Вторая жизнь мигов
Как уже отмечалось, самолеты, первыми вступившие в бой с германской авиацией в ходе приграничных сражений, ждала незавидная судьба. Помимо погибших в боях или уничтоженных внезапными ударами врага, много машин было брошено на аэродромах при поспешном отступлении. При этом в обстановке общего хаоса и неразберихи тех трагических июньских дней на захваченных врагом аэродромах остались самолеты, получившие лишь незначительные повреждения от осколков снарядов и пуль. Увы, из песни слова не выкинешь — в ряде случаев не эвакуировались и совершенно исправные боевые машины.
Потери авиационных соединений стремительно росли, особенно быстро этот процесс развивался на Юго-Западном, Западном и Северо-Западном фронтах. Для повышения боеспособности частей большое внимание уделялось восстановлению поврежденных истребителей, бомбардировщиков, разведчиков и скорейшему вводу их в строй.
Отдельные части и даже соединения, уже в июне 1941 г. потерявшие всю материальную часть, отправлялись в тыловые районы страны за новыми самолетами, а другие перебазировались дальше на восток. Поскольку транспорта остро не хватало, то технический состав авиационных полков почти всегда отставал, добираясь нередко пешком до новых аэродромов. Каждому технику приходилось обслуживать по два—три самолета, а командование требовало обеспечить по два—три самолетовылета в сутки. Понятно, что технический состав просто не мог заниматься любыми видами ремонта. В отрыве от своих частей оказались и многие подвижные авиаремонтные мастерские (ПАРМ-1).
В тяжелом положении оказались и стационарные реморганы, развитию которых накануне войны уделяли большое внимание. Они вынуждены были эвакуироваться в тыл, оставив на месте значительную часть своего оборудования и оснастки, а до трети личного состава погибло, пропало без вести или получило ранения. Наибольший урон понесли ВВС Северо-Западного фронта, где из пяти стационарных авиамастерских (САМ) удалось сохранить всего одну. Большинство САМ Западного и Юго-Западного фронтов с первых дней войны подвергалось ожесточенным бомбежкам. Все это позволяет говорить о резко обострившемся положении с ремонтом авиационной техники с первых дней войны. Не случайно решение этой задачи стало одной из главных в деятельности инженерно-авиационной службы ВВС летом 1941 г. Требовалось организовать эвакуацию поврежденных самолетов, оценить степень повреждения и организовать либо полевой ремонт, либо отправку машины в САМы.
Первое время на наиболее напряженных направлениях вооруженной борьбы с агрессором не всегда велся даже учет неисправных самолетов. Так, на 30 июня числилось 14 не готовых к бою МиГ-3 в составе ВВС Северного фронта и 40 таких же машин в ВВС Южного фронта, а по другим действующим фронтам какой-либо информации по требующей ремонта авиатехнике обнаружить не удалось. Полное и своевременное поступление данных о неисправной материальной части с главных операционных направлений (Юго-Западного, Западного и Северо-Западного) началось, как только нашим войскам удалось упорной обороной задержать противника на тех или иных рубежах.
К 13 июля инженерно-техническому составу 15-й сад ВВС Юго-Западного фронта удалось восстановить 34 МиГ—3, а еще пять новых истребителей отправили в ремонт в стационарные мастерские фронта. Вероятно, здесь впервые ремонтники добились серьезных успехов в деле возвращения в строй поврежденных МиГов. Вскоре был проведен учет материальной части, и начальник 2-го управления ГУ ВВС Красной Армии бригинженер Винокуров подготовил докладную записку о наличии неисправных самолетов в войсках на разных фронтах.
Наличие неисправных самолетов на разных фронтах на 19 июля 1941 г. [1]
|
Всего неисправных самолетов |
Из них МиГ-3 |
Северный фронт |
113 |
11 |
Северо-Западный фронт |
38 |
5 |
Западный фронт |
75 |
6 |
Юго-Западный фронт |
71 |
2 |
Южный фронт |
81 |
14 |
Всего |
368 |
38 |
Несколько позже был составлен другой, не менее важный документ. По донесению начальника ГУ ВВС КА генерала И.Ф.Петрова секретарю ЦК ВКП(б) Г.М.Маленкову с 22 июня по 24 июля 1941 г. силами техсостава строевых частей, ремонтных бригад и авиамастерских удалось восстановить 2610 самолетов, однако еще 832 самолета нуждались в ремонте (на фронте и в тылу), из них 197 — новых типов, в том числе 84 МиГа.
Одна из главных причин затягивания сроков ремонта МиГ-3 — отсутствие запасных частей. И это несмотря на то, что завод № 1 еще до войны начал их отгрузку в значительных количествах в западные приграничные округа. Справедливости ради надо отметить, что дефицит запасных узлов и деталей для самолетов старых типов, таких как И—16, И—15бис и СБ, ощущался еще сильнее. Генерал Петров отметил также, что транспортные пробки не позволяли доставить ремонтным органам уже подготовленные комплекты запасных частей.
Количество неисправных и восстановленных самолетов (без учета работы САМ) [2]
Дата |
||||
19.7 |
20.7 |
21.7 |
22.7 |
23.7 |
Количество неисправных самолетов 59 |
62 |
49 |
57 |
73 |
Восстановлено 34 |
34 |
31 |
31 |
37 |
Из них МиГ— 3 5 |
6 |
6 |
14 |
14 |
Остались неисправными на утро 25 |
28 |
18 |
26 |
36 |
Из них МиГ— 3 3 |
4 |
2 |
4 |
9 |
В ряде случаев инженерно-технический состав проявлял самоотверженность, высокое понимание воинского долга, спасая ценную материальную часть. Так, в августе 1941 г. эвакуационная команда ВВС Северного фронта, сформированная из курсантов авиатехнической школы им. Ворошилова во главе с инженером Щербаковым, смогла вывезти с аэродромного узла Дно-Гривочки буквально перед подходом противника 20 комплектов консолей МиГ-3, различные запчасти и материалы, в том числе крайне дефицитные хромомолибденовые заклепки.
Группа техсостава на том же фронте за ночь сумела эвакуировать МиГ—3 из 154-го иап, совершивший вынужденную посадку у болота; отличились авиамеханик Голованев, мотористы Жданов и Бриль. Всего на данном направлении на 17 августа находились в ремонте 27 МиГ—3, в частях ожидали своей очереди пять машин данного типа, а еще 8 были отправлены в мастерские.
Не менее напряженно трудились подразделения инженерно-технического состава на других фронтах. Например, группа, возглавляемая инженер-инспектором ВВС Южного фронта военинженером 3 ранга И.Красных, спасла несколько МиГ—3 в районе Барвенково, несмотря на сильный артиллерийский и минометный огонь неприятеля.
Уникальный случай был зафиксирован в Подмосковье. После столкновения при взлете с другим самолетом на аэродроме ЛИИ в Раменском, МиГ-3 зав. № 3660 подлежал списанию. Однако, осмотрев истребитель на свалке, старший инженер 16-го иап А.П.Марков добился создания комиссии из представителей завода № 1. Вскоре был вынесен вердикт: машину можно восстановить. А через 13 дней отремонтированный МиГ-3 вошел в строй и был передан лейтенанту И.Ф.Голубину, одержавшему на нем три победы [3].
Работа ИТС под Москвой протекала весьма успешно и плодотворно. Сыграли свою роль и близость к московским авиазаводам, и большой опыт, накопленный техническим составом частей 6-го иак ПВО, и квалифицированное руководство со стороны бригинженера Т.Г.Черепова, возглавлявшего эксплуатацию и ремонт в ВВС МВО и ВВС Московской зоны обороны. Всего за период летних и осенних оборонительных сражений под Москвой было капитально отремонтировано более 150 самолетов и до 250 машин в полевых условиях.
Журналист М.С.Арлазоров в книге «Артем Микоян» (из серии «Жизнь замечательных людей») приводит высказывания техников, обслуживавших МиГи и подчеркивавших поразительную ремонтопригодность истребителя: «Взаимозаменяемость частей самолета за счет точности изготовления оказалась настолько высока, что из двух поврежденных МиГов быстро собирали один, а затем возвращали в строй и второй» [4]. Можно добавить, что подобными достоинствами не обладали истребители Яковлева и Лавочкина не только в 1941 г., но и двумя—тремя годами позже.
Один лишь техсостав 16-го иап только за два месяца напряженных боев (октябрь и ноябрь 1941 г.) своими силами восстановил 42 МиГ—3. Многие из отремонтированных самолетов в результате воздушных схваток снова выходили из строя, но их вновь приводили в летное состояние. Некоторые машины подвергались ремонту по 5—6 раз и среди них истребитель лейтенанта А.П.Супруна (брата Степана Супруна). Так, 24 октября его МиГ—3 получил в бою серьезное повреждение хвостового оперения, а в фюзеляже механики насчитали 118 пробоин. Самолет затащили в палатку и отремонтировали за одну ночь. В этом и других случаях отличились сержанты Н.И.Долгов и В.И.Чулков, красноармейцы В.И.Рябов и Н.Г.Шемшур [5].
С особо серьезными трудностями при восстановлении самолетов столкнулись воины инженерно-авиационной службы в блокадном Ленинграде. Уже в начале осени 1941 г. прекратилось снабжение Ленфронта авиационной техникой и запасными частями, возникли перебои в обеспечении горюче-смазочными материалами. К тому же, из 15 авиамастерских, которыми располагали ВВС Северного фронта в начале военного лета, в сентябре в окрестностях города на Неве осталось всего пять, а остальные или были переданы другим фронтам, или эвакуировались на восток.
По просьбе штаба ВВС фронта Военный совет Ленинградского фронта передал тыловым органам ВВС здания трех эвакуированных авиазаводов (№ 23, 47 и 381) с незначительным количеством станочного парка, а также оставшихся в родном городе рабочих. Вскоре здесь удалось создать две рембазы по ремонту самолетов и одну — моторов; все они быстро овладели технологией восстановления МиГ—3.