Роковой И-180
Юрий А. Гугля/Киев Владимир П. Иванов/Санкт-Петербург
Чертежи разработал Ю.А. Гугля Фото из личных архивов авторов
Жизнь Н.Н. Поликарпова была полна драматических коллизий. Талантливейший авиаконструктор, знаменитый "король истребителей", он в полной мере познал и радость творческих побед, громкую славу, официальный почет, и горечь потерь, интриги коллег-конкурентов, сталинский застенок. Под руководством Николая Николаевича спроектированы десятки самолетов различных типов и назначений, часто опережавших свое время. Но главной его заботой были истребители, при создании которых реализовывались следующие принципы: минимальные размеры, аэродинамическое совершенство, высокая скорость, маневренность, мощное вооружение, применение двигателя воздушного охлаждения. Воплощением этой концепции стали самолеты И-16, И-180, И-185, проходившие красной линией через последние 12 лет творчества Поликарпова. О них написано немало, но только в наши дни стал возможен доступ к ранее неизвестным документам, открывающим новые страницы в судьбе Главного конструктора и его творений.
Главным героем исследования Ю. Гугли и В. Иванова станет малоизвестный читательской аудитории И-180. Однако рассказывать об этом самолете, не остановившись на его прямом предшественнике И-16, было бы нелогично.
Подробнее о Н.Н. Поликарпове и его самолетах, не описанных здесь, можно прочитать:
Стражева И.В. Полета вольное упорство.- М., 1986 г.
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР.- М., 1986 г., 1988 г.
Рабкин И.Г. Время, люди, самолеты.- М., 1985 г.
Григорьев А.Б. Меж двух стихий. - М.: 1992 г.
Самолетостроение в СССР (1917-1945), Книга 1, M. 1992 г.