Предисловие
Скорость, маневренность, точный и плотный пулеметно-пушечный огонь принесли славу истребителям Яковлева в воздушных боях второй мировой войны на советско-германском фронте.
"Скорость" - название фирмы, как бы ее девиз, который подчеркивает одну из особенностей стиля знаменитого конструкторского бюро (КБ). "Быстрее всех!" - часть известного авиационного призыва 30-х годов - для сотрудников КБ имеет и другое значение - создавать новые образцы раньше других. Именно это качество конструкторского коллектива проявилось в работе над самолетом, получившим первый номер из всех самолетов с маркой "Як". Фактор времени оказал огромное влияние как на создание этой машины, так и на внедрение ее в серийное производство. Сложившееся к 1939 г. отставание отечественной боевой авиации от мирового уровня заставило предпринять исключительные, беспрецедентные меры для того, чтобы наверстать упущенное. В кратчайшие сроки и действительно раньше других из стен КБ вышел истребитель, на долю которого вместе с довоенными "ишачками" потом пришлась основная тяжесть воздушных боев начального периода войны. А благодаря еще одной особенности стиля этого коллектива -культуры творчества, неуклонно прививаемой А.С. Яковлевым, Як-1 стал лучшим истребителем советских ВВС в этот период.
Но, несмотря на этот факт и как это ни показалось бы странным, Як-1 до сих пор остается одной из самых малоизученных машин военных лет. Предлагаемая читателю работа является попыткой более углубленно и подробно рассказать о родоначальнике знаменитой серии истребителей.
В истории создания и развития конструкции Як-1 тем не менее еще остаются "белые пятна", поэтому автор с благодарностью примет все дополнительные сведения об этом самолете.
Автор выражает признательность за помощь в подготовке этой книги Д.В.Гринюку, Ю.В.Засыпкину, К.Ю.Косминкову, Г.Ф.Петрову, Л.Н.Угрюмову.