«Лайтнинги» Королевских ВВС
Истребитель «Лайтнинг» I или Локхид «Модель 322-61-04» (и подобный ему «Модель 322-61-03», заказанный Францией) создавался на основе английского технического задания. Поскольку и англичане, и французы видели в Р-322 скорее истребитель-бомбардировщик, чем высотный перехватчик, он имел ряд фундаментальных отличий от P-38D. В частности, на нем устанавливались менее мощные двигатели Аллисон серии С без турбокомпрессоров. Оба мотора имели одинаковое, по часовой стрелке, направление вращения винтов. Мотор V-1710-C15 (армейское обозначение V-1710-33) на высоте 4250 м развивал мощность 1090 л.с. Использование этих двигателей было продиктовано желанием получить винтомоторную группу, одинаковую с силовой установкой истребителя Кертисс «Томахаук» I, который уже поставлялся в больших количествах в Великобританию. Такое решение значительно упрощало поставки запасных частей.
Отказ же от турбокомпрессоров имел другую причину. Фирма «Дженерал Электрик» оказалась не в состоянии обеспечить американские потребности, которые были весьма велики. Ее продукцией комплектовались силовые установки самолетов В-17, В-24, Р-47 и Р-38. Сказывались также затруднения с организацией технического обслуживания этих весьма сложных устройств. А англичане не располагали временем, необходимым для обучения персонала правилам их эксплуатации. Поэтому Королевские ВВС отдали предпочтение немедленным поставкам машин без турбокомпрессоров, в определенной мере поступившись боевыми качествами истребителя.
Примечательно, что именно англичане в соответствии со сложившимися в их стране правилами присвоения обозначений военным самолетам дали машине имя «Лайтнинг». Кроме этого выбор ограничивался шестью наименованиями: «Либерейтор», «Лидс», «Ливерпуль», «Лексингтон», «Линкольн» и «Либрэ». На избранном, кстати, настаивал и сам глава фирмы «Локхид» Роберт Гросс.
Внешне Р-322 отличался от Р-38 конструкцией мотогондол. В связи с установкой двигателей Аллисон серии С линия вала понизилась (как на ХР-38). Изменилась форма воздухозаборников маслорадиаторов. С точки зрения аэродинамики они стали более совершенными. Выхлопные газы, подававшиеся ранее на турбокомпрессоры, отводились по двум коллекторам и выбрасывались над крылом. Обтекатели этиленгликолевых радиаторов остались прежними.
Центральная гондола была почти идентичной гондоле на Р-38, но состав вооружения был пересмотрен. Оно включало только четыре пулемета, причем английского производства: два 12,7-мм и два 7,69-мм. В кабине также установили стандартное английское приборное и радиооборудование, а также штурвальное управление.
Цилиндр гидропривода передней амортизационной стойки перенесли внутрь ниши шасси. Это мероприятие позволило уменьшить его размеры и высвободить место для боеприпасов в носовой части центральной гондолы (на самолетах, предназначенных для USAAF, подобное изменение было введено начиная с серии Р-38Е). На Р-322 удалось окончательно решить проблему бафтинга руля высоты путем установки обтекателей на стыке центральной гондолы с крылом.
Контракт с английским и французским правительствами предусматривал постройку 667 самолетов «Модели 322». Но с падением Франции в конце июня 1940 г. британские Королевские ВВС переоформили заказ. Теперь уже все машины предназначались для Великобритании.
Первый «Лайтнинг» с английской раскраской и знаками взлетел в августе 1941 г., а второй — только в октябре. В начале 1942 г. еще три самолета Р-322 были переправлены в Соединенное королевство морем и подверглись интенсивному тестированию в испытательном центре в Боскомб Даун. «Лайтнинг» с номером AF 106 испытывался в период с 1 мая по 11 июля 1942 г. по сокращенной программе. Как указывалось в выпущенном впоследствии отчете его «скорость была ограничена величиной 483 км/ч ...из-за аварий, произошедших на более высоких скоростях». В период испытаний самолет летал с максимальной полетной массой 6292 кг.
Программа предусматривала эксперименты с остановкой двигателя в воздухе, флюгированием винта и полетом на одном моторе. Результаты в целом были неплохими, хотя и отмечалось, что «Лайтнинг» I «практически недостаточно маневрен для истребителя, но...сравним с другими двухмоторными истребителями». Посадочную скорость с выпущенными шасси и закрылками определили в 126 км/ч. Минимальная эволютивная скорость полета на одном двигателе с зафлюгированным винтом другого оказалась равной 185 км/ч. В отчете также упоминается об одной интересной особенности конструкции. Суть ее в том, что «на внутренней поверхности обшивки каждой мотогондолы имеется неокрашенная отполированная панель, образующая зеркало. По ней можно визуально контролировать положение носовой стойки шасси».
На втором экземпляре Р-322 была достигнута максимальная скорость полета 630 км/ч на высоте 5100 м. По этому показателю «Лайтнинг» I намного превзошел Норт Америкен NA-73 «Мустанг». Но британские ВВС все же отказались от закупки этого варианта машины, мотивируя неудовлетворительной высотностью. Тем не менее производство первой серии из 143 «Лайтнингов» I продолжалось. 140 из них были приняты на вооружение Военно-воздушных сил США как Р-322 (оставлено фирменное обозначение модели, а не присвоен индекс Р-38, поскольку самолеты строились не по американскому заказу).
Когда японское авианосное соединение 7 декабря 1941 г. осуществило нападение на Пирл-Харбор, 40 прошедших заводские испытания машин Р-322 были немедленно направлены в строевые части для обороны Западного побережья США. Это позволило сосредоточить новейшие Р-38Е на Аляске и Алеутских островах. Впоследствии Р-322, большинство из которых было модернизировано путем замены моторов на серию F с винтами противоположного направления вращения, служили в качестве учебных истребителей, некоторые вплоть до 1945 г.
После того как заказ на «Лайтнинг» I был аннулирован, фирма «Локхид» перезаключила контракт на производство остальных 524 машин «Лайтнинг» II по новому заданию (обозначение «Модель 322-60-14») для все тех же Королевских ВВС. Самолеты должны были оснащаться двигателями серии F.
Только один «Лайтнинг» II успел получить английскую камуфляжную окраску. Вместо остальных машин правительство США потребовало изготовить 150 P-38F и 374 P-38G для своих ВВС. К тому времени технические условия на обе модификации уже были представлены компании.