«Лайтнинги» на иностранной службе

 

Вслед за вторжением союзников в Северную Африку несколько французских авиационных час­тей, прежде подчинявшихся правительству Виши, перешли на сторону англо-американцев и выразили готовность плечом к плечу участвовать в борьбе с немецко-итальянскими войсками. Среди них была разведывательная группа GR.II/33, 1-я эскадрилья которой приступила к перевооружению на «Лайтнинги» с ноября 1943 г. Американцы передали ей 6 самолетов F-4A, в том числе один двухместный. После переучивания эскадрилья получила новые машины F-5A и приступила к выполнению боевых полетов совместно с фоторазведчиками 12-х ВВС. Ее боевой путь пролегал через аэродромы Италии, Сицилии, Корсики и Южной Франции. Впоследствии эскадрилья сменила материальную часть на фото­разведчики F-5C, F-5F и F-5G. Одним из пилотов группы был известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери. В январе 1945 г. в составе группы сфор­мировали вторую эскадрилью, а сама группа получи­ла обозначение GR.I/33.

Три самолета-разведчика F-4 были переданы Королевским австралийским ВВС и применялись для разведывательных полетов над южной частью Тихо­го океана. Некоторое количество разведывательных «Лайтнингов» в рамках ленд-лиза было предоставлено китайским ВВС. Впослед­ствии эти машины использовались обеими сторонами в ходе гражданской войны. Так, в 1946 г. самолетами F-5 была осна­щена 12-я разведывательная эскадрилья ВВС Гоминьдана.

В ноябре 1942 г. пара P-38F, совершавшая перелет из Великобритании в Северную Африку, по ошибке соверши­ла посадку в аэропорту Лиссабона. Один из пилотов сумел правильно оценить ситуа­цию и взлететь, а второй самолет и его летчик были интернированы португальца­ми. Позднее этот «Лайтнинг» вошел в состав специально сформированной эскадрильи, на вооружении которой нахо­дились 18 истребителей Р-39, также по ошибке приземлившихся в Португалии в декабре 1942 г.

В начале 1947 г. истребитель P-38L (заводской № 424384) прошел ис­пытания в научно-испытательном институ­те советских ВВС. Ведущим летчиком был В.И. Хомяков, в облете участвовал гене­рал-майор П.М. Стефановский. Испыта­ния в основном подтвердили данные фир­мы о летно-технических характеристиках самолета. Любопытно, что в НИИ ВВС не смогли оценить самолет на боевом режи­ме работы моторов из-за ...отсутствия стооктанового бензина.

После окончания войны «Лай­тнинг» довольно скоро сняли с вооруже­ния ВВС США. Поэтому он не нашел широкого применения и в ВВС других стран, как это произошло с «Мустангом» и «Тандерболтом». Небольшое количест­во истребителей P-38L продали Гондурасу (позднее американцы выкупили часть этих «Лайтнин­гов» обратно для экспозиций авиационных музеев). Еще 50 машин были переданы восстанавливавшимся ВВС Италии. Параллельное «Лайтнингами» итальян­цы осваивали реактивный истребитель «Вампир» английского производства, поэтому к «Лайтнингу» они отнеслись с прохладцей. Собственно в США немногие подразделения Р-38 сохранились вплоть до 1949 г. Прежде, чем сдать самолеты на слом, их даже успели переименовать в F-38 «Лайтнинг».