Экспериментальные «Лайтнинги»

 

Первым экспериментальным вариантом «Лайтнинга» был созданный еще в 1941 г. самолет ХР-38А («Модель 522») с герметичной кабиной. Для его постройки использовался планер одного из Р-38 самой первой серии. Дальнейшее развитие работы по гермокабине получили в рамках программы со­здания самолета ХР-49, о котором речь пойдет ниже.

В 1942 г. на основе серийного Р-38Е был создан экспериментальный вариант «Лайтнинга» с удлинен­ными и приподнятыми на 41 см хвостовыми балками. Эти изменения не связаны с поисками путей решения проблемы бафтинга, а являлись частью программы разработки поплавковой модификации машины.

Концепция гидросамолета «Лайтнинг» была до­вольно оригинальной. Поплавки предусматривалось использовать только для взлета, после чего они сбрасывались. Посадку машина выполняла на бли­жайшем сухопутном аэродроме, для этого обычное колесное шасси не демонтировалось. Таким обра­зом надеялись создать отличный перехватчик для противовоздушной обороны многочисленных остро­вов на обширном Тихоокеанском театре войны.

Позднее экспериментальный самолет переобо­рудовали путем установки стандартных хвостовых балок. Зато центроплан был раздвинут на 84 см, а позади пилота появилась вторая кабина для инженера-испытателя. Так состоялось первое появление «поросячьего зада» на Р-38, Впоследствии этот элемент конструкции перекочевал на многочислен­ные учебно-тренировочные «Лайтнинги» и был ис­пользован при создании ночных истребителей Р-38М. А вот поплавковый вариант самолета так никогда и не стал серийным. Испытания его закон­чились катастрофой и гибелью летчика-испытателя Р. Виндера.

Основой для другого двухместного эксперимен­тального истребителя стал Р-38 первой серии, у которого в середине 1942 г. на месте турбокомпрессорной установки в левой балке смонтировали каби­ну. Эта машина использовалась для авиационно-медицинских исследований, связанных с изучением влияния перегрузок на самочувствие членов экипа­жа, смещенных относительно продольной оси само­лета. Позднее результаты экспериментов пригоди­лись при создании истребителя Норт Америкам Р-82 «Твин Мустанг» (Twin Mustang).

Совершенствуя аэродинамику «Лайтнингов», один из Р-38Е в 1943 г. модифицировали путем переделки центральной гондолы. Ее носовую часть удлинили на 76, а хвостовую — на 122 см. Кресло пилота сместили вперед на 91 см, а позади него оборудовали кабину второго члена экипа­жа. Фонарь кабины заметно уменьшился по ширине, лобовое стекло установили под большим углом, обводы всего остек­ления стали исключительно плавными. Машину вначале продули в большой аэро­динамической трубе, а 2 июня 1943 г. она впервые поднялась в воздух. Самолет получил широкую известность среди лет­чиков-испытателей USAAF под именем «Мэд метеор» (Mad Meteor — «Бешеный метеор»), так как он использовался для изучения пикирующих свойств «Лайтнингов» и при этом, по-видимому, развивал неплохую скорость.

Еще одна машина, переоборудован­ная в двухместную, применялась для лет­ных испытаний профилей крыльев. Не­большие масштабные модели плоскостей монтировали над консолями вблизи мото­гондол. Самолет имел собственное имя «Суордфиш» (Swordfish — «Меч-рыба»). Проведенные эксперименты позволили подобрать удачный профиль для послево­енного лайнера Локхид С-69 «Констеллейшн» (Constellation).

Осенью 1942 г. один из самолетов P-38F был использован для демонстрации возможностей «Лайтнинга» в варианте бомбардировщика-торпедоносца. Опыты с транспор­тировкой и сбрасыванием одной или даже двух торпед массой по 875 кг прошли вполне успешно, но заказов на серийное производство машины не пос­ледовало. А вот способность «Лайтнинга» нести одну-две бомбы калибром до 908 кг сразу получила высокую оценку и вызвала заинтересованность у командования USAAF. Этот вариант бомбовой на­грузки при полетах на сравнительно небольшую дальность стал типичным для европейских Р-38 в 1944 г.

Ряд удачных операций германских воздушно-десантных войск в начале Второй мировой войны не прошел бесследно. В Соединенных Штатах заинте­ресовались возможностями как парашютно-десан­тного метода доставки подразделений в нужный район, так и боевыми планерами. Не осталась в стороне от «планерной» тематики и компания «Локхид». В 1942 г. ею был разработан вариант «Лай­тнинга», предназначенный для буксировки планера Вако CG-4A. Машина прошла испытания в исследо­вательском центре Райт Филд. Проектировалось устройство для буксировки трех планеров одновре­менно, но работы прекратили на раннем этапе и до испытаний дело не дошло.

В том же 1942 г. один из «Лайтнингов» облетали в варианте постановщика дымовых завес. Под цен­тропланом машины смонтировали два выливных авиационных прибора с системой зажигания смеси. В 1943 г. несколько Р-38 с такими установками применили для прикрытия района высадки англо­американских войск в Сицилии.

Еще на самом раннем этапе внедрения Р-38Е в эксплуатацию на аэродромах Аляски предпринимались попытки поставить «Лайтнинг» на лыжи, однако результаты оказались неудовлетворительными. Про­блема вновь была поднята зимой 1943—44 гг., когда один из истребителей P-38G оснастили полностью убирающимися лыжами фирмы «Федерал». Экспе­рименты проводились на авиабазе Лядд Филд, штат Аляска, и закончились аварией, после чего все работы свернули. В марте 1944 г. аналогичную переделку предприняли на самолете P-38J, но и она не оказалась успешной.

В 1944 г. на авиабазе Райт Филд один из P-38L испытывался с пересмотренным составом вооруже­ния. Вначале в дополнение к штатной пушке AN/M2C на истребителе смонтировали три пулемета калибра 15,24 мм с длинными стволами, выступаю­щими далеко за обводы фюзеляжа. Другой вариант нес восемь 12,7-мм пулеметов в носовой части центральной гондолы и еще две подвесных установ­ки спаренных пулеметов «Браунинг» под консолями крыла.

К экспериментальным машинам следует отнести выпущенный в единственном экземпляре низковы­сотный разведчик XF-5D, созданный на базе P-38G а конце лета 1943 г. Машина, подобно появившимся позднее «Друп Снутам», была двухместной, но в отличие от них имела неподвижное вооружение из двух 12,7-мм пулеметов. Оператор фотоустановки размещался лежа. Фотоаппарат был всего один — типа К-17, зато оператор мог точно наводить его на цель и с большой надежностью получать перспектив­ные снимки.

И, наконец, следует вспомнить и о самолете «Модель 522», заказанном USAAF в 1939 г. под обозначением ХР-49. Именно для него отрабатывалась гермокабина на ХР-38А. Первоначально ХР-49 планировали оснастить двумя мощнейшими Х-образными 24-цилиндровыми моторами Пратт-Уиттни Х-1800, но к моменту первого полета они не были готовы. Тогда на самолете смонтировали переверну­тые V-образные двигатели Континентал XIV-1430-9(11) мощностью по 1540 л.с. Единственный построенный прототип впервые поднялся в воздух 11 ноября 1943 г. В ходе испытаний была получена максималь­ная скорость полета 653 км/ч на высоте 4570 м.

Конструкция машины на две трети была идентич­ной серийным «Лайтнингам». При неизменном раз­махе крыла ее длина увеличилась на 0,72 м. Воору­жение серийных Р-49 должно было включать две 20-мм пушки с боекомплектом по 60 снарядов и четыре 12,7-мм пулемета с запасом по 300 патронов на ствол. Прототип не был вооружен, но вся стрелково-пушечная установка серийных машин в июне 1943 г. отлаживалась на P-38G. Работы по созданию Р-49 свернули в связи с тем, что все внимание фирмы в конце войны переместилось на доводку и внедре­ние в серийное производство реактивного первенца компании «Локхид» — истребителя Р-80 «Шутинг Стар» (Shooting Star — «Падающая звезда»).

С 1940 г. фирма «Локхид» вынашивала планы создания более крупного двухместного истребителя, идентичного по схеме с хорошо зарекомендовавшим себя «Лайтнингом». Проект получил обозначение ХР-58 и предусматривал разработку машины, вдвое пре­восходившей по массе Р-38. Соответственно увеличи­лись и геометрические размеры истребителя. В воздух самолет должны были поднимать 24-цилиндровые моторы Аллисон V-3420-11(13) мощностью 3000 л.с.

В ходе испытаний, проведенных летом 1944 г., истребитель развил максимальную скорость 702 км/ч на высоте 7620 м. Прорабатывался вариант вооруже­ния, включавший 75-мм орудие и пару 12,7-мм пулеметов в носовом отсеке, а также два крупнока­либерных пулемета в подвижных установках с дис­танционным управлением для защиты хвоста. Доводка ХР-58 была прекращена с передачей в серийное производство истребителя Р-61 «Блэк Уидоу».