«Лайтнинги» на иностранной службе
Вслед за вторжением союзников в Северную Африку несколько французских авиационных частей, прежде подчинявшихся правительству Виши, перешли на сторону англо-американцев и выразили готовность плечом к плечу участвовать в борьбе с немецко-итальянскими войсками. Среди них была разведывательная группа GR.II/33, 1-я эскадрилья которой приступила к перевооружению на «Лайтнинги» с ноября 1943 г. Американцы передали ей 6 самолетов F-4A, в том числе один двухместный. После переучивания эскадрилья получила новые машины F-5A и приступила к выполнению боевых полетов совместно с фоторазведчиками 12-х ВВС. Ее боевой путь пролегал через аэродромы Италии, Сицилии, Корсики и Южной Франции. Впоследствии эскадрилья сменила материальную часть на фоторазведчики F-5C, F-5F и F-5G. Одним из пилотов группы был известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери. В январе 1945 г. в составе группы сформировали вторую эскадрилью, а сама группа получила обозначение GR.I/33.
Три самолета-разведчика F-4 были переданы Королевским австралийским ВВС и применялись для разведывательных полетов над южной частью Тихого океана. Некоторое количество разведывательных «Лайтнингов» в рамках ленд-лиза было предоставлено китайским ВВС. Впоследствии эти машины использовались обеими сторонами в ходе гражданской войны. Так, в 1946 г. самолетами F-5 была оснащена 12-я разведывательная эскадрилья ВВС Гоминьдана.
В ноябре 1942 г. пара P-38F, совершавшая перелет из Великобритании в Северную Африку, по ошибке совершила посадку в аэропорту Лиссабона. Один из пилотов сумел правильно оценить ситуацию и взлететь, а второй самолет и его летчик были интернированы португальцами. Позднее этот «Лайтнинг» вошел в состав специально сформированной эскадрильи, на вооружении которой находились 18 истребителей Р-39, также по ошибке приземлившихся в Португалии в декабре 1942 г.
В начале 1947 г. истребитель P-38L (заводской № 424384) прошел испытания в научно-испытательном институте советских ВВС. Ведущим летчиком был В.И. Хомяков, в облете участвовал генерал-майор П.М. Стефановский. Испытания в основном подтвердили данные фирмы о летно-технических характеристиках самолета. Любопытно, что в НИИ ВВС не смогли оценить самолет на боевом режиме работы моторов из-за ...отсутствия стооктанового бензина.
После окончания войны «Лайтнинг» довольно скоро сняли с вооружения ВВС США. Поэтому он не нашел широкого применения и в ВВС других стран, как это произошло с «Мустангом» и «Тандерболтом». Небольшое количество истребителей P-38L продали Гондурасу (позднее американцы выкупили часть этих «Лайтнингов» обратно для экспозиций авиационных музеев). Еще 50 машин были переданы восстанавливавшимся ВВС Италии. Параллельное «Лайтнингами» итальянцы осваивали реактивный истребитель «Вампир» английского производства, поэтому к «Лайтнингу» они отнеслись с прохладцей. Собственно в США немногие подразделения Р-38 сохранились вплоть до 1949 г. Прежде, чем сдать самолеты на слом, их даже успели переименовать в F-38 «Лайтнинг».