить 100 самолетов-снарядов к 27 числу. Выбор даты был не случаен: на следующий день Главный штаб флота планировал отправить из Йокосука в Куре недавно пост­роенный гигантский авианосец «Синано», предварительно по­грузив на него 50 крылатых ракет, с тем, чтобы доставить их за­тем на Тайвань и Филиппины. Корабль вышел в море по плану, но до пункта назначения не дошел, будучи потопленным американ­ской подводной лодкой.

1 декабря 89 «Ока» были отправлены в Куре наземным транс­портом, причем 30 из них планировалось погрузить на авианосец «Унрю», который должен был доставить крылатые ракеты на аэ­родром Кларк на остров Лусон — новое место дислокации 721-й авиагруппы. Спустя неделю авианосец «Рюхо» должен был пере­везти еще 58 ракет на Тайвань. К 15 декабря построили 151 раке­ту и их производство было передано 1-му Военно-морскому ар­сеналу в Ибараги, планировавшему выпустить к концу марта 1945 года не менее 600 экземпляров «Ока». 17 декабря авианосец «Ун­рю» вышел из порта Сасебо, а 19-го 721-я авиагруппа и Штурмо­вой отряд «Т» были объединены в 11 -е авиасоединение, причем 708-й отряд «Т»-Бутая со всем личным составом передавался в «Дзинрай Бугай» для проведения пусков крылатых ракет и должен был разместиться на базе в Миядзаки (остров Кюсю). Новый отряд под командованием капитан-лейтенанта Дзиро Адачи напра­вили в Каноике для проведения учебной подготовки, и затем вме­сте с 711 -м отрядом и 306-м истребительным отрядом они долж­ны были передислоцироваться на Филиппины.

В тот же день пришло сообщение о гибели авианосца «Унрю» после атаки американской подводной лодки, что поставило под угрозу весь план использования нового оружия в обороне Фи­липпин. «Рюхо» же прибыл 7 января 1945 года на Тайвань, где на базе Такао в специально сделанных укрытиях разместили до­ставленные самолеты-снаряды и куда в конце января планиро­валось перебросить 721-ю авиагруппу и «Т»-Бутай с острова Кю­сю. 6 января с началом обстрелов острова Лусон в «Дзинрай Бу­гай» пришло пополнение — необстрелянные выпускники кратко­срочных курсов подготовки легкого состава, едва умевших держаться в воздухе, и вместе с недоучками предыдущих наборов они составляли подавляющее большинство пилотов 721-й авиагруппы. Из 231 летчика 215 имели весьма низкую класс­ность «D» (из оставшихся 10 пилотов имели класс «А» и шесть — класс «В»). Одним словом, перспективы были невеселые.

А тем временем, 9 января противник начал высаживаться в заливе Лингайен, захватив к концу первого дня значительный плацдарм. За три дня до этого силы 1 -го и 2-го Воздушных Фло­тов начали эвакуироваться на Тайвань и теперь рассматривался вопрос об ударе 721 -и авиагруппы с этого острова по американ­ским кораблям у Лусона.

К концу января планировалось отправить в Синчжу на Тайване 30 «Ока», в Сингапур — 40 , на Окинаву — 50, и еще по 27 в Кано­ике, Ацуги, Шанхай и на остров Хайнань. 20 января главнокоман­дующий Объединенным Флотом отдал приказ о передислокации 11-го авиасоединения на южную оконечность Кюсю и на новую базу в Каноя и на близлежащие аэродромы начали перебрасывать G4M , истребители, персонал и летчиков.

10 февраля Главный штаб Флота передал 11-е авиасоединение в состав 5-го Воздушного флота, который должен был согласовывать свои действия с 3-м Воздушным флотом, занятым обороной собственно Японских островов. Кроме того, был создан 10-й Воз­душный флот, состоявший из учебных подразделений и нацелен­ный на выполнение самоубийственных атак для окончательного разгрома американских надводных сил на угрожающих направле­ниях. В это время японцы располагали 162 крылатыми ракетами, 72 носителями и 108 истребителями сопровождения.

Бои на Филиппинах, помимо разрыва в японских морских коммуникациях и значительного сокращения поставок сырья в метрополию (в частности, нефти), привели к значительным потерям авиации, что в сочетании с провалом программы подготовки летного состава, делало ее неспособной эффек­тивно использоваться обычным способом. Наступил период тотального применения тактики «специальных атак», посколь­ку иного способа оказать решительное противодействие ожи­даемой американскому вторжению на ближайшие к Японии острова не существовало (японское командование верно рас­считало, что высадки десантов на Формозу и Рюкю будут от­ложены до окончания десантных операций на Филиппинах). Остров Иводзима являлся одним из ключевых пунктов, захват которого, по сути дела, завершал блокаду Японии с моря и воздуха и давал возможность американцам оказывать на острова метрополии неослабное воздушное давление. На остро­ве имелось три аэродрома и основные объекты Хонсю нахо­дились в пределах радиуса действия американских эскортных истребителей, которые могли бы базироваться на Иводзиме после ее захвата, а кроме того, там могла быть обеспечена быть обеспечена возможность посадки поврежденных В-29, действовавших с Марианских островов.

Японцы, в свою очередь, не рассматривали Иводзиму как жизненно важный пункт, и в его обороне предполагалось исполь­зовать только местные силы и ограниченное число «камикадзе».

14 февраля патрульный самолет с о. Иводзима обнаружил к западу от о. Сайпан двигающуюся на север группу кораблей про­тивника, а на следующий день разведчик с базы Кисарацу доло­жил о приближающихся с юга к острову Иводзима надводных си­лах союзников, не уточнив их состав.

16 февраля начался интенсивный обстрел и удары с воздуха по острову и одновременно бомбардировкам подвергся район То­кио-Иокогама. Одним из объектов атаки стала база в Каноике, где располагалась 722-я авиагруппа, ставшая учебным центром по подготовки пилотов «Ока». В этот роковой день туда перелетели 24 G4M2e капитана Нонака из 721 -и группы для проведения учеб­ных ночных полетов. 722-я группа, получившая название «Тацумаки» («Торнадо»), в этот момент бездействовала из-за отсутствия горючего, причем на территории базы в укрытиях располагалось более 130 самолетов. Авиаудары начались внезапно, поскольку служба оповещения прозевала противника, подходившего к це­лям на малых высотах, и Нонака, надеявшийся получить преду­преждение, хотя и предвидел скорый авианалет, засиделся в дру­жеской компании допоздна и не поднял в воздух свой отряд. Сто­явшие вне укрытий «Бэтти» были практически все уничтожены.

После предварительных рейдов палубной авиации, 19 февра­ля началась высадка американского десанта, положив начало невиданному доселе по своей жестокости сухопутному сраже­нию на Тихоокеанском театре военных действий. Благодаря сложному рельефу местности, развитой оборонительной систе­ме, в том числе и подземной, ни бомбардировка с воздуха, ни обстрелы с моря не приносили желаемого результата и поэтому к моменту прекращения организованного сопротивления 16 марта американцы потеряли около 21 тысячи человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

В первый же день боев в контратаку была брошена 752-я авиа­группа, дислоцированная в Каноя, три самолета которой нанесли удар по американским судам вблизи острова, но успеха не доби­лись. Через день, 21 февраля японская авиация предприняла ре­шительную атаку, когда 704-й отряд 752-й авиагруппы в составе семи G4M вылетел с базы Кисарацу и во взаимодействии с палуб­ными самолетами А6М, D4Y и B6N, базировавшимися на японских островах и входившими в состав 2-го Воздушного флота (или так называемого «Императорского щита»), сумели потопить эскорт­ный авианосец «Бисмарк Си» и повредить авианосец «Саратога», эскортный авианосец «Лунга Пойнт» и четыре транспорта.

704-й отряд бомбил американский плацдарм 23-го и 24-го февраля, предпринимал ночную торпедную атаку на корабли противника 28 февраля, занимался постановкой мин 5 марта и бомбил захваченный американцами аэродром на острове. 25 марта аэродром бомбила 706-я авиагруппа, имевшая в строю самолеты G4M и P1Y. Существенной роли в обороне Иводзимы эта активность японской авиации не сыграла и союзники к сере­дине марта планировали начать десантную операцию против о. Окинава — удобного плацдарма для дальнейшего продвижения, обладавшего множеством мест для устройства аэродромов, прекрасными якорными стоянками и значительной территорией. Американские объединенные экспедиционные силы, готовив­шиеся принять участие в этой самой крупной в истории войны на Тихом океане десантной операции, насчитывали 1213 кораблей, 564 авианосных самолетов и 451 тыс. солдат, а кроме того, выде­ленные силы прикрытия имели в своем составе 82 корабля и 919 самолетов. Близость острова к островам собственно Японии, где сконцентрировались остатки авиации и флота, представляла серьезную угрозу всей операции, не говоря уже о 120 тыс. гарни­зоне, занимавшем хорошо оборудованные оборонительные по­зиции. Японцы, со своей стороны, понимая катастрофические последствия потери Окинавы, готовились бросить в бой боль­шую часть своей авиации используя тактику «специальных атак», причем некоторые армейские авиачасти были подчинены Глав­нокомандующему Объединенным Флотом.

9 марта экипаж разведывательного самолета с острова Трук доложил, что на якорной стоянке Улити (Каролинские острова) скопилось большое количество боевых кораблей противника. Японское командование решило нанести упреждающий удар, чтобы хоть как-то отсрочить американское наступление. И два дня спустя в воздух поднялись 24 самолета P1Y, вооруженных 800 кг бомбами. Эти бомбардировщики из 762-й авиагруппы, входившей в состав «Т-Бутай», вылетели с авиабазы Каноя для совершения таранных ударов, причем половина из них заблудилась, несмотря на то, что группу вела летающая лодка Н8К. Гус­той туман в районе цели помешал атаке и в результате лишь один смертник сумел повредить авианосец «Рэндольф».

Отсутствие информации о намерениях противника вынужда­ло японское командование отдавать противоречивые приказы, что создавало неразбериху и снижало боеготовность частей. Еще 17 марта начался поиск противника и к середине ночи воз­душная разведка, проводившаяся 801-й авиагруппой с исполь­зованием четырехмоторных гидросамолетов Н8К и колесных разведчиков C6N, снабженных радиолокаторами для поиска надводных целей, обнаружила подходящее 58-е оперативное соединение американцев (следует отметить, что этой авиагруп­пе был придан 703-й отряд, имевший в строю 10 самолетов G4M, размещенных на базах Опта и Каноя).

Штаб Флота никак не мог принять решение о начале сраже­ния, ограничиваясь общими пожеланиями о сохранении сил, что заставило адмирала Угаки, как командующего 5-м Воздушным Флотом, отдать приказ об атаке противника всеми силами. В 03:30 утра с аэродромов на юге Кюсю вылетели в атаку 54 бом­бардировщика P1Y и B6N, а затем еще 27 пикировщиков D4Y. Обе группы сумели с небольшими потерями прорваться сквозь истребительное прикрытие и нанесли удар по кораблям амери­канского 58-го авианосного соединения, чьи самолеты яростно штурмовали аэродромы на Кюсю.

В 07:25 утра 18 марта один из экипажей G4M смог прицельно сбросить торпеду по авианосцу «Интрепид», от которой корабль хотя и с трудом, но смог увернуться. Почти сразу торпедоносец был подбит и пилоты, не надеясь вернуться на базу, самоотвер­женно довернули на громаду авианосца, на верхней палубе кото­рого в этот момент шла заправка самолетов. По стечению обсто­ятельств, счетверенные 40-мм «Бофорсы» в это время вели огонь по другим воздушным целям и огромную 13-тонную маши­ну, шедшую на корабль с неотвратимостью рока попытались «ос­тановить» расчеты 20-мм «Эрликонов». В урагане огня пылаю­щая «Бэтти» «глотала» снаряды, но продолжала приближаться. Буквально в нескольких метрах от среза полетной палубы и гале­реи с зенитными автоматами японский двухмоторник взорвался с чудовищным грохотом, засыпав горящими обломками стояв­шие рядом самолеты, и в охватившем верхнюю палубу пожаре почти мгновенно исчезли 45 человек. Около 13:00 попаданием бомбы, сброшенной с пикирующего бомбардировщика D4Y был поврежден авианосец «Йорктаун».

Угаки, ободренный сообщениями о потерях противника, решил бросить в бой «Дзинрай Бугай» и другие подразделения смертни­ков, отдав соответствующий приказ в 12:13. Окамура сразу же распорядился подготовить к вылету по девять носителей из соста­ва 708-го и 711 -го отрядов. Однако подразделение Нонака еще не полностью перебазировалось в Каною, а интенсивные налеты за­держали подготовку уже прибывших машин. И поэтому «отдувать­ся» пришлось 708-у отряду под командованием лейтенанта Адачи, чьи 18 G4M на базе в Уса начали выводить из укрытий и заправлять топливом. В это время пришло сообщение о приближении само­летов противника, а поскольку истребители прикрытия находи­лись в Томитака, Окамура решил бросить их на перехват атакую­щих. Но отчаянные попытки поднять в воздух истребители ни к че­му не привели, поскольку американцы атаковали и эту авиабазу, расстреливая находившиеся на стоянках самолеты.

А 708-й лихорадочно готовился к первому вылету, начав под­вешивать «Ока», как вдруг из-за облаков вынырнула группа «Хеллдайверов» и на аэродром дождем посыпались бомбы. За первой волной самолетов противника последовала вторая и третья, часть истребителей из состава 306-го и 307-го отрядов предпринимали безуспешные попытки помешать полному раз­грому базы Уса. Наконец, к 16:00 сражение закончилось. Из все­го наличного парка японских истребителей боеготовыми оста­лось лишь 32 машины, сильные повреждения получили авиабазы Каноя, Томитака и Уса. 19 марта более тысячи американских са­молетов совершили налет на военно-морскую базу в Курэ, а за­тем на различные объекты в районах Осака, Кобе, Нагоя, Кюсю.

Тем не менее, японцы смогли организовать контратаку враже­ского оперативного соединения и в 07:08 утра авианосец «Фран­клин» получил два бомбовых попадания, вызвавших сильнейший пожар на ангарной палубе, разрушение кормового элеватора, детонацию бомб и ракет на самолетах и снарядов зенитных ору­дий, одним словом, превратившие корабль в пылающую разва­лину. И хотя впоследствии пожар удалось погасить, авианосец, потерявший 724 человека убитыми, был выведен из строя до конца войны. Спустя две минуты, в 07:10, был поражен авиано­сец «Уосп», получивший попадание бомбы, взрыв которой вы­звал пожар на пяти палубах, правда, вскоре локализованный. В тот же день в результате атаки «камикадзе» легкие повреждения получил авианосец «Энтерпрайз».

Между тем, 5-й Воздушный флот был фактически дезоргани­зован вследствие непрерывных ударов вражеской авиации, и его начальник штаба предложил Угаки приостановить все операции, чтобы сохранить оставшиеся силы. Но упрямый адмирал не обра­тил на эти слова никакого внимания , отдав приказ о проведении первого боевого вылета 721-й авиагруппы 21 марта в 09:45, после чего капитан-лейтенант Нонака отобрал 18 лучших пилотов своего отряда, распределив их на шесть трехсамолетных звень­ев. 15 «Бэтти» должны были нести «Ока», а три оставшиеся входи­ли в группу разведки и управления. Пилотов планирующих бомб возглавил лейтенант Мицухаси, а группу из 32 «Зеро» непосред­ственной поддержки — лейтенант Кунио Канадзаки.

В ходе подготовки к вылету случайно попал под вращающий­ся винт и погиб пилот, несший товарищам поднос с чашками тра­диционного саке, что явилось первым скверным предзнамено­ванием. Затем, во время взлета занесло тяжело груженный но­ситель, хвостовое оперение которого задело нескольких прово­жающих, выстроившихся вдоль взлетной полосы. Когда все G4M оказались в воздухе, начали подниматься истребители, один из которых внезапно рухнул на взлетную полосу и взорвался. С авиабазы в Кадзанопара вылетели 23 «Зеро» дальнего охране­ния, большинство из которых вскоре вернулись из-за неисправ­ности топливных насосов. По этой же причине вернулась и поло­вина истребителей ближнего охранения, и, таким образом, G4M остались прикрывать лишь 30 А6М5.

Штаб 5-го Воздушного флота был в замешательстве, а ко все­му еще самолет-разведчик обнаружил три группы американских кораблей, в состав которых входило семь авианосцев, чье воз­душное охранение оставляло атакующим мало шансов на успех. От Нонака не поступало никаких сообщений, хотя для него был выделен специальный радиоканал, и некоторые члены штаба предлагали прекратить операцию. Однако Угаки опять воспроти­вился такому решению. Наконец, после 15:00 даже упрямый ад­мирал понял, что ситуация вышла из-под контроля и приказал отправить радиосообщение Нонака, требующее прекращения выполнения задания, если противник еще не обнаружен, но от­вет так и не пришел.

Шли часы томительного ожидания и лишь после наступления темноты на аэродроме приземлились один за другим три изре­шеченных пулями истребителя. Их пилоты и поведали о случившемся. Около 02:20 мин пополудни, находясь приблизительно в 60 милях от американского флота, авиагруппа была атакована полусотней вражеских истребителей, и после 10-минутного боя оказались сбитыми 10 носителей с «Ока» и 11 «Зеро». Оставши­еся японские истребители были рассеяны, a G4M отделались от планирующих бомб и попытались спастись, перейдя в пикирова­ние. Стало очевидно, что больше никто не вернется и атака пол­ностью провалилась.

В итоге, погибло 160 человек, из них 15 пилотов «Ока». Всем участникам этого трагического вылета посмертно было повыше­но на два ранга воинское звание, а кроме того создали специ­альную исследовательскую группу для разработки эффективных методов использования «Ока», в которую, помимо прочих, вошли вице-адмирал Дзисабуро Озава, заместитель начальника Глав­ного штаба флота, и контр-адмирал Токаду, заместитель Главко­ма Объединенного Флота. Итогом ее работы стал отказ от широ­комасштабного применения планирующих бомб и переход к так­тике внезапных атак малыми силами, а истребители сопровож­дения из приданных отрядов предполагалось вооружить бомба­ми и использовать для нанесения таранных ударов, причем пи­лотами этих самолетов должны были стать бывшие пилоты «Ока», находившиеся в резерве. Новый отряд, получивший на­звание «Кемму», был сформирован 25 марта под командованием капитан 3 ранга Тадаси Накадзима, принимавший участие в ор­ганизации налетов «камикадзе» на Филиппинах.

Тем временем бомбардировщики G4M совершали ночные на­леты на аэродромы и другие объекты захваченного американца­ми острова Иводзима, причем, несмотря на минимальное коли­чество участвовавших в каждой акции бомбардировщиков, их действия доставляли противнику немало хлопот, так что амери­канцы разместили на острове две эскадрильи ночных истребите­лей Р-61 «Черная вдова». Характерный эпизод описан одним из участников ночных перехватов, летчиком 6-й эскадрильи лейте­нантом Хаберманом.

24 марта 1945 г. вечером его истребитель поднялся в воздух и вскоре достиг зоны патрулирования, ожидая сообщений в слу­чае обнаружения целей наземным радаром, что и произошло спустя почти час полета. Экипаж истребителя получил данные для перехвата цели и вскоре обнаружил «духа» (так американ­ские летчики величали японские ночные бомбардировщики — Прим, авт.) на экране бортового радиолокатора. Вражеская ма­шина двигалась очень медленно, набирая высоту и первый кон­такт был потерян, когда Р-61 проскочил мимо цели из-за значи­тельно большей собственной скорости.

Сбросив подвесные топливные баки для улучшения манев­ренности и немного опустив закрылки, чтобы несколько сбро­сить скорость, пилот американского истребителя попытался уравнять ее со скоростью вражеского бомбардировщика. Это был мучительный маневр, поскольку необходимо было прибли­зиться к цели на дальность, позволяющую осуществить визуаль­ный контакт, избежав при этом столкновения.

Совершив разворот на 360°, экипаж восстановил радарный контакт и попытался приблизиться к «духу», но вновь истреби­тель проскочил мимо, хотя наблюдатель сумел в бинокль иден­тифицировать объект атаки как «Бэтти». После нового полного разворота «Черная вдова» оказалась под японской машиной и лейтенант Хаберман окончательно определил тип цели. Пыта­ясь уменьшить скорость, чтобы прицелиться, летчик не сумел избежать сваливания, вновь упустив вражеский бомбардиров­щик. Описав новый круг американцы поняли, что окончательно

потеряли цель, обнаружив на экране своего радара лишь от­метки от сброшенных японцами полос алюминиевой фольги — радиолокационных отражателей, дезориентировавших радар­ных операторов.

С земли поступило новое целеуказание и экипаж сумел обна­ружить цель на экране своего локатора на дальности около 11 км. Этот «дух» шел курсом на юг от острова, но опять слишком медленно, чтобы надежно прицелиться до того, как Р-61 проско­чит мимо. Истребитель раз за разом описывал круги, пытаясь за­нять оптимальное положение для стрельбы в течение 45 минут, в то время как «Бэтти» продолжала лететь, набирая высоту. Каза­лось, и этот контакт будет потерян, но спустя короткое время японский бомбардировщик, достигнув высоты 4,5 км увеличил скорость, давая возможность осуществить сближение. На дис­танции 180 м G4M стал виден невооруженным глазом и теперь самолеты летели почти с одинаковой скоростью. Неожиданно вражеский самолет начал выполнять левый поворот, очевидно пытаясь взять курс на Иводзиму, и Хаберману стало ясно, что он вновь может остаться с носом. Времени на новые маневры уже не было и на дистанции 50 м американский летчик сумел пой­мать в прицел правый двигатель «духа», выпустив короткую оче­редь из всех пушек и проскочил прямо под целью, чуть не прота­ранив ее. Но и одной очереди оказалось достаточно, поскольку пушки были заряжены бронебойными, зажигательными и раз­рывными снарядами. «Бэтти» ярко запылала и затем неожидан­но взорвалась.

Описанный случай демонстрирует неоспоримые достоинства крыла с малой нагрузкой, при том, что относительно низкая мак­симальная скорость G4M сочеталась с возможностью держаться в воздухе на минимальных оборотах двигателя, избегая срыва потока и сваливания.

25 марта Главнокомандующий Объединенным флотом издал приказ о начале операции «Тенго», при этом 3-й Воздушный флот придавался 5-му, а вся авиатехника перебрасывалась на южную оконечность Кюсю. Предусматривалось провести налеты силами этих объединений на американские оперативные соединения, а 10-й Воздушный флот, состоявший из учебных подразделений, должен был атаковать транспортные и десантные суда противника.

Вечером 25-го в атаку вылетели 25 «камикадзе», поддержан­ные обычной авиацией, результатом которой стало повреждение эсминца «Кимберли», минзага и двух быстроходных транспортов (последние получили попадания бомб, сброшенных с пикиров­щиков). На следующий день, во время высадки американского десанта на мелкие острова вокруг Окинавы, 11 самолетов из состава «специальных отрядов» сумели поразить линкор «Нева­да», крейсер «Билокси» и четыре эсминца. 28-го числа перед рассветом началась подготовка шести самолетов-носителей, первый из которых поднялся в воздух в 02:21. Группа отправи­лась в район Окинавы, обстреливаемой американскими кораб­лями. Одним из пилотов «Ока» был старший унтер-офицер Яма-мура — человек, которому судьба уготовала небывалые испыта­ния, о которых он сумел поведать впоследствии.

Перед вылетом настроение у него было похоронное, в пред­рассветных сумерках вид цветущей вишни за стеклами кабины вызывал слезы жалости к себе. Над океаном G4M попала в поло­су густого тумана и постепенно снижаясь на высоте 3000 м пилот нашел просвет, позволивший уточнить местоположение самоле­та. По всем признакам, противник должен был быть где-то по­близости и Ямамура, сняв спасательный жилет приготовился спуститься в самолет-снаряд. Внезапно по носителю застучали пули, а рядом мелькнули огоньки выхлопов двигателей амери­канских истребителей. Летчик в крутом вираже увел бомбарди­ровщик в облака на высоте около 1000 м, но противник не отста­вал и планирование перешло в пике.

От тяжелой «Ока» пришлось избавиться еще раньше и теперь Ямамура сидел за пилотом и через его плечо вдруг увидел, что стрелка альтиметра находится у нуля. На скорости более 500 км/час бомбардировщик стремительно несся к воде и страшный удар бросил несостоявшегося смертника в небытие. Когда он оч­нулся, кругом была вода и пришлось здорово поработать руками и ногами чтобы выбраться на поверхность, где его ждал неприятный сюрприз: пространство вокруг было залито горящим бензином и он был вынужден несколько раз нырять, чтобы достичь чистого участка. Вода была очень холодная, и Ямамура понимал, что без спасательного жилета ему долго не продержаться. Неожиданно среди обломков самолета он наткнулся на плавающее сидение, а затем, услышав крики людей, поплыл в этом направлении и ока­зался в компании нескольких членов экипажа, раненых и обожженных. Одев снятый с плавающего поблизости трупа жилет, Ямаму­ра подбадривал ослабевших, призывая держаться вместе и наде­яться на помощь. И эта помощь пришла в лице рыбаков из при­брежной деревеньки, чья утлая лодчонка внезапно вынырнула из тумана в нескольких десятках метров от тонущих японцев.

Из остальных участников вылета один носитель сбился с кур­са и вернулся на базу, другой совершил вынужденную посадку, а третий в условиях плохой видимости врезался в гору. Два G4M просто бесследно исчезли.

30 марта флагман 5-го американского флота крейсер «Индианаполис» был таранен смертником и адмиралу Спрюэнсу при­шлось перенести флаг на линкор «Нью Мексике».

1 апреля началась высадка главных десантных сил на Окина­ву. В тот же день совершили боевой вылет три самолета-носите­ля с «Ока» из состава 721-й авиагруппы под прикрытием трех ис­требителей А6М. Подкравшись на малой высоте к кораблям про­тивника G4M сбросили свои самолеты-снаряды, один из кото­рых угодил в носовую артиллерийскую башню линкора «Уэст Вирджиния», а две других «Ока» и японские пикирующие и гори­зонтальные бомбардировщики добились попаданий в эсминец, тральщик и транспорт.

В первый же день высадки американцы на центральном аэро­дроме Окинавы обнаружили среди обломков самолетов бунке­ры, в которых находились «Ока». Их тщательно упаковали и от­правили в Штаты для изучения.

2 апреля четыре «Зеро» из отряда «Кемму», с 250-кг бомбами и половинной заправкой горючего, предприняли атаку на амери­канские корабли в районе Окинавы. Затем вылетели для таран­ных ударов еще восемь истребителей, причем, два из них верну­лись из-за неполадок в двигателях. Только четыре смертника су­мели поразить выгружавшие 77-ю пехотную дивизию четыре транспорта, остальные были сбиты истребителями. В налетах приняли участие также 18 G4M из состава 704-го отряда, входившего в состав 801-й авиагруппы.

3 апреля повреждения в результате таранных ударов получи­ли эскортный авианосец «Уэйк Айленд» и еще несколько кораб­лей, однако пятерка G4M из состава 704-й отряда пробиться че­рез ордер ПВО к американским кораблям не смогла.

С целью концентрации сил, японское командование решило переподчинить 10-й Воздушный флот 5-му, перебросив его на остров Кюсю, и усилить 6-ю Воздушную армию для организации отпора наступающему противнику. Подготовка к массированным «специальным атакам», получившим общее название операции «Кикусуй» («плывущая хризантема»), велась до 5 апреля. 1-я операция «Кикусуй» предполагала диверсионный рейд гигант­ского линкора «Ямато», крейсера и восьми эсминцев к Окинаве с целью разгрома американской якорной стоянки и последующим добиванием уцелевших кораблей эскадрильями «камикадзе». Флотская авиация собрала 163 машины разных типов — истре­бители А6М с подвешенными бомбами, пикировщики D4Y и D3A. Еще 62 самолета подготовили армейцы.

В 721 -и авиагруппе сформировали несколько эскадрилий пи­кирующих бомбардировщиков, базировавшихся в Каноя, в зада­чу которых входила атака боевых кораблей противника около Окинавы с использованием таранной тактики. Главными целями «Ока» должны были стать американские авианосцы.

6 апреля в 08:00 утра с авиабаз южного Кюсю стали взлетать группы истребителей, чтобы отвлечь вражеские перехватчики от Окинавы, а несколько бомбардировщиков должны были сбросить алюминиевую фольгу у западного побережья острова, чтобы сбить с толку операторов американских радаров. Разведка обнаружила в водах к северу от Окинавы четыре группы американских кораблей и в атаку бросили 150 самолетов авиации флота, в числе которых были пикирующие бомбардировщики 721-й авиагруппы и 18 ис­требителей-бомбардировщиков из отряда «Кемму».

Около 12:30 основная масса атакующих прорвалась через ис­требительное прикрытие противника и, потеряв еще несколько машин от огня зенитной артиллерии, устремилась на цели. На­чался кровавый хаос, прекратившийся вместе с гибелью послед­него смертника и унесший на дно пять американских эсминцев и столько же транспортов. Кроме того, повреждения получили авианосцы «Илластриес», «Сан Джасинто», «Кэбот», семь эсмин­цев и несколько транспортов.

На следующий день, в 07:10 мясорубка повторилась. В бой были брошены 54 «камикадзе», из состава 5-го Воздушного фло­та, с которыми плечом к плечу устремились в свой последний путь более 120 машин из состава ВВС Императорской армии. В ходе атаки американцы сбили около 30 самолетов морской авиа­ции, а 24 вернулись не выполнив задания из-за различных неис­правностей. Зато оставшиеся самоубийцы серьезно повредили линкор «Мэриленд» и эсминец радарного дозора, меньше пострадали авианосец «Хэнкок», два эсминца и тральщик. Три G4M из состава 701-го отдельного отряда с острова Тайвань участвовали в налетах. 8-го и 9-го числа в ходе атак одиночных са­молетов получили повреждения еще два эсминца и тральщик, а в целом за период с 6 по 10 апреля американцы потеряли от воз­душных атак 466 человек убитыми и 579 ранеными. 9-го числа тройка G4M из 701-го отряда вновь безуспешно атаковала ко­рабли противника.

Как бы там ни было, но вице-адмирал Угаки был доволен ре­зультатами операции и отправил зашифрованную телеграмму адмиралу Тойода, предлагая изыскать резервы для продолжения вылетов смертников, с чем последний и согласился 9 апреля, от­дав приказ о проведении операции «Кикусуй-2», первая фаза ко­торой началась 11-го числа. Вначале 60 самолетов флота, в том числе 16 истребителей с бомбами из отряда «Кемму», атаковали американские корабли у острова Кикаигасима. Следующие волна смертников, состоявшая из 60 армейских и 10 морских самоле­тов, пробившись через все преграды, атаковала якорную стоянку у Окинавы. За ней подошли еще 40 «камикадзе», в их числе 12 ма­шин из состава эскадрильи «Кемму», нанесшие удар по кораблям союзников между островами Кюсю и Окинава.

Авианосец «Энтерпрайз», только что вернувшийся в строй, вновь получил серьезные повреждения в результате тарана двух пикировщиков D4Y. Такая же участь постигла два эсминца радио­локационного дозора, линкор «Миссури» и авианосец «Эссекс», у которого в результате взрыва у борта вражеского самолета бы­ли повреждены топливные цистерны и левая машина.

На следующий день сразу после полудня в воздух поднялись 50 морских и 70 армейских самолетов, а также восемь носителей «Ока» из «Дзинрай Бугай», которые направились вместе с выле­тевшими позднее 19 пикирующими бомбардировщиками 721-й авиагруппы в район Окинавы.

Этот день ознаменовался первым успешным применением пилотируемых крылатых ракет. Спустя два часа после вылета из Каноя, G4M были атакованы истребителями, но самолет, где в качестве пилота «Оки» находился младший лейтенант запаса Сабуро Дои, укрывшись в облаках, продолжил полет. В 14:15 на­блюдатель обнаружил группу кораблей противника и Дои спус­тился в кабину планирующей бомбы, откуда просигналил о го­товности к пуску. Тем временем, обнаружив в небе одинокий бомбардировщик, корабли открыли зенитный огонь и вскоре во­круг носителя начали рваться зенитные снаряды, от разрывов которых машину буквально затрясло.

Находясь примерно в 18 км от цели на высоте 6000 м, командир корабля нажал кнопку сброса, но «Ока» не отделилась и пришлось проводить расстыковку вручную. Бомбардировщик подбросило вверх, когда бомба отошла и экипаж увидел дымную черту устремившуюся к американскому соединению, а затем столб чер­ного дыма, поднявшийся из воды. В Каною передали сообщение о потоплении линкора и повернули на базу. Внезапно загорелся пра­вый двигатель, но пилоту удалось сбить пламя крутым пикировани­ем, после чего в 17:45 самолет благополучно достиг авиабазы.

Впоследствии выяснилось, что в результате таранного удара «Ока» младшего лейтенанта Дои затонул эсминец радиолокаци­онного дозора «Маннерт Л.Абель», причем вначале в него врезался «Зеро» с подвешенной бомбой, а взрыв самолета-сна­ряда разломил злосчастный корабль пополам. Кроме того, еще один истребитель угодил в находившееся поблизости судно под­держки, которое, однако, осталось на плаву. В этот же день за­фиксировано еще три атаки «Богов-громовержцев». Одна «Ока» чуть-чуть промахнулась по переоборудованному из эсминца минному тральщику «Джеферсон», спешившему на выручку эки­пажу эсминца «Абель», и взорвалась в 50 м от борта, повредив верхнюю палубу.

Еще две планирующие бомбы устремились к эсминцу «Стэнли». Уже на подлете зенитный снаряд срезал плоскость одной «Ока». Начавший заваливаться смертоносный летательный аппарат, к счастью, промчался впритирку с корабельными надстройками и взорвался на безопасном расстоянии. Однако другой «цветок вишни» под небольшим углом угодил эсминцу в носовую часть корпуса, но поскольку взрыватель имел замедление, то «Ока» про­шила ее насквозь и взорвалась уже над водой, что в сущности и спасло корабль. Досталось еще четырем эсминцам радиолокаци­онного дозора, а в районе между Окинавой и островами Керамо Ретто японские атаки сильно потрепали линкоры «Теннесси» и «Айдахо», пять эсминцев и три более мелких корабля.

К исходу дня 12 апреля в «Дзинрай Бугай» оставалось 70 чело­век и в различные авиачасти поступил приказ о срочном наборе добровольцев-смертников, как было объявлено, для продолже­ния непрерывных атак на силы противника.

В период с 5 по 12 апреля японцы осуществили очередную ак­цию по минированию прибрежных вод острова Окинава. G4M2a мод. 24 из состава 703-го отряда 801-й авиагруппы действовали в темное время суток, беря на борт по четыре мины. В ходе пер­вого вылета 5-го числа три минных заградителя покинули Каноя в 21:30 и постав мины в районе северного аэродрома вернулись на базу в 04:30 утра в полном составе. Однако, следующий вылет ознаменовался серьезными потерями, когда из девяти машин, принявших участие в минных постановках в бухте Накугусуку, пять не вернулись. Тем не менее, результатом этой деятельности стала гибель в последующие дни нескольких тральщиков врага.

14 апреля был получен приказ о боевом вылете 721-й группы, в дневное время и в воздух поднялись семь носителей «Ока», эс­кадрилья истребителей-бомбардировщиков из отряда «Кемму» и две эскадрильи пикировщиков D4Y, сопровождаемые 125 истре­бителями с нескольких авиабаз, причем одним из подразделе­ний командовал упоминавшийся ранее Минору Генда. В районе острова Кикаигасима эскадрилья капитана Генда атаковала в ус­ловиях плохой видимости группу истребителей противника, ко­торыми на самом деле оказались японские самолеты, выделен­ные для охранения ударного соединения. До момента, когда ошибка стала очевидна у одних истребителей оставался слишком небольшой запас топлива, а другие сильно пострадали во время боя, так что вся группа сопровождения дружно повернула домой, оставив самолеты-носители без защиты. Спустя некото­рое время из-за неполадок в двигателях вынуждены были повер­нуть назад два пикировщика, а остальные, включая все G4M, просто исчезли без следа.

Еще 15 D4Y из состава 721-й авиагруппы были посланы для атаки двух поврежденных авианосцев противника, стоявших на якоре у острова Керамо. Шесть бомбардировщиков вернулись на базу из-за различных отказов оборудования, а от оставшихся де­вяти пришло радиосообщение: «Вижу корабли противника...» и больше никаких известий не поступало. Всего в двух описанных вылетах погибло 83 пилота «Дзинрай Бугай», что возможно яви­лось ценой за повреждение линкора «Нью-Йорк» и трех эсминцев.

За 20 дней, прошедших после вылета лейтенанта Нонака и его отряда погибло в общей сложности 172 человека из состава 721-й группы, из них 11 пилотов «Ока» и 49 членов экипажей са­молетов-носителей. Оставшееся количество поделили между собой экипажи пикирующих бомбардировщиков и истребите­лей. Тем временем 14 апреля в Каною прибыло пополнение из 16 офицеров запаса и 25 унтер-офицеров, которые получили при­каз готовиться к завтрашнему вылету. 15 апреля около 14:00 на­чался налет авиации противника, причем было очевидно, что прилетели они с аэродромов Окинавы, что надоумило японцев выслать вдогонку как можно больше истребителей, чтобы атако­вать американцев во время посадки. Но диверсия не удалась и большинство преследователей было сбито.

На следующий день, в ходе 3-й операции «Кикусуй» 50 армей­ских и 70 морских самолетов совершили новый налет на якорную стоянку Керамо, в их числе были шесть носителей «Ока» и 12 D4Y из состава 721-й авиагруппы, причем на этот раз экипажи G4M, сумев уклониться от перехвата, запустили свои планирующие бомбы, но ни одна из них цели не достигла. Еще 40 «камикадзе», включая истребители-бомбардировщики из отряда «Кемму» и пикировщики из 721-й группы, атаковали американское опера­тивное соединение к востоку от острова Кикаигасима, при этом потери составили 21 машину.

Тем временем авиабаза в Каноя подверглась атаке более ста палубных самолетов противника и после ее окончания для кон­трудара вылетели 12 истребителей эскадрильи «Кемму» и 22 D4Y. Эта группа потеряла 15 самолетов. 17-го 49 «камикадзе» атаковали и сильно повредили линкор «Миссури», авианосец «Интрепид» и эсминец. С 6 по 17 апреля «специальные отряды» вместе с обычными авиачастями повредили около 100 амери­канских кораблей, и в штабе 5-го Воздуш­ного флота по перехваченным радиосооб­щениям противника, сложилось справед­ливое мнение, что команды кораблей союз­ников измотаны до предела постоянной уг­розой с воздуха независимо от погоды и времени суток. Множество поврежденных кораблей скопилось на якорной стоянке у острова Керамо, являя собой результаты ужасной японской тактики. Безусловно, действия «камикадзе» сорвали план быст­рой оккупации Окинавы и вынудили амери­канское командование перенацелить дей­ствовавшие с Марианских островов В-29 с промышленных объектов Империи на авиа­базы острова Кюсю.

Несмотря на эти успехи, для Император­ской Ставки стал очевиден факт истощения сил ВВС армии и флота, грозивший срывом операции «Кикусуй», в ходе которой так и не удалось остановить захвата Окинавы про­тивником. 17 апреля с началом бомбардиро­вок Кюсю, адмирал Тоеда распорядился за­действовать часть авиации 10-го Воздушно­го флота в подготовке операции «Кецуго» («Последняя надежда»), целью которой яв­лялась организация обороны Метрополии. К этому времени в 5-м Воздушном флоте ос­тавалось около 600 самолетов, из них 350 боеготовых. 721-я авиагруппа получила по­полнение летчиками и техникой, при этом поступил приказ о передислокации на авиа­базу Томитака из-за непрерывных авианале­тов «Суперкрепостей».

Оставшаяся техника тщательно укрыва­лась в тоннелях. Началась лихорадочная под­готовка новых пилотов «Ока», а 28 апреля стало 1 -м днем четвертой по счету операции «Кикусуй», в ходе которой предполагалось провести ночную атаку стоявших на якоре у Окинавы вражеских кораблей силами 40 ар­мейских и 40 морских самолетов, четыре из которых несли самоле­ты-снаряды «Ока». Носители поднялись в воздух и летели в кро­мешной тьме как вдруг самолеты затрясло от разрывов зенитных снарядов и стало очевидно, что противник рядом. Наохико Ямагива, пилот одной из планирующих бомб занял свое место в крошеч­ной кабине, ожидая сигнала на запуск. Пилот бомбардировщика пытался разглядеть что-нибудь внизу, но видимость была нулевая. И тут Ямагива крикнул по переговорному устройству: «Отстыкуйте «Ока», я спикирую на вспышку от выстрела!». Почти машинально командир экипажа носителя нажал на кнопку расстыковки и планирующая бомба мгновенно исчезла во мгле.

Спустя некоторое время пронзительный крик одного из чле­нов экипажа заставил всех за исключением пилотов прильнуть к окнам: багровое зарево поднявшееся с поверхности моря вско­ре превратилось в столб огня, что могло означать только прямое попадание в корабль противника. Всеобщее ликование прекра­тилось, когда G4M атаковали американские истребители и при­шлось совершить вынужденную посадку на воду.

Из трех остальных носителей успех не сопутствовал никому. Еще одна машина из-за различных повреждений избавилась от самолета-снаряда и села на воду, а другая, будучи перехвачен­ной истребителями далеко от цели, повернула на базу. Экипаж третьего G4M радировал о неполадках в двигателе, после чего сбросил «Ока» и повернул домой, но до базы не добрался бес­следно исчезнув над океанскими просторами.

29 апреля 721-я авиагруппа совершила налет на вражеские корабли, курсировавшие вдоль побережья Окинавы, силами 12 истребителей отряда «Кемму» и 21 пикировщика D4Y, причем об­ратно вернулись два А6М и четыре бомбардировщика. За пери­од с 27 по 30 апреля повреждения получили около 20 транспор­тов и боевых кораблей, включая крейсер «Бирмингем». 3 мая был поврежден эскортный авианосец «Сэнгамон», а на следующий день, 4 мая, японские войска на Окинаве начали широкомас­штабное контрнаступление, поддержанное операцией ВВС ар­мии и флота «Кикусуй-5», в которой были задействованы 50 ар­мейских и 70 морских самолетов, включая семь G4M с планиру­ющими бомбами «Ока». Одна из них, пилотируемая лейтенантом запаса Охаси, угодила в район мостика минзага «Ши» и, пробив корпус, взорвалась, почти мгновенно отправив в небытие 118 членов экипажа. Другая, ведомая старшим унтер-офицером Исивата, направилась к тральщику «Гэйти», но пилот ошибся и взрыв произошел в воде, повредив артиллерийские установки корабля. Еще один носитель сумел вернуться на базу после бе­зуспешной атаки, а четыре оставшихся пропали без вести.

В тот же день получили попадания смертников британские авианосцы «Формидебл» и «Индомитебл». На этот момент число погибших пилотов в 721 -и авиагруппе составило 587 человек. До 9 мая были потоплены три эсминца радиолокационного дозора, че­тыре эсминца получили повреждения различной степени тяжести, равно как и в общей сложности 10 тральщиков. Общие потери аме­риканцев составили за указанное время 605 убитых и 806 раненых.

11 мая поступил приказ на проведение операции «Кикусуй-6». Пилоты самолетов-снарядов Мицуо Ямадзаки и Кодзи Кацумура должны были врезаться во взлетно-посадочную полосу северно­го аэродрома Окинавы, чтобы хоть ненадолго снизить его бое­способность и дать остальным атакующим шанс избежать пере­хвата базировавшимися на нем истребителями. После долгих препирательств и уговоров оба летчика согласились и в 13:56 в воздух поднялся первый носитель, а спустя 8 минут второй. Но им невероятно повезло: бомбардировщик Ямадзаки вернулся на базу из-за неполадок в двигателях, а носитель Кацумуры попал над Окинавой в густую облачность и экипаж не обнаружив цель, вернулся на базу. Надо сказать, что это был уже третий безус­пешный вылет и командиру, старшему унтер-офицеру Наоми Ка­нату, по возвращении дали понять, что его считают трусом.

В 05:00 утра для удара по кораблям противника в районе Оки­навы вылетели 40 армейских самолетов, четыре носителя «Ока», а также смешанная группа истребителей-бомбардировщиков из состава эскадрильи «Кемму» и пикирующих бомбардировщиков из 721-й авиагруппы общим количеством 26 машин. Однако, один G4M вскоре повернул обратно из-за неполадок в двигателях, а остальные были перехвачены американскими истребителями на дальних подступах к объекту атаки и лишь один экипаж смог запус­тить свой самолет-снаряд рухнувший в воду рядом с эсминцем «Эванс», но «Ока», взорвавшись у борта, хотя и нанесла кораблю серьезные повреждения, потопить его не смогла.

Остальные G4M были сбиты, как, впрочем, и большинство других «камикадзе». Тем не менее, пилот одного из «Зеро» сумел прорваться к флагманскому авианосцу «Банкер Хилл» и врезать­ся в него с правого борта у третьего лифта. Взрыв на ангарной палубе уничтожил большую часть находившихся там самолетов и вызвал пожар. Следом рухнул пикировщик D4Y, взорвавшийся в районе «острова». Двигатель «Джуди» проник в помещение шта­ба оперативного соединения, уничтожив там большую часть офицеров из его состава, а общие потери составили 391 убитых и 264 раненых.

12 мая Главный штаб флота слил все учебно-тренировочные и разведывательные авиачасти в один воздушный флот для про­должения атак на корабли союзников у Окинавы. В тот же день в ходе продолжавшихся налетов смертников был тяжело повреж­ден линкор «Нью Мексике». 13-го числа американцы атаковали авиабазы в южной части острова Кюсю почти 900 самолетами, однако, на следующий день, 14-го числа, несмотря на продолжа­ющиеся налеты, 28 А6М и D4Y из состава 721-й авиагруппы на­несли ответный удар, в ходе которого был серьезно поврежден флагманский авианосец «Энтерпрайз», после чего эта роль пе­решла к авианосцу «Рэндолф».

Загнанные в горы японские сухопутные войска на Окинаве ока­зались на грани поражения и верховное командование, намерева­вшееся активизировать действия «камикадзе», наметило на 25 мая начало операции «Кикусуй-7». В этот день в атаку вылетели 20 ар­мейских самолетов и 100 флотских, включая 14 носителей самолетов-снарядов «Ока». Среди пилотов самолетов-снарядов был и упоминавшийся ранее унтер-офицер Ямамура. Сразу после взлета, его G4M попал в полосу проливного дождя и полет до цели проходил в непроглядной мгле. Наконец, поступила команда за­нять место в кабине «Ока» и Ямамура, закрыв фонарь, замер в ожи­дании сигнала на расстыковку. Дождь не прекращался и видимость была очень плохая. Ожидание становилось невыносимым, как вдруг в наушниках прозвучал приказ возвращаться в носитель.

В полуобморочном состоянии унтер-офицер открыл фонарь ка­бины и был втащен экипажем в чрево бомбардировщика, который благополучно вернулся на базу. Из-за плохой погоды возвратились еще 10 носителей, оставшиеся три исчезли без следа. Итогом это­го дня стало потопление трех транспортов, повреждение трех эс­минцев, нескольких тральщиков и судов поддержки.

Союзники, невзирая на непогоду, продолжали наносить не­прерывные воздушные удары по основным островам Японии, сосредоточив свои авианосцы в районе Окинавы. Японское ко­мандование вынуждено было признать, что битва за этот остров проиграна, и необходимо сосредоточить силы для защиты Мет­рополии. Последний вылет «Богов-Громовержцев» в район Оки­навы состоялся 22 июня, когда рано утром в воздух поднялись шесть носителей «Ока» и восемь пикировщиков, сопровождае­мые (о чудо!) 66 истребителями с авиабазы в Кадзанопаре. Но спустя час 25 «Зеро» повернули домой из-за неполадок в двига­телях, а остальное прикрытие разогнали американские истреби­тели, так что экипажам G4M пришлось пробиваться к Окинаве без охранения. А на борту одной из них ожидал своего смертно­го часа все тот же «счастливчик» Ямамура, нервы которого уже не могли вынести таких испытаний.

Наконец, на подходе к острову Иедзима экипаж носителя об­наружил кильватерные струи вражеского корабля и пилот «Оки» огромным усилием воли заставил себя занять место в кабине са­молета-снаряда. Сообщив о готовности и получив в ответ сигнал о расстыковке, Ямамура приготовился запустить реактивные двигатели, но «Ока» продолжала висеть под брюхом самолета. В ярости смертник начал раскачивать свой ракетоплан, надеясь, что он сорвется с креплений, но судьбе было угодно, чтобы этот человек остался жив. На базу вернулись еще два носителя, а три других самолета погибли. Из восьми пикировщиков семь были сбиты истребителями противника, а восьмой совершил вынуж­денную посадку на воду.

С момента начала сражения за Окинаву 701-й и 704-й отряды, а также 801-я авиагруппа принимали активное участие в боевых действиях. Экипажи G4M наносили бомбовые удары по кораб­лям противника в районе острова либо в темное время суток, ли­бо в условиях плохой видимости. Пик активности приходится на вторую половину апреля: налеты совершались 14, 20, 26, 27, 28-го и 29-го числа. В мае бомбежки осуществлялись лишь дважды: 5-го и 27-го, а затем 2 июня и 29 июля.

С середины апреля экипажи уцелевших машин были перена­целены на удары главным образом по аэродромам Окинавы. Первая атака состоялась 15 апреля, когда восемь G4M из 704-го отряда, взлетев с авиабазы Каноя, и пять машин из 701-го от­дельного отряда с Формозы бомбили Северный и Центральный аэродромы острова. За месяц было проведено еще четыре нале­та, в мае количество рейдов возросло до 12, а в июне упало до восьми. Помимо этого, G4M наносили удары по складам пред­метов снабжения союзников и сбрасывали грузы обороняющим­ся войскам. Но вся эта активность не могла изменить исход сра­жения за Окинаву, которая привела к краху последних надежд японского командования избежать вражеского вторжения на священную землю Японской Империи. Несмотря на значитель­ные потери американцев, составивших 13 тыс. человек убитыми и 35 тыс. ранеными, потопление 36 боевых кораблей и транспортных судов, а также различные повреждения, нанесенные еще 368, и потерю 760 самолетов, переломить ход боевых дей­ствий в свою пользу японским военным не удалось.

Потери японской стороны превышали потери союзников и по самолетам и по личному составу. Всего с начала апреля по 22 июня в боях к югу от острова Кюсю морская авиация совершила 3700 боевых вылетов, из них около 1050 пришлись на долю пилотов-«камикадзе». Боевые потери при этом составили 2375 само­летов, а эксплуатационные — 1850. Кроме того, примерно столь­ко же было уничтожено на земле от налетов американской палубной авиации.

«Дзинрай Бугай», как самая активная боевая единица из час­тей имевших на вооружении бомбардировщики G4M, понес наи­более серьезные потери. Из имевшихся в его составе 185 носи­телей было уничтожено 118, с которыми погибло 438 человек летного состава, включая 56 пилотов «Ока». Из 368 пикировщи­ков и истребителей отряда «Кемму» было израсходовано 284. вместе с тем, стоит отметить, что американские военные трезво оценивали свои силы и отнюдь не рассчитывали на легкую побе­ду в случае вторжения на территорию Метрополии, причем цена за эту победу, судя по итогам сражения за Окинаву, должна была неизмеримо возрасти — Империя готовилась к тотальной войне!

Однако к началу июля активность японской авиации почти со­шла на нет, что было связано с подготовкой к отражению предпо­лагаемого вторжения сил союзников на Японские острова, при этом авиация тщательно рассредоточивалась и маскировалась, а это в свою очередь давало американцам возможность беспре­пятственно наносить удары по промышленным объектам Импе­рии и блокировать все морские коммуникации, а также выводить из строя аэродромы. Постоянные бомбежки авиазаводов, осу­ществляемые соединениями «Суперкрепостей», существенно сказывались на поставках авиационной техники в войска и по­этому боеспособность частей, вооруженных G4M, к июню 1945 г. значительно снизилась, что немедленно сказалось на их роли в противостоянии с силами союзников.

Помимо упомянутых выше 721-й авиагруппы и 703-го отряда комбинированной 801-й авиагруппы, участие в сражениях весны-лета 1945 г. принимали 706-я авиагруппа, 704-й отряд, 701 -и неза­висимый авиаотряд, 7-й и 98-й авиаполки как элемент 762-й авиа­группы и 1001-я авиагруппа, созданная в 1943 г. как транспортная, но к описываемому периоду получившая на вооружение новей­шую модификацию G4M3b модель 34А, выпущенную в количестве 60 машин и принявшую минимальное участие в боевых действиях.

Между тем, американское командование решило на время подготовки к последнему броску сделать в боевых действиях упор на непрерывные и массированные атаки с воздуха всех сколь-нибудь важных объектов японской инфраструктуры и круп­ных городов, задействовав огромные силы своей стратегической авиации, поддерживаемой авиацией палубной. Японская сторо­на на протяжении июля отвечала контратаками, бросая в бой как обычную авиацию, так и небольшие группы «камикадзе», но эф­фект от этих усилий был невелик. Предпринималось несколько попыток снизить интенсивность налетов тяжелой американской авиации при помощи диверсионных рейдов десантников и ноч­ных атак на бреющем полете специальной эскадрильи самолетов Ki-67 «Йотака Бугай» («Ночные ястребы») на аэродромы базиро­вания В-29 на Иводзиме, но из-за небольшого количества задей­ствованных сил, эти успехи носили ограниченный характер и не смогли ослабить воздушного давления на Японию.

Вот когда японцам особенно не доставало тяжелой авиации, самолеты которой могли бы сравняться хотя бы с американски­ми В-17, не говоря уже о В-29. Слишком поздно в Японии взя­лись за серьезную разработку подобной техники при том, что по­водом к этому стали признаваемые и японцами великолепные боевые качества знаменитой «Крепости», несколько экземпляров которой попали им в руки в начале войны, послужившей прооб­разом единственной японской машины такого класса, почти до­веденной до серийного производства.

На финальной стадии войны была спланирована крупномас­штабная совместная диверсионная акция против баз американ­ской тяжелой авиации на Марианах, получившая название опе­рация «Кэн» («Меч»). Особое аэромобильное соединение флота в составе 60 «Бэтти» должно было приземлиться на аэродромах Сайпана, Тиниана и Гуама, высадить группы армейских десант­ников-добровольцев (по восемь человек в самолете) и членов экипажей бомбардировщиков (по семь человек), которые долж­ны были взорвать как можно больше В-29.

Для поддержки действий десантников был разработан план, которым предполагалось задействовать около 70 переоборудо­ванных в штурмовики бомбардировщиков «Гинга», каждый во­оруженный дюжиной 20-мм пушек в подфюзеляжной гондоле, Экипажи и этих машин после окончания штурмовки летного поля должны были приземлиться и принять участие в бою. Для до­ставки десантников выбрали 704-й отряд 706-й авиагруппы, раз­мещенный на базах Мисава и Титосэ, а штурмовики были из со­става 405-го отряда той же группы на базе Мацусима. Подготов­ка, начавшаяся в июне, включала в себя переоборудование средств доставки, подготовку магнитных мин, формы десантни­ков по образцу американской, специальных рационов, комплек­тование экипажей и т.д. Был построен макет В-29 в натуральную величину, на котором каждую ночь проводились учения по под­рыву и поджогу. Значительную проблему представлял близкий к предельному взлетный вес G4M, составлявший почти 15.500 кг и включавший топливо до Мариан, десантников, вооружение, мо­тоциклы или велосипеды и другое снаряжение, что вызывало со­мнение в возможности молодых пилотов G4M сначала благопо­лучно оторваться ог полосы, а затем приземлиться.

Для проведения операции наметили ночь полнолуния — 14 июля, однако 10-го числа в результате налета американской авиации было уничтожено шесть переоборудованных G4M и бо­лее 20 P1Y, так что японцам пришлось переносить операцию на ночь следующего полнолунья —19 августа. Но по понятным при­чинам операция не состоялась.

Чтобы избежать значительных потерь своих войск и ускорить развязку военного конфликта американское правительство при­няло решение об атомной бомбардировке японской территории, надеясь таким образом устрашить противника и вынудить его капитулировать. Эффект от этой акции, по оценкам большинства историков, оказался невелик, а мысль об окончании войны на приемлемых условиях зрела в умах японского руководства уже с середины лета. 20 июня император поставил этот вопрос перед членами высшего совета, причем мнения за и против капитуля­ции разделили совет пополам.

Удар по Хиросиме 6 августа не поколебал позиций твердоло­бых военных, желавших продолжения сопротивления до послед­него японского солдата, так же как и объявление СССР войны Японии 8 августа. Лишь 14-го числа было объявлено о прекраще­нии боевых действий, а на следующий день «Бэтти» совершили свой последний боевой вылет, когда после выступления Импера­тора группа офицеров-фанатиков во главе с адмиралом Угаки в 17:00 стартовала с авиабазы Опта и направила свои 11 G4M из состава 701-й авиагруппы в район Окинавы с целью атаковать американские корабли. В 19:25 была принята радиограмма, что самолеты пикируют на врага, но результаты этой атаки не извест­ны. Ну и наконец, 19 августа 1945 г. два С4М1, выкрашенные в бе­лый цвет с зелеными крестами на бортах фюзеляжа, поднялись в воздух с острова Кюсю, чтобы доставить японскую правительст­венную делегацию в Манилу для переговоров о капитуляции.

Так закончилась история основного японского морского бом­бардировщика-торпедоносца, прошедшего войну с первого и до последнего дня и участвовавшего во всех кампаниях и во всех районах Тихоокеанского театра военных действий. На вооруже­нии Императорского Флота состояли и более совершенные самолеты, но ни один из них не мог сравниться с G4M по роли в боевых действиях и достигнутым успехам.

Всего было построено в общей сложности 2446 G4M и G4M1, из них два прототипа, 30 G6M, 1200 G4M1 модель 11 и 12, 1154 С4М2 и М2а и 60 G4M3.