От концепции к реальной машине
О двухмоторном истребителе заговорили еще в Первую мировую войну. Аргументация сторонников этой идеи была следующей: такая машина более живуча, на ней удобнее разместить мощное наступательное вооружение в передней части фюзеляжа, не прибегая к синхронизации, снижающей темп стрельбы. Истребитель можно сделать двух- или многоместным, тем самым огневое прикрытие задней полусферы. Не исключалось и его многоцелевое назначение.
Чтобы по скорости и маневренности двухмоторный истребитель не уступал одномоторному, требовалось, во-первых, спроектировать легкие и мощные двигатели, позволяющие обеспечить примерно одинаковую с «одномоторниками» нагрузку на мощность, т.е. отношение массы машины к суммарной мощности моторов. Во-вторых, разработать прочную конструкцию крыла, фюзеляжа и оперения, дающую примерно ту же нагрузку на крыло — отношение массы самолета к площади крыла. Такие моторы и конструкции появились лишь в начале 30-х годов.
Датой рождения первых двухмоторных истребителей считается 1934 г. В этом году начались работы над германским истребителем Мессершмитт Bf 110, французскими Потез 63, Бреге 690 и Анрио Н 220, а также польским самолетом PZL-38 «Волк». Однако на самом деле отсчет следует вести отнюдь не с 1934, а 1932 года. Именно тогда в Советском Союзе конструкторский коллектив А.Н. Туполева приступил к созданию первых в мире реальных двухмоторных истребителей — многоцелевого МИ-3 (АНТ-21) и двухместного пушечного ДИП (АНТ-29). Эти машины поднялись в воздух в 1934 и 1935 гг. соответственно, опередив всех зарубежных конкурентов.
Волна увлечения двухмоторными истребителями прокатилась почти по всем странам, создававшим боевую авиационную технику. В Великобритании фирма «Вестланд» разрабатывала истребитель «Уирлуинд», в Голландии фирма «Фоккер» — самолеты G. 1 и D.23, во Франции готовились взлететь Анрио NC600, Луар-Ньюпор L.N.20, в Италии — ИМАМ-Меридионали Ro57, в Японии — Накаджима J1N1 и Кавасаки Ki45, а в СССР — ОКО-6, ВИ-100, ДИС, ТИС, САМ-13 и ряд других.
Не остались в стороне от модного увлечения и в США. Во второй половине 30-х годов здесь оформилиc, две основные ветви в создании двухмоторных истребителей. Первая предусматривала разработку сравнительно большой многоместной машины — «летающего крейсера», «разрушителя», «рейдера», «эсминца» (так в разных странах называлась эта концепция). Оснащенный подвижными и неподвижными огневыми точками такой самолет, по замыслу, был способен осуществлять сопровождение бомбардировщиков на всю глубину боевой задачи, эффективно атаковать вражеские самолеты с больших дистанций, выполнять лидирование одноместных истребителей, вести разведку и доразведку объектов удара. Словом, представлял собой многофункциональную машину.
Именно к этому классу относился созданный фирмой «Белл» двухмоторный истребитель «Аэрокуда». Это был пятиместный моноплан с моторами Аллисон V-1710-C6 и толкающими винтами, с мощнейшим по тем временам вооружением из двух 37-мм пушек в подвижных установках и крупнокалиберного пулемета для защиты задней полусферы. Правда, на испытаниях проявилась неудовлетворительная маневренность и недостаточная скорость, препятствовавшие применению самолета в качестве истребителя. После постройки опытной и 14 предсерийных машин американские специалисты отказались от серии.
Другое направление специализировалось на создании легких одноместных машин. Огромные пространства Северо-Американского континента, с одной стороны, и сравнительно небольшая численность предвоенного Воздушного корпуса, с другой, особенно жестко нормировали дальность полета. Истребители должны были быстро перебрасываться с Западного побережья на Восточное. Либо наоборот, в зависимости от того, с какого направления могла возникнуть угроза Соединенным Штатам. Большая дальность полета была необходима и для перебазирования истребителей в Европу, и для эффективных действий над океанскими просторами. Это и другие требования к одноместному двухмоторному самолету сформулировала в 1935—1936 гг. группа офицеров USAAC, отвечавшая за техническую политику в области создания истребителей.
Двухмоторная схема наряду с одномоторной показалась удачной для программы «перехватчик», нацеленной на борьбу с бомбардировщиками противника. Задание Х-608 на проектирование двухмоторной машины содержало требование большой высотности, в связи с чем необходимым элементом конструкции силовой установки такого самолета стал турбокомпрессор. Техническое задание Х-609 на одномоторный перехватчик ориентировало разработчиков на создание невысотного, но исключительно маневренного и скоростного самолета. Общим для обеих машин стало однотипное вооружение, включавшее пушку калибра 20 (37) мм, два крупнокалиберных и два обычных пулемета.
В феврале 1937 г. задание Х-608 на конкурсной основе было предложено фирмам «Дуглас», «Белл», «Кертисс», «Вулти» и «Локхид». С некоторым запаздыванием флот США также выразил пожелание иметь одноместный двухмоторный истребитель, поручив его создание своему традиционному поставщику — фирме «Грумман». Уже в июне, рассмотрев предложения конкурентов, USAAC победителем назвал фирму «Локхид». Ее проект получил официальное обозначение ХР-38. В конкурсе одномоторных перехватчиков выиграла фирма «Белл» с эскизным проектом самолета ХР-39. Машина для авиации ВМС стала называться XF5F «Скайрокет».