Миги на флотах
Каждый из четырех флотов, подчиненных наркому ВМФ СССР, накануне войны располагал собственными ВВС, насчитывавшими сотни самолетов. Но наиболее широкое применение истребители Микояна и Гуревича нашли над Черным и Балтийским морями. Морские летчики привлекались к выполнению как обычных «армейских» задач на сухопутном фронте (прикрытие наземных войск, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков и др.), так и к специфически-морским: обороне военно-морских баз и других объектов флота от налетов бомбардировщиков и торпедоносцев противника, прикрытию конвоев и т.п.
Как следует из документов Черноморского флота, непосредственно перед началом боевых действий наши корабли и авиация завершили участие в крупных маневрах. Ввиду сложной международной обстановки экипажи кораблей и личный состав авиаполков был оставлен в повышенной степени боевой готовности. В 0 ч. 55 мин. 22 июня нарком ВМФ приказал флотам немедленно перейти в оперативную готовность № 1, и через 20 минут такая готовность была объявлена. По главной базе флота Севастополю передали сигнал «большой сбор». Члены экипажей боевых кораблей, уволенные на берег, в короткий срок прибыли к местам стоянок. Немного времени потребовалось летчикам и техникам самолетов на сбор и подготовку машин к боевому вылету.
В 3 ч. 13 мин. базировавшийся в Каче 32-й иап (командир майор Н.З.Павлов) первым среди частей ВВС Черноморского флота принял готовность № 1, а еще ровно через час истребители поднялись в воздух для барражирования над главной базой. К этому времени пять (по другим данным — девять) самолетов-миноносцев Не 111 из группы II/KG 4, вылетевших с румынских аэродромов Фокшаны и Бузеу, сбросили свой груз на фарватер с тем, чтобы закрыть минами выход из Севастополя в море для кораблей и судов [1]. К моменту появления наших истребителей неприятельские самолеты уже разворачивались на обратный курс. Ни у летчиков, ни у наземного состава не осталось никаких сомнений относительно намерений противника. Война началась!
Именно в 32-й иап ВВС ЧФ буквально накануне начала боевых действий поступили первые МиГи. 16 машин представители морских летчиков приняли от завода № 1, но только один МиГ—1 и два МиГ—3 успели собрать и облетать непосредственно в части. Остальные машины утром 22 июня 1941 г. еще находились в самолетных ящиках. Новые истребители поступили в эскадрилью капитана И.С.Любимова, но освоить МиГи не успели даже командиры. Насколько известно, на первое военное дежурство и Любимов, и другой впоследствии ставший знаменитым ас М.В.Авдеев вылетели на И—16.
27 июня 1941 г., оценивая боевые действия авиации ЧФ в первые дни войны, нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов в качестве серьезных просчетов отметил недостаточное внимание авиаторов к вопросам боевой подготовки и медленное освоение новой материальной части. После этого начались более интенсивные занятия по изучению МиГ-3, в 32-м иап были введены в строй все 16 полученных машин.
В первые дни боевых действий истребительная авиация флота была задействована в прикрытии важных объектов северо-западного побережья Черного моря (там МиГов не было) и при обороне Одессы (несколько МиГов входили первоначально в армейский 69-й иап, действовавший совместно с морской авиацией). Днем в районе Севастополя в этот период наблюдалось относительное затишье, и нашим патрулирующим самолетам в основном приходилось вести борьбу с неприятельскими разведчиками. А ночью противник неоднократно небольшими силами пытался заминировать бухту.
Результаты первых стычек в воздухе свидетельствовали, что даже наиболее подготовленные в предвоенное время летчики недостаточно успешно освоили элементы воздушного боя звеном и эскадрильей и тактику прикрытия бомбардировщиков истребителями, особенно если те базировались на разных аэродромах. Практика ночных полетов, полетов в лучах прожекторов и взаимодействие с другими средствами системы противовоздушной обороны оказались в мирное время отработаны недостаточно. Вплоть до конца июля на МиГах на боевые задания вылетали только наиболее опытные летчики.
В «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» (выпуск 1) за 23 июля 1941 г. можно прочитать: «В воздушном бою над главной базой ЧФ был сбит один Me—109 (не ясно, как он долетел до Севастополя. — Прим. авт.)', наши потери — один МиГ—3» [2]. Через три дня в этом же сборнике отмечалось, что МиГи поднимались на перехват неприятельских разведчиков, рискнувших пролететь над Севастополем, однако ни о сбитых, ни о собственных потерях ничего не говорится. В других источниках можно прочитать о первом таране над Черным морем, причем указывались разные даты: 23 или 27 июля 1941 г. Так, Н.П.Иванов в монографии «Крылья над морем» сообщает об уничтожении Не 111 летчиком 32-го иап лейтенантом Е.М.Рыжовым, летавшим на ЛаГГ—3.
По документам Центрального военно-морского архива таран произошел 23 июля и был выполнен на истребителе МиГ—3. Лейтенанты Рыжов и П.Телегин цепко преследовали неприятельский разведчик, уходивший в сторону открытого моря. Расстреляв весь боезапас, Рыжов нанес удар винтом истребителя по хвосту неприятеля, после чего совершил вынужденную посадку на воду. Трое суток провел летчик в открытом море один, страдая от жажды. Удача улыбнулась Евграфу Михайловичу: его, уже почти полностью лишившегося сил, подобрал наш катер, следовавший с караваном судов в Одессу [3].
По отчету генерал-квартирмейстера немецкой авиации самолет Do 215 зав. № 0011, принадлежавший 3-му отряду разведчиков Верховного командования люфтваффе, пропал без вести над Севастополем 23 июля 1941 г. Судьба четырех членов германского экипажа, возглавлявшегося штурманом обер-лейтенантом Й.Шульце-Плоциусом, осталась неизвестной. Вероятно, все они утонули [4].
Весомое участие приняли МиГи флота при обороне северных подступов к Крыму. Прибывшие в конце августа-начале сентября 29 МиГ—3 поступили в подразделения 9 и 62-го иап. Эти истребители направили в состав особой группы авиации Черноморского флота, которая 14 сентября была создана на шести аэродромах юго-западнее Джанкоя. Группа получила наименование по названию главной базы — Фрайдорф. В тот же день в документах ВВС ЧФ зафиксирован вылет шести МиГ—3 (всего стартовало 14 истребителей) для нанесения бомбоштурмового удара по врагу перед фронтом 9-й общевойсковой армии.
В состав Фрайдорфской группы входили машины самых разных типов, от новейших Ил—2 и Як—1 до совершенно устаревших И—5. В период с 20 по 30 сентября морские летчики выполнили 2127 вылетов (из них примерно 200 — на МиГах), сбросив на врага 389 т бомб. По докладам наших экипажей было сбито 70 вражеских самолетов, уничтожены 19 танков и 231 автомашина, подавлен огонь шести батарей, разрушено штурмовыми действиями на земле 24 самолета. Свои потери составили 37 самолетов, среди которых значились пять МиГ—3 [5].
В эти дни частыми были вылеты МиГов с бомбами под крылом на чонгарском и перекопском направлениях, хотя, по мнению командования ВВС ЧФ, устаревшие истребители Поликарпова лучше зарекомендовали себя в роли импровизированных ударных самолетов. Активность советских летчиков беспокоила противника. По признанию генерала Э.Манштейна, командовавшего наступавшими на Крым немецкими войсками, обороняющимся удалось добиться временного господства в воздухе. Поэтому противник в середине октября оперативно перебросил на аэродромы севернее Перекопа авиагруппы III/JG 52 и II/JG 3, оснащенные Bf 109F (последняя группа ранее воевала под Москвой) в дополнение к трем уже действовавшим здесь авиагруппам «мессершмиттов». Руководил немецкой авиацией ближнего действия и непосредственно участвовал в боях полковник В.Мельдерс, в то время генерал-инспектор истребительной авиации.
Несмотря на ряд организационных мер, предпринятых советским командованием и нацеленных на улучшение управления наличными силами (в частности, Фрайдорфская авиагруппа была передана в оперативное подчинение командующего ВВС 51-й отдельной армии полковника В.А.Судца), положение наших наземных войск и авиации в начале октября значительно ухудшилось. В этой ситуации особое внимание было уделено разведке наступающих подвижных групп противника. Неоднократно летчики МиГов просматривали дороги на Перекопском перешейке, обращая особое внимание на передвижения танковых и мотопехотных частей (к сожалению, фотоаппаратура на имевшихся в распоряжении МиГах отсутствовала в отличие от И—16, оснащенных АФА-И). Разведывательные вылеты выполнялись в основном одиночными самолетами и потому были исключительно опасными. В период с 1 по 21 октября наша сторона недосчиталась по разным причинам еще восьми МиГ-3.
Один из МиГов был потерян после таранного удара. 18 октября над Балаклавой лейтенант Н.И.Савва из 32-го иап сбил Do 215, принадлежавший 3-му отряду разведчиков Верховного командования люфтваффе. При этом летчик во многом повторил действия своего однополчанина Е.М.Рыжова во время воздушного боя 23 июля. Савва также был спасен из воды катером и за уничтожение неприятельского самолета награжден орденом Красного Знамени [6].
Несмотря на плохие погодные условия — частые туманы и дожди — в ноябре 1941 г. советские авиаторы действовали довольно активно. Но на МиГах вылетали редко. Это объяснялось незначительным количеством исправных машин, обычно привлекавшихся для патрулирования над Севастополем. В день революционного праздника в воздушном бою паре МиГ—3 удалось сбить над главной базой Ju 88 на глазах у сотен севастопольцев. А 24 ноября советские летчики несколькими эшелонами бомбили неприятельскую авиацию на аэродромах Саки и Сарабуз (в степном Крыму); при этом один из пяти вылетавших МиГов был сбит огнем зенитной артиллерии.
Численность ВВС Севастопольского оборонительного района [7]
Дата |
6.01 22.02 23.03 22.04 |
1.06 10.06 98 49 42 24 1 - |
Всего самолетов Всего истребителей Из них МиГ— 3 |
93 103 99 90 52 50 43 39 8 9 9 7 |
|
Примечание. Учтены лишь исправные самолеты. |
Из-за отсутствия в Крыму исправных МиГ—3 в конце 1941 г. они не смогли принять участие в прикрытии керченских и феодосийского десантов. Более того, не отмечены они и в патрулировании над Севастополем. Однако в последние дни 1941 г. на военных транспортах «Белосток», и «Ногин» среди различных грузов в осажденный город доставили детали самолетов и несколько отремонтированных авиамоторов AM—35A, что позволило «оживить» неисправные МиГи. Кроме того, в начале января на мыс Херсонес перелетела с кавказского побережья 2-я эскадрилья 7-го иап капитана Д.А.Кудымова. Таблица дает представление об изменении численности советской авиации в районе Севастополя в первом полугодии 1942 г.
Наряду с другими истребителями, МиГи патрулировали над главной базой и изредка участвовали в нанесении ударов по наземным объектам противника. Наиболее важными целями советское командование теперь считало позиции дальнобойной артиллерии неприятеля, обстреливавшей город днем и ночью. В апреле противник перебросил в Крым штаб 8-го авиакорпуса, после чего целеустремленность действий немецкой авиации заметно возросла; неприятель начал интенсивно бомбить наши аэродромы и обстреливать их из орудий.
Подробности трагической гибели командующего ВВС ЧФ генерала Н.А.Острякова и заместителя начальника ВВС ВМФ генерала Ф.Г.Коробкова в результате неожиданного налета шести Ju 88 (24 апреля 1942 г.) на авиамастерские в Круглой бухте в настоящее время хорошо изучены историками. Представляется важным, что обороняющиеся лишились не только видных командиров и сопровождавших их бойцов: немецкие бомбы разрушили три ангара с находившимся в них ценным оборудованием. Один МиГ—3 сгорел вместе с довольно большим запасом деталей и запасных частей.
Генерал В.В.Ермаченков, сменивший погибшего Острякова, приказал сформировать в Севастополе 3-ю особую авиационную группу (ОАГ) во главе с полковником Г.Г.Дзюбой. Назначенный на должность инспектора группы по технике пилотирования капитан К.Д.Денисов указывал, что в разное время в этом соединении насчитывалось от 98 до 115 боевых самолетов. Незадолго до падения города-героя авиационная группировка в Севастополе располагала 64 машинами. Вот только численность исправных истребителей в мае резко уменьшилась [8]. Уцелевшие к этому времени МиГи включили в состав 6-го гв. иап. Все они разделили судьбу Севастополя — ни одному истребителю данного типа не посчастливилось перелететь на Кавказ в конце июня — начале июля 1942 г.
Тем временем, противник с марта 1942 г. усилил систематические удары по важнейшим черноморским портам, бомбил и торпедировал советские суда и корабли. В докладе командующего ЧФ вице-адмирала Ф.С.Октябрьского наркому ВМФ адмиралу Н.Г.Кузнецову (копия была направлена в Генеральный штаб) от 2 апреля указывалось на рост активности немецкой авиации на театре военных действий. По данным Октябрьского, за два предшествующих месяца тоннаж сухогрузных транспортов, действовавших в Черном море, сократился почти на четверть. Так, только за март люфтваффе произвели 56 налетов на военно-морские базы и 28 налетов на корабли в море. На дно ушли минный заградитель, танкер, две баржи, два сторожевых катера и крупный транспорт [9].
По злой иронии судьбы именно в этот день, 2 апреля, противник успешно атаковал танкер «Куйбышев», шедший в охранении эсминца и двух сторожевых катеров из Новороссийска в Камыш-Бурун. Немцам удалось потопить танкер несмотря на противодействие прикрывавших его МиГов. Ценой своей жизни преградил курс одному из неприятельских торпедоносцев штурман 7-го иап капитан В.С.Чернопащенко. Но в 18 ч. 59 мин. торпеды поразили танкер, который вскоре взорвался и затонул. Армия и флот лишились почти 4000 т горючего и масел; погибли восемь моряков.
Поскольку противник наносил удары не только днем, но и ночью, летчикам-черноморцам приходилось вести боевое дежурство круглосуточно. В этой роли истребители МиГ—3 не получили положительных оценок от командования ВВС флота. В одном из отчетов, где анализировалась боевая работа за 10 месяцев войны, утверждалось: «Для отражения налетов бомбардировщиков противника ночью наиболее эффективными являются Як—1 и пушечные И—16, как имеющие достаточную огневую мощь и скорость для близкого сближения с противником и нанесения ему решающего удара в ограниченное время, когда он находится в освещенной прожекторами зоне» [10].
В другом документе, датированном концом апреля 1942 г., подсчитана безвозвратная убыль материальной части ВВС ЧФ с начала войны. За 10 месяцев напряженных боев (во многих документах флота, как и в дальнебомбардировочной авиации, время отсчитывали относительно 22 июня 1941 г.) черноморцы недосчитались 33 МиГ—3. Немецкие истребители сбили 14 из них, не вернулись на базу пять машин, и только один истребитель стал жертвой зенитной артиллерии. Еще 11 МиГов были разбиты при посадках и взлетах, а два уничтожены своими войсками при отходе.
Значительная нагрузка выпала на долю МиГов в разгар лета 1942 г. при обороне Новороссийской военно-морской базы. Застав 2 июля врасплох нашу ПВО и нанеся серьезный урон кораблям, противник не успокоился и продолжил наращивать удары. В это время авиация ЧФ располагала 70—75 истребителями разных типов, пригодными для выполнения задач ПВО. Как следовало из отчетов ВВС ЧФ, почти ежедневно 10—12 МиГ—3 находились в воздухе, прикрывая корабли в базах и на переходах, стараясь перехватить неприятельские самолеты. И все же хронические недостатки в системе обнаружения и опознавания, как правило, не позволяли успешно противостоять врагу.
8 июля 1942 г. капитан К.Д.Денисов принял у подполковника А.З.Душина командование 7-м иап. В этот день полк располагал 19 истребителями четырех разных типов и среди них 9 МиГами (всего в ВВС ЧФ уцелело 15 машин данного типа). Однако семь МиГ—3 из девяти уже не могли участвовать в боях ввиду сильного износа планеров и моторов, а также постоянной нехватки запасных частей. По воспоминаниям ветеранов, вскоре старший инженер полка инженер-капитан Н.И.Деменков буквально сотворил чудо: разобрав с согласия командования один из МиГов на запчасти, он сумел в начале августа восстановить все другие истребители этого типа. Понятно, впрочем, что «каннибализация» одних машин в интересах восстановления других тоже имела свои границы.
Однако найти в документах подтверждения «самовольных» действий старшего инженера не удалось. В дополнение к 39 МиГам, переданным флоту во втором полугодии 1941 г., еще 15 машин поступили до конца июня 1942 г. По состоянию на 22 декабря 1942 г. последние семь уцелевших МиГ-3 сохранились в 7-м иап, но только один из них находился в исправном состоянии. К этому времени в составе ВВС ЧФ насчитывалось 248 самолетов в строю и 82 — в ремонте [11]. Проблемы, которые преследовали летчиков и техников 7-го иап в конце 1942 г., во многом были схожи с теми, какие стояли перед советскими авиаторами фронтовой авиации и ПВО территории страны, эксплуатировавшими МиГи.
В апреле 1943 г. летчики 7-го иап выполнили на МиГах несколько боевых вылетов на перехват по данным радиолокационной станции РУС—2 в Туапсинском базовом районе ПВО. Улучшившаяся система оповещения позволила успешно наводить истребители на неприятельские самолеты, летевшие на больших высотах (противника, приближавшегося на малых высотах, перехватывать было по-прежнему сложно).
Так, в вечерних сумерках 20 апреля к Поти приблизилась группа из 27 (по советским данным — из 41) Ju 88. Экипаж дозорного тральщика «Джалита» своевременно обнаружил неприятеля, информация была быстро передана на главный пост ПВО и аэродромы истребительной авиации. Корабли и часть города успели закрыть дымовой завесой, однако ни один из МиГов не успел взлететь. С аэродрома Миха Цхакая смогли подняться на перехват всего два летчика-ночника: командир 7-го иап майор К.Д. Денисов вылетел на «Киттихауке» и лейтенант B.C. Богданов на ЛаГГ-3.
Тем не менее прицельная атака немцев была сорвана, 200 сброшенных хаотично бомб не причинили существенного вреда портовым сооружениям и кораблям. Один из бомбардировщиков удалось сбить благодаря согласованным действиями летчиков и зенитчиков, он упал в 25 км севернее Поти. Как следовало из немецких документов, в тот вечер противник потерял экипаж командира HI/KG 27, кавалера «Рыцарского Креста» майора Э. Тиля, который вел группу из 19 Не 111.
«Свежую струю» в историю флотских МиГ—3 внесли 10 машин, переданных в конце апреля—начале мая 1943 г. из состава ВВС КА и ПВО территории страны. Предварительно их отремонтировали, установили моторы с большим остатком ресурса, словом, техническое состояние машин было вполне удовлетворительным. Все поступившие МиГи передали 7-му иап, накопившему значительный опыт эксплуатации этих машин.
Конец весны и начало лета прошли в интенсивных тренировках летного состава. Под руководством признанных асов, таких, как К.Никонов, А.Томашевский, Б.Абарин и других, прибывшее из школ молодое пополнение осваивало истребители Микояна и Гуревича. Тренировки были интенсивными и включали в себя стрельбы по мишеням, выполнение фигур высшего пилотажа, учебные воздушные бои. К сожалению, не обошлось без тяжелого летного происшествия: в начале июля 1943 г. разбился опытный заместитель комэска старший лейтенант Никонов. Как впоследствии выяснилось, при энергичном пилотаже от крыла оторвался большой кусок обшивки, в результате чего самолет потерял управляемость. У летчика не хватило сил открыть фонарь кабины, и он погиб.
По воспоминанию В.И.Воронова, который в мае 1943 г. прибыл в 7-й иап из военно-морского училища, азартные «бои» то и дело вспыхивали между МиГами и импортными «Киттихауками», которыми также был вооружен полк. Каждый тип самолета имел своих приверженцев среди летного состава. Если «американец» имел превосходство в горизонтальной маневренности, лучшее оборудование и вооружение, то за машиной Микояна и Гуревича оставалось преимущество в выполнении вертикальных маневров. Статистика свидетельствовала: большинство учебных схваток (пара против пары) завершилось в пользу МиГ-3 [12].
В то время летчики МиГов из 7-го иап выполняли различные задания. Одним из самых сложных видов летной подготовки ночью считались полеты в лучах зенитных прожекторов. Перед летным составом стояла задача научиться пилотированию по приборам, а расчеты прожектористов должны были получить практику сопровождения обнаруженных «целей». Многочисленные полеты темными безлунными ночами в районе Поти, где тогда размещалась главная база флота, позволили наиболее опытным летчикам освоиться в полутемных закрытых кабинах МиГ-3 и, используя вариометры, указатели поворота и скольжения, восстанавливать ориентировку над береговой чертой Черного моря. Резкое снижение активности немецкой авиации не позволило летчикам 7-го иап на практике испытать свои силы в борьбе с реальным врагом.
Освоение истребителей МиГ—3 на Балтике планировали начать раньше, чем на Черном море. Еще в феврале 1941 г. командование ВВС КБФ получило указание перевооружить МиГами 3-ю эскадрилью 5-го иап (командир полка Герой Советского Союза майор П.В.Кондратьев). В апреле последовало уточнение — надлежало перевооружить также 1-ю эскадрилью этого полка и закончить подготовку подразделений к 1 июля того же года. Однако даже в мае, когда истребительные части авиации ВМФ приступили к интенсивным учебным полетам (раньше не позволяли погодные условия), ни одна новая машина на Балтику еще не поступила. Пришлось первое время изучать МиГи «теоретически».
Известный летчик В.Ф.Голубев перед войной служил в 13-м иап (их часть должна была начать осваивать МиГ-3 и Як—1 вслед за 5-м иап). Позднее он вспоминал о своих приготовлениях к поступлению первых МиГов:
«Самыми неприятными были дни наземной учебы. От завтрака до обеда, а потом до ужина сидели в палатках, с каждым днем все больше прогреваемых солнцем. Старательно перечерчивали в тетради путаные схемы бензо- и маслопитания, водяного охлаждения, электропроводки и малопонятной даже техникам гидросистемы уборки и выпуска шасси МиГ—3. Тысячи цифр громоздились на страничках рабочих тетрадей, и все нужно было запомнить наизусть: ход поршня, диаметр трехлопастного винта, размах крыла, длину самолета, колею шасси, высоту киля... А еще показания приборов, их размещение на панели, режимы скоростей и уйму предупреждений летчику на случай отказа чего-то...» [13].
Впоследствии 13-й иап МиГов так и не получил, а 5-й иап приступил к учебным полетам гораздо позже, чем планировалось. По архивным данным, на 22 июня 1941 г. шесть МиГ—1 и семь МиГ—3 считались принятыми 5-м иап (эскадрильями капитанов Азевича и Уманского), но ни один летчик не считался готовым вылететь в бой на новых машинах. Кроме того, успели собрать и облетать 25 МиГ—3 с подкрыльевыми пулеметами (их иногда на флоте называли МиГ—3бк); эти истребители ожидали отправки в 71-й иап подполковника В.С.Корешкова.
Другой известный летчик-балтиец И.А.Каберов стал свидетелем гибели на аэродроме Низино первого МиГа из ВВС КБФ. Вскоре после начала войны при учебных полетах произошла катастрофа. Радио на самолетах не было или оно не работало, а на сигнальную ракету пилоты отреагировали с опозданием. В результате И—16 летчика Хрипунова при заходе на посадку столкнулся с МиГ—3 летчика Обозного (оба из 5-го иап) [14].
Первые боевые вылеты МиГов в конце июня были нацелены на перехват неприятельских разведчиков. Обстановка в Прибалтике быстро ухудшалась, и вскоре машины разных типов из состава ВВС КБФ начали широко привлекать для ударов по наступающим мотомеханизированным наземным войскам противника. Так, 10 и 11 июля МиГи звеньями прикрывали группы из 6—9 СБ и ДБ—3 при бомбардировке колонн неприятеля в районе Порхова.
А в конце июля истребители МиГ—3 сами стали участвовать в штурмовых ударах. В это время авиация флота находилась в оперативном подчинении командующего ВВС Северного фронта генерала А.А.Новикова, действуя по единому плану. В отчетах штаба ВВС КБФ отмечается, что «для штурмовых действий по войскам противника наиболее пригодными оказались И—16 и И—153. Они обладали достаточно мощным огнем (при оснащении РСами. — Прим. авт.) и являлись более живучими, чем ЛаГГ-3, МиГ—3, Як—1, которые часто сбивались — достаточно было одного попадания пули или осколка снаряда в систему водоохлаждения мотора, чтобы вызвать вынужденную посадку» [15].
На первых порах МиГи относительно редко участвовали в штурмовых ударах. Тем не менее, к 19 августа 1941 г. не менее 24 машин этого типа было безвозвратно потеряно. В этот день истребители Микояна и Гуревича понесли наибольший урон за сутки, причем они даже не успели подняться в воздух. Неожиданно приблизившаяся к аэродрому Низино группа Bf ПО из ZG 26 сожгла 24 истребителя ВВС КБФ (среди них шесть МиГ-3) [16].
В приложении к хронике «Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне» содержится информация о четырех таранах, совершенных летчиками МиГов в 1941 г. При этом называются имена капитана И.И.Горбачева, старших лейтенантов Д.И.Зосимова, Н.И.Митина и М.Г.Мартышенко и указывается, что все герои остались живы. Из опубликованных материалов из личных дел авиаторов видно, что все они были опытными и хорошо подготовленными пилотами. Однако авторам не удалось найти подтверждения указанным таранным атакам в немецких документах.
При попытке противника захватить Моонзундские острова разгорелись ожесточенные бои с участием авиации противоборствующих сторон. Советские летчики посчитали уничтоженными 48 немецких и финских самолетов.
Документально установлено, что в составе созданной 9 сентября 1941 г. Эзельской авиагруппы ВВС КБФ (командир майор А.А.Денисов) имелось шесть МиГ—3 (из них пять исправных) под командованием комэска 71-го иап капитана Горбачева. 13 сентября один из МиГ—3 был сбит зенитным огнем германских кораблей у западного побережья острова Сааремаа — летчик спасся на парашюте. Больше за период обороны Эзеля подразделение потерь не понесло. Но при возвращении машин из Когула произошла серьезная авария, в которой один из МиГ—3 был разбит на аэродроме Бычье Поле. 16 сентября звено старшего лейтенанта Касаткина в воздушном бою смогло поджечь Bf 109E из отряда боевой подготовки эскадры JG 54, тем самым открыв счет победам МиГов своей части.
Можно оспорить часто высказываемый в советских исторических исследованиях и мемуарах тезис, будто при отражении воздушных налетов на Кронштадт 21—27 сентября летчики 5-го иап действовали не только самоотверженно, но и результативно. Якобы, именно наши МиГи, ЛаГГи, Яки и «ишаки» сорвали попытки люфтваффе потопить корабли Балтийского флота.
Немецкой авиации действительно не удалось выполнить поставленную командованием задачу и уничтожить ядро КБФ. Но основная заслуга в этом принадлежала зенитчикам, создавшим серьезную преграду на пути вражеских экипажей. Как видно из последних исследований российских и германских авторов, действия советских истребителей в те дни трудно признать удачными. Их небольшие группы (по 5—8 машин) патрулировали на малых и средних высотах из-за опасности попасть под обстрел своих же зенитных орудий кораблей и ПВО базы. «Мессершмитты» отказались от непосредственного сопровождения своих бомбардировщиков и пикировщиков, но это не помешало им надежно прикрыть ударные группы. Заранее подойдя к Кронштадту на большой высоте, «мессеры» сковывали действия наших истребителей. Как правило, немецкие летчики стремились атаковать внезапно: соотношение потерь, по нашим оценкам, составило 2 против 13 в пользу противника. С большой вероятностью можно утверждать: ни огнем МиГов, ни в результате атак истребителей других типов тогда не удалось сбить ни одного бомбардировщика и пикировщика врага [17].
К середине сентября на пополнение авиации КБФ поступил 31 МиГ—3. Потери же оказались заметно большими: за первый военный месяц балтийцы лишились 13 истребителей Микояна и Гуревича, за второй — 20, а за третий — еще 13. Снижение интенсивности боевых действий привело к сокращению потерь: до конца 1941 г. нашими частями было списано еще три МиГ—3. Наиболее сильно пострадал 71-й иап, недосчитавшийся за осенние месяцы десяти МиГов.
Блокада Ленинграда со всей остротой поставила перед руководством страны задачу по организации снабжения населения хотя бы минимумом необходимого продовольствия. Первые же попытки организовать «Дорогу жизни» по Ладоге или воздушным путем на транспортных самолетах натолкнулись на стремление нацистов уничтожить ее. Важным организационным мероприятием командования Ленинградского фронта, выполненным в сентябре 1941 г., стало создание смешанной авиагруппы из армейских и морских летчиков для прикрытия «дороги жизни».
Одни наши летчики сопровождали транспортные самолеты и действовали над коммуникациями, другие, среди которых значилась и 12-я отдельная Краснознаменная эскадрилья (на МиГ—3), барражировали над важными объектами и портами в восточной части Ладоги. В составе последнего подразделения (командир майор В.А. Рождественский) в начале 1942 г. насчитывалось 2 МиГ—1 и 11 МиГ—3, а также 7 ЛаГГ-3.
Даже с учетом хорошей подготовки летного состава, высокой степени исправности техники, перехватывать немецкие самолеты удавалось редко. Противник в это время предпочитал наносить удары парами или четверками «мессершмиттов»-»охотников», которые при неблагоприятной для них обстановке немедленно выходили из боя, пользуясь преимуществом в скорости. Тем не менее, в бою четверки МиГов против четырех Bf 109F старшему лейтенанту Н.П.Хромову удалось сбить одного «пирата», который упал на лед у Кобоны (по немецким данным, истребитель принадлежал группе I/JG 54).
«Реванш» немецким летчикам удалось взять 6 февраля 1942 г. Звено МиГов вместе с пятью другими истребителями патрулировало над Ладожской трассой на участке Жихарево — Войбокало. Неожиданной атакой с высоты один из МиГ—3 из 12-й ои-аэ был подожжен, летчик спасся на парашюте. Заметив противника, второй наш пилот попытался выйти из-под удара, но был сбит своей же зенитной артиллерией. Получив ранение, он все же смог воспользоваться парашютом и был доставлен в госпиталь. Во фронтовом дневнике главного инженера ВВС Ленинградского фронта А.В. Агеева есть такие строки:
«6.02.1942 г. Один из подбитых над штабом фронта у деревни Горки МиГ—3 № 4828 упал у Пейгало. Истребитель пилотировал мой брат Константин. МиГ вспыхнул, а осколком снаряда летчику перебило руку. Брат все же смог выпрыгнуть, и тут же немцы попытались расстрелять его при спуске. Один из летчиков на И—16 не позволил этого сделать, отогнав стервятника.
7.02.1942 г. Навестил Константина в госпитале № 979. Он потерял много крови до того как попал сюда; пришлось сделать переливание крови. Несмотря на сильные боли и ожоги, брат находился в сознании и держался молодцом...» [18].
Признание героической работы наших летчиков, прикрывавших с воздуха коммуникации на Ладоге, можно найти, например, в одном из донесений начальника штаба Ладожской флотилии, где указывается, что с 21 мая по 30 сентября 1942 г. по трассе было перевезено 650204 человека (военных и гражданских), среди которых 24654 раненных, и 705882 т различных грузов. Донесение начиналось словами: «Движение караванов по трассам Ладожского озера продолжается» [19].
Пытаясь добиться господства на Ладоге, противник собрал до 40 различных судов и подготовил десантную операцию по захвату острова Сухо. В случае успеха связь осажденного Ленинграда со всей страной еще более бы усложнилась. Но благодаря активным действиям авиации и флота 22 октября 1942 г. неприятель свернул операцию и вынужден был отойти, понеся серьезные потери.
В течение суток авиаторы Балтики вместе с приданными частями фронтовой авиации выполнили 111 самолето-вылетов, в том числе 62 для нанесения ударов по судам. В 4 волнах налетов из 12 участвовали МиГи с бомбами АО—25 и АО—15 под крыльями. Вероятно, это был единственный случай, когда истребители данного типа привлекались для уничтожения вражеских плавсредств. Можно предположить, что из четырех барж, на уничтожение которых претендовали летчики 12-й оиаэ, в действительности ушла под воду одна и еще одна загорелась; прицельному бомбометанию серьезно мешали плохие погодные условия и ухудшившаяся видимость. Ни один из МиГов серьезно не пострадал [20].
В 12-й оиаэ эти машины использовались до конца мая 1943 г., после чего подразделение перевооружили на Як—76. Восемь сохранившихся МиГ—3 передали в 3-й учебный авиаполк ВВС КБФ, а два уцелевших МиГ—1 использовали в качестве буксировщиков мишеней. Передача всех этих самолетов в состав ВВС Тихоокеанского флота была осуществлена до конца того же 1943 г.
Гораздо меньшее распространение получили МиГи в ВВС Северного флота. Передав сюда с Черного моря 10 новых истребителей с экипажами 16 июля 1941 г., их больше не пополняли на протяжении всей войны. Все они попали в 72-й сап (смешанный авиаполк) Героя Советского Союза майора Г.П.Губанова. В основном, МиГ-3 на Севере выполняли следующие боевые задачи: прикрытие района базирования и вылеты на перехват самолетов противника.
Первую победу, которая подтверждается документами противника, североморские МиГи одержали 19 июля, когда лейтенант З.А.Сорокин сбил Bf 110C зав. № 3588 из отряда 1(Z)/JG 77, оба члена германского экипажа попали в плен. А через два дня подразделение МиГов понесло первые потери. При вылете по тревоге МиГ-3 зав. № 3497, который пилотировал лейтенант Калугин, попал во взрывную волну и скапотировал. Самолет разрушился, а летчик получил тяжелое ранение. Удачнее взлетел летчик Айрапетян, но обратно его МиГ—3 зав. № 3492 не вернулся. Вероятно, его сбили немецкие истребители.
Весьма результативно авиаторы 72-го иап действовали при отражении вражеского налета 9 августа на Ваенгу. Тогда было заявлено об уничтожении шести «юнкерсов», а немцы признали потерю Ju 88A зав. №3468, 3351 и 3454 (принадлежащих группе I/KG 30), из которых один упал на нашей территории, а два других с повреждениями дотянули до своих баз, но не подлежали восстановлению. В отражении налета участвовали 18 истребителей, среди которых пять МиГ—3. Летчик одного из них — старший лейтенант Д.И.Соколов уничтожил один из Bf 109E зав. № 3363 из состава группы прикрытия. Наши потери составили две сбитые в бою «Чайки» и один сгоревший на земле ДБ—ЗФ; кроме того, четыре бомбардировщика получили повреждения.
Известно, что МиГ—3 попытались использовать для атаки вражеских аэродромов, но уже после первого неудачного вылета 22 августа, когда из трех вылетевших самолетов вернулся всего один, от этой затеи отказались. Тогда звено с пикирования бомбило стоянки и неприятельские машины в Хебуктене, сбросив с высоты 5000 м с пикирования шесть ФАБ-50. В районе цели самолеты обстреляла зенитная артиллерия. Вероятно поэтому на обратном пути один из МиГов произвел неудачную вынужденную посадку у мыса Сеть-Наволок, в аварии летчик Толстиков не пострадал. Причина падения второй машины в Кольский залив так и осталась неизвестной, поскольку лейтенант Шевченко погиб.
Последнюю потерю в 1941 г. подразделение МиГ—3 из 72-го сап понесло 25 октября. Согласно отчетам штаба ВВС Северного флота, при патрулировании у лейтенанта З.А.Сорокина отказал мотор, пришлось совершить вынужденную посадку в тундре. Ситуацию усугубили отказ радиостанции, отсутствие лыж и бортпайка. Летчику пришлось шесть суток добираться к своим, при этом он отморозил ноги. Лишившись обеих ступней, летчик 14 месяцев провел в госпитале. Проявив волю, мужество и самообладание, он вернулся в строй, и после 11 побед 19 августа 1944 г. его грудь украсила «Золотая Звезда» Героя. Однако история о жестоком бое 25 октября, таране «мессершмитта» и перестрелке на снегу с приземлившимися немецкими летчиками (о чем часто писали советские книги) документально не подтверждается.
В 1942 г. потери МиГ—3, принадлежавших ВВС СФ, оказались невелики: лишь 19 июля противнику удалось поджечь одну машину. Летчик Соколов сумел посадить ее на своем аэродроме, чем спас свою жизнь, но истребитель полностью сгорел. Интенсивность применения МиГов во второй половине года была низкой по причине отсутствия запасных частей. Оставшиеся три машины этого типа (зав. № 3487, 3489 и 3510) в апреле 1943 г. направили в состав ВВС КБФ, где 12 июля они вошли в состав 12-й оиаэ и эксплуатировались до весны 1944 г.
Из документов следует, что за первые два года Великой Отечественной войны (наиболее напряженное время) боевые потери на всех флотах составили 95 МиГ—3: немецкие истребители сбили 61 машину, пять стали жертвой зенитной артиллерии (в одном случае — своей), 16 не вернулись с заданий по невыясненной причине, а 13 МиГов противник уничтожил на аэродромах. Небоевые потери (38 машин) включают 11 истребителей, разбитых при посадке, 26 погибших без воздействия противника и одного, уничтоженного своими войсками при отходе. Еще пять МиГ—3 списали вследствие полного износа. Таким образом, ВВС ВМФ потеряли 138 самолетов Микояна и Гуревича.
Численность МиГ—3 в ВВС флотов в первом периоде войны [21]
Флот |
10.07.1941 г. |
10.1941 г. |
5.12.1941 г. |
1.05.1942 г. |
18.11.1942 г. |
Северный |
1/3 |
3/2 |
2/2 |
1/3 |
-/3 |
Балтийский |
46/8 |
13/1 |
13/2 |
6/5 |
7/4 |
Черноморский |
4/5 |
20/7 |
11/3 |
12/10 |
4/3 |
Всего |
51/16 |
36/10 |
26/7 |
19/18 |
11/10 |
Примечание. В числителе указаны исправные истребители , а в знаменателе — неисправные. |
В начале третьего года войны действующим флотам было поставлено лишь два МиГ-3 из тыловых частей ВВС КА. Обе машины попали в авиацию Черноморского флота — в 7-й иап. На 1 ноября 1943 г. в строю ВВС ЧФ имелось 26 МиГов и еще 4 находились в стадии передачи из авиаучилищ в 7-й иап. 12 истребителей оставались в составе 3-го военно-морского училища, а самая большая группировка находилась на Тихом океане. В ВВС ТОФ насчитывалось 55 МиГ-3 и 9 таких истребителей — в составе ВВС Северной Тихоокеанской флотилии (СТФ).
Поставки МиГов на Дальний Восток начались до начала Великой Отечественной войны. К 22 июня 17 машин попали в 6-й иап ВВС ТОФ, расположенный на станции Угловая неподалеку от Владивостока. В начале следующего года было решено направить на неспокойную границу с Японией 40 МиГ-3, но осуществление этого намерения затянулось до июля 1942 г. Полученными истребителями удалось в том же году полностью укомплектовать 6-й иап и частично — 31-й и 39-й иап, базировавшиеся недалеко от заливов Ольги и Владимира. Последние части вошли в состав ВВС Владимиро-Ольгинской военно-морской флотилии.
Конечно, и здесь не обходилось без аварий, поломок, но численный состав авиации непрерывно возрастал благодаря новым поставкам. К началу 1944 г. в ВВС ТОФ имелось 83 (в 6, 31 и 39-м иап), а в ВВС СТФ — 12 МиГ-3 (в 41-м иап), и степень их боеспособности оставалась высокой. Для сравнения укажем, что на Черном море тогда осталось всего лишь 16 МиГов, из которых 4 исправных.
Впрочем, если в первом квартале дальневосточники получали бывшие в использовании истребители, то в третьем квартале их начали интенсивно списывать. Так, МиГ-3 зав. № 3338, полученный 7-м иап ВВС ЧФ в 1943 г. из состава фронтовой авиации, в марте следующего года был передан в ВВС ТОФ, а 25 июля 1944 г. списан по износу. На следующий день акт о списании был составлен на МиГ—3 зав. № 4855, имевший сходную судьбу. Обе машины прошли по пять—шесть восстановительных ремонтов [22].
В составе авиации Тихоокеанского флота машинам этого типа не довелось «понюхать пороху». К началу недолгой войны с Японией все они были списаны по износу. Наиболее интенсивно от них «избавлялись» в апреле 1945 г., когда признали негодными для дальнейшей эксплуатации сразу 41 МиГ—3. Время этих машин закончилось.
Источники
1. Г.А.Литвин. Я был воздушным стрелком. Симферополь, 1990. С. 24.
2. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып.1 . М., 1945. С. 37.
3. ЦВМА. Ф. 1080. Оп. 17442. Д. 103. Л. 2.
4. ВА/МА RL 2 III/1177. «Flugzeugunfaelle und Verluste den (fliegende) Verbaenden».
5. ЦАМО РФ. Ф. 407. On. 9837. Д. 2. Л. 134.
6. ЦВМА Ф. 1522. On. 17442. Д. 98. Л. 7.
7. Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 — 1945 гг. Ч. 3. М., 1963. С. 87.
8. К.Д.Денисов. Под нами — Черное море. М., 1989. С. 138, 139.
9. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 2 . М., 1946. С. 140, 141.
10. ЦВМА Ф. 12. Оп. 1. Д. 42, Л. 68.
11. То же. Д. 73. Л. 53 — 67.
12. В.И.Воронов. Морские истребители. М., 1986. С. 31, 32.
13. В.Ф.Голубев. Во имя Ленинграда. М., 2000. С. 24.
14. И.А.Каберов. В прицеле свастика. Ленинград, 1975. С. 19.
15. ЦВМА Ф. 12. Оп. 1.Д. 42. Л. 37.
16. Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 — 1945 гг. Ч. 2. М., 1963. С. 87, 88.
17. Д.Б.Хазанов. Воздушные налеты на Кронштадт в сентябре 1941 г. // Флотомастер. 2001. № 1. С. 39 — 43.
18. А.В.Агеев. Самолеты должны летать. (Неопубликованная рукопись). Часть 3.
19. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 3.4.2. М., 1949. С. 187.
20. Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941 — 1945 гг. Ч. 2. М., 1963. С. 226, 227.
21. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах. М., 1962. С. 80 - 83.
22. Сообщил историк М.Э. Морозов.