Глазами противника
Первое знакомство немецких авиационных специалистов с истребителем МиГ-3 состоялось весной 1941 г. В конце марта германской авиационной комиссии в рамках контактов по военно-техническому сотрудничеству двух стран было разрешено осмотреть ряд ведущих советских авиационных заводов. Возглавлял комиссию генерал-инженер Г.Черзих, сотрудник имперского министерства авиации, который в конце 20-х годов длительное время работал на авиазаводе в Филях, хорошо говорил по-русски.
7 апреля немцев принимали на заводе № 1, а на следующий день — на заводе № 24, также расположенном в Москве. Авиационной комиссии позволили ознакомиться с развертыванием производства МиГ—3, продемонстрировали заготовительные, механический, монтажный цеха, а также показали, как ведется групповая сборка и окончательная отделка новейших истребителей. Выслушав объяснения директора завода Третьякова и главного конструктора Микояна, немцы отметили интенсивный труд советских рабочих, хорошее качество сварки деталей и узлов, оригинальную конструкцию ряда печей.
Хотя члены германской делегации не получили прямого ответа на вопрос о скорости нового истребителя, было видно, что на опытных инженеров и летчиков, многие из которых работали в авиации по 10-15 лет, МиГ—3 произвел сильное впечатление стремительными формами, хорошей аэродинамикой, мощным двигателем. Так, Д.Швенке и Э.Кестер высказали мнение: «Перед нами весьма современная машина».
По воспоминаниям члена делегации военно-воздушного атташе Германии в Москве подполковника Г.Ашенбреннера, в конце беседы на заводе № 1 Артем Микоян (немцы знали, что он являлся братом наркома внешней торговли (добавим, также и члена Политбюро. — Прим. авт.}, и что он лишь относительно недавно стал главным конструктором) сказал ему с недвусмысленным предупреждением: «Мы показали вам свои лучшие достижения, и они способны уничтожить всякого, кто осмелится напасть на нас» [1].
Ашенбреннер почти дословно передал эти слова руководству Германии. Когда Гитлеру доложили о результатах поездки немецкой делегации, он бегло просмотрел отчеты по осмотру наших заводов и воскликнул: «Теперь видно, как далеко успели продвинуться эти русские. Ну что же, надо начинать немедленно!» [2].
Комментируя ситуацию, генерал В.Швабедиссен отмечал: «Совершенно очевидно, что высшее руководство ВВС Германии было ознакомлено с результатами поездки. Также очевидно, к сожалению, что оно оказалось неспособным сделать какие-либо важные выводы из полученной информации и не предприняло никаких шагов, чтобы пересмотреть свои прежние оценки возможностей советской оборонной промышленности. Наоборот, немцы посчитали, будто русские блефовали» [3].
И далее генерал продолжал: «Накануне войны в штабах люфтваффе явно недооценивали возможности русских. Это тем более удивительно, поскольку высшие круги германской авиации ознакомились с весьма информативным отчетом немецких инженеров о поездке в Москву в апреле 1941 г. Трудно понять, почему этот документ вызвал столь мало доверия и не принес практически никакой пользы. Возможно, дело было в том, что генералы и старшие офицеры люфтваффе проигнорировали материалы отчета, поскольку его оценки не укладывались в общую оценку состояния советской промышленности, нарисованную фюрером и верховным командованием вермахта» [4].
Уже в первых отчетах о налетах на советские аэродромы и о воздушных боях с советской авиацией немцы упоминали о новых типах самолетов. Правда, противник на первых порах называл МиГи истребителями И—200 или И-18, часто путал их с другими типами новых самолетов, и не только истребителей. Например, летчик штабного звена JG54 лейтенант О.Кат вспоминал о «сокрушительном ударе по советским авиационным частям на аэродроме Ковно (Каунаса) утром 22 июня», в результате которого Ju 88 и Bf 109 якобы смогли сбить или уничтожить на земле «множество СБ и ДБ—3, выстроенных тесными рядами вдоль взлетной полосы перед своими укрытиями» [5]. По советским данным, на каунасском аэродроме базировались почти исключительно истребители, преимущественно типа МиГ-3, а единственный СБ имелся в звене управления 8-й авиадивизии.
Журналист М.С.Арлазоров, ссылаясь на мнение своих иностранных коллег В.Грина и Ж.Мармэна, отмечал, будто с первых дней кампании против Советского Союза «следовавшие за танковыми колоннами агенты разведки люфтваффе имели четкое задание: разыскать на захваченных аэродромах МиГ—3 и доставить в Берлин» [6].
В действительности вряд ли немцам приходила в голову мысль о необходимости использования неких «агентов разведки люфтваффе», поскольку до конца июня в их руки попало огромное количество советской авиационной техники, от И—15бис и ДИ-6 до машин самых современных типов, многие из которых не имели видимых повреждений. Не надо было ничего специально «разыскивать». Вот только видимого интереса к МиГ—3 на этом этапе войны немецкие авиационные специалисты не проявили.
Впервые возможность для относительно тщательного изучения истребителей Микояна и Гуревича немцы получили после того, как 23 июня пара МиГов из 20-й сад совершила вынужденную посадку в районе реки Прут в расположении войск противника. Несомненный интерес к машине проявил коммодор JG 77 и его штабные офицеры. Уже 27 июня в германских отчетах был зафиксирован факт проведения воздушного боя с МиГами, прикрывавшими ДБ—3, и указывался район падения двух сбитых истребителей Микояна и Гуревича.
Встречаются упоминания о МиГах и в других немецких документах, иногда подготовленных для весьма высоких инстанций. В некоторых из них противник прямо не указывает тип нового советского истребителя, но вполне ясно, о чем идет речь. Так, в ответ на требование штаба группы армий «Юг« от 10 июля активизировать боевые действия, начальник штаба 4-го воздушного флота генерал Г. Кортен телеграфировал: «В районах Бердичев, Шепетовка, Житомир, Новоград-Волынский новые скоростные истребители противника затрудняют действия частей воздушного флота. То же происходит в окрестностях Тернополя. У нас большие потери среди летчиков-истребителей, поскольку русские сражаются самоотверженно. Их бомбардировщики атакуют плотными группами, не обращая внимание на сильный огонь зенитной артиллерии. В связи с этим части 4-го воздушного флота стеснены в своих действиях. Атакуя с утра и до вечера аэродромы и колонны противника, мы сами подвергаемся сильному противодействию советской авиации, целыми днями отражаем атаки их истребителей...» [7].
В другом отчете можно прочитать: «В июле—августе 1941 г. в боях под Киевом нередко отмечалось появление элегантных самолетов-монопланов с узким фюзеляжем и низко расположенным крылом, которые русские применяли наряду с «Ратами» (И—16. — Прим. авт.). Впервые с подобными машинами летчики люфтваффе встретились в небе над Лембергом (Львовом. — Прим. авт.). Это было лишь начало в серии неприятных сюрпризов. Их основная причина — недостаточная аналитическая работа по оценке советского противника» [8].
И в дальнейшем в германских документах, обрисовывавших положение на южном фланге Восточного фронта, упоминалось о наличии МиГ—3, причем не всегда обоснованно. Так, 17 июля немцы сообщали об успешном налете восьми Bf 109E из II/JG 77 на аэродром Липицкая (в наших отчетах он назывался Куяльник), в ходе которого было якобы уничтожено восемь МиГ-3 [9]. Новые истребители здесь и на самом деле находились, но лишь три МиГа получили незначительные повреждения. Сильнее пострадали самолеты других типов: сгорел Су—2, оказались разрушены У—2 и И—16.
А вот ответный удар советской авиации 21 июля по только что занятому немцами аэродрому Бельцы нанесла восьмерка МиГов с бомбами из 55-го иап (немцы почему-то писали, что аэродром бомбили ДБ-3). По их отчету, «русские появились внезапно... Серьезно пострадали 11 Ju 87 из эскадры StG 77, а только что приземлившийся Ju 52 полностью сгорел. Бомбы упали, главным образом, в районе стоянок III/JG 77, они поразили два Bf 109E и ранили пять человек обслуживающего персонала группы» [10].
В журнале боевых действий эскадры JG 77 ничего не сказано о предпринятых мерах противодействия налету. Судя по всему, «мессершмитты» и зенитки яростно обороняли подступы к Бельцам: три из восьми МиГов тогда не вернулись на свой аэродром. Как следует из документов 55-го иап, 21 июля считались пропавшими без вести лейтенант В.М.Викторов, старший лейтенант А.С.Соколов и младший лейтенант А.И.Овсянкин. Впоследствии стало известно, что два последних приземлились в расположении румынских войск и, не желая сдаваться врагу, застрелились.
Утверждение о полной путанице в германской штабной документации по поводу трофейной советской техники звучало бы преувеличением. Однако, сражаясь с МиГами, немцы нередко принимали их за машины других типов, а иногда и наоборот. Наиболее яркий случай произошел 9 октября 1941 г. Прикрывая районы Перекоп, Армянск, Сиваш, группа I1I/JG 77, возглавлявшаяся тогда обер-лейтенантом К.Уббеном, заявила об уничтожении дюжины МиГ—3, четыре из которых записал на свой счет командир [11]. Из советских же источников вырисовывалась следующая картина: Фрайдорфская группа истребительной авиации в тот день при атаке целей на Перекопском перешейке действительно потеряла пять истребителей (два И—16, два Як—1 и один ЛаГГ—3), но ни одного МиГа!
С нотками нескрываемого превосходства германские асы сообщали о преимуществах «мессершмиттов» в скорости, скороподъемности, вооружении, других важных характеристиках над основными типами советских истребителей. В то же время они вынуждены были признать, что начатая русскими перед войной модернизация ВВС уже осенью 1941 г. стала приносить плоды. Большое количество самолетов новых типов, особенно МиГ—3, оказалось неприятным сюрпризом для немцев.
В одном из справочников по советской технике, изданном в Германии в 1943 г. доктором К.-Х.Штайнике при участии министерства авиации, утверждалось: максимальная скорость лучшего большевистского истребителя МиГ—3 на высоте 7500 м не превосходит 570 км/ч. Те немецкие летчики, которые сами сталкивались с МиГами в небе, полагали, что этот истребитель значительно быстроходнее. Во всяком случае, генерал инспектор люфтваффе Э.Мильх отметил: «Брошюра несколько преуменьшает» [12].
Вызывает серьезное сомнение и другое утверждение Штайнике, будто конструкция МиГ-3, как и других удачных советских самолетов базировалась на американских и британских авиационных новациях, а при его производстве использовался передовой немецкий опыт. Как видно из предыдущих глав, МиГ—3 создавался в расчете на массовый выпуск с учетом технологии и оснастки именно завода № 1. Вероятно, работа немецкого доктора носила в определенной мере пропагандистский характер.
Подробную оценку МиГу («для служебного пользования») немецкие авиаторы дали в феврале 1942 г., когда закончились его сравнительные испытания с Bf 109F—3: «Хотя «мессершмитт» еще раз продемонстрировал свое преимущество в летных данных, высотные характеристики «МиГа» заслуживают уважения» [13]. Вероятно, трофеем вермахта оказался самолет одной из первых серий с большим запасом горючего, поскольку испытатели отметили: по максимальной дальности на высоте 6500 м МиГ—3 почти в полтора раза превосходил Bf 109. Что касается вооружения, то Bf 109F—3с 15-миллиметровой пушкой MG 151 и двумя 7,92-миллиметровыми пулеметами MG 17 был практически равноценен МиГу и по массе секундного залпа, и по эффективной дальности ведения огня.
Как следовало из германских отчетов, капитан Г.Голлоб (один из самых титулованных «экспертов» люфтваффе, удостоенный впоследствии «бриллиантов» к Рыцарскому кресту из рук фюрера) за время работы в испытательном центре Рехлина облетал машину Микояна и Гуревича (код 6+1) и оставил о ней весьма положительный отзыв.
Больший интерес представляет тактическая оценка МиГ-3 противником. Известно, что в ходе воздушной войны «эксперты» люфтваффе разрабатывали наиболее оптимальные приемы для противодействия любому типу истребителей противника. Так, вертких «ишаков» и «чаек» летчики Bf 109 и Bf 110 старались затянуть на высоту или атаковать с крутого пикирования. С «МиГами» же, наоборот, немцы старались сражаться вблизи земли, где сложные в управлении советские машины были подвластны лишь опытным пилотам.
Полученная на основе боев информация помогала немцам отработать приемы борьбы против различных советских самолетов. Лейтенант О.Кат из штабного отряда JG 54, например, обращал внимание товарищей, что «МиГ—3 не может повторить некоторые маневры Bf 109 — видимо, при пилотировании у русского истребителя на больших скоростях возникали чрезмерные нагрузки на ручке управления от рулей и элеронов» [14].
В худшем положении оказывались экипажи разведчиков или одиночных бомбардировщиков люфтваффе: им оставалось скрываться от МиГов в облаках, уходить крутым снижением вплоть до земли или использовать другие оборонительные приемы. Многие пленные германские авиаторы определяли МиГи в качестве самых опасных советских истребителей, даже в тех случаях, когда их машины были сбиты в результате боя с самолетами других типов. При этом отдельные летчики отмечали как характерный факт, что после нескольких очередей «русский длинноносый истребитель» нередко прекращал атаки, вероятно, вследствие отказа оружия.
Сбитый 10 сентября 1941 г. и захваченный в плен штурман обер-фельдфебель Г.Фрай из разведывательного отряда 4(F)/14, на допросе показал: «В советских ВВС нет истребителей, пригодных для перехвата разведчиков Ju 88 на больших высотах. Это позволяет германским экипажам безнаказанно летать на высотах 6500—8000 м. Разведчики нашего подразделения, базировавшиеся в Смоленске, ни разу здесь атакованы не были» [15]. Впрочем, 24 июля 1941 г. отряд 4(F)/14 лишился двух машин вместе с экипажами после встречи с одиноким МиГ—3. Возможно, пленный считал, что тогда «юнкерсы» летели недостаточно высоко, всего на 5000 м.
Кроме того, Фрай заявил: «Германские летчики и командование не рассчитывали встретить новую материальную часть в составе вашей военной авиации, особенно таких скоростных и мощно вооруженных истребителей, как И-61». Обычно под И—61 немцы понимали или МиГ—3, или ЛаГГ—3. Поскольку Фрай уточнил, что «по своим летно-тактическим данным эти истребители равноценны «Спитфайру» [16], то, вероятно, он все же имел в виду МиГ: По скорости и скороподъемности тот действительно обладал сходными данными с британской машиной, оснащенной мотором «Мерлин—46».
«Я был поражен огромным количеством ваших самолетов, — заявил пленный летчик из эскадры пикировщиков StG 77 фельдфебель В.Бюлер. — Советские истребители, хотя и уступают в скорости немецким, но очень маневренны». Унтер-офицер Э.Фрост из бомбардировочной группы II/KG 3 добавил: «МиГ — лучший истребитель, которого наши летчики побаиваются» [17].
Унтер-офицеру А.Церабеку повезло: ему удалось выпрыгнуть с парашютом из сбитого «хейнкеля», перейти линию фронта и вернуться к своим. В группе HI/KG 26 весь экипаж считали пропавшим без вести в ходе рейда на Москву в ночь на 29 июля и были рады спасению своего товарища. Церабек рассказал о том, с какой самоотверженностью действовали советские летчики над столицей (его самолет был протаранен МиГ-3, пилотировавшимся старшим лейтенантом П.В.Еремеевым из 28-го иап) и почему, на его взгляд, не следовало мечтать о скорой победе над большевиками [18].
Любопытно, что отработка тактики противодействия МиГам продолжалась в люфтваффе и после того, как их прекратили выпускать. Важнейшие решения в области советской авиационной политики остались неизвестны противнику. Генерал В. Швабедиссен в одном из разделов сборника «Советские ВВС глазами германского командования» утверждал, будто в 1942 г. русские модифицировали МиГ—3.
Немецкие летчики еще примерно в течение года после исчезновения МиГов из рядов советской фронтовой авиации сообщали о встречах с ними и, соответственно, докладывали о победах. Так, 31 марта 1943 г. группа III/JG 3 в районе Батайска и Таганрога будто бы сбила два МиГ—1, а на следующий день — еще три МиГ—3. В журнале боевых действий 1-го воздушного флота, действовавшего на северном фланге советско-германского фронта, содержится утверждение об уничтожении в апреле 1943 г. 68 большевистских самолетов, в том числе двух МиГ-3.
Если верить германским отчетам, 5 июля 1943 г., когда началась грандиозная битва на Курской дуге, германские истребители якобы начали «разгром советской авиации, противостоявшей 6-му воздушному флоту, с уничтожения трех МиГ—3». По докладам асов из III/JG 51, эти победы были одержаны в предрассветных сумерках над Малоархангельском. Из сказанного выше можно сделать вывод: МиГи сумели глубоко врезаться в память пилотов противника. Ведь на самом деле ни одного истребителя МиГ в составе огромной советской авиационной группировки, развернутой в районе Курской дуги, не числилось.
Источники
1. W.Schwabedissen. The Russian Air Force in the Eyes of German Commander's. New York, 1960. P. 39, 40.
2. Тоже. Р. 40, 41.
3. To же.
4. To же.
5. To же. Р. 54.
6. М.С.Арлазоров. Артем Микоян. М., 1978. С. 87.
7. Г.А.Литвин. Взгляд из «чужого» штаба. В сб.: Пресс-бюро «Красной Звезды». 1991. Бюллетень № 48. С. 2.
8. T.Constable, R. Toliver. Horrido! Fighter aces of the Luftwaffe. London, 1968. P. 35.
9. J.Prien. Einsatz des Jagdgeschwader 77 von 1939 bis 1945. Teil 2. Hamburg, 1993. S. 708, 709.
10. Тоже. S. 695.
11. Тоже. S. 820.
12. T.Constable, R. Toliver. Указ. соч. Р. 60.
13. R.Kosin. Die Entwicklung der deutshen Jagdflugzeuge. Koblenz, 1983. S. 150.
14. W.Schwabedissen. Указ. соч. Р. 103.
15. РГАЭ. Ф. 8044. On. 1. Д. 654. Л. 64.
16. Тоже. Л. 59.
17. Тоже. Л. 60, 71.
18. Д.Б.Хазанов. Неизвестная битва в небе Москвы 1941 — 1942 гг. Оборонительный период. М., 1999. С. 22.