В частях ПВО страны
В предвоенные годы ни у кого из военного руководства советских вооруженных сил не было недооценки наступательных возможностей авиации. Согласно нашей военной доктрине, в предстоящей войне объектами атак неприятельских экипажей должны были стать не только войска с их органами управления и снабжения, аэродромы, склады, базы и транспорт, но также административно-политические и промышленно-экономические центры страны, населенные пункты и другие жизненные объекты, расположенные в зоне досягаемости ВВС противника.
При создании системы противовоздушной обороны Союза ССР наибольшее внимание уделялось защите важнейших центров страны — Москвы, Ленинграда, Баку, Киева, Львова, Минска и др. Для обороны каждого из этих центров сосредотачивалось значительное количество войск ПВО. В течение ряда лет проводились различные учения, на которых отрабатывались вопросы боевого применения частей и соединений для отражения массированных налетов авиации условного противника.
Противовоздушная оборона страны мыслилась как совокупность согласованных действий ВВС и специальных войск ПВО. При этом огромная роль, согласно советской доктрине, принадлежала выделенным из состава ВВС для выполнения этой задачи частям истребительной авиации ПВО. Надлежало сосредоточить их для обороны наиболее важных тыловых объектов.
Тем не менее, накануне войны истребительная авиация ПВО находилась в весьма незавидном положении. Выделенные к июню 1941 г. из состава ВВС КА около 40 авиаполков были укомплектованы истребителями примерно на 40%. Еще хуже обстояло дело с личным составом: летчиками «были обеспечены» только 83% самолетов. Большая часть полков имела на вооружении истребители устаревших типов. Многие машины в значительной степени выработали моторесурс [1].
Несколько лучшее положение наблюдалось в районе столицы, где весной 1941 г. интенсивно осваивались новые истребители, прежде всего МиГ—3. Но Москва всегда находилась на особом положении. Кроме того, здесь располагались многие центры освоения новой материальной части, и летчики попутно с освоением техники могли быстро подключиться к решению задач противовоздушной обороны столицы.
Одним из крупных промышленных центров, которому также повезло получить перед войной новые МиГи, был Ленинград. Система ПВО объекта в то время находилась в стадии реорганизации (к сожалению, подобное положение накануне войны наблюдалось повсеместно). В частности, истребительная авиация ПВО города состояла из двух авиадивизий: 3-й и 54-й над. В этих соединениях насчитывалось всего по два полка истребителей, в которых имелись 136 И-16, 48 И-153 и 30 МиГ-3. Понятно, что этих сил было совершенно недостаточно. Поэтому на второй день войны командование ВВС Ленинградского военного округа прикомандировало к истребительной группе ПВО еще пять полков, прежде входивших в состав 2-й и 5-й сад, а также 39-й над.
Дислокация истребительной авиации ПВО Ленинграда в конце июня 1941 г. [2]
Соединение |
Часть |
Базирование |
3-я над |
19-й иап |
Горелово, Витино |
44-й иап |
Ропша, Горелово |
|
54-я над |
26-й иап |
Манушкино, Углово |
157-й иап |
Левашово |
|
39-я над |
154-й иап |
Зайцеве |
156-й иап |
Лезье |
|
5-я сад |
7-й иап |
Сиворицы |
153-й иап |
Шум |
|
159-й иап |
Сиверская |
В четырех основных и пяти приданных авиаполках насчитывалось 411 летчиков (из которых 330 считались подготовленными к ведению боевых действий днем, а 108 могли действовать ночью) и 401 истребитель (339 исправных). Большинство МиГов поступили в части непосредственно перед войной, поэтому их успели освоить только 80 летчиков. 19 наиболее подготовленных летали на машинах Микояна и Гуревича ночью [3].
Вместе с другими авиаторами округа в 3 ч. 40 мин. 22 июня летчики ПВО заступили на боевое дежурство по тревоге. Вскоре первые патрули поднялись в воздух, остальные истребители по возможности замаскировали и рассредоточили. 7 июля 1941 г. в соответствии с приказом наркома обороны из указанных выше частей был сформирован 7-й иак ПВО. Вступивший в командование соединением Герой Советского Союза полковник С.П.Данилов потребовал от личного состава авиакорпуса к 15 июля полностью освоить МиГ—3.
Согласно составленному в штабе 7-го иак плану, в начале июля Ленинград прикрывался круглосуточно двухярусными, а временами трехярусными патрулями в воздухе. Кроме того, дежурные подразделения истребителей находились в готовности на аэродромах. В этот период летчики корпуса вели борьбу, главным образом, с разведчиками противника, которые появлялись над важными объектами, прежде всего над аэродромами советской истребительной авиации, на высотах 3000—5000 м при облачности 7-8 баллов.
Для повышения эффективности перехватов командование корпуса разрешило командирам авиационных полков самим поднимать истребители в воздух, обнаружив приближение самолетов противника с земли. Такой способ получил наименование вылет «по-зрячему». На практике пилоты весьма многочисленных И—16 и И—153 нередко приближались к двухмоторным «юнкерсам» (их часто ошибочно называли «хейнкелями» или «дорнье»), но вражеские летчики достаточно успешно уклонялись от нападения советских «ястребков», а затем уходили, используя максимальные режимы работы двигателей, поскольку машины Поликарпова не имели перед ними превосходства в скорости.
Совершенно по-другому обстояло дело, когда перехват выполняли МиГи. Летчики могли повторить неудавшуюся атаку и длительно преследовать неприятеля. Так, 6 июля над аэродромом Горелово появился вражеский разведчик. Командир 19-го иап Герой Советского Союза майор А.Г.Ткаченко поднял в воздух два звена МиГов. Один из летчиков — лейтенант Д.И.Титоренко — сумел быстро сблизиться с противником и сбил с двух атак Ju 88D зав. № 0852 из 2-го отряда разведчиков Верховного командования люфтваффе. Разламываясь в воздухе, вражеский самолет рухнул в районе поселка Беззаботное, а летчик и штурман спаслись на парашютах и попали в плен.
В ЦАМО РФ хранится любопытный документ — «Журнал учета сбитых самолетов противника летчиками 7-го иак ПВО по состоянию на 17 июля 1941 г.» [4]. Из 12 результативных боев, зафиксированных в этом документе, в девяти случаях победу праздновали пилоты МиГов. Правда, не все победы подтверждаются немецкими или финскими данными, но степень достоверности сообщений летчиков ПВО все же была выше, чем во фронтовой авиации. Командование корпуса требовало для подтверждения представлять трофеи, и далеко не всегда удавалось отделаться фразой типа: «Самолет упал над труднодоступной болотистой местностью».
Особенности географического положения Ленинграда, прежде всего близость к западной границе, привели к тому, что уже в первый месяц войны летчикам ПВО пришлось столкнуться с немецкими истребителями (для сравнения отметим, что в ПВО Москвы подобные встречи широко стали отмечаться только в октябре 1941 г.). Так, вечером 12 июля севернее Пскова был сбит «мессершмиттами» один из четырех МиГ—3, принадлежавший 7-му иап. К вечеру в штаб корпуса поступила телеграмма: «Данилову. Ваш летчик лейтенант Глухов ранен, находится в госпитале» [5].
Результаты боевых действий МиГов в системе ПВО Ленинграда в начальном периоде войны с Германией можно рассмотреть на примере 44-го иап — одного из наиболее подготовленных в предвоенные годы. Достаточно сказать, что с первого до последнего дня боевых действий против Финляндии в ходе «зимней войны» полк сражался в полном составе, а после перемирия 100 авиаторов были награждены орденами и медалями.
К 22 июня 1941 г. в 44-м иап, которым командовал майор В.Г. Благовещенский, имелось 66 экипажей (три эскадрильи, подготовленные на И—16, и одна — на И—153). Освоение МиГ—3 летчиками одной из эскадрилий началось с конца июня на аэродроме Горелово без вывода части с передовой и перерывов в боевых действиях. В «Исторической справке 11-го гв. иап» (такое наименование стал носить полк с марта 1942 г.) можно прочитать:
«С первого дня Отечественной войны, патрулируя на подступах к Ленинграду, летчики не пропускали противника к городу Революции, сбивали тех, кто все же пытался прорваться. Счет сбитым самолетам противника открыл командир звена лейтенант Андреев, уничтоживший 11 июля 1941 г. самолет Ju 88 на подступах к Ленинграду» [6].
В другом документе — «Журнале учета сбитых и уничтоженных самолетов противника летчиками 11 -го гв. иап» — сообщается о победе лейтенанта Евстигнеева, которая была одержана 8 июля. Тогда над озером Вилье противник недосчитался одного Ju 88. За июль в семи боях летчики 44-го иап, по нашим данным, сбили 12 вражеских самолетов (два Ju 88, четыре Bf ПО, шесть Bf 109). Интересно, что все результативные бои летчики части провели на МиГ-3 [7].
Отдавая должное летному мастерству и самоотверженности многих хорошо подготовленных летчиков, надо указать, что заявленные успехи сильно преувеличены. Ведь если просуммировать все сводки советских штабов, то получится, что противник уже через месяц-полтора после начала войны лишился всей разведывательной, большинства бомбардировочной и истребительной авиации 1-го воздушного флота.
Во многих случаях немецкие самолеты с повреждениями и без них уходили от преследования нашими истребителями и благополучно возвращались на свои аэродромы. Иногда они использовали различные хитрости, в частности, имитировали беспорядочное падение. В этих случаях и у наших авиаторов, и у наземных наблюдателей создавалось впечатление о «гибели фашистского стервятника».
Но происходили и более неприятные случаи. Так, 27 июля два звена СБ из 202-го сбап возвращалось на свою территорию из разведки. Экипажам, возглавляемым комполка майором С.П.Сенниковым, удалось обследовать дорожную сеть в ближнем тылу финских войск. Северо-западнее Выборга бомбардировщики были атакованы МиГами. Трудно объяснить, почему истребители приняли туполевские машины с хорошо знакомыми силуэтами и большими красными звездами на плоскостях и фюзеляжах за противника. С первых же очередей вспыхнула машина лейтенанта Федуркина — летчик погиб, а штурман и стрелок воспользовались парашютами.
Почти одновременно загорелся мотор у самолета командира полка. Сенников сумел посадить подбитую машину в поле, но его штурман лейтенант Панасенко при этом сломал ногу. Сообразуясь с обстановкой, остальные экипажи бомбардировщиков начали энергично уклоняться от смертоносных очередей. Так, лейтенант Драгунов, летевший в ведущем звене, перешел на бреющий и приземлился на запасном аэродроме. В результате «недоразумения» 202-й бап лишился двух самолетов; один летчик погиб, штурман другой машины на длительное время попал в госпиталь и в часть больше не вернулся [8].
Неудачный вылет МиГ-3, принадлежавших 7-му иак ПВО, состоялся поздним вечером 15 июля. Неприятности начались, когда у одной из машин звена лейтенанта Андреева из 44-го иап стал с перебоями работать мотор, летчику пришлось снизиться и совершить посадку. Два оставшихся истребителя перехватили звено Ju 88 над Красногвардейском на высоте 2500 м. Однако согласованным огнем неприятельских стрелков МиГ лейтенанта Будникова был сбит. Загоревшаяся машина рухнула на землю, при этом летчик не смог воспользоваться парашютом и погиб. У самого Андреева отказало оружие и ему пришлось выйти из боя.
В последних числах июля 1941 г. в связи с приближением линии фронта к Ленинграду и усилением активности бомбардировочных действий авиации люфтваффе по железнодорожным станциям и перегонам Октябрьской железной дороги, возросла нагрузка на истребительную авиацию 7-го иак. Помимо основной задачи — противовоздушной обороны Ленинграда — наши летчики-истребители начали прикрывать железнодорожные перевозки, а также участвовать в разведке и штурмовке неприятеля.
Документы свидетельствуют, что только для прикрытия объектов города и населения в августе было выполнено 4050 самолето-вылетов. Таким образом, в светлое время суток над Ленинградом постоянно находилось по девять патрулирующих истребителей (три звена). Летчикам приходилось совершать по два—четыре вылета в день, а некоторым подниматься в воздух и ночью.
Стремясь помочь своим войскам преодолеть сопротивление защитников города на Неве, вражеская авиация усиленно бомбила и штурмовала передний край советских частей. Это заставило нацелить основные силы истребителей ПВО на прикрытие своих войск на поле боя. Действия частей 7-го иак ПВО в конце августа—сентябре по характеру мало отличались от действий других соединений фронтовой и морской авиации, подчиненных командованию ВВС Ленинградского фронта.
Так, 27 августа авиаторы 44-го иап совершили три групповых вылета. В первом из них звено наших истребителей, взлетевшее в 6 ч. 3 мин., было атаковано сразу после отрыва от взлетной полосы; один из истребителей оказался сбит, летчик сгорел вместе с машиной. Через три с половиной часа над аэродромом появились четыре Bf 109, сделавших три круга. По каким-то причинам штурмовать аэродром они не стали.
В 12 ч. 33 мин. по тревоге в район Тосно вылетели семь МиГ—3. При возвращении они застали над своим аэродромом группу немецких самолетов (девять Bf 109 и четыре Bf 110), сбрасывавшую серии мелких осколочных бомб. Противник разрушил походную метеостанцию, убил одного и ранил трех военнослужащих. МиГи немедленно вступили в бой; их пилоты доложили об уничтожении трех «мессершмиттов». Батальонный комиссар Шалыганов, сумевший поджечь Bf 109 и Bf 110, покинул горящий МиГ—3 с парашютом.
Последний вылет истребителей ПВО в этот день, который состоялся в 18.20, не обошелся без воздушного боя. В районе Лезье пять МиГ—3 (ведущий старший лейтенант Яшин) встретили на высоте 2500 м пятерку «мессершмиттов». Ни одной из сторон не удалось добиться успеха, после чего немцы вышли из боя. Итог дня: при 34 самолетовылетах (налет 37 ч. 23 мин.) сбито три самолета противника, потеряно два МиГ—3, погиб один летчик.
Напряженные бои с воздушным и наземным противником сопровождались тяжелыми потерями. Погибали пилоты, таяло число исправных самолетов. В начале сентября в 7-м иак осталось всего девять боеготовых МиГ—3. Постепенно на этом участке фронта МиГи уступили ведущие места самолетам И-16 и И—153. Истребители Як—1 и ЛаГГ—3, выпускавшиеся промышленностью в значительных количествах, на Ленинградский фронт практически не поступали. В системе ПВО северной столицы основная масса истребителей Микояна и Гуревича была сосредоточена в 124-м иап; убывая на переформирование, именно этому полку сдавали уцелевшие МиГи пилоты из других частей. Так, в частности, произошло с машинами 19-го иап.
В некоторых советских мемуарных книгах авторы называют МиГ—3 высотным истребителем ПВО. Они утверждают, что самолет создавался, прежде всего, для обороны воздушного пространства городов и других важнейших объектов. Но документально этот тезис не подтверждается: МиГ проектировали и производили в качестве фронтового истребителя, а не перехватчика. Именно на фронте он нашел основное применение в первом военном полугодии. Вплоть до осени 1941 г. в системе ПВО территории страны машина распространения не получила, за исключением, как уже отмечалось, районов Москвы и Ленинграда.
Здесь МиГи применялись не только днем, но и ночью. Появление импортных истребителей, таких, как «Харрикейн» и «Томагавк», позволило сравнить их с нашими машинами, также выполнявшими задачи ПВО. Сравнение оказалось не в нашу пользу: «американцы» и «англичане», хотя и не лишенные некоторых недостатков при использовании ночью, в целом оказались заметно более простыми в пилотировании, особенно при выполнении взлета и посадки. Условия работы летчика на них были проще благодаря широкому применению современного по тем меркам навигационного оборудования.
Для использования в варианте перехватчиков и обеспечения длительного патрулирования отечественные самолеты приходилось дорабатывать. Так, весной 1942 г. в 27-м иап ПВО Москвы и в 156-м иап ПВО Ленинграда применялись МиГ—3 с подвесными топливными баками под крылом, что примерно на треть увеличивало продолжительность полета.
Хорошо освоили МиГ-3 авиаторы 34-го иап, базировавшегося во Внуково. К началу мая 1942 г. полк располагал 17 машинами данного типа и 23 летчиками, из которых девять были подготовлены к выполнению заданий ночью в простых, а два пилота — в сложных метеоусловиях. В течение мая они совершили 154 вылета днем и 4 ночью, сбив один «дорнье» ценой гибели одного МиГ—3 в бою (младшего лейтенанта Федосеева сбила своя же зенитная артиллерия) и двух в авариях.
В июньских отчетах полка отмечалось применение истребителей новой модификации. Звено МиГ-3, построенных заводом № 155, отличалось прежде всего вооружением, состоявшим из двух синхронных пушек ШВАК над мотором, а три опытных МиГ—3 имели силовую установку с мотором М—82 (использование названия «МиГ—9» применительно к этим машинам в документах полка не зафиксировано). Первое боевое применение «пушечных» МиГов состоялось 27 июля, когда старший лейтенант Мирошниченко атаковал Ju 88, но не смог сбить противника из-за отказа мотора. В то же время, по словам летчика, он сразу почувствовал увеличение веса секундного залпа приблизительно вдвое относительно «стандартного» МиГ—3 (один БС плюс два ШКАС) [9].
Примерно в это же время в полку опробовали другие новинки техники. Положительные оценки получила наземная радиолокационная станция МРУ—105, позволявшая, как показали фронтовые испытания, обнаруживать одиночные самолеты противника на расстоянии 112 км и наводить на них МиГи. Менее оптимистично были оценены британские приборы IFF (опознаватель «свой-чужой»), четыре из которых смонтировали за кабинами МиГ-3. По мнению летного состава, истребители, у которых центровка сместилась назад, стали слишком легко срываться в штопор, и полет на них, особенно ночью, представлял опасность.
Однако вернемся на несколько месяцев назад. В сентябре 1941 г. началось относительно широкое использование МиГ-3 в интересах ПВО разных тыловых центров. Отдельные полки и эскадрильи МиГов стали «брать под охрану» воздушные рубежи, прежде всего в районах Поволжья и Закавказья. На 1 октября в числе 673 истребителей ПВО имелись 209 МиГ—3 — они являлись самым многочисленным типом. А к началу советского зимнего контрнаступления под Москвой самолеты Микояна и Гуревича составляли уже 34,5% всех машин ПВО (309 из общего числа 895 истребителей).
В октябре—ноябре 1941 г. по приказу наркома обороны началось формирование восьми авиадивизий ПВО. 101-ю иад полковника К.Н.Смирнова, 102-ю иад генерала И.И.Евсевьева, 104-ю иад генерала А.А.Демидова, 141-ю иад подполковника И.И.Красноюрченко, 142-ю иад полковника С.В.Слюсарева, 144-ю иад полковника И.К.Старостенкова, 147-ю иад полковника П.К.Демидова и 148-ю иад подполковника Л.Г.Рыбкина пополнили частями или подразделениями на МиГ—3. Многие из перечисленных командиров в составе фронтовых соединений успели ознакомиться с истребителями Микояна и Гуревича, научились отлично пилотировать эти машины.
На укомплектование восьми соединений было выделено более 400 истребителей, и среди них около 90 МиГ—3. Все дивизии ПВО имели множество устаревших истребителей, включая первые И-15, им не хватало приданных наземных частей и опытных специалистов. Так, в развернутую для прикрытия Воронежа 101-ю иад до конца осени входили три полка, не полностью укомплектованные.
7 ноября 1941 г. в Воронеже решили провести военный парад, составной частью которого должен был стать пролет боевых самолетов. Командующий войсками ПВО Воронежско-Борисоглебского района получил приказ: не допустить бомбардировочную авиацию противника к городу в ходе парада. В связи с этим в штабе ПВО был разработан план усиленного патрулирования воздушного пространства истребительными частями, включая приданные, на протяжении всего дня 7 ноября.
Накануне начальник штаба 101-й иад капитан Горегляд составил «План патрулирования истребителей» в шести зонах в окрестностях Воронежа, предусматривавший четыре варианта, в зависимости от метеоусловий. Наибольшее количество патрулей предусматривалось выделить при хорошей погоде. В частности, пары МиГ—3 из 487-го иап, сменяя друг друга в воздухе, должны были находиться на высоте 300 м, а приданный дивизии 186-й иап поднимал МиГи на высоту 6000 м над самим городом.
Некоторые наставления летчикам командования ПВО заслуживают внимания: «атаковать дерзко и напористо, при отказе пулеметов идти на таран», «за истребителями противника не гоняться, помнить, что главным объектом являются бомбардировщики противника», «демонстративные действия противника не должны отвлекать от выполнения поставленной задачи» [10].
В 487 и 573-м иап, которые в январе 1942 г. входили в 101-ю иад, эксплуатировались МиГи разных серий (от 4 до 29-й), но преимущественно имелись машины, оборудованные предкрылками и имевшие сокращенный запас горючего. На многих истребителях силами техсостава смонтировали направляющие для пуска PC. Обычно летный состав «щадил» двигатели (практически не использовал форсажа, менее резко переходил с режима на режим), стараясь обеспечить им долгую жизнь, чем нередко пренебрегали коллеги из фронтовых частей. Это позволило многим моторам МиГов, принадлежавших полкам ПВО, полностью выработать 100-часовой ресурс.
Начало 1942 г. прошло в непрерывной учебе. Командование добивалось организации более четкого управления истребителями, надежной связи и уверенного наведения на самолеты противника. При этом отмечалось, что летный состав был очень неоднороден. В 487-м иап, например, наряду с опытными бойцами, многие из которых прошли хорошую школу в полках ПВО Москвы и Ленинграда, действовали молодые летчики, не налетавшие на МиГах и полутора часов.
Одним из тех, кого можно без преувеличения отнести к первой категории, был лейтенант М.А.Проскурин. Он был призван в Красную Армию в декабре 1937 г., а в 1940 г. окончил Первое оренбургское военное авиационное училище. В августе следующего года молодой летчик переучился с И—16 на МиГ—3. Его довоенный налет составил 480 часов. Проскурин прошел Великую Отечественную войну с первого до последнего дня, ко дню Победы он занимал должность командира эскадрильи [11].
Именно Проскурину удалось 3 июня 1942 г. южнее Липецка прервать полет опытного германского экипажа, который возглавлял штурман обер-лейтенант Г.Шпет из отряда 3(F)/10. Переживший войну летчик лейтенант Д.Пюттер вспоминал подробности рокового боя в одном из немецких авиационных журналов, вышедшем уже в наши дни:
«Наш экипаж не испытывал особого почтения к русским истребителям; они часто «мазали», не умели заблаговременно набрать необходимую высоту перед выходом в атаку. Но в тот день мы встретили достойного противника, настоящего мастера своего дела... Достаточно сказать, что из всего нашего экипажа только мне одному посчастливилось выжить, а остальные были убиты пулеметным огнем.
Дело было так. Мы шли из Полтавы через Харьков в направлении Воронежа на высоте 7500 м, когда стрелок-радист доложил по СПУ (самолетному переговорному устройству): «Истребитель сзади, сбоку, примерно в 50 м от хвоста». В тот же момент раздалась очередь, которая прошила правую плоскость и двигатель, — это была классная стрельба. Винт сделал несколько неровных оборотов, после чего мотор выпал из узла крепления. Истребитель — а это оказался МиГ—3 — продолжал атаковать. Рядом со мной упал на пол кабины штурман — пули попали ему в лицо. Не подавал признаков жизни и нижний стрелок.
До линии фронта оставалось примерно 400 км. Началась неприятная тряска левого мотора, пришлось его выключить. Я решил сесть на «брюхо» и стал планировать с высоты 7000 м. Надо сказать, у меня имелся большой опыт подобных ситуаций: трижды нас подбивали в России, но всякий раз удавалось пересечь линию фронта. Правда, на этот раз складывалась гораздо более неприятная ситуация.
Вдруг я услышал надсадный рев чужого мотора, а затем раздался жуткий удар, треск. Левый мотор слетел с крыла подобно правому, полностью оторвало хвостовое оперение. ...Стало невозможно удерживать самолет. Я попытался выброситься с парашютом, но самолет начал штопорить, меня с силой ударило о какую-то часть кабины. Потеряв на некоторое время сознание, я затем пришел в себя и выбрался из кабины.
Радоваться было рано: снизу началась весьма интенсивная стрельба. Купол оказался весь изрешечен, поэтому я спускался весьма быстро. К счастью, огонь велся весьма неточно; я приземлился на болото, и это смягчило удар. Тут показались подростки, которые чуть не растерзали меня. Подбежавшие солдаты с малиновыми петлицами (из войск НКВД), без преувеличения, спасли мне жизнь, вскоре доставив на автомашине в Воронеж. Я попросил показать мне летчика, сбившего наш самолет, что и было сделано...» [12].
Надо отметить, что борьба с неприятельскими разведчиками занимала в то время важное место в работе всех частей ПВО. Весной и летом 1942 г. в районе Ленинграда командир 7-го иак возложил ответственность за уничтожение одиночных вражеских самолетов на 124-й иап. МиГи этого полка использовались для несения круглосуточного дежурства двумя—тремя машинами. Был сделан вывод: при достаточной подготовке летного состава эти истребители оказались наиболее подходящими для действий на высотах 8000—10000 м. Но все же очень многое зависело от своевременного поступления сигнала от постов ВНОС — ведь в лучшем случае для взлета и набора высоты 10000 м требовалось 15 минут.
В отчетах Ленинградской особой армии ПВО отмечен вылет истребителей по тревоге 5 июля. Вскоре после того, как с земли заметили силуэт двухмоторного самолета, направлявшегося к Ленинграду со стороны Финского залива, четверка МиГ-3 из 124-го иап устремилась на перехват. Не успели наши летчики набрать и половину высоты, которая разделяла их и неопознанный самолет, как они обнаружили пару «мессершмиттов».
Вероятно, для барражирующих на высоте 3000 м немецких летчиков встреча также оказалась неожиданной. Бой отличался скоротечностью: ведущему нашего подразделения старшему лейтенанту Барсову удалось занять выгодную позицию для стрельбы, после чего сверху сзади пулеметным огнем он подбил противника. Bf 109 задымил, перешел в отвесное пикирование и, по докладам наших летчиков, упал на берегу Финского залива севернее Стрельны.
Встречи с неприятельскими истребителями стали обычным явлением для многих пилотов ПВО, особенно на южном фланге. Именно там противник начал решительное наступление, активизировав работу своей авиации. Далеко не всегда воздушные бои завершались успешно для наших летчиков: противник был опытен и хорошо подготовлен, использовал новейшие модификации Bf 109F-4, а затем и Bf 109G-2, заметно превосходившие МиГ—3 по комплексу летных данных.
Согласно отчетам штаба 101-й над ПВО, за июнь 1942 г. 487-й иап выполнил 557 самолето-вылетов на МиГ—3, из них 6 ночью. В ходе семи дневных воздушных боев, проведенных 3 июня, полк сбил вражеский самолет-разведчик, потеряв три своих машины и одного летчика. На замену погибшему 18 июня штурману части майору С.Т.Пименову, проведшему в небе около 800 часов, через несколько дней в 487-й иап прибыли пять пилотов-сержантов, выпускников Сталинградской школы летчиков. По мнению командования, уровень подготовки не позволял включить их в штат без предварительной тренировки [13].
В следующем месяце ситуация заметно ухудшилась. Приближение фронта к Воронежу вынудило перебазировать все полки глубже в тыл, при этом многие неисправные истребители вывезти не удалось. В результате боевых повреждений, аварий и катастроф пришлось списать за июль 11 МиГов из состава 487-го иап, количество исправных МиГ—3 не превышало двух—трех машин. Майор М.Ф.Куреш приказал ввести в строй все уцелевшие И —16 и И-153. Полк пополнили «старыми» летными кадрами из других частей ПВО Москвы, причем пятеро летчиков ранее воевали на МиГах. Но новые истребители этого типа в полк не поступали, пришлось срочно переучивать пилотов на истребитель ЛаГГ—3 непосредственно на фронте.
Положение с материальной частью в 102-й над ПВО, прикрывавшей Сталинград, было еще хуже: абсолютное большинство самолетов составляли истребители Поликарпова, выработавшие моторесурс на 55—60%, имевшие неудовлетворительный практический потолок. Находившийся в подчинении дивизии с мая 1942 г. 439-й иап имел в начале июля восемь—девять МиГов, что ставило его в лучшее положение (современной техникой располагал и 788-й иап, действовавший на Як— 1 выпуска начала 1942 г.).
Проведенное в середине июня 1942 г. инспектирование соединения комиссией командующего истребительной авиации ПВО генерала А.С.Осипенко свидетельствовало, что «все части сколочены и могут выполнять поставленные им задачи по противовоздушной обороне военных объектов на самолетах-истребителях И-15, И-16, И-153, МиГ-3 и Як-1» [14].
Действительно, в период с ноября 1941 по июль 1942 г. части дивизии успешно прикрывали как сам Сталинград, так станции и перегоны на участках, связывавших областной центр на Волге с городами Лихая, Сальск, Поворино. За указанное время летчикам удалось сбить семь неприятельских самолетов, не потеряв ни одного летчика.
В начале июля 1942 г. велась борьба преимущественно с одиночными разведчиками. Но уже 12 июля шестерка «юнкерсов» причинила серьезный урон железнодорожному узлу Морозовск, где, в частности, сгорели два санитарных состава. Хотя МиГи, наряду с другими истребителями, вылетали на встречу неприятеля, в документах не отмечено ни одного успешного боя.
20 июля на аэродроме Бекетовка базировалось 8 МиГ—3 вместе с 10 Як—1 788-го иап. Эти машины составляли ударную группу комдива И.И.Красноюрченко. Вскоре стало ясно: двух десятков истребителей совершенно недостаточно, поскольку противник атаковал многочисленные тыловые объекты Сталинградского фронта на протяжении всего светового дня. Кроме того, неприятель неоднократно бомбил и обстреливал из дальнобойных орудий аэродром Бекетовка.
Ярким примером самоотверженных действий советских пилотов стал бой, проведенный 22 июля старшим лейтенантом Н.А.Козловым. Заблаговременно набрав достаточную высоту, он обнаружил Ju 88 примерно на высоте 8000 м. Козлов выполнил две безрезультатные атаки, а в третьей оба крупнокалиберных пулемета «захлебнулись» и замолчали. Но он решил не отпускать неприятеля безнаказанным. В донесении о проведенном бое советский летчик впоследствии написал:
«На высотах 7000—8000 м «юнкере» шел со скоростью до 450 км/ч, на пикировании разогнался до 650 км/ч, а на бреющем замедлился до 400 км/ч. Это не позволило ему оторваться от МиГа. Первые мои атаки не прошли бесследно: стрелки прекратили стрельбу, вражеский самолет резко терял высоту. Это был Ju 88 новой конструкции, с более короткими фюзеляжем и плоскостями. Кабина, будто рубленная, резко выделялась над фюзеляжем (вероятно, речь шла о Ju 88C, которые начали применяться, в частности, в эскадре KG76. — Прим. авт.).
Продолжая преследование, ударил винтом МиГа по стабилизатору. Удар оказался очень силен, я временно потерял сознание. Когда пришел в себя, сразу глянул на щиток. Скорость истребителя колебалась в районе 150—170 км/ч. Выпустив шасси, я приземлился на пахоту вблизи Морозовска. Противник продолжал уходить в сторону Миллерово. В результате тарана, думаю, «юнкере» лишился до трех четвертей хвостового оперения, отдельные части которого потом подобрали местные жители» [15].
Можно добавить, что это был уже второй таран, осуществленный летчиком. 24 сентября 1941 г. он, будучи заместителем командира эскадрильи 162-го иап, таранным ударом сбил «юнкере» в районе Брянска. Николай Александрович получил перед войной хорошую летную подготовку и с первых дней борьбы с нацизмом находился в строю. К середине сентября 1942 г. он выполнил 495 боевых вылетов и, поданным штаба 788-го иап, где служил тогда Козлов, в ходе 101 боя сбил лично 12 и в группе 5 неприятельских самолетов, за что был представлен к званию Героя Советского Союза.
В августе 1942 г. наибольшую опасность для наших частей ПВО стали представлять «мессершмитты». Именно их атаки значительно уменьшили численность МиГов под Сталинградом. Так, 11 августа патрулировавшая на небольшой высоте группа МиГов была со стороны солнца атакована парой Bf 109. Самолет старшего сержанта Погребняка вспыхнул. Сам он получил ранение в руки и ноги, но смог воспользоваться парашютом. Наиболее удручающий факт состоял в том, что оставшиеся летчики даже не заметили приближения «охотников», прозвучавших очередей, загоревшегося МиГа, а продолжали барражирование, не меняя скорости и высоты.
Авиаторы 102-й над в августе 1942 г. действовали наиболее напряженно, они выполнили 3460 вылетов — больше, чем за весь период с момента формирования и до начала этого месяца. При этом экипажи 439-го иап совершили 214 самолето-вылетов, провели 14 боев и доложили о 8 победах. Собственные потери составили пять МиГ—3; два летчика погибли, а один не вернулся с задания. К началу сентября в строю осталось два исправных МиГ—3, и вскоре часть вывели на переформирование [16].
Отгремела битва на Волге. За мужество и героизм личного состава 102-я над удостоилась почетного наименования «Сталинградской», стала 2-й гвардейской над ПВО. Части пополнились новыми самолетами, в основном, «Харрикейнами», «Киттихауками», Ла-5 и Як-7б. Интенсивно готовились летчики к ночным и высотным полетам. А вот истребителей, оснащенных мощными высотными моторами, таких как МиГ—3, соединению не хватало. Между тем, полковник И.Г.Пунтус, сменивший Красноюрченко в должности комдива, отметил: «В 1943 г. борьба с неприятельской авиацией протекала исключительно на высотах 8000-9000 м...» [17].
Серьезным испытанием для всей системы ПВО стало отражение налетов ночных бомбардировщиков противника на Горький, Саратов, Ярославль и другие волжские города в июне 1943 г. Противник совершил более 1000 самолето-вылетов, в ходе которых попытался уничтожить ряд важнейших оборонных предприятий, в том числе Горьковский автозавод, нефтеперегонные заводы в Саратове, заводы синтетического каучука в Ярославле и др. Не располагая специальной дальней авиацией, командование люфтваффе, тем не менее, поставило своим частям «фронтового назначения» задачу: резко снизить производство важнейших видов вооружения в нашей стране.
К этому времени лишь в 142-й иад, прикрывавшей город Горький, сохранились МиГи. Командовал дивизией полковник В.П.Иванов, который в должности командира 55-го иап перед войной принимал первые серийные МиГ—3 в Молдавии. Все МиГи ПВО Горького летом 1943 г. принадлежали 722-му иап. Входившие в состав соединения с декабря 1941 г. летчики этого полка не только патрулировали над городом, но также сопровождали особо важные транспортные самолеты, специальные правительственные поезда и выполняли другие задачи. Как следовало из отчетов штаба Горьковского корпусного района ПВО, до мая 1942 г. налетов на город не было.
В конце этого месяца противник осуществил два ночных налета ограниченными силами. Кроме того, были зафиксированы пролеты шести одиночных разведчиков днем. С 15 по 31 мая 722-й иап, располагавший 15 МиГами, выполнил 17 дневных и два ночных вылета на перехват, но не добился успехов. Отсутствие встреч с самолетами врага объяснялось плохой организацией взаимодействия истребительной авиации с постами ВНОС.
Яркую страницу в историю части вписал лейтенант П.И.Шавурин, уничтоживший неприятельский самолет 27 июля 1942 г. Обнаружив Ju 88D в районе Инютино на высоте 8000 м, советский летчик примерно 10 минут его преследовал, обстреливая с дистанции 200—300 м. Шавурин израсходовал весь боекомплект и в 8 часов утра над городом Павлове на Оке (в 100 км северо-западнее Горького) таранил врага. Экипаж противника, принадлежавший 1-му отряду разведчиков Верховного командования люфтваффе, погиб, а советский летчик на высоте 5000 м открыл парашют и благополучно приземлился [18].
К лету 1943 г. ближайшие аэродромы люфтваффе, с которых могли взлетать неприятельские бомбардировщики, находились от Горького на удалении 600—700 км, но противник все же предпринял семь налетов значительными силами, причем в ночь на 7 июня наши посты ВНОС сигнализировали о приближении к городу на высоте примерно 5000 м не менее 130 Ju 88 и Не 111 (что примерно в 2,5 раза превышало действительное количество участвовавших в налете немецких бомбардировщиков).
К этому времени 722-й иап возглавлял майор Д.И.Ледовской, одержавший ночные победы над Москвой и Ленинградом летом 1941 г. В полку было девять летчиков-орденоносцев, и все они, насколько известно, участвовали в отражении налетов, находясь в зонах ночного патрулирования, вплотную примыкавших к зонам огня зенитной артиллерии Горького. Первоначально авиаторы вылетали поодиночке, затем действовали парами и звеньями, но во всех случаях не добились ни одного положительного результата. Впрочем, наши экипажи, летавшие на истребителях других типов, действовали столь же неудачно, отчасти из-за невозможности использования данных радиолокационной станции РУС-2.
В ночь на 8 июня старший лейтенант Б.С.Табарчук обнаружил противника и принял неординарное решение: таранить Не 111, даже не выпустив по нему ни одной очереди. По докладу самого летчика, силуэт самолета противника был плохо виден, и он решил не допустить бомбометания любыми средствами. МиГ—3 Табарчука ударил винтом по рулям «хейнкеля», после чего совершил вынужденную посадку на фюзеляж в районе аэродрома.
Летчика наградили орденом Красного Знамени, а его боевую машину пришлось списать. Этот МиГ оказался единственной безвозвратной потерей в 722-м иап за июнь 1943 г. В то же время документы зафиксировали в полку значительное количество аварий и мелких летных происшествий, особенно при взлетах и посадках. Только одних колес было пробито 13 штук — многочисленные осколки вражеских бомб густо усеяли тогда летное поле аэродрома Стригино. В одном из вылетов незаурядное мастерство проявил старший лейтенант Карих, сумевший благополучно посадить МиГ—3 на одно колесо.
Летом 1943 г. не менее половины всех МиГов, принадлежавших авиации ПВО, прикрывали небо Москвы: здесь имелось 110 исправных и 29 неисправных МиГ—3. В обзоре боевых действий 1-й истребительной армии ПВО указывалось, что истребители этого типа находились в наименее благоприятных условиях, поскольку были сильно изношены. Тем не менее, в это время было отмечено два боевых столкновения МиГов с вражескими разведчиками на больших высотах. Ранним утром 2 июня пара МиГ—3 из 565-го иап, вылетев с Кубинки, устремилась на встречу с разведчиком, находившимся на высоте 8000 м. Наведение с земли посредством станции МРУ-105 командир части организовал так, что курсы советских самолетов и противника пересекались под прямым углом, при этом истребители приближались со стороны солнца. В результате обоим нашим летчикам удалось добиться внезапности при проведении первой атаки. Они обстреляли неприятеля с задней полусферы практически одновременно справа и слева. Младший лейтенант Мазуренко открыл огонь с дистанции 40—50 м, но его МиГ попал в спутную струю воздуха от моторов «юнкерса» и свалился в штопор. Младший лейтенант Сырейщиков приблизился на 150 м, после чего был встречен ответной очередью стрелка. Обстреляв два раза кабину, Сырейщиков пришел к выводу: недостаточная эффективность огня истребителя не позволит ему уничтожить неприятельский разведчик. Тогда летчик разогнал истребитель и отрубил «юнкерсу» хвостовое оперение до передней кромки стабилизатора.
Долго удерживать МиГ—3 в горизонтальном полете не удалось. На высоте 6000 м Г.Г.Сырейщиков покинул машину с парашютом и благополучно приземлился. Тем временем его ведомый вывел истребитель из штопора и совершил посадку на своем аэродроме. Ju 88D рухнул на землю в районе знаменитого Бородинского поля; все члены немецкого экипажа погибли [19].
Через десять дней младший лейтенант Ионцев из 34-го иап при патрулировании обнаружил выше и в стороне от себя силуэт двухмоторного самолета. «Хейнкель—111», — решил летчик. Неприятель прошел через Сычевку, Алферьево и направился к Теряевой Слободе. Солнце мешало нашему летчику вести преследование. Над Шаховской Ионцев достиг высоты 11 400 м, но неприятель находился еще примерно на 100 м выше. Ионцев сделал вывод, что перед ним высотный Ju 86P и решил таранить с разгона.
В этот момент в кабине МиГа появилось пламя. Вероятно, оно было вызвано сильным перегревом двигателя. Вскоре огонь уже жег летчику лицо и руки. Он быстро выбросился из кабины, открыл парашют, после чего потерял сознание от динамического удара и кислородного голодания. Только на следующий день Ионцев пришел в сознание, находясь во фронтовом госпитале.
Разбирая произошедший бой, штаб 1-й воздушной истребительной армии ПВО признал действия летчика «настойчивыми и решительными». Командующий объединением генерал А.В.Борман констатировал: «Необходимо иметь более высотные истребители, чем МиГ—3, которые не поднимаются выше 11400 м» [20].
Как следовало из немецких документов, 2 июня 1943 г. люфтваффе потеряли в окрестностях Москвы разведчик Ju 88D № 1069 из отряда 4(F)/14, возглавляемый лейтенантом Й.Фельтеном. Все четыре члена экипажа числились пропавшими без вести. А 12 июня вылетел в сторону Москвы и благополучно вернулся самолет Ju 88D из отряда 4(F)/121, у которого не было турбокомпрессора и гермокабин, но зато он оснащался устройством впрыска закиси азота (GM—1), позволявшим увеличить практический потолок примерно на 1500—2000 м.
По подобным самолетам выполнить атаку на большей высоте летчикам МиГ—3 летом 1943 г. было далеко не просто. Ведь большинство истребителей этого типа начали эксплуатироваться в 6-м иак ПВО еще в конце 1940 — начале 1941 г., и за прошедшее время инженерно-технический состав и реморганы выполнили на каждой машине по два—три восстановительных ремонта. На многих планерах имелись остаточные деформации основных силовых узлов центроплана, фюзеляжа, подмоторных рам.
В результате буквально после каждого полета обнаруживались ослабевшие или даже срезанные шурупы и болты в силовых узлах. Особое беспокойство вызывали пятая и так называемая «усиленная» нервюры. Устранение дефектов требовало значительного времени. Но особенно серьезные трудозатраты были связаны с восстановлением двигателей. В докладной, датированной 19 июня 1943 г. и отправленной на имя Шахурина, командующий истребительной авиацией ПВО генерал Осипенко отмечал:
«Невозможна дальнейшая эксплуатация моторов AM—35A серии 1-Е выпуска 1943 г., изготовленных заводом № 24 по постановлению ГКО № 1946 от 8.02.1943 г. Указанные моторы не имеют синхронизаторов. Монтаж синхронизаторов со старых серийных моторов осуществить нельзя, поскольку происходит разрушение шлиц кулачковых валиков...» [21].
Как следовало из отчетов, в первом полугодии на заводе № 24 было выпущено 65 моторов AM—35A серии 7Е. Вскоре все они, направленные в части истребительной авиации ПВО, были забракованы. По мнению специальной технической комиссии, эти двигатели, собранные с широким использованием деталей от AM—38Ф, оказались непригодными для истребителей, и к началу осени того же года их пришлось снять с МиГов. Серьезные доработки этой партии AM—35A проводились заводом № 24 в октябре. Несколько более удачными оказались моторы, построенные в конце 1943 г., — все они имели 200-часовой ресурс. А всего за этот год удалось выпустить 206 новых моторов. В 1944 г., насколько известно, выпуск AM—35A был свернут окончательно.
Ю.П.Смирнов, работавший механиком в мастерских, обслуживавших 6-й иак, а затем истребительную армию ПВО, вспоминал о состоянии одного из истребителей (МиГ—3 зав. № 5004, принадлежал в разное время 28-му и 34-му иап), который в очередной раз проходил ремонт в июле—августе 1943 г. Двигатель находился в удовлетворительном состоянии, а вот планер сохранил следы многочисленных и не всегда тщательно выполненных работ. Так, пробитую обшивку в задней части фюзеляжа закрывала дюралевая заплата площадью 0,25 м2, установленная внахлест на заклепках. В других случаях пулевые пробоины остались вовсе не заделанными. Люки были плохо подогнаны и выступали над поверхностью обшивки. Кое-где истребитель красили кистью, краска местами успела отстать и потрескаться. Ремонт поврежденных каркаса и нервюр передней части крыла был выполнен небрежно; бросалась в глаза волнистость обшивки...
И все-таки МиГи служили в авиации ПВО еще достаточно долго, постепенно уступая место более совершенным машинам. Согласно сводным отчетам соединений, к началу июля 1943 г. они защищали не только небо Москвы и Ленинграда, но также районы Ельца, Бологого, Баку, других важных промышленных и транспортных центров. Они составляли до 20% всех истребителей ПВО (355 МиГ—3 из общего количества в 1793 машины). По официальным советским сводкам, за годы войны МиГи добились 710 побед (из них 43 — ночью), что сделало этот тип истребителя самым результативным в советской противовоздушной обороне [22]. Последние 17 МиГов, из которых 9 входили в состав Московской армии ПВО, были указаны в списках истребительной авиации по состоянию на 1 июня 1944 г.
В заключение обратимся к любопытным материалам, составленным в конце августа 1943 г. оперативным управлением штаба ВВС Красной Армии. В документе с причудливым названием «Выводы из предварительного анализа потерь советской авиации» приводились цифровые данные, характеризующие живучесть различных типов самолетов. Если верить этим данным, истребитель МиГ—3 обладал отличными показателями живучести по сравнению с другими отечественными истребителями новых типов.
Действительно, одна потеря МиГа приходилась на 95 самолето-вылетов или 76 часов боевого налета, что примерно вдвое превосходило аналогичные показатели Як—1, Ла—5, ЛаГГ—3 или Як-7б. Настораживает, что всего было учтено только 2948 вылетов МиГов, боевые потери составили всего 31 машину (18 сбиты неприятельскими истребителями, 2 — зенитной артиллерией, 2 погибли при налетах на аэродромы и 9 не вернулись с заданий при невыясненных обстоятельствах) [23].
Видимо, речь в отчете шла только о тех частях, которые к лету 1943 г. сохранили на вооружении МиГ—3. Тогда все становится понятным: относительно малые потери МиГов были обусловлены условиями их действий, главным образом, против разведчиков и одиночных бомбардировщиков противника. В документе отмечалось, что для этого типа истребителей была учтена только работа за первый год войны плюс март 1943 г., когда истребители МиГ применялись в основном в системе ПВО Ленинграда и в относительно спокойной Карелии (7-я воздушная армия, ВВС 7-й армии). Естественно, МиГи оказались в лучших условиях, чем «лавочкины» или «Яковлевы» фронтовой авиации в тяжелом 1942 г., отсюда и не вполне корректные цифры, характеризующие их выживаемость.
Источники
1. ЦАМО РФ. Ф. 72. Оп. 12310. Д. 148. Л. 2 - 7.
2. Отчет о боевых действиях войск Ленинградской армии противовоздушной обороны за время Отечественной войны Советского Союза с Германией. Кн. 1. Ленинград, 1945. С. 50.
3. Тоже. С. 50, 51.
4. ЦАМО РФ. Ф. 11-го гв. иап. Оп. 24061.Д. 1. Л. 28-31.
5. Тоже. Л. 31.
6. ЦАМО РФ. Оп. 525199. Д. 1. Л. 10 — 11.
7. ЦАМО РФ. Оп. 459767. Д. 1. Л. 2 - 3.
8. Н.И. Гапеенок. Дороги Победы. Щелково, 2002. С. 27.
9. ЦАМО РФ. Ф. 34-го иап. Оп. 600156. Д. 9. Л. 137, 155.
10. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Сборник документов. № 1. М., 1957. С 8, 9.
11. ЦАМО РФ. Ф. 487-го иап. Оп. 470124. Д. 1. Л. 58. Оп. 470116. Д. 1.Л. 3,4.
12. Luftwaffen-Revue. 1999. № 4. S. 98, 99.
13. ЦАМО РФ. Ф. 20153. Оп. 1.Д. 4. Л. 12.
14. ЦАМО РФ. Оп. 20014. Оп.1. Д. 2. Л. 19.
15. То же. Л. 130.
16. ЦАМО РФ. Д. 17. Л. 103.
17. ЦАМО РФ. Д. 1.Л. 2.
18. Иду на таран. Волгоград, 1978. С. 284.
19. ЦАМО РФ. Ф. 20425. Оп. 1.Д. 4. Л. 23 — 25.
20. Тоже. Л. 30, 31.
21. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 996. Л. 83.
22. Войска противовоздушной обороны в Великой Отечественной войне. Т. 2. М., 1974. С. 156.
23. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 998. Л. 139- 142.