Миги вступают в бой
Полный анализ причин исключительно тяжелых потерь советской авиации в первые дни войны выходит за рамки данной работы. Отметим лишь, что если на утро 22 июня в пяти приграничных военных округах насчитывалось 917 МиГ—1 и МиГ—3 (из общего количества 4226 истребителей), то через двое суток в строю осталось только 234 самолета Микояна и Гуревича (всего же уцелел 1821 истребитель). Правда, в отчете от 24 июня не учтены данные по Одесскому военному округу, впоследствии ставшему Южным фронтом, где сохранилось около 150 МиГ—3 [1].
Погибли, вероятно, также 99 новеньких машин, принятых военной приемкой на заводе № 1 и через несколько часов после начала войны направленных на аэродром Орши для пополнения частей ВВС Западного особого военного округа [2]. Следовательно, можно прийти к неутешительному выводу: МиГи понесли самые тяжелые потери среди всех типов самолетов в ходе вражеского вторжения не только в относительных величинах, но и в абсолютном (штучном) измерении.
Наиболее пострадавшей оказалась 9-я сад, имевшая накануне войны 37 МиГ—1 и 196 (по другим данным — 200) МиГ—3. Разгромленное соединение перестало существовать 25 июня 1941 г.; его судьбу разделил командир — Герой Советского Союза С.А.Черных, которого судили и расстреляли. Из немногочисленных сохранившихся документов дивизии следовало: в первый день войны летчики сбили в районе приграничных городков Остров—Мазовецкий, Замбрув, Ломжа, Белосток 85 неприятельских самолетов не установленного типа [3].
К сожалению, в этом донесении успехи преувеличены примерно на порядок, что видно не только из германских сводок потерь, но и по сохранившимся отчетам и другим документам полков, входивших в 9-ю сад. Так, в истории 129-го иап отмечены три (по другим данным — четыре) победы, одержанные за 22 июня, примерно такую же результативность продемонстрировали три другие истребительные части 9-й авиадивизии.
Участник событий военком 129-го иап В.П.Рулин вспоминал о последних мирных днях и часах: «Среди старшего командного состава росла настороженность. Оперативно-разведывательные сводки штаба Западного особого военного округа становились все тревожнее. Мы были свидетелями почти ежедневных нарушений воздушных границ гитлеровскими самолетами. При перехвате нашими истребителями они не выполняли установленные команды и сигналы, вели себя нагло» [4].
Все это говорило о приближении важных событий. Комдив и командующий ВВС округа неоднократно прилетали в полк, обсуждали в штабах дальнейшие действия, беседовали с летчиками. Они подтверждали то, что наблюдали сами генералы при облете границы: по дорогам Польши интенсивно двигались танки, автомашины, другая военная техника, поднимая облака пыли. «Подготовка врага не являлась большим секретом для тех, кто служил в западных приграничных округах, — продолжал Рулин. — Но чтобы война началась так скоро и столь вероломно — никто не ожидал. Уж это-то можно сказать наверняка» [5].
Тем не менее, появление ранним утром вражеских самолетов не застало врасплох 129-й иап. С рассветом одна эскадрилья (12 МиГ—3 и 18 И—153) была поднята в воздух, а в 4.05 в ходе боя с дюжиной Bf 109 старший политрук А.М.Соколов, пилотировавший МиГ, одержал первую победу. Так же удачно удалось отбить налет на аэродром Тарново группы из 18 Не 111 — немцам не удалось прицельно сбросить бомбы. Но противник продолжал настойчиво атаковать, используя мелкие осколочные авиабомбы. Небольшие группы «юнкерсов» и «мессершмиттов» с 4.30 до 10.00 уничтожили на земле 27 МиГ—3, 11 «Чаек», 8 учебных машин и сделали летное поле непригодным для взлета и посадки [6].
В отсутствие связи с вышестоящими инстанциями командир полка капитан Ю.М.Беркаль, незадолго до вторжения вступивший в должность, принял решение перевести исправную авиатехнику в Кватеры, затем в Заблудово и Добженевку. Всего за 22 и 23 июня 129-й иап совершил 125 самолето-вылетов (более половины из них — на МиГах), связанных с прикрытием границы, своих аэродромов и перебазированием. Но как только советские истребители приземлялись, их сразу настигали вражеские бомбы. Все приграничные советские аэродромы практически не имели средств ПВО и были хорошо известны вражеским экипажам. По-видимому, последние пять МиГ—3 были уничтожены противником на аэродроме Барановичи, где они подверглись очередному налету 24 июня.
Базирование авиации вблизи границы (аэродром Тарново, например, отделяло от пограничной полосы всего 12 км), а также достаточно интенсивные полеты при освоении МиГов в мае — июне 1941 г. упростили немцам задачу. В ряде случаев самолеты на земле подвергались обстрелу полевой артиллерии противника, а в ряде случаев — и минометами. Разбитые компрессоры и отсутствие баллонов со сжатым воздухом не позволяли готовить машины к вылетам. Даже незначительные повреждения и поломки МиГ-3 вынуждали технический состав уничтожать истребители во избежание захвата их неприятелем.
Несмотря на потерю практически всей материальной части не в ходе воздушных боев, а на земле, убыль личного состава также оказалась ощутимой. Из 248 человек летно-технического состава, находившихся в строю утром 22 июня, спустя неделю в Орел прибыли для получения новых самолетов лишь 170 красноармейцев и командиров. Как следовало из документов, в первый день войны погиб в бою над аэродромом Тарново младший лейтенант Н.Ф.Ерченко, не успел взлететь из Добженевки и сгорел в кабине МиГа младший лейтенант А.А.Радугин, несколько летчиков получили ранения от осколков авиабомб, но против большинства фамилий в списке потерь было указано «отстал при перебазировании» [7].
Обращает на себя внимание еще одна интересная деталь. В документах 129-го иап по состоянию на утро 22 июня числились 50 МиГ—3, а в материалах вышестоящих инстанций приведены данные о передаче полку 61 машины данного типа. Аналогичные разночтения иногда встречались в отношении других частей, которые вели бои на других фронтах. Это можно объяснить тем, что «на местах» учитывались не отправленные в полки новые самолеты, а реально собранные и облетанные. В случае с 9-й сад немало МиГов война застала на железнодорожной станции Чижово, куда они прибывали эшелонами в разобранном виде.
В то время как авиаторы 129-го иап израсходовали за первые два дня почти 50 полных боекомплектов МиГов (около 15000 патронов калибра 12,7 мм и 36000 калибра 7,62 мм) без рекламаций, в соседнем 124-м иап оружие на новых истребителях отказывало весьма часто. Наиболее заметный случай произошел в начале июня, когда из-за неисправности синхронизатора крупнокалиберная пуля отстрелила лопасть, и летчику пришлось совершить вынужденную посадку.
Принятые экстренно меры не устранили в полку дефекты вооружения. У младшего лейтенанта Д.В.Кокорева 22 июня пулеметы замолчали после первых выстрелов по врагу — в 4.30 утра. Тогда летчик пошел на таран и винтом отрубил киль стабилизатора самолета противника, который он опознал как Do 215, после чего благополучно посадил поврежденный МиГ—3 (в действительности, Кокорев сбил у Замбрува Bf110 зав. № 3767 из II/SKG 210). Вероятно, это был не только первый таран на самолете Микояна и Гуревича, но и в ходе войны в целом [8].
Полк, в котором служил Кокорев, базировался в Высоке—Мазовецке в 40 км от государственной границы. На небольшом летном поле размещалось максимальное по сравнению с другими частями 9-й сад количество МиГ—3 — 70 машин. Если учесть наличие здесь же 29 И—16, то можно указать на еще одну причину, которая помешала в полной мере использовать боевые возможности истребителей, особенно машин новых типов, — скученное базирование [9]. Ведь МиГам, в отличие, скажем, от юрких «Чаек», требовалась ровная полоса длиной 500—600 м для взлета и посадки, а также наличие хороших подходов к аэродрому.
Как известно, командующего Западным фронтом генерала Д.Г.Павлова арестовали и судили, обвинив в разгроме объединения. На допросе 7 июля он сообщил о рассредоточении авиации и приведении ее в полную боевую готовность в ночь на 22 июня, ссылаясь на доклады командующего ВВС округа и его заместителя. По словам Павлова, основная причина огромных потерь в самолетах состояла в том, что немцы нанесли первый удар затемно, а у нас не хватало летчиков, готовых действовать в таких условиях. Из документов же вырисовывается немного иная картина: в некоторых частях все же успели начать подготовку ночников (так, в 126-м иап успели подготовить четыре экипажа к ночным боям на МиГ—3), но и в люфтваффе насчитывалось не столь много экипажей, готовых воевать ночью. Абсолютное большинство потерь авиация Западного фронта понесла в светлое время суток.
В еще одном полку 9-й сад — 41-м иап — к вечеру 23 июня уцелело девять МиГ—3, но на следующий день погибли и они. По устному распоряжению командующего ВВС генерала П.Ф.Жигарева вечером 27 июня в часть прислали 12 новеньких МиГов. Поскольку управление 9-й сад к тому времени расформировали, то 41-й иап продолжил борьбу с врагом в составе 43-й над. При обороне Могилева от воздушных налетов особенно отличились старшие лейтенанты П.И.Забелин, Д.Г.Коробченко, А.А.Липилин, П.АТихомиров и И.Д.Чулков, сражавшиеся на новых истребителях.
Вместе с 41-м иап в этих боях участвовали сохранившиеся МиГи 162-го иап — девятку таких машин принял в Барановичах на второй день войны комполка подполковник Резник. Вскоре в 43-й иад не осталось истребителей Микояна и Гуревича, а 41-й иап продолжал боевую деятельность на Западном фронте до 7 июля, входя в состав 23-й сад. Последним июньским пополнением стали 18 МиГов, прибывшие в составе 170-го иап в 47-й сад [10].
Относительно успешные итоги боевого применения МиГ—3 в первые дни войны отметили многие советские военачальники. Так, 30 июня представители Ставки Главного командования маршалы К.Е.Ворошилов и Б.М.Шапошников телеграфировали в Совет Народных комиссаров СССР: «Нужна и в возможно большем количестве бомбардировочная, штурмовая и истребительная авиация, которая, к слову сказать, не хуже, а лучше немецкой... МиГов только 11 и они целый день в работе, они являются грозным оружием для немцев. Сегодня, 29 июня, два наших МиГа при встрече сразу сбили трех «мессершмиттов»[11].
О событиях, развернувшихся на Северо-Западном фронте, об участии МиГов в первых воздушных боях можно в какой-то мере судить по политдонесению объединения, составленному на второй день войны. Отмечая высокую самоотверженность авиаторов фронта, бригадный комиссар Рябчий признавал, что «среди летно-технического состава есть много разговоров о превосходстве самолетов противника над нашими СБ, И— 16 и И—153. Самолетов же новых конструкций мало. К тому же они еще недостаточно освоены летным составом. Летчики, вылетевшие на новых типах истребителей, овладели до войны только техникой пилотирования, полетов на стрельбу не производили. Естественно, что они в первых воздушных боях на этих машинах не могли полностью использовать их преимуществ...
Как показали первые боевые вылеты, истребитель МиГ-3 имеет следующие недостатки: его мотор после 3 часов полета требует замены свечей, а при эксплуатации на пыльном аэродроме засоряются соты радиатора и мотор перегревается... Ощущается острый недостаток кислорода для высотных полетов. Запаса кислорода для войны создать нельзя было из-за недостатка кислородных баллонов и наличия только трех зарядных станций на 24 авиаполка. Также недостаточны запасы свечей для моторов МиГ—3. Перед началом военных действий их имелось только 700 штук, что явно недостаточно для бесперебойного использования данных самолетов» [12].
Вызывает удивление акцент политработника на недостатке оборудования для высотных полетов — немецкая авиация, насколько известно, в то время при налетах не поднималась выше 1200—2000 м. Повышенное внимание в этом и других донесениях лишь к одному из всех типов новых самолетов — истребителю МиГ—3 — говорит о его активном участии в событиях с первых часов войны. На Северо-Западном фронте в бой вступили два полка 8-й авиадивизии (15 и 31-й иап), в значительной степени укомплектованные МиГами.
Обе части имели богатую историю и славные традиции, будучи сформированными в середине 30-х годов, причем 15-й иап вел «родословную» еще от 3-го корпусного истребительного авиационного отряда Российской армии, созданного в июне 1914 г.
Зимой 1939—1940 гг. этот полк в полном составе вел боевые действия против Финляндии, а наиболее опытные пилоты принимали участие в известных испанских и монгольских событиях. Казалось, опыта этим авиаторам не занимать, но, как следовало из приведенных выше документов, и здесь освоение МиГ—3 шло трудно, сопровождалось авариями и катастрофами.
Известно, что 31-й иап противнику не удалось застать врасплох на аэродроме. Накануне войны его подразделения рассредоточились, в Каунасе осталась лишь третья эскадрилья (13 МиГ—3 и 18 И—16), а три других (39 МиГ-1, МиГ—3 и 2 И—16) перебазировались в Кармелаву (13 км северо-восточнее Каунаса). Однако после учебных полетов накануне войны почти половина новой материальной части (24 истребителя) оказалась неисправной, и непригодные для полетов самолеты частично бросили, а частично уничтожили свои же техники вскоре после начала вторжения [13].
15-му иап противник нанес наибольший урон на аэродроме Митавы, где вечером 22 июня скопилось не менее 180 самолетов. Среди уничтоженных были также МиГ—3 из 10-го иап 7-й сад — эта часть только приступила к освоению самолетов Микояна и Гуревича. Не удалось точно установить, сколько тогда погибло МиГов, но всего 8-я сад потеряла на аэродромах за первые дни войны 75 новых истребителей, из которых 40 принадлежали 15-му иап.
В документах за июнь 1941 г. часто упоминались имена одних и тех же отличившихся летчиков. В 31-м иап это комполка майор П.И.Путивко (получивший в одном из боев тяжелое ранение), капитан Б.В.Овечкин, лейтенант С.С.Смыслов, в 15-м иап наиболее удачно действовали старшие лейтенанты А.А.Дмитриев, П.Т.Тарасов и А.Д.Шемяков, а также павшие в неравных схватках капитаны И.А.Добженко, Н. Бояршинов и лейтенант И.И.Шульц [14].
Исключительно большое количество вылетов за сутки, совершенное этими героями в первые дни войны, объяснялось недостатком подготовленных экипажей на МиГах. Например, 22 июня в 15-м иап лишь 23 летчика смогли вылететь в бой на новых машинах. С началом войны переучивание остальной части летного состава на МиГ—3 в Прибалтике пришлось временно прекратить; некем было восполнить выбывших из строя пилотов.
Для сохранения боевого опыта командование ВВС Северо-Западного фронта приняло решение в начале июля весь летный состав 8-й авиадивизии, летавший на МиГ—3, собрать в 31-м иап. Часть базировалась тогда на аэродроме Карамышево и получила задачу прикрыть Псков от налетов вражеской авиации. Однако, как следует из документов, сражавшийся рядом 15-й иап тоже продолжал использовать МиГи.
О том внимании, которое уделялось подготовке к дальнейшим боям, можно судить по весьма необычной докладной, адресованной командиром 8-й сад полковником Торопчиным начальнику 30-й авиабазы полковнику Шевченко: «Для наилучшего сохранения сил летного состава, летающего на самолетах МиГ, с 10.7.1941 г. обеспечить полноценным питанием (молоко, яйца, шоколад, консервированные фрукты, первое и второе блюда готовить только для летного состава). Пищу выдавать не реже 4 раз в сутки...» [15].
На Северо-Западном фронте авиаполки, укомплектованные МиГ—3, утратили боеспособность несколько позже, чем на Западном. 12 июля был выведен на переформирование в тыл 15-й иап, а через два дня та же судьба постигла 31-й иап. По отчету последней авиачасти, за первый период пребывания на фронте полк выполнил 714 боевых вылетов, провел 34 боя и сбил 13 вражеских самолетов. Свои потери были велики: полк потерял все 63 имевшихся на 22 июня МиГа плюс семь машин, полученных в качестве пополнения (их судьбу разделили сохраненные перед войной и частично законсервированные И—16).
Согласно историческому формуляру полка, за указанное время погибли в бою 13 летчиков, а 11 не вернулись с заданий. Однако при построении части в Москве 17 июля, куда 31-й иап прибыл за новыми МиГ—3, выявилась более серьезная убыль личного состава, что видно из следующей таблицы.
Изменение численности личного состава 31-го иап [16]
Дата |
Летчики |
Техники Младшие Другие авиаспециалисты категории |
Всего |
||
22.06.41 |
91 |
60 |
113 |
12 |
266 |
17.07.41 |
21 |
48 |
100 |
12 |
181 |
Следует, правда, иметь в виду, что сокращение численности личного состава было частично связано с передачей некоторой части летчиков и техников на пополнение соседних полков. Определенная часть летчиков и других авиаспециалистов, как и в случае с 129-м иап, отстала от своих при перебазировании.
Теперь обратимся к анализу ситуации, сложившейся на южном фланге советско-германского фронта. Эскадры 5-го германского авиакорпуса, действовавшие против ВВС Киевского особого военного округа, с первых часов вторжения встретили ожесточенное сопротивление и понесли существенные потери по сравнению с другими соединениями «флотов вторжения». По уточненным немецким данным, за 22 июня только эскадра KG 51 потеряла над советской территорией 15 «юнкерсов», а 52 члена экипажа погибли или пропали без вести [17]. По крайней мере три бомбардировщика, принадлежавших указанному немецкому соединению, были сбиты в районе Львова, что соответствует докладу штаба ПВО и оперсводкам действовавшей здесь нашей 15-й сад. Из последнего документа следует, что МиГи из 23 и 28-го иап, входившие в дивизию, одержали первые победы, уничтожив три Ju 88.
Находившийся на аэродроме Адамы (80 км северо-восточнее Львова) 23-й иап по сигналу воздушной тревоги поднял в воздух 10 МиГ—3, а 29 исправных новых истребителей оставались в готовности № 2. Они-то и пострадали при последующих семи налетах немецких самолетов, в ходе которых 13 машин вышли из строя. К вечеру 22 июня в распоряжении комполка полковника А.И.Сидоренко количество исправных МиГ-3 сократилось до 19. Несмотря на потери, часть за сутки выполнила 124 самолетовылета и после 12 групповых боев заявила о трех победах.
Командир 28-го иап подполковник Черкасов успел поднять с аэродрома Чунев (Львовский аэроузел) дежурные подразделения еще до первого налета противника. В дальнейшем одна группа была нацелена на перехват неприятельских бомбардировщиков у Равы-Русской, а другая прикрывала Львов. Всего авиаторы части выполнили к вечеру 114 самолетовылетов и доложили о четырех сбитых вражеских машинах. Как следует из документов, «отдельные летчики и самолеты произвели в этот день от 8 до 10 вылетов». Наибольший урон части нанесла своя же зенитная артиллерия, ставшая причиной гибели трех МиГов. Количество исправных новых истребителей в полку к концу дня равнялось 19.
Накануне войны 11 экипажей 23-го иап первыми среди строевых летчиков ВВС Красной Армии вылетели на МиГ—3 ночью. С первых дней боев предпринимались попытки организовать ночное патрулирование. Но 23 июня потерпел катастрофу старший лейтенант Полупанов. При посадке в темноте пилотируемый им МиГ наскочил на другой однотипный истребитель, и обе машины сгорели [18]. Каких-либо успехов в ходе ночных вылетов документы не зафиксировали.
Особенностью применения МиГов 15-й сад можно считать тот факт, что снятые было перед войной подкрыльевые пулеметы Б К на четвертый день боев вернули обратно. По мнению летчиков и командиров, это мероприятие значительно усилило огневую мощь МиГ—3, тем более, что обстановка вынудила командование большинство вылетов направить не на борьбу с вражеской авиацией, а на атаки неприятельских наземных войск.
Другими задачами экипажей МиГов стали разведка неприятельской группировки, прикрытие районов сосредоточения и выгрузки своих войск, отражение налетов на аэродромы базирования. К концу июня 1941 г. на счету летчиков 23 и 28-го иап значились 35 немецких самолетов и один автожир (!) (большинство побед — за МиГами). По состоянию на 1 июля в двух авиаполках авиадивизии числились исправными 19 новых истребителей [19].
Среди наиболее отличившихся в первые дни войны авиаторов ВВС Юго-Западного фронта документы называли и пилотов МиГов. Боевой счет 28-го иап и, вероятно, всей 15-й сад открыл лейтенант Н.Б.Тимохин, сбивший Bf 109F неподалеку от Львова. Две победы занесли на счет его однополчанина младшего лейтенанта А.М.Мурашко, который в первые дни войны получил два ранения, но не покинул строй. 24 июня старший лейтенант Гладышев из 23-го иап сбил у аэродрома Зубов бомбардировщик (указан как Не 111, а в действительности Ju 88), но и сам погиб в этом бою. Лейтенант Г.Ф.Монастырский (28-й иап) при вылете на разведку 25 июня подвергся атаке трех «мессершмиттов», но сумел благополучно вернуться на свой аэродром, заявив об уничтожении двух врагов [20].
Отмечая хорошую летную подготовку многих летчиков 15-й сад и их командира генерала А.А.Демидова, командование высказывало претензии: практически все воздушные бои наши вели в оборонительной манере. Еще менее успешно применили МиГ—3 авиаторы 149-го иап 64-й сад. Часть полностью оснастили новыми истребителями, но времени для их освоения не хватило — абсолютное большинство летчиков война застала в стадии переучивания на новые самолеты. К тому же уже в первый день войны 21 МиГ сгорел на аэродроме Черновцы в результате нескольких налетов германских самолетов.
Тем не менее немецкие источники зафиксировали одну из побед, которую 22 июня одержали «русские скоростные длинноносые истребители» (с большой вероятностью принадлежавшие 149-му иап). После налета на аэродромы в районе Станислава шесть Ju 88 из 9/KG 51 развернулись и уходили в сторону границы. У одной из машин сдал левый мотор, и бомбардировщик отстал от подразделения. Для появившегося звена истребителей с красными звездами встреча с одиночным «юнкерсом», вероятно, оказалась неожиданной — советские летчики не сразу перешли в атаку.
Немецкому экипажу не повезло, поскольку шансов скрыться в облаках не представилось, и вскоре стрелок и радист открыли огонь из пулеметов. Из мотора одного из нападавших истребителей показалось пламя, но два других последовательными атаками подожгли бомбардировщик. Ju 88A—5 зав. № 8259 упал у городка Стрый (60 км южнее Львова), а четверо немцев покинули машину с парашютами. Летчик и штурман приземлились в расположении советских войск, и об их судьбе товарищи так ничего и не узнали, а радист и стрелок впоследствии вернулись к своим — их обнаружили патрули 52-го германского армейского корпуса.
На Южном фронте действия летчиков на МиГ—3 оказали наиболее сильное влияние на ход борьбы за господство в воздухе. На юге Украины, в Молдавии и Бессарабии наша группировка была не менее мощной, чем на других участках советско-германского фронта, и соотношение сил с противостоявшим ей 4-м немецким авиакорпусом оказалось более выгодным для советской стороны. Наличие на южном фланге Восточного фронта румынской авиации не могло существенно изменить положение — румыны при достаточно хорошей выучке не имели боевого опыта, а многие их самолеты являлись устаревшими.
Немецко-румынские части не располагали возможностью оказывать интенсивное воздействие на оборону советских войск и на аэродромы, поэтому события на юге советско-германского фронта развивались не столь стремительно, как на других направлениях. Тем не менее и здесь утро 22 июня началось с попытки неприятеля уничтожить на земле как можно больше советских самолетов. Удару подверглись в первую очередь полки, вооруженные машинами новых типов.
Уже в 5.15 авиаторам 55-го иап пришлось отражать налет двадцати Не 111, прикрытых восемнадцатью Bf 109, на аэродром Бельцы. Благодаря своевременному оповещению постов ВНОС о приближении противника командир полка майор В.П.Иванов успел поднять в воздух дежурную группу из восьми МиГ—3. Все же три новых истребителя сгорели на земле, огонь охватил также небольшой склад с горючим.
В первые дни потери МиГ-3 (с учетом разбитых машин) в 4-м и 55-м иап были не столь велики, как в других приграничных частях. Из 122 новых истребителей (115 машин по полковым документам), принятых 20-й авиадивизией перед войной, на 26 июня сохранилось 82 МиГа (из них 70 исправных), на которых могли вступить в бой 53 летчика.
Более или менее успешно отразив налеты неприятеля, пилоты этих частей сами принялись атаковать живую силу и технику противника. 23 июня впервые на советско-германском фронте отмечались действия подразделений Су—2 и СБ, прикрытых истребителями МиГ—3. На следующий день было отмечено 79 вылетов новейших истребителей дивизии для решения разнообразных задач.
Наибольший успех в июньских боях выпал на долю 4-го иап, действовавшего на самолетах Микояна и Гуревича. Первым освоив МиГ—3, командир части майор В.Н.Орлов открыл счет побед: сбитый им в 7.15 бомбардировщик «Бленхейм» с румынскими опознавательными знаками и бортовым № 38 упал горящим вблизи Кишиневского аэродрома. Все три члена экипажа, в т. ч. пилот капитан Василеску, погибли. Около полудня 23 июня комэск капитан А.Г.Карманов в групповом бою с «мессершмиттами» сбил два Bf 109 — оба летчика воспользовались парашютами и попали в плен.
По немецким данным, неудачный бой с МиГами вели Bf 109E из штабного отряда и группы II/JG 77, которым поставили задачу штурмовыми действиями и мелкими осколочными бомбами вывести из строя советские самолеты в Григориополе. В отчете ошибочно указана причина невозвращения фельдфебеля Г.Иллнера: «Обстрел зенитной артиллерией». В пылу боя подобные неточности встречались нередко и у нас, и у противника. А вот отсутствие сведений об исчезновении второго летчика неожиданно: в германских документах, как правило, достаточно скрупулезно велся учет потерь личного состава. Возможно, вражеского пилота не стали эвакуировать (по данным НКВД один из пленных получил ранение и был помещен в Генчештивскую больницу), и после выздоровления он вернулся в строй.
К сожалению, первые бои МиГов на Южном фронте также омрачали потери в личном составе и самолетах. Начальник отдела политпропаганды 20-й сад полковой комиссар Мельников отмечал многочисленные случаи отказов оружия МиГ—3, вызванные поломками рычагов синхронизаторов, быстрым перегревом стволов пулеметов ШКАС и недостаточной прочностью тяг пулеметов БС. А командир 20-й сад генерал А.С.Осипенко обратил внимание на тактические недочеты. Разбирая работу частей за первую неделю войны, он указал на отсутствие маскировки, формальную постановку боевых задач, плохую организацию сбора групп, особенно при возвращении на свой аэродром...
Из-за поспешной подготовки перед войной не была отработана групповая слетанность, и в результате летчики на новых истребителях плохо взаимодействовали в бою. Никто из однополчан не прикрыл Карманова, перешедшего в атаку, и командир 9-го отряда эскадры JG 77 обер-лейтенант К.Лассе неожиданной очередью сзади сбил МиГ—3. Отважному советскому летчику, за несколько часов до этого одержавшему двойную победу, посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
При ознакомлении с документами 146-го иап 21-й сад, которая входила в состав ВВС Одесского военного округа, прослеживаются две особенности. Во первых, среди побед части указывались не ставшие вскоре привычными «хейнкели», «юнкерсы», «мессершмитты», а «харрикейны», «савойи» и PZL. Это было связано с противодействием главным образом румынской авиации, имевшей крайне «разношерстную» материальную часть. Так, утром 25 июня в оперсводке отмечалось уничтожение Бреге 19, разбрасывавшего листовки (вероятно, румыны в действительности потеряли тогда разведчик IAR—39), огнем МиГ—3 западнее Фалешти.
Во-вторых, большинство побед записывались за группой летчиков. Например, 24 июня, как указывалось в наших документах, звено младшего лейтенанта A.M.Жарина сбило четыре SM.79, а на следующий день пара капитана О.М.Фарафонова подожгла Ju 88. А вот старший лейтенант К.П.Оборин ни с кем не разделил лавров успеха в ночь на 25 июня. Вылетевшие с ним с аэродрома Тарутино, расположенного неподалеку от Одессы, еще два экипажа (на МиГ—3 и И—16) не смогли обнаружить пару вражеских бомбардировщиков. Заместитель комэска 146-го полка Оборин в 3.20 утра атаковал Не 111, а когда оружие замолчало, ударил винтом МиГа по плоскости «хейнкеля». Несмотря на повреждения винта и кока, множество пробоин в фюзеляже от огня стрелка Оборин в 3.47 благополучно посадил истребитель на свой аэродром, используя подсветку от фар грузового автомобиля. Имя летчика, впервые в истории Великой Отечественной войны совершившего ночной таран, вошло в историю. К.П.Оборина представили к правительственной награде, но он не успел получить ее, поскольку 18 августа того же года умер от ран.
Немецкие документы позволяют внести несколько уточнений в результаты этого ночного боя. Поврежденный таранным ударом Не 111Н зав. № 6830 начал снижаться и совершил вынужденную посадку в поле неподалеку от Одессы. Приземлившийся рядом второй самолет из той же части 4/KG 27 забрал экипаж и с рассветом доставил его на свой аэродром.
После этого и других случаев командир 146-го иап майор К.Д.Орлов рекомендовал атаковать неприятельские бомбардировщики, особенно хорошо бронированные и вооруженные Не 111 парами, а лучше звеньями истребителей, поскольку иначе было мало шансов на успех, а одиночный самолет легко могли поразить стрелки согласованным огнем. Основные же выводы по боевому применению МиГ—3 еще только предстояло сделать.
Источники
1. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах. М., 1962. С. 45 - 47.
2. Командование и штаб Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941 - 1945. М., 1985. С. 39.
3. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 23. Л. 16.
4. Н.Г. Ильин, В.П. Рулин. Гвардейцы в воздухе. М., 1973. С. 12.
5. Тоже. С. 13.
6. ЦАМО РФ. Ф. 5-го гв. иап. Оп. 143448. Д. 2. Л. 37.
7. То же. Л. 220 - 225.
8. А.А. Новиков. В небе Ленинграда. М., 1970. С. 72; ВА/МА RL 2 HI/1177. «Flugzeugunfaelle und Verluste den (fliegende) Verbaenden».
9. ГА. Пшеняник. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней кампании 1941 г. М., 1961. С. 40.
10. ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2683. Д. 10. Л. 34.
11. То же. Оп. 2454. Д. 27. Л. 136, 137.
12. Тоже. Ф. 221. Оп. 1362. Д. 18. Л. 4-6.
13. Тоже. Ф. 31-го иап. Оп. 519038. Д. 1. Л. 4, 7.
14. А.Н. Ситковский. В небе «Соколы». Махачкала, 1990. С.41 -45.
15. ЦАМО РФ. Ф. 20045. Ф. 1.Д. 1.Л. 32.
16. Составлено по: ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11280. Д. 51. Л. 41.
17. ВА/МА RL2 I1I/1177. «Flugzeugunfaelle und Verluste den (fliegende) Verbaenden».
18. ЦАМО РФ. Ф. 2-го гв. иап. Оп. 143423. Д. 2. Л. 11.
19. То же. Ф. 20064. Оп. 1. Д. 9. Л. 2 - 7.
20. Тоже. Л. 11.