Многоликий миг
Использование МиГов в роли истребителей-бомбардировщиков началось буквально с первых дней войны. Самолеты МиГ—3 были единственными среди истребителей нового типа, получившими в предвоенное время бомбодержатели и доведенную проводку системы сбрасывания. Спустя две—три недели после начала войны летчиками МиГ—3 удалось достигнуть определенных успехов при атаках войск и техники неприятеля, а также при поражении его аэродромов. Правда, за успехи пришлось заплатить немалую цену.
7 июля 1941 г. группе советских скоростных истребителей с бомбами под крыльями удалось вывести из строя несколько Ju 87 (по донесению наших летчиков, уничтожено и повреждено 18 неприятельских самолетов и три сбиты над аэродромом) из I/StG 2 на аэродроме Лепель северо-западнее Орши, немцы понесли потери среди наземного обслуживающего персонала [1]. Однако противодействие противника оказалось сильным и эффективным, в результате девять МиГ—3 (в основном из состава 401-го иап) были сбиты зенитным огнем. Основная причина тяжелых потерь состояла в том, что наши авиаторы не имели опыта подобных действий.
Экипажи советских ВВС достаточно быстро накапливали необходимый опыт. В документах 146-го иап удалось найти описание тактики успешно выполненного налета. Утром 14 июля девятка истребителей МиГ—3, каждый из которых имел под крылом по две бомбы ФАБ—50, на высоте всего два—пять метров приблизилась к аэродрому Бельцы, занятому частями 4-го германского авиакорпуса. Налет был рассчитан на внезапность. Многие летчики хорошо знали эту базу по довоенным временам, а ведущий группы досконально изучил подходы к аэродрому. По его команде ведомые сделали небольшую горку, после этого на головы ничего не подозревавших немцев посыпались бомбы, среди построек вспыхнули языки пламени [2].
Наши летчики не имели возможности внимательно следить за результатами налета, поскольку после второго захода на бреющем полете удалились к линии фронта. Стремительный уход МиГов позволил им избежать потерь. Считалось, что сожжено 12 немецких самолетов.
8 немецких отчетах удалось обнаружить сведения о ранении 14 июля одного из наиболее результативных в то время в JG 77 летчиков — обер-фельдфебеля Р. Шмитда. Еще более интересный результат: в результате налета удалось на время практически парализовать работу немецких истребителей на южном фланге. В германских сводках нет даже заявок на одержанные победы за сутки от пилотов из II и III/JG 77, а также I(J)/LG 2, что в соединениях Восточного фронта летом 1941 г. наблюдалось весьма редко [3].
На Северном фронте применение МиГов с бомбами под крыльями началось в июле. Пионером стал ст. лейтенант П.Т.Тарасов из 15-го иап, который вылетал с двумя ФАБ—50. Однако пилотировать перегруженный истребитель оказалось под силу только хорошо подготовленным летчикам. Отсутствие на МиГ-3 соответствующих прицелов приводило к очень низкой точности бомбометания. Тогда истребители начали наносить удары с пикирования, но, как отмечали летчики 15 и 124-го иап, при выводе МиГи быстро теряли скорость, становясь неповоротливыми.
Проводились эксперименты по использованию МиГ—3 с кассетами, снаряженными ампулами с зажигательной смесью «КС». Оружие оказалось весьма капризным: малейшая неосторожность, и оно грозило уничтожить собственную машину. Поэтому «КС» на истребителях распространения не получили.
Летчики отмечали, что взлет перегруженного МиГ—3 с полевого аэродрома ограниченных размеров возможен только при использовании форсажа, но тогда значительно сокращалось время работы мотора до ремонта.
Первое время МиГи мало использовались для штурмовки противника. Действительно, вооружение из трех пулеметов не могло считаться смертоносным, а реактивные снаряды на МиГ—3 стали устанавливать позже, чем на другие истребители новых типов. По-настоящему эти машины проявили себя с лучшей стороны при уничтожении живой силы и техники неприятеля в битве под Москвой.
24 сентября вышел приказ НКАП об оборудовании к началу октября 50 МиГ—3 шестью реактивными орудиями под крыльями. Реализовать задуманное удалось в срок на 49 истребителях. С 4 по 16 октября (когда началась эвакуация) ежедневно РСами оснащались по шесть машин. По донесениям военпредов, всего завод № 1 установил около 180 (а по заводским материалам — 217) комплектов реактивных орудий на истребители [4]. Вскоре оборудование МиГ—3 шестью или восемью РСами начали также осуществлять во фронтовых условиях.
По воспоминаниям Н.Н.Штучкина, в его 120-м иап еще в сентябре восемь ракетных орудий смонтировали под крыльями МиГов по образцу установок на И—153. Перед началом использования инженеры проверяли правильность подвески снарядов, и однажды по неизвестной причине произошел самопроизвольный пуск (к счастью, обошлось без жертв и разрушений), который продемонстрировал всему летному составу огромные возможности нового оружия. Прежде всего речь шла о психологическом воздействии на неприятеля:
«Создалось впечатление, будто раскололась вселенная. Ужасающий металлический скрежет, огонь, клубы взметнувшейся пыли. Мы еще не слышали этого. Вообще-то, как потом оказалось, взрыв одного снаряда оглушает больше, чем бомба, а тут — залп из восьми. Взорвались они над летным полем, не выше 1000 м» [5].
Как известно, первые штурмовые удары по прорывающемуся противнику датировались 2 октября 1941 г., когда авиаторы 6-го иак начали атаковать немцев в районе города Белый. Спустя несколько дней последовали налеты на прорвавшуюся через наш фронт юхновскую группировку противника. При этом основными типами самолетов, участвовавших в бомбоштурмовых ударах, были И—16, И—153 и Пе—3.
В ноябре многие летчики начали активно использовать реактивное оружие, что расширило боевые возможности истребителей. Так, авиаторы ВВС Западного фронта израсходовали за 30 дней снарядов PC—82 примерно столько же, сколько за все предыдущее военное время. Из отчетов 28-го иап следовало, что за последний осенний месяц 1941 г. экипажи выпустили 549 PC, а сбросили лишь две ФАБ—25. Их коллеги из 27-го иап в эти дни использовали реактивные снаряды не только по наземным, но также по воздушным целям.
Как отмечал в одном из отчетов начальник истребительного отдела НИИ ВВС военинженер 1 ранга В.Н.Фролов, «установка на МиГ-3 шести орудий РО—82 оказалась очень эффективна, поскольку позволила исправить неудовлетворительное вооружение истребителя. Бомбовое вооружение на них (как и других типах истребителей) применяется ограниченно, ввиду малой точности; очень часто стрельба реактивными снарядами заменяет сброс бомб» [6].
Затри последних дня ноября 1941 г. части 6-го иак выполнили 370 самолето-вылетов (из них около 100 на МиГ—3) по мотомеханизированным частям противника, наступавшим от Солнечногорска на Хоругвино и Литвинове (в обход столицы с севера). По донесениям экипажей налетами было уничтожено и повреждено 77 танков, 263 автомобиля с грузом и пехотой, 18 крытых фургонов, 13 орудий и рассеяно несколько тысяч солдат и офицеров вермахта.
Не менее интенсивные действия наблюдались в первые дни контрнаступления Красной Армии под Москвой. Особенно много неприятностей нанесли МиГи противнику огнем реактивных снарядов в районах Красная Поляна, Белый Раст, Кочергино, Каменка (Дмитровское направление). По данным штабов 6-го иак ПВО, 5 декабря, несмотря на морозную погоду с дымкой, а местами с метелью, соединение выполнило 481 вылет, из которых 99 было направлено на поражение наземных войск противника [7].
Особенно отличились летчики 28-го иап, выпустив с малых высот с планирования по врагу 104 реактивных снаряда, но младшие лейтенанты Павленко и Рязанов не вернулись во Внуково. В следующие два дня к штурмовым действиям были привлечены и многие другие части 6-го иак, что объяснялось отсутствием активного противодействия со стороны истребителей люфтваффе в это время. Суммарное количество выпущенных РСов составило уже 1047 штук.
При этом отмечалось, что если с 29 ноября по 4 декабря при 1586 самолетовылетах боевые потери составили 20 истребителей, а небоевые — еще две машины, то с 4 по 9 декабря (учет велся на 12 часов каждого дня) при 2279 вылетах, потери составили лишь шесть и два самолета, соответственно. Можно отметить, что большинство потерь и повреждений наши истребители понесли от огня с земли [8].
Наиболее эффективными стали удары, нанесенные в последующие несколько суток. Только за 10 и 11 декабря истребители 6-го иак всех типов выполнили 300 вылетов на штурмовку отходящих колонн врага у станции Румянцеве и Ново-Петровское (по Волоколамскому направлению). Обычно звеньями или более крупными подразделениями МиГи проносились над дорогами, забитыми техникой неприятеля. Некогда стройная система германской войсковой ПВО оказалась деморализована в результате неожиданного для немцев поворота событий и оказалась неспособной прикрыть перегруппировку и отход наземных войск. Потери наших истребителей оставались незначительными.
Летчики 16-го иап начали активно участвовать в штурмовых ударах с 4 декабря. Перед ними поставили задачу «выкуривать фашистов из населенных пунктов, уничтожать войска на марше. В это время противник представлял из себя отдельные роты и взводы на автомашинах, а чаще на подводах, с включением в состав колонн единичных танков и орудий ПТО» [9].
Вскоре авиаторы полка разработали наиболее оптимальную тактику налетов, состоявшую в том, чтобы перелетать линию фронта на малых высотах в районе леса, вдали от населенных пунктов. МиГи при атаках противника на дорогах стремились в первую очередь поразить цели в голове и хвосте колонн, чтобы «закупорить» движение, создать панику. С 4 декабря по 9 января удалось, согласно данным полка, уничтожить «по самым скромным подсчетам» 6 танков, 4 трактора, 3 полевых пушки, 391 автомашину, 209 повозок; убить и ранить сотни солдат и офицеров.
Новые образцы ракетных бронебойных снарядов РБС—132 и ракетных осколочно-фугасных снарядов РОФС— 132 в начале 1942 г. доставили в 47-ю сад полковника О.В.Толстикова. Хотя большинство снарядов предназначалось для штурмовиков, ими также оснастили несколько МиГ—3 519-го иап. По единодушному заключению летчиков, действие снарядов «превзошло все ожидания»; они оказались в 4—5 раз более эффективны, чем PC—132, и в 12—15 раз, чем PC—82 [10]. При стрельбе с пикирующего МиГа газовая струя из сопла снаряда не оказывала разрушающего действия на планер; прочность крепления установок оказалась вполне достаточной. К сожалению, изготовление РБС—132 и РОФС—132 из корпусов снарядов морской артиллерии оказалось весьма дорогостоящим, и они не получили широкого распространения в ВВС КА.
В зимние месяцы 1941 — 1942 гг. при штурмовках неприятеля типичными стали действия смешанных групп самолетов. При этом МиГ—3, как правило, шли первыми на скоростях, близких к максимальным. В их задачи входило связать боем патрули «мессершмиттов» и вызвать на себя огонь зенитной артиллерии. Иногда до подхода групп бомбардировщиков и штурмовиков МиГи залпами реактивных снарядов поражали обнаруженные огневые точки противника.
Определенные итоги контрнаступления под Москвой были подведены 4 марта 1942 г., когда девятерым летчикам 6-го иак присвоили звания Героев Советского Союза. Семеро из них (старший лейтенант И.Н.Заболотный и лейтенанты И.П.Шумилов и И.Ф.Голубин — все из 16-го иап, младший лейтенант В.Н.Матаков из 27-го иап, старший лейтенант А.Г.Лукьянов из 34-го, а затем 487-го иап, старшие лейтенанты Е.М.Горбатюк и И.М.Холодов — оба из 28-го иап) воевали на МиГ-3.
Любопытно, что, отмечая заслуги того или иного летчика, командиры отдельно приводили количество вылетов на штурмовку неприятельских войск. Обычно они составляли от четверти до трети всех совершенных вылетов. Например, представляя Матакова к высокому званию, командир 6-го иак полковник Митенков указал: в 54 из 163 самолето-вылетов младший лейтенант уничтожал наземного противника. В результате его самоотверженных действий враг недосчитался 87 повозок, 155 лошадей, 38 крытых фургонов, 5 бензоцистерн, 230 солдат и офицеров. Трижды МиГ—3 получал серьезные повреждения, но Матаков возвращался на свой аэродром на почти потерявшем управление самолете.
Подмосковные поля были действительно усеяны разрушенной или просто брошенной техникой поспешно отходящего противника. Наша авиация, включая многочисленные части на МиГ—3, внесла заметный вклад в успехи наземных войск. По данным штаба войск ПВО, летчиками 6-го иак до конца 1941 г. было уничтожено 311 танков, до 3000 автомобилей, 58 бронемашин, 16 бензоцистерн, 650 повозок с грузом; подавлен огонь 50 батарей, 175 зенитных пулеметных точек; рассеяно и частично уничтожено не менее 15000 немецких солдат и офицеров [11].
Необходимо отметить важную роль МиГов-разведчиков. Они впервые вступили в бой на Западном фронте 4 августа. К этому времени командование различных уровней осознало важность оперативного получения объективных данных о противнике. Пренебрежение в предвоенные годы к развитию разведывательной авиации сказалось самым пагубным образом на ходе операций на земле и в воздухе.
Через две недели после начала войны на центральном направлении осталось всего шесть—семь разведывательных самолетов, далеко не самых подходящих для ведения разведки. Поэтому для решения этой задачи на глубину 50—75 км стали широко использовать боевую авиацию, прежде всего, части на самолетах Пе—2. Одновременно пары и звенья устаревших истребителей (И—16, И—153) начали регулярно просматривать ближний войсковой тыл противника. При этом штабы отмечали: качество выполнения поставленных задач оставалось невысоким. Нашим экипажам удавалось вскрывать лишь наиболее крупные колонны противника, но они не умели устанавливать их состав и принадлежность. Не хватало специально подготовленных экипажей и оборудованных фотоаппаратурой самолетов, особенно новых типов.
Поэтому, когда 3 июля А.И.Микоян доложил А.И.Шахурину о завершении инициативной работы по оборудованию одного МиГ—3 фотоаппаратом АФА—И для плановой съемки, эту работу сочли очень важной. В тот же день вышел приказ НКАП с пометкой «Срочно!», предписывающий, в частности, Микояну к 5 июля оборудовать еще три истребителя в варианте ближнего фоторазведчика. Контроль за исполнением своего распоряжения нарком возложил на начальника инспекции ВВС КА [12].
В первые недели войны фоторазведка велась от случая к случаю. Сами штабы очень медленно обрабатывали полученную информацию, временами из-за задержек с передачей ее ценность совершенно терялась.
Ситуация на Западном фронте изменилась в лучшую сторону после создания в Монино 38-й разведывательной авиационной эскадрильи (раз). В состав подразделения входили четыре МиГ—3, четыре Пе—2 (все оснащенные фотооборудованием) и шесть ЛаГГ—3, выполнявших функции прикрытия. Экипажи набирались среди сотрудников НИИ ВВС, успевших получить боевой опыт в первые дни войны в составе 430-го шап, а командовал ими подполковник Н.И. Малышев.
Разведывательная эскадрилья начала боевую работу с аэродрома Новое Село (13 км севернее Вязьмы). Прежде всего разведка велась вдоль дорог. Экипажи, наряду с визуальным наблюдением, фотографировали двигавшиеся колонны, что давало хорошие результаты. Однако с трудом удавалось определять скопление войск в населенных пунктах, лесах и боевых порядках на поле боя.
Противник всячески мешал нашим экипажам выполнить задание. 6 августа, на третий день боевых действий 38-й раз, погибли в воздушном бою два экипажа Пе—2. 18 августа на разведку вражеских железнодорожных перевозок вылетел на МиГ—3 с фотоаппаратом капитан В.Д.Козуля, который возглавлял в эскадрилье звенья истребителей МиГ—3 и ЛаГГ-3. Одиночный истребитель-разведчик был атакован «мессерами», и на аэродром летчик не вернулся.
Виктор Дмитриевич был хорошо известен в нашей стране до войны своими рекордными прыжками с парашютом. В 1936 г. за успехи в развитии парашютного спорта он был награжден орденом Ленина, а через два года поступил на работу в НИИ ВВС, став летчиком-парашютистом. Козуля совершил более 6000 различных прыжков, но выполненный 18 августа оказался наиболее драматичным.
Летчик покинул горящий истребитель на высоте всего 150 м, но противник обнаружил купол парашюта, и вскоре подоспевшие немецкие мотоциклисты пленили советского авиатора. Рекордсмен-планерист предпринял несколько попыток побега, но все они оказались неудачными. 3 мая 1945 г. большую группу заключенных нацисты вывозили из Любека, судно потопили британские бомбардировщики. Удача улыбнулась капитану: его подобрал катер союзников. После 42 месяцев плена и четырехмесячной проверки в советском лагере Козуля вернулся домой [13].
К концу августа в 38-й раэ не осталось исправных МиГ—3: два истребителя сбил противник, а еще два получили повреждения и нуждались в ремонте. В «миговском» разведывательном звене осталось три летчика, один инженер, четыре младших авиаспециалиста и восемь техников. Вскоре большинство из них по указанию заместителя наркома обороны направили в Кольцове (в район Свердловска), где находился тогда НИИ ВВС. Восстановленный вскоре один МиГ участвовал в съемках оборонительных рубежей противника на Западном фронте, в результате чего был составлен фотопланшет, размноженный и разосланный в войска.
В течение сентября 1941 г. воздушная разведка велась наиболее полно. Нашим авиаторам удавалось предупреждать наземное командование о действиях противника. В частности, экипажи 38-й раз смогли точно определить районы сосредоточения германских ударных группировок накануне операции «Тайфун», в ходе которой немцы планировали захватить Москву. Вот только полностью информацию, добытую с таким трудом, наше командование использовать не сумело.
Вскоре отсутствие пополнения в самолетах-разведчиках привело к заметному снижению боеспособности эскадрильи. Любопытно, что во многих случаях МиГи заменили У—2, которые успешно выполняли задания в сложных метеоусловиях и ночью. Окончательно 38-ю раз вывели на переформирование в январе 1942 г. За время боевой работы погибли или пропали без вести 13 летчиков (из них трое на МиГ-3), 7 летнабов и 5 стрелков [14].
Приходилось пилотам МиГов решать и самые неожиданные задачи. Приведем фрагмент из воспоминаний генерала Г.Р.Данилина, который, будучи лейтенантом, летом и осенью 1941 г. сражался в 169-м иап. Когда через два месяца боевой работы в полку остались три «Чайки» из первоначально имевшихся шестидесяти, его отвели в Тамбов, где пополнили и переучили на МиГ—3. Оказавшись со своей частью на Северо-Западном фронте, Данилин совершил наиболее запомнившийся ему вылет в канун 24-й годовщины праздника Октября. Тогда шести экипажам во главе с заместителем командира полка майором Грековым было поручено разбросать агитационные листовки в тылу врага.
«Как только мы пересекли линию фронта, сразу же нам навстречу появилась большая группа вражеских истребителей, — вспоминал Георгий Романович. — Видимость была ограниченной. По радио раздался голос ведущего: «Всем освободиться от груза, встать в круг!» Помню, открыл я фонарь и давай вышвыривать за борт листовки. Немцы вначале шарахнулись от нас в сторону, не поняли, что происходит... Но, опомнившись, открыли ураганный огонь».
Тактика «мессершмиттов» состояла в стремлении расколоть строй советских летчиков и бить их по одному. Атакуя на высокой скорости, они не очень рисковали нарваться на ответный огонь, даже проскочив рядом с советским истребителем. Судя по всему, немецким летчикам в данном случае удалось осуществить задуманное, а их задача упростилась после того, как вспыхнул МиГ ведущего. Нашим летчикам, в том числе Данилину, пришлось каждому в одиночку отбивать атаки:
«Замечаю, что мотор работает с перебоями, боеприпасы на исходе, наших не видно. Принимаю решение возвращаться домой. Однако путь мне преградили сразу четыре Bf 109. Пытаюсь пробиться лобовой атакой — фашисты ее не принимают. Чтобы оторваться от преследования, делаю серию отвлекающих маневров, но «мессеры», как привязанные, меня не теряют. К тому же, они почти беспрерывно палят из пушек и пулеметов, хотя я бросаю свой МиГ то вправо, то влево.
Вдруг почувствовал сильный удар в левое плечо. Рука сразу же упала с сектора газа. Вдобавок рядом что-то взорвалось, и самолет вошел в пике. Тяну ручку на себя — реакции рулей нет. Остается одно — прыгать. Все остальное происходило, как в тумане. Очнулся лишь в санбате какой-то пехотной части, бойцы которой меня подобрали на нейтральной полосе» [15].
Источники
1. ВА/МА RL 2 III/1177. «Flugzeugunfaelle und Verluste den (fliegende) Verbaenden».
2. ЦАМО РФ. Ф. 319. On. 4798. Д. 19. Л. 72.
3. Prien J. Einsatz des Jagdgeschwader 77 von 1939 bis 1945. Teil 2. Hamburg, 1993. S. 690 - 695.
4. ЦАМО РФ. Ф. 35. On. 11287. Д. 811. Л. 95.
5. H.H. Штучкин. Грозное небо Москвы. М., 1972. С. 177.
6. ЦАМО РФ. Ф. НИИ ВВС. Оп. 485655. Д. 24. Л. 35.
7. ЦАМО РФ. Ф. 20530. Оп. 1. Д. 20. Л. 120.
8. ЦАМО РФ. Д. 13. Л. 224, 238.
9. ЦАМО РФ. Ф. 20425. Оп. 1. Д. 11. Л. 8.
10. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 848. Л. 261.
11. Войска противовоздушной обороны в Великой Отечественной войне. Т. 1. М., 1974. С. 240.
12. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 546. Л. 61.
13. В.К.Муравьев. Испытатели ВВС. М., 1990. С. 260 -265.
14. ЦАМО РФ. Ф. 10 орап. Оп. 132298. Д. 2. Л. 25-27.
15. Г.В.Игнатьев. Я прав. М., 2000. С. 215.