Боевое применение после окончания производства
Поздняя осень 1941 г. ознаменовалась серьезным кризисом люфтваффе на Восточном фронте. Германское руководство готовилось к краткосрочной кампании против Советского Союза, а оказалось втянуто в длительные, кровопролитные бои, в ходе которых потери самолетов значительно превзошли пополнения, получаемые от промышленности. Немцам пришлось одни группы отводить в тыл на отдых и пополнение, а в других, оставшихся на фронте, часто не имелось и трети штатного состава. Активность боевых действий германской авиации резко снизилась, и, соответственно, сократились потери ВВС Красной Армии.
Несмотря на сказанное, в это время отдали жизни за Родину многие опытные советские летчики. Среди тех, кто пилотировал МиГ-3, отметим заместителя командира 28-го иап ст. лейтенанта Г.Ф.Монастырского, не вернувшегося из боевого вылета 29 октября, командира 274-го иап майора С.И.Крайнева, погибшего в бою 15 ноября, и старшего лейтенанта А.А.Дмитриева из 15-го иап, для которого роковой бой произошел двумя днями раньше.
Имя Дмитриева было хорошо известно не только в окрестностях Ленинграда, где осенью 1941 г. сражался отважный летчик, но и далеко за пределами города на Неве. О его подвигах неоднократно сообщала фронтовая печать, а 25 июля в сводке Совинформбюро говорилось: «Старший лейтенант Арсений Дмитриев славится в энской авиационной части как неуязвимый летчик-истребитель. За первый месяц Отечественной войны тов. Дмитриев сбил 11 фашистских самолетов» [1].
В ожесточенном бою 13 ноября Дмитриеву удалось сбить «мессершмитт». Но очередями с другого истребителя сам советский летчик был или ранен, или убит; каких-либо попыток покинуть МиГ—3 он не предпринял. С большой долей уверенности можно утверждать, что А.А.Дмитриев оказался наиболее результативным пилотом МиГ-3, одержавшим за неполные пять месяцев войны 15 побед лично и две в группе, а также уничтожившим неприятельский аэростат. Перед безвременной смертью грудь летчика украшали ордена Ленина и Красного Знамени, а в небе он провел более 800 часов [2].
В ноябре наряду с Дмитриевым погибли или пропали без вести еще семь его однополчан, а из самолетов, защищавших Ленинград с августа, уцелел только МиГ—3 зав. № 4097. В штабе 8-й сад объясняли серьезную убыль личного состава и материальной части в 15-м иап тем, что приходилось выполнять задачи на малых высотах в плохих погодных условиях, при низкой облачности — это снижало маневренность МиГа. Кроме того, сильная изношенность машин заставляла авиаторов действовать осторожно, не позволяла «выжать» максимум из боевой техники.
В начале 1942 г. ВВС Волховского фронта усилил 41-й иап. Вряд ли какая-либо другая часть могла поспорить с подчиненными подполковника В.С.Ершова по степени освоения МиГов, ведь перевооружение 41-го иап на МиГ—1, а затем на МиГ—3 началось с января прошлого года. Основными вехами боевого пути полка в 1941 г. были:
— с 22 июня по 5 июля боевые действия на Западном фронте;
— с 5 июля по 13 августа работа в системе ПВО Москвы;
— с 13 августа по 5 октября боевые действия на Северо-Западном фронте.
Как отмечалось, в кризисные дни обороны столицы 41-й иап планировали использовать в составе ВВС Западного фронта. Однако в действительности одна из эскадрилий поступила в распоряжение командующего ВВС МВО полковника Н.А.Сбытова, а вторая находилась в резерве Военного Совета ВВС КА до перехода наших войск в контрнаступление под Москвой. Вскоре после начала общего наступления Красной Армии на всех фронтах поступил приказ: 41-му иап перебазироваться под Ленинград.
Согласно планам командования, 41-й иап первоначально подчинили командующему ВВС 59-й армии Волховского фронта, а с начала февраля его ввели в состав 2-й par (резервной авиагруппы) полковника Е.Г.Туренко, поставив задачу поддержать наступления наземных войск, прежде всего 2-й ударной армии, на Мясной Бор и затем на Любань. На основании сводок о боевом составе ВВС фронта можно было сделать вывод: советское командование смогло сконцентрировать достаточные силы (26 авиаполков, не считая отдельных эскадрилий) для завоевания и удержания господства в воздухе. Но большинство полков были малочисленными, прежде всего не хватало самолетов новых типов.
Накануне перебазирования в 41-м иап подвели промежуточный итог боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны. По сохранившимся отчетам, с 22 июня по 28 января летчики выполнили 3332 самолетовылета, проведя в воздухе 2875 часов (абсолютное большинство работы было выполнено на МиГах). Наиболее частыми задачами являлись прикрытие наземных войск, штурмовка и отражение налетов авиации противника, на которые часть затратила, соответственно, 1070, 870 и 598 вылетов. В документах сообщается об уничтожении 83 немецких самолетов в ходе воздушных боев и 24 — при штурмовках неприятельских аэродромов.
Боевые успехи наиболее результативных летчиков 41-го иап (по состоянию на 28 января 1942 г.) [3]
№ |
Звание, фамилия / Количество вылетов |
Личные победы |
Победы в группе |
|
1. |
Ст. л-т И.Д.Чулков |
187 |
11 |
1 |
2. |
Ст. л-т А.А.Липилин |
128 |
5 |
3 |
3. |
Ст. л-т Д.Г.Коробченко |
168 |
7 |
- |
4. |
Ст. л-т П.А.Тихомиров |
119 |
7 |
- |
5. |
Ст. л-т П.И.Забелин |
151 |
2 |
3 |
6. |
П/п-к В.С.Ершов |
70 |
2 |
1 |
В эти дни командир полка представил Чулкова и Липилина, а также отличившихся в штурмовых налетах капитана С.А.Скорнякова и старшего лейтенанта И.Г.Кузьмичева (соответственно, 62 и 57 вылетов на штурмовку войск и техники неприятеля, семь совместно уничтоженных на земле немецких самолетов) к званию Героя Советского Союза. Правда, к этому времени ничего не было известно о судьбе Кузьмичева — в ходе одного из вылетов летчик пропал без вести.
Нехватка исправных МиГов, даже прошедших несколько ремонтов, не позволила полностью укомплектовать этими истребителями 41-й иап: на 24 января имелось 17 МиГ—3 (все вооруженные двумя БС) и 6 Як—1. Самолеты оказались разбросаны по шести весьма удаленным друг от друга аэродромам. Еще более неприятный сигнал поступил от инженерно-технического состава: все самолеты и двигатели сильно изношены. Например, остаток ресурса моторов AM—35A во 2-й эскадрилье в среднем не превышал 28%. Часть не успела вступить в бой, а многие истребители нуждались в серьезном ремонте!
Состояние самолетов МиГ—3 из 41-го иап на 14 марта 1942 г. [4]
№ |
Заводской номер |
Состояние машины |
Причина неисправности |
1 |
5020 |
Неисправен |
Нет мотора |
2 |
5023 |
Неисправен |
Подбит, нет мотора |
3 |
4923 |
Исправен |
— |
4 |
4961 |
Исправен |
— |
5 |
5027 |
Неисправен |
Нужна регулировка автомата пост, давления |
6 |
4932 |
Исправен |
— |
7 |
4976 |
Условно исправен |
Требуется облет после ремонта в ПАРМе |
8 |
4959 |
Условно исправен |
|
9 |
5099 |
Неисправен |
Передан на ремонт в Выползово |
При перебазировании 41-го иап на Волховский фронт на Калининском аэродроме у самолета младшего лейтенанта Фримермана отказал двигатель, машина вылетела за пределы полосы, скапотировала, в результате чего молодой летчик погиб. Базирование полка на аэродроме Гремячево сопровождалось все новыми летными происшествиями, прежде всего по причине плохой укатки аэродрома. За период с 2 по 6 февраля при 44 боевых вылетах документы зафиксировали пять случаев зарывания МиГов в снег — количество исправных истребителей заметно сократилось.
Наиболее тяжелую потерю 41-й иап понес 3 февраля — не вернулся с задания при выполнении 201-го боевого вылета наиболее результативный летчик старший лейтенант Чулков. На подбитом самолете он уходил в сторону Малой Вишеры, после чего скрылся из виду. Вероятно, поврежденный «ястребок» стал жертвой обер-лейтенанта Х.Ланге из I/JG 54. По немецким данным, пара «охотников» обнаружила одинокий истребитель, за которым тянулся темный след дыма и добила его, а германский ас одержал 11 победу. 18 февраля в полк поступило подтверждение о гибели отважного советского летчика. 4 марта 1942 г. Чулкову (посмертно) и Липилину присвоили звание Героя Советского Союза.
В рассматриваемый период небоевые потери заметно превосходили боевые. В статистических данных о действиях полка выделяется день 5 февраля, когда в воздушном бою противник сбил две машины. Старший лейтенант Кузьмичев, вернувшийся незадолго до этого из-за линии фронта, сажал подбитый МиГ—3 на лес и получил ранение, а лейтенант Попов покинул горящую машину с парашютом. В остальных случаях выход из строя МиГов происходил преимущественно из-за различных поломок или неисправностей. 18 февраля 1942 г. инженер полка доложил, что моторесурс имевшихся AM—35A практически полностью выработан.
Во второй половине февраля и в начале марта немцы начали интенсивно использовать дороги с твердым покрытием для перегруппировки войск. Готовился контрудар во фланги наступающим на Любань соединениям 2-й Ударной армии. В этих условиях оказывавшееся немецким переброскам противодействие с воздуха нельзя признать эффективным, что объяснялось, отчасти, низкой боеготовностью наших авиаполков. Для примера приведем данные о состоянии материальной части 41-го иап. (См. табл.)
На Волховском фронте весной 1942 г. был произведен анализ летных происшествий при выполнении учебной и боевой работы авиации с 1 января по 15 марта. Из отчета главного инженера ВВС объединения следовало: за истекшее время отмечались 542 отказа или других происшествий по вине материальной части. Почти половина всех неприятных фактов (256 случаев) произошла из-за производственных дефектов самолетов или моторов, летный и технический состав оказались виновны в 132 происшествиях, а остальные были обусловлены конструктивными дефектами.
Отчет принес неприятные статистические данные по надежности МиГ—3: он, наряду с Пе-2, оказался наиболее часто ломающимся самолетом на Волховском фронте. За 74 дня на относительно малочисленные МиГи было составлено 232 акта о поломках, других отказах узлов или агрегатов (более чем по три поломки за сутки)! Понятно недовольство летно-технического состава: погода стояла плохая, но для всех одинаковая; Як—1, У—2 или, скажем, Р—5, находились в воздухе, когда вылеты разрешали, а МиГ—3 непрерывно приходилось ремонтировать [5].
Контрнаступление Красной Армии под Москвой начиналось при интенсивной поддержке советской авиации. Можно было часто видеть проносившиеся на малой высоте МиГи, принадлежавшие, прежде всего, 6-му иак ПВО. Но затем активность нашей авиации заметно сократилась, упала доля машин новых типов. Дело было не только в плохих погодных условиях (стужа, сильные снегопады), но, прежде всего, в том, что части ПВО не перебазировались вслед за наступающими войсками.
Оставаясь на стационарных аэродромах в окрестностях столицы, «пэвэошные» МиГи с их небольшой практической дальностью полета не могли эффективно поддерживать наземные войска. К концу января 1942 г. в двух «фронтовых» и одном «армейском» полках (10, 122 и 519-м иап, командиры, соответственно, капитан Н.В.Терехин, майоры Г.М.Баяндин и К.Н.Мурга) насчитывалось 43 МиГ—3 из 872 самолетов ВВС Западного и Калининского фронтов. Все три части, защищая Москву, вступили в бой в октябре прошлого года.
Немногочисленные исправные МиГи выполнили в разгар зимы достаточно большой объем работы, о чем можно судить, например, по количеству вылетов на исправную машину в сутки при благоприятных метеоусловиях и благодарностям от наземных штабов. Необычный подарок получили авиаторы 122-го иап ко дню Красной Армии — 20 лучших летчиков, техников, работников штаба были награждены наручными или карманными часами [6].
Находясь с 15 января на аэродроме Кубинка, 122-й иап в ходе общего наступления советских войск последовательно поддерживал войска 33, 43 и 49-й армий, прикрывал конников группы П.А.Белова в тылу противника, сопровождал транспортные самолеты, обеспечивал ПВО железной дороги на участке Апрелевка, Калуга. При этом новых истребителей часть не получала — пополнение осуществлялось за счет МиГов, отремонтированных рембазами сначала ВВС Западного фронта, а затем 1-й воздушной армии.
Несмотря на все сложности, 122 и 519-й иап смогли сохранить относительно высокую боеготовность, хотя документы отмечали: все МиГ—3 сильно потрепаны, качество ремонта весьма низкое. Опытные летчики с иронией воспринимали некоторые наставления. Так, на конференции по обмену опытом, прошедшей в июле 1942 г., летному составу напоминалось, что на высоте 6000 м наши МиГи, якобы, превосходят в горизонтальном полете Bf 109F—2 примерно на 40 км/ч. Дело в том, что у нас испытали потрепанный Bf 109F, у которого к тому же испортилась турбомуфта нагнетателя, не позволив достоверно получить летные характеристики выше границы высотности. «В жизни» все было как раз наоборот: новеньким «мессерам» нередко противостояли многократно отремонтированные МиГи, которые на высоте 6000 м отставали по крайней мере на 40 км/ч.
Последней крупной операцией на Западном фронте, в которой в заметных количествах принимали участие истребители Микояна и Гуревича, оказалась Ржевско-Сычевская. МиГи прикрывали наступление войск правого крыла фронта, начавшееся 4 августа 1942 г. В этот день четверка МиГов, ведомая комэском 519-го иап старшим лейтенантом А.М.Филатовым, в районе Гжатска решительно атаковала большую группу бомбардировщиков и истребителей противника, заставив бомбовозы сбросить смертоносный груз до подхода к линии фронта. По докладам наших летчиков, ими в ожесточенной схватке было сбито семь и подбито пять вражеских самолетов; к вечеру борт МиГ-3 Филатова украшали девять красных звездочек в знак одержанных за девять месяцев побед [7].
На следующий день наиболее напряженный бой произошел ближе к вечеру — в третьем вылете летчиков 519-го иап. Тогда восьмерку истребителей повел на прикрытие войск у Погорелого Городища майор Мурга. На высоте 4000 м наши летчики обнаружили до 30 Ju 88, сопровождаемых четырьмя подразделениями Bf 109. Решив атаковать неприятеля лоб в лоб, МиГи на большой скорости разошлись с четверкой «мессеров» и прорвались к бомбардировщикам. Летчик одного из «юнкерсов» неудачно уклонился от атаки и столкнулся с машиной, шедшей рядом. Наши летчики действовали смело и уверенно, а командир непрерывно и четко управлял подчиненными по радио. Все это позволило уничтожить 11 неприятельских самолетов.
Капитан И.П.Немятый начал летать на МиГе еще в июле 1941 г. Имя этого летчика стало широко известно осенью 1941 г. 16 октября возглавляемая лейтенантом Немятым шестерка МиГов восточнее Бородино уничтожила огнем РСов четыре автомашины и два танка, после чего приняла бой с семью немецкими самолетами. На следующий день, выходя из атаки наземных целей боевым разворотом, на высоте 1200 м ведущий оказался совсем рядом с вражеским Bf 110. Решив не упускать врага, летчик ударил крылом МиГа по хвостовому оперению «мессера», после чего оба самолета начали падать. Вблизи земли Немятый смог на некоторое время восстановить управление самолетом и произвел вынужденную посадку у Ново-Петровского.
Отлично овладев истребителем Микояна и Гуревича, Иван Порфирьевич неоднократно поощрялся командованием, получив внеочередное воинское звание «капитан», а руководимая им эскадрилья считалась одной из лучших не только в 519-м иап, но и на Западном фронте. Успешно выполнив более ста заданий, он неоднократно с честью выходил из сложных ситуаций, особенно в ходе неравных боев с «мессершмиттами». 7 августа 1942 г., в ходе одного из первых вылетов на новеньком Як—1, которыми пополнили полк, комэск И.П.Немятый погиб в бою [8].
Большого успеха авиаторы 122-го иап добились 22 августа в ходе воздушного боя над Ржевом. Четверка МиГ—3 (ведущий - старший лейтенант В.М.Винокуров) смело вступила в бой с двумя девятками Ju 88, шедшими под прикрытием 20 Bf 109. Нашим летчикам удалось добиться четырех побед без собственных потерь. Тогда наиболее отличился лейтенант В.А.Башкиров, сбивший два «мессершмитта» и повредивший третий [9].
Впрочем, если проанализировать сохранившиеся документы авиаполков, то становится ясно: результативные бои являлись в то время для наших пилотов скорее исключением, чем правилом. По какой-то непонятной закономерности бомбардировщики противника обычно появлялись над полем боя сразу после ухода наших истребителей. Командиры советских авиачастей крайне редко успевали наращивать силы в ходе разворачивающихся схваток. Несовершенство системы организации вызовов и отсутствие практических навыков в их осуществлении часто не позволяло срывать работу больших групп неприятельских самолетов. Схватки в воздухе протекали при значительном численном преимуществе немцев, и советская авиация несла заметные потери.
В то же время, объединение управления авиацией фронта в единых руках командующего воздушной армией позволило сконцентрировать ее усилия на важнейших направлениях. Так, перед началом Ржевско-Сычевской операции 58 авиаполков (в том числе и все МиГи) из 62 имевшихся были решительно переброшены на правое крыло фронта. Благодаря мужеству и самоотверженности летчиков противник понес существенный урон.
Из-за большого количества боев, происходивших над узким участком фронта почти одновременно, сегодня практически невозможно определить, сколько германских самолетов (по немецким отчетам) было сбито в отмеченных выше августовских боях с участием МиГов. К сожалению, советские данные о потерях неприятеля представляются сильно преувеличенными. Вероятно, за столкновение двух «юнкерсов» 5 августа 1942 г. приняли взрыв мотора одного из бомбардировщиков. В тот день четверо членов экипажа Ju 88A-4 зав. № 6763 из группы II/KG 3 во главе с фельдфебелем К.-Г.Рестом воспользовались парашютами над расположением советских войск. Еще два поврежденных самолета вернулись на аэродром Шаталово.
Однако можно привести и примеры, свидетельствующие о чувствительных потерях противника. Так, эскадра KG 3 «Блитц», которая активно участвовала в операции с первых дней и на 31 июля 1942 г. располагала 79 Ju 88A и С, безвозвратно потеряла за август «в результате воздействия противника» 34 «юнкерса». Еще 37 машин получили повреждения, а 19 из них пришлось отправить в стационарные мастерские [10].
Роль истребителей МиГ-3 в составе ВВС Юго-Западного фронта весной 1942 г. стала менее заметной. Если зимой и в начале весны 1942 г. они еще составляли боевой костяк истребителей фронта, выполняя преимущественно разведку и осуществляя сопровождение бомбардировщиков, то в конце весны МиГи встречались в небе лишь эпизодически. О наличии этих самолетов в ВВС фронта дает представление таблица.
Накануне советского весеннего наступления на Юго-Западном фронте, начавшегося 11 мая 1942 г., все исправные МиГи были собраны в 148-м иап. Боевая история этой авиачасти такова. Полк встретил войну на границе, базируясь неподалеку от Либавы (Лиепаи). Подобно многим другим частям, действовавшим на Северо-Западном фронте, он вскоре потерял всю материальную часть и был отправлен в тыл, где прошел переучивание на МиГ—3. В период с 8 августа по 9 сентября 1941 г. комполка майор Г.Н.Зайцев и часть его летчиков успешно решили поставленную задачу, освоив новую машину. Часть летчиков и техников полка направили на пополнение 183-го и 185-го иап.
20 сентября 1941 г. 148-й иап прибыл на Юго-Западный фронт, пополнив 4-ю par. Наиболее яркой страницей в «миговской» истории полка, несомненно, являлось участие в Харьковской наступательной операции. По плану командования 4-й par полк получил приказ перебазироваться на передовой аэродром Волоконовка для лучшей организации боевых действий в первые дни наступления. В течение 11 мая здесь, а также на площадке Больше-Троицкое сконцентрировалось 55 различных самолетов, среди них девять МиГ-3 (некоторые истребители только что получили из авиамастерских). В течение суток на усиление группы прибыли из тыловых баз еще 20 машин, среди которых один МиГ—3, накануне отремонтированный в Россоши.
148-й иап был на хорошем счету. Полк сохранил примерно треть хорошо подготовленных летчиков, обученных действовать ночью и в плохих метеоусловиях. Еще одним плюсом стали плодотворные работы инженерно-технического состава по улучшению качества радиосвязи. В то время как во многих других частях летчики практически не пользовались рациями из-за совершенно незначительной дальности радиосвязи, шумов и помех в эфире, авиаторы 148-го иап получали с земли четкие, ясные команды.
Несмотря на сказанное, итоги боевого применения МиГ—3 в майских боях трудно признать удовлетворительными. По докладу командира 4-й par полковника М.Х.Борисенко, с 11 по 23 мая резервная группа недосчиталась 27 самолетов и 35 человек личного состава (боевые потери). Среди невернувшихся самолетов значатся и два МиГ-3. Завершая доклад командующему ВВС Юго-Западного фронта, Борисенко отметил: «Основная причина потерь — малое количество истребителей прикрытия. На высотах 1200—1500 м МиГ—3 оказались неспособны эффективно прикрыть Не—2 (всего 4-я par лишилась шести «пешек». — Прим. авт.}» [12]. А ведь еще совсем недавно, в конце 1941 г., в отчетах о боевой работе 8-й сад утверждалось противоположное: «Сопровождение СБ является трудной задачей для МиГов, ввиду большой разницы в скоростях. Прикрытие Пе-2 сложностей не представляет» [13].
Наличие МиГов в составе частей ВВС Юго-Западного фронта [11]
Тип самолета |
1.12.41 г. |
1.01.42 г. |
1.02.42 г. |
1.03.42 г. |
10.04.42 г. |
1.05.42 г. |
МиГ-3 Истребители Процент МиГов |
20/18 138/71 18,2 |
23/9 142/71 15,0 |
19/20 115/55 23,0 |
19/18 96/54 24,7 |
29/5 154/79 14,6 |
2/5 89/61 4,7 |
Эффективность боевых действий 148-го иап за год войны [14]
Период и район действий Вылетов Побед в боях Уничтожено на земле Свои потери
_______________________________________________________________________Самолеты Летчики
22.06 по 8.07.1941 г. — на ЗФ на И-153 475 7 23 танка, 5 орудий 10 2
111 автомашин,
22.09 по 6.11.1941 г.— на ЮЗФ на МиГ-3 435 4 17 самолетов, 2 танка, 9 2
42 автомашины, 4 орудия
8.01 по 10.06.1942 г. — на ЮЗФ на МиГ-3 560 10 42 автомашины, 9 орудий, 6 4
до 200 солдат и офицеров
Зимой и весной 1942 г. по-прежнему активно действовали авиаторы 146-го иап, входившего в состав то ВВС Юго-Западного, то Южного фронтов. Как следовало из документов части, 14 августа 1941 г. они сдали оставшиеся 14 МиГ-3 и приняли 22 новеньких машины того же типа, но более позднего выпуска. По мнению летчиков, переход к моторам с большей редукцией отрицательно сказался на их тяге (двигатель хуже «тянул»), а введение предкрылков хотя и увеличило устойчивость на переходных режимах, но истребитель еще медленнее разворачивался.
Полк вернулся на фронт, когда противник завершал окружение наших войск восточнее Киева. Летчики едва успели перелететь 11 сентября из-под носа немцев на Центральный аэродром Харькова, а вот судьба большинства других бойцов и командиров полка сложилась трагически. Через четыре дня группа техсостава, руководимая военкомом 146-го иап батальонным комиссаром П.П.Черепковым, была настигнута наступающими танками противника. За 15 и 16 сентября в районе Слыча погибли или пропали без вести 98 военнослужащих.
С конца сентября 1941 г. полк входил в 19-ю сад, а с 10 декабря — в 76-ю сад. Базируясь западнее Ворошиловграда на аэродроме «Шахта № 6», 146-й иап прикрывал войска 37-й армии в ходе проведения Барвенково-Лозовской операции, разворачивавшейся во второй половине января 1942 г. Серьезного противодействия в воздухе противник не оказывал, поэтому в списке успехов части значились уничтоженные автомашины, повозки, бензоцистерны, железнодорожные вагоны и другая техника неприятеля; десятки германских солдат и офицеров были убиты или ранены.
С 21 сентября 1941 г. по 10 марта 1942 г. полк выполнил 831 боевой вылет, из которых в 451 он штурмовал вражеские наземные войска. При этом боевые потери составили девять МиГ—3 и семь летчиков. 23 марта 146-й иап приступил в тылу к изучению Як-1, сдав 14 оставшихся истребителей Микояна и Гуревича. По отчету старшего инженера полка военинженера 1 ранга Фоменко, за осенне-весеннюю кампанию на каждые два самолета приходилось примерно по три ремонта. При обслуживании машин было выполнено 4 восстановительных, 17 средних, 15 текущих и 5 стационарных ремонтов, с передачей МиГов в тыловые реморганы [15].
Все потрепанные истребители попали в 55-й иап (ставший 16-м гвардейским после разгрома противника под Ростовом), который во второй раз за недолгое время пополнялся самолетами, прошедшими серьезный ремонт. Зимой авиаторы летали мало, особенно в холодную погоду, так как не была освоена эксплуатация МиГов при низких температурах. Примерно половину моторесурса пришлось расходовать на прогрев моторов на земле, поскольку техники и механики не применяли разжижения замерзшего масла бензином для облегчения последующего запуска.
При редких вылетах отмечалось множество вынужденных посадок на «живот», обусловленных, прежде всего, потерями летчиками ориентировки и неисправностями моторов АМ-35А. По мнению помощника генерал-инспектора ВВС КА генерала М.В.Щербакова, основная причина заключалась в плохой подготовке боевых вылетов командиром майором В.П.Ивановым и штабом. Высказывалась резкая критика и в адрес техсостава: из 16 МиГ—3, имевшихся в 16-м гв. иап на 25 февраля, 14 являлись неисправными.
Не улучшилось положение дел и после пополнения полка МиГами из 146-го иап. Вероятно, трагическая гибель квалифицированного, накопившего большой опыт техсостава полка сказалась негативно: состояние основных узлов у многих истребителей оказалось в неудовлетворительном состоянии. Поэтому исправных машин остро не хватало и весной 1942 г. Обратимся к воспоминаниям А.И.Покрышкина, относящимся к этому времени:
«Боевую работу эскадрильи затрудняла нехватка самолетов МиГ-3. Эта машина наиболее полно отвечала требованиям скоростного метода выхода к объекту разведки. Но новых МиГов к нам в часть не поступало. Выпуск их промышленностью к этому времени был полностью прекращен... Из-за нехватки техники на каждом самолете закреплялось два летчика. Моим напарником был Даниил Никитин. Летали на задания поочередно» [16].
Во многом сходная картина наблюдалась на Крымском фронте. Здесь МиГ—3 имелись в 25-м и 50-м иап. Однако они не сыграли заметной роли при противодействии стремительно начавшемуся в начале мая 1942 г. наступлению генерала Манштейна в направлении Керчи. По отчету командующего ВВС Крымского фронта генерала Е.М.Николаенко, с 7 по 13 мая его летчики выполнили 1408 самолетовылетов, при этом МиГи только 18 раз поднимались в небо.
Состав истребителей в ВВС Крымского фронта в мае 1942 г. [18]
|
5 мая |
10 мая |
15 мая |
20 мая |
МиГ-3 |
6/24 |
6/24 |
3/12 |
2/16 |
Всего истребителей |
150/96 |
90/56 |
98/79 |
68/87 |
Активные действия неприятельской авиации заставили направить 50-й иап в подчинение начальника особой группы ПВО подполковника Иванова для усиления обороны с воздуха порта и города Керчи, а также Камыш-Буруна. Полк прибыл на Крымский фронт 19 января 1942 г. из Закавказья, имея 30 МиГов. Входившие в состав части опытные, хорошо освоившие новые машины летчики — капитан Матвеев, старшие лейтенанты Шебеко, Варлов, Чирилов — выполнили за недолгое пребывание в Крыму не менее чем по 100 вылетов каждый. 22 боевых вылета на МиГ—3 совершил командир части майор А.М.Макаров.
По мнению Макарова, наибольший героизм проявил его подчиненный лейтенант Е.Т.Прокурат: 5 февраля он таранил Не 111, но не смог покинуть поврежденный МиГ Летчик был посмертно представлен к награждению «Золотой Звездой» Героя [17]. Однако рассмотрение документов происходило спустя несколько дней после трагического поражения наших войск в Крыму, и командование посчитало нецелесообразным отмечать кого-либо — представление на Прокурата положили «под сукно». Что касается весенних боев над Керченским полуостровом, то 50-й иап не смог добиться каких либо успехов: 11 — 13 мая к вылету удавалось готовить максимум один исправный самолет!
25-й иап, располагавший в эти дни тремя—четырьмя МиГами, также, насколько известно, не мог похвастаться заметными победами. Оказалось, что в первой половине мая 1942 г. основными истребителями оставались тихоходные И—153, а после усиления фронта двумя ударными авиагруппами Ставки ВГК наиболее распространенными стали Як—1, но эти полки укомплектовали молодыми, плохо обученными летчиками, и среди них наблюдались наиболее серьезные потери.
Напряженные боевые действия на Брянском фронте, развернувшиеся в конце июня 1942 г., для нас интересны прежде всего тем, что в составе 1-й истребительной авиационной армии в бой вступили четыре авиаполка (27, 171, 176 и 233-й иап), в той или иной степени укомплектованные МиГами. Все они ранее несли службу в системе ПВО Москвы, поэтому большинство истребителей нуждалось в серьезном ремонте. Степень потрепанности машин видна на примере некоторых МиГ—3 из 27-го иап.
Состояние некоторых МиГ—3 из 27-го иап на 5 июля 1942 г. [19]
№ |
Зав. номер самолета |
Зав. номер мотора |
Налет планера, ч |
Количество ремонтов |
1 |
5171 |
7Е 04983 |
170 |
10 |
2 |
4139 |
9Е 03072 |
150 |
50 |
3 |
2430 |
7Е 041206 |
200 |
9 |
4 |
2473 |
7Е 041224 |
200 |
6 |
5 |
4501 |
7Е 041136 |
200 |
7 |
Инженеры и техники полка отмечали частые поломки кронштейнов пулеметов, неудовлетворительное состояние прицелов, но больше всего претензий высказывалось по-прежнему к качеству моторов. По воспоминаниям известного летчика-истребителя А.Ф.Ковачевича, в то время старшего лейтенанта в 27-м иап, имевшего за плечами около 250 боевых вылетов, неоднократно случалось так, что на земле двигатель работал вроде бы нормально, но только истребитель устремлялся ввысь, как начинались перебои и приходилось аккуратно, как говорили летчики «блинчиком», разворачивать машину в сторону своего аэродрома. Среди авиаторов ходили слухи, что на МиГи в отсутствие «родных» моторов AM—35A (все знали, что их постройку прекратили) устанавливали двигатели чуть ли не от торпедных катеров.
Документы сражавшегося по соседству 233-го иап отмечали большой процент вылетов, направленных на прикрытие Пе—2 и Ил—2. В последних случаях приходилось действовать на высотах 500—1000 м, что было непривычно для летчиков ПВО и не позволяло использовать лучшие качества МиГ—3.
В ходе одного из вылетов 11 июля отличился капитан В.А.Шишов. Прикрывая старшего лейтенанта Рыжухина, у которого при возвращении домой забарахлил мотор, он передал командование подразделением лейтенанту В.С.Дулину, а сам принял неравный бой против семи «мессершмиттов». До переднего края оставалось 20 км, но немцы могли сбить МиГ—3 и над нашей территорией. Видя, что долго продержаться не удастся, Шишов пошел на хитрость — он имитировал беспорядочное падение, а на высоте 100 м выровнял машину и благополучно привел на свой аэродром. В бою летчик получил ранение, а на МиГе механики насчитали более 50 пробоин [20].
Закончить историю «фронтовых» МиГов хотелось приведением некоторых статистических данных, характеризующих наличие этих машин в частях действующей армии. Летом 1942 г. они использовались над многими фронтами, но количество истребителей Микояна и Гуревича не превышало двух—трех процентов от общего числа истребителей.
К началу контрнаступления Красной Армии под Сталинградом из 1646 истребителей имелось 27 МиГ—3. Пролеты этих машин отмечались над Карелией, Западным, Северо-Западным и Брянским фронтами. При этом в трех подразделениях 15-й ВА насчитывалось 16 МиГов, из которых лишь четыре являлись боеспособными.
К лету 1943 г. численный состав истребительной авиации вырос более чем вдвое, но МиГов осталось всего 20. Они заканчивали свою службу в составе ВВС Закавказского фронта и 257-й отдельной авиадивизии, подчинявшейся непосредственно Ставке ВГК[21].
Источники
1. Сообщения Советского Информбюро. Т. 1. М., 1944. С. 82.
2. ЦАМО РФ. Ф. 60676. Оп. 35886. Д. 1. Л. 71; Ф. 20045. Он. 1.Д. 3.Л.78, 245.
3. ЦАМО РФ. Ф. 41-го иап. Оп. 592578. Д. 1. Л. 9.
4. Тоже. Л. 28.
5. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11287. Д. 772. Л. 165.
6. ЦАМО РФ. Ф. 122-го иап. Оп. 143365. Д. 1. Л. 8.
7. ЦАМО РФ. Ф. 201-й над. Оп. 1.Д. 15. Л. 183.
8. П.М.Бойков. На главных направлениях. М., 1984. С. 19-22.
9. ЦАМО РФ. Ф. 122-го иап. Оп. 143365. Д. 1.Л.69.
10. ВА/МА RL 2 HI/875. «Flugzeugbestand und bewegungsmeldungen».
11. ЦАМО РФ. Ф. 35. On. 107560. Д. 8. Т. 2. Л. 103-238.
12. ЦАМО РФ. Ф. 319. Оп. 4798. Д. 19. Л. 238.
13. ЦАМО РФ. Ф. 20045. Оп. 1. Д. 2. Л. 12.
14. ЦАМО РФ. Ф. 148-го иап. Оп. 518988. Д. 1.Л. 6.
15. ЦАМО РФ. 115-го гв. иап. Оп. 51886. Д. 1.Л.2;Ф. 346. Оп.4798.Д. 19. Л. 78-81.
16. А.И.Покрышкин. Познать себя в бою. М., 1993. С. 194, 195.
17. ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11321. Д. 50. Л. 404.
18. ЦАМО РФ. Оп. 11250. Д. 54. Л. 56.
19. ЦАМО РФ. Ф. 20256. Оп. 1. Д. 3. Л. 29 - 33.
20. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 55. Л. 105, 106.
21. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах. М., 1962. С. 54 - 59.