Заключение
Вы ознакомились с историей создания и боевого применения первенца ОКБ им. А.И.Микояна — истребителя МиГ-3. Мы старались всесторонне, по возможности объективно оценить эту машину, показать трудности, с которыми столкнулись его создатели, и проблемы, возникшие при освоении истребителей строевыми частями.
Эти самолеты серийно выпускались лишь немногим более года. Тем не менее, они оказались самыми массовыми среди машин нового типа к 22 июня 1941 г., и многие из них встретили войну вблизи границы. Этим определяется значительная роль, которую они сыграли при отражении первых ударов люфтваффе, этим и объясняются их огромные потери. МиГи применялись в роли фронтовых истребителей, штурмовиков, ближних разведчиков, истребителей ПВО, были наиболее распространенными самолетами ВВС КА осенью 1941 г.
Авторы стремились не попасть под влияние весьма распространенных мифов, широко внедрившихся в сознание широких масс читателей и даже специалистов. Так, по нашему мнению, не соответствуют действительности утверждения, будто самолеты МиГ-3 нашли свое применение преимущественно в системе ПВО и что единственной причиной их снятия с производства была перестройка моторостроительного завода с выпуска двигателей AM—35 на выпуск двигателей AM—38, необходимых для штурмовиков Ил—2.
Работа написана прежде всего на основе документов Центрального архива Министерства обороны РФ и Российского государственного архива экономики. Авторы использовали доступные германские документы Бундесархива в Кобленце и Фрайбурге, позволившие более объективно оценить те или иные эпизоды боевых действий с учетом взгляда с противоположной стороны.
Авторы считают своим долгом выразить благодарность всем тем, кто помогал им в этой работе. Прежде всего наши слова признательности адресованы Герою Советского Союза, Заслуженному военному летчику, генерал-лейтенанту авиации в отставке С.А.Микояну, взявшему на себя труд прорецензировать рукопись и предоставившему интересные фотографии из семейного архива.
В книге использовались воспоминания Героев Советского Союза А.Ф.Ковачевича, И.М.Холодова и А.А.Щербакова, в разные годы летавших и воевавших на МиГ-3. В обсуждении рукописи участвовал Герой Советского Союза Г.А.Баевский. История о службе истребителя в блокадном Ленинграде была бы не полной без материалов, предоставленных А.В.Агеевым, в то время являвшимся главным инженером ВВС фронта. Помощь в написание главы «МиГи на флотах» оказали М.Э.Морозов и Ю. В. Рыбин.
С авторами поделились своими воспоминаниями и дали ценные советы ветераны ОКБ им. А.И.Микояна Н.И.Баранов, Н.З.Матюк и др. Использовались также материалы В.И.Алексеенко и А.Т.Степанца — в прошлом сотрудников НИИ ВВС. Важную информацию о творчестве талантливого авиаконструктора Н.Н.Поликарпова и истории создания ОКБ Микояна любезно предоставил В.П.Иванов, а Г.П.Серов помог уточнить ряд важных эпизодов, связанных с «биографией» первых МиГов. Замечания И.В.Башниной заметно улучшили стилистику повествования.
Авторы работали над рукописью совместно, вместе подбирали иллюстрации. Кроме собственных коллекций, они использовали фотографии из Центрального архива кинофотодокументов РФ, Центрального Дома авиации и космонавтики, Центрального музея войск ПВО, собраний Н.Г.Бодрихина, Е. И. Гордона, Ю.А.Екатова, Г.Ф.Петрова и др. Нам помогли научные сотрудники Н.А.Большакова, П.Ф.Вяликов, А.А.Егеров, Н.Е.Кордупова, Г.В.Королева, А.П.Макаров и др. Ценные сведения по теме работы предоставили финские коллеги К.-Ф.Геуст и М.Салонен.
Хотелось бы выразить особую благодарность руководству ООО «Русавиа» в лице его Генерального директора С.Н.Баранова за поддержку в издании этой книги.
Л.Н. Медведь, Д. Б. Хазанов